Конспект занятия по изобразительному искусству Декоративная стилизация. Мир волшебства. (6 класс) бства.


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества»
Конспект занятия
«Декоративная стилизация. Мир волшебства».
23260914606
Автор: педагог дополнительного
образования - Ольховченко Э.А.
С.Кочубеевское , 2014г

Тема занятия: «Мир волшебства».
Вид занятия: Декоративно-прикладная деятельность и дизайн.
Тип занятия: комбинированный.
Цель занятия: Познакомить учащихся с приёмами декоративной стилизации и графическим изображением различных фактур.
Задачи занятия:
Развивающие –
Развитие у учащихся художественного вкуса, фантазии, воображения, чувства декоративности.
Развитие способности воспринимать фактурность и текстурность предметов в природе и быту.
Развитие способности к эстетической оценке искусства и окружающей среды.
Развитие умения согласовывать детали в большой форме и обобщать силуэт предмета.
Обучающие –
Расширение представлений учащихся о стилизации различных форм.
Обучение характерным особенностям и пропорциям объектов при их стилизации.
Расширение представлений о цветовых контрастах.
Закрепление навыков работы с цветом различными графическими приёмами.
Воспитывающие –
Воспитание аккуратности в выполнении работы, сознательного отношения к процессу рисования.
Привитие любви к произведениям декоративно – прикладного искусства.
Воспитание стремления довести работу до конца.
Оборудование для педагога: наглядный материал (цветовой круг; примеры стилизации образов растительного, животного, подводного мира; изображения различных текстур и фактур; репродукции).
Оборудование для учащихся: бумага, акварель, гелевые ручки, фломастеры.
Зрительный ряд: репродукции изделий декоративно-прикладного искусства разных народов мира; дидактические пособия нарисованные педагогом и учащимися.
План занятия:
Организационная часть.
Изучение нового материала.
Демонстрация пособий.
Просмотр репродукций.
Обсуждение просмотренных репродукций.
Творческое задание «Игра настроений».
Наглядно – дидактическая игра «Найди пару».
Творческое упражнение «Танцующий карандаш».
Самостоятельная художественно – творческая деятельность учащихся.
Заключительная часть.
Используемая литература:
Даглдиян К.Т. «Декоративная композиция», Феникс, Ростов-на-Дону, 2008г.
Сурина М.О. «Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре», Март, Ростов-на-Дону, 2003г.
Сурина М.О. «История образования и цветодидактики», Март, Ростов-на- Дону, 2003г.
Паранюшин Р.В. « Композиция», Феникс, 2002г.
Чикалов А.К. «Русское – народное декоративно-прикладное искусство», М., Просвещение, 1973.
Ход занятия:
Организационная часть.
Подготовка учащихся к учебно-познавательной деятельности. Сообщение цели и задач занятия.
Изучение нового материала.
Беседа о стилизации растений и цветов.
Стилизация – это упрощение и обобщение формы. Растительные стилизованные мотивы занимают значительное место в декоративном оформлении различных видов искусства. Стилизация необходимый и естественный метод в декоративно-прикладном искусстве, в книжной и прикладной графике, монументальной живописи и других видах искусства. Особенно важную роль стилизация играет в орнаменте. Существуют тысячи видов неповторимых и разнообразных растительных орнаментов по всему миру. Трактовка растительных форм может быть различной: декоративно-плоскостной – для росписи по ткани и фарфору; объёмной или линейной – по металлу, по стеклу и кости, а также при использовании узорно- кружевных изделий. Но во всех случаях форма растений должна быть в той или иной мере обобщённой, чтобы изображение легко можно было выполнить в материале.
( С разнообразием стилизованных форм учащиеся знакомятся с помощью наглядного материала – репродукций с изображением изделий декоративно-прикладного искусства).
Демонстрация пособий, пояснение педагога.
На реалистическом рисунке листья, цветы и насекомые изображены по правилам перспективы с проработкой по тону и цвету и предстают перед нами такими, какими мы их видим в жизни.
Цветы и листья самых фантастических и причудливых форм можно представить виде геометрических фигур ( овала, конуса, треугольника).
Изображение этих же цветов и насекомых могут использоваться для создания декоративных композиций. Здесь цветы по структуре и цвету более схематичны. Условна и тоновая проработка.
Для того чтобы нарисовать орнамент, например в круге, квадрате или полосе, понадобиться модуль. Одна единичка орнамента, которую можно по-разному поворачивать и располагать, создавая свой фантастический орнамент.
Многообразие наблюдаемых в природе цветов и оттенков художники и учёные издавна стремились привести в какую-либо систему. Первая такая попытка была сделана Ньютоном. Смешивая между собой основные цвета (жёлтый, красный и синий) мы можем получить цветовой круг с любым количеством цветов. Если в таком круге провести диаметры, то на противоположных концах будут лежать контрастные (взаимодополннительные) цвета. Когда наш глаз наблюдает два контрастных цвета вместе, он испытывает удовлетворение, ему «нравиться» такое сочетание.
Просмотр репродукций с изображением изделий декоративно-прикладного искусства.
Фрагменты орнамента в рапортных повторениях на обоях, тканях, коврах. Русский, белорусский, литовский, киргизский, древнегреческий орнамент.
Роспись белорусских ковров и сундуков.
Городецкая, хохломская роспись на предметах быта.
Примеры стилизации из детских книг и журналов.
Альбом репродукций А. Матисса.
Альбом репродукций Г. Климта.

Обсуждение просмотренных репродукций.
Вопросы к учащимся:
Что отличает декоративную роспись от реалистического изображения.
Как вы думаете, для чего с незапамятных времён человек украшал предметы быта, посуду, одежду. Что люди хотели выразить этими узорами.
Какие предметы вам понравились больше всего?
Какие предметы декоративно-прикладного искусства хотелось бы украсить вам?
Вы видите, что в декоративной росписи и вышивке художники используют не более 3-5 цветов. Как вы думаете, почему?
Присмотритесь внимательно к орнаментам разных народов, чем и почему они отличаются и что хотели отобразить мастера.
Какими выразительными средствами пользовались художники декоративно-прикладного и станкового искусства?
Назовите контрастные (взаимодополнительные) цвета.
Творческое задание «Игра настроений».
Учащимся предлагаются карточки с изображением различных цветовых пятен. Предлагается дать определение цветовым сочетаниям и названия предполагаемым настроениям.
Наглядно-дидактическая игра «Найди пару».
Данная игра направлена на передачу тактильных ощущений через визуальную иллюзию, а также развитие художественного вкуса, фантазии, воображения, чувства декоративности.
Подбираются иллюстрации ряда предметов и предметы с различными фактурными и текстурными свойствами. Шершавые, гладкие, меховые, искусственного и естественного происхождения – всё, что угодно, лишь бы с интересной фактурой и текстурой. Морские водоросли, деревянные и пластмассовые игрушки, пуговицы с различными объёмными рисунками, ракушки, мешковина, игрушки из тканей и меха.
На специально выполненном пособии изображены имитации различных фактур. Задача учащихся найти пару каждой фактуре из предложенных предметов.
Творческое упражнение «Танцующий карандаш».
В целях закрепления навыков работы с цветом разными графическими приёмами учащимся предлагается придумать свою графическую технику передачи фактур, используя цветные гелевые ручки и фломастеры.
Педагог демонстрирует следующие графические приёмы: прямые грубые штрихи, волнистые линии, толстые линии, тонкие линии, круговые движения, треугольные штрихи, беспорядочные каракули, аккуратная равномерная штриховка, точечные удары и пр.
Самостоятельная художественно – творческая деятельность учащихся.
1 этап деятельности – композиционное решение.
Учащимся предлагается изобразить любую композицию на тему: «Мир волшебства».
Обдумывание замысла, создание эскиза компоновки.
Определение величины композиционного центра и второстепенных элементов композиции.
Лёгкая разметка – компоновка рисунка в выбранном формате.
2 этап деятельности – цветовое решение.
Применение цвета с учётом декоративности.
Передача графическими приёмами разнообразных фактур и текстур.
Работа педагога:
Следить за последовательностью ведения работы.
Воспитывать аккуратность при выполнении рисунка.
Индивидуальная помощь в решении возникающих вопросов.
Заключительная часть.
Подведение итогов. Учащиеся представляют свои работы, рассказывают о воплощённых замыслах и идеях, обсуждают работы друг друга. Делятся дальнейшими творческими планами.