«Странички история Ханты-Мансийского автономного округа»


Дата:04.12.15г
Основной педагог: Ковалева А.В.
Учебная дисциплина: воспитательное мероприятие
Тема: «Странички история Ханты-Мансийского автономного округа»
Тип: комбинированное занятие
Цель: создать условия по формированию у обучающихся целостных представлений об истории родного края;
Задачи:
-формировать образное представление о прошлом и настоящем югорского края;
- развивать у обучающихся способность применять имеющиеся знания;
-формировать представление о выявлении этапов освоения и формирования территории нашего округа;
- воспитывать чувство любви к родному краю.
Оборудование: мультемедийное оборудование, раздаточный материал.
Компетенция: информационная
№п/п Этап занятия Деятельность педагога Деятельность обучающихся1 Организационный момент.
Цель: развитие слухового внимания
1.1Упражнение «Узнай мелодию».
Цель: коррекция слухового восприятия.
Здравствуйте, ребята!
Прежде чем вы сядете, я предлагаю вам игру на внимание.
-Сядет тот, у кого в имени 3 буквы: Эля, Ира.
-Сядет тот, у кого в имени две буквы. А : Нурана.
-Сядет тот, у кого в имени 4 буква у: Артур.
-Сядет тот, у кого в имени 4 буквы: Гуля.
Сядет тот, у кого в имени есть буква З: Эльза.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по огромному красивийшему краю.
Прослушайтепесню и скажите, на каком языке зта песня? (хантейская)
Куда мы свами отправимся в путешествие?
Правильно (Ханты-Масийский округ - Югра).

Звучит песня (слайд1)

Подготовка обучающихся к уроку.
Занимают свои рабочие места.
Слушают аудиозапись определяют по звуку мелодии и пению куда мы отправимся путешествовать.
2 Подготовка к восприятию нового материала.
Цель: подготовить обучающихся к восприятию нового материала.
Педагог: Родина... Никому не дано выбирать ее. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека как мать, одна, общие у них испытания, единая судьба.
Потребность знать край, в котором живешь, возникает у каждого. В разное время и с разной силой, но возникает.
Каждый из нас тысячами нитей связан со своей территорией. Мы приспосабливаемся к ее природным условиям (или сами частично изменяем их), общаемся с людьми, которые проживают рядом с нами.
Наши занятия – это путь изучения своей малой Родины, который приведет вас к действительному познанию своего края, наполнит память и ум, обогатит душу и сердце. Обучающиеся слушают педагога, вступают в беседу.
Слушают рассказ педагога.

3. Постановка цели и задач занятия
-привести к пониманию основной задачи занятия
Игра: «Шифровальщики»
Цель: игра на развитие логического внимания
Индивидуальная работа
Воспитатель: ребята, какова же будет тема сегодняшнего занятия?
-Расшифруете пиктограмму Приложение 1 (Слайд 2)
и с т о ри я
10 19 20 16 18 10 30
Х а н т ы - М а н с и й с к о г о
23 1 15 20 31 14 1 15 19 10 11 19 12 16 4 16

а в т о н о м н о г о
1 3 20 16 15 16 14 15 16 4 16
о к ру г а
16 12 18 21 4 1
Дети. Тема сегодняшнего занятия:
“ История Ханты-Мансийского автономного округа” Приложение 2
дата События
XI век Первое упоминание в "Повести временных лет"
XII век В XII веке Югорская волость стала упоминаться в грамотах как новгородское владение, с которого даже собиралась дань
Х1Увек Новгородские ратники дошли до низовьев р. Оби.
1465 год Московский воевода впервые собрал дань в пользу Московского великого князя.
XI век Югорская земля вошла в состав первого русского государства.
Молодцы! А цель нашего занятия: выявить этапы освоения и формирования территории нашего округа, с помощью хронологической таблицы, которую мы с вами сами и составим.
- У каждого из вас на столе есть хронологическая таблица, где вписаны самые важные даты в истории нашего округа. Ваша задача на протяжении занятия быть очень внимательными и рядом с датами вписать события, которые к ним относятся. 
Алимовой. Э и Бациной. И даются заполненные таблицы им нужно внимательно слушать и отмечать галочкой ответы. 4 Изучение нового материала.
4.1 Рассказ педагога Легенда о людях
северного ветра.
Педагог: история Югры, Югории, уходит корнями в глубокую старину…Свидетельства жизни на Югорской земле относятся к среднекаменному веку. Необычные люди жили здесь в те далёкие времена.
Есть такая легенда, рассказанная когда-то древними греками.
Будто в стране Северного ветра живут счастливые люди. Им ни по чем, ни полгода тёмные ночи, ни снега, ни вьюги, ни мороз. И одежда у них из звериных шкур, и едят звериное мясо. Но дух у них не звериный, а человеческий.
Далекий и таинственный край северо-восточной Азии, названн Сибирью, привлекал внимание людей давно, хотя его реальные географические очертания не были известны до XVIII века.
Педагог рассказывает легенду о северных людях

4.2 Рассказ обучающегося Открытие Сибири
4.3 Рассказ педагога о памятнике основателям города Сургута
5.4 Рассказ обучающегося о Сургуте
5.5 Работа с картой
5.6 Рассказ обучающегося о
г п Берёзово.

– Открытие Сибири шло постепенно. Об этом нам расскажет.
Педагог: у нас в Сургуте есть памятник основателям города Сургута
Вам знаком этот памятник?
А на какой улице нашего города он находится?
(расположен на кольце проспект Ленина)
А какие важные социальные объекты расположены рядом с памятником: агентство воздушных сообщений, магазин Спортмастер.
Это большая 4-х фигурная экспозиция. (Слайд 4 )В бронзе увековечены князь Фёдор Борятинский, воевода Владимир Аничков (Оничков) , безымянные священник и казак-плотник. Первые две личности известны истории, именно они по царскому указу царя Федора Иоанновича прибыли в самую сердцевину Западной Сибири, «чтобы град Сургут построить». Русское население, мигрировавшее в Сибирь, несло с собою вековые традиции народного православия, иконы, книги. Весь жизненный уклад, духовные и бытовые традиции приходивших в Сибирь людей были связаны с православным вероучением. Священник в скульптурной группе олицетворяет российскую духовность. Сургут, как и вся Сибирь, не знал крепостного права, люди жили крепкие, вольные, решительные. Известно, что Сибирь брали казаки во главе с атаманом Ермаком, кроме того, Сургут возводился плотниками из числа казаков, поэтому появилась в композиции четвёртая персона казака.
(Слайд 6) “Сургут”
Сообщение учащегося о Сургуте. 
(Слайд 8)
– С продвижением русских в Сибирь стали возникать первые города. Обратите внимание на карту и назовите первые города и даты их основания. Не забывайте заполнять хронологическую таблицу.
Сообщение учащегося о Березово.  (Слайд 6-7)
Педагог: На гербе Березово вы видите березы, которые наглядно демонстрируют происхождение названия города. Следующая иллюстрация – это макет острога, где в 18 веке содержали государственных преступников. Вообще XVIII век стал временем, уже напрямую связанным с событиями, происходившими в России. Березов становится местом царской ссылки именитых вельмож.
Особое место в ряду северных городов занимает Ханты-Мансийск – столица Югры. С Нурана Приложение 1.1
Обучающиеся слушают сообщение, заполняют таблицу.
Обучающиеся слушают педагога, вступают в беседу.


Н.Эля Приложение 4
читает своё сообщение остальные обучающиеся слушают и заполняют хронологическую карту.
Гульфира Приложение 3
Обучающиеся слушают и заполняют хронологическую таблицу.
5.7 Рассказ обучающегося о Ханты –Мансийские.
Сообщение учащегося о г. Ханты – Мансийские.
(Слайд 9)
Ш. Артур Приложение 5
читает своё сообщение остальные обучающиеся слушают и заполняют хронологическую карту.
5
6. Творческое задание Педагог: Этот год стал юбилейным для Ханты-Мансийского автономного округа, которому исполняется 10декабря 85 лет. Связь поколений, любовь к Отчизне, родной дом – вот то главное, что у нас есть. Те ценности, которые объединяют нас всегда.
Ребята я предлогаю вам изготоаить совместно стенгазету поздравление с Днём рождения Югра.
Распределитесь на группы по 3,4 человека и распределити кто какую работу будет выполнять.
Педагог : у меня набор заготовок для аппликации на тему Югра
Молодцы прекрасная стенгазета. Коллективная работа над изготовлением поздравительной стенгазеты.
Вывешивается на доску.
Закрепление и повторение изученного материала.
Цель: закрепить знания и умения.
1.Работа с тестом по истории ХМАО. Педагог: мы с вами на протяжении всего занятия заполняли хронологическую таблицу. Так вот теперь она будет вам хорошим помощником при заполнении теста. Обучающиеся заполняют тест
Итог занятия.

Рефлексия.
Этот способ позволяет учителю понять, насколько усвоен учебный материал
Хотя наше занятие и завершается, но ваше путешествие по родному краю продолжится на уроках краеведения, уроках истории и географии ХМАО.
(Слайд 11)
1. Я живу в городе…..(Сургуте)
2. Мой город находится в ….(Ханты -Мансийском Автономном) округе.
3. Самый главный город нашего округа - (Ханты-Мансийск)
4. В нашем округе добывают….(нефть, газ)
5. В округе проживают коренные народы - (ханты и манси)
6. Я знаю города Ханты-Мансийского Автономного округа….(г.Сургут, г.Берёзово,г Ханты-Мансийск и др.)
Вот видите, как много мы уже знаем, как много нам ещё предстоит узнать!
Я Родины себе не выбирал.Она, как жизнь, дается от рожденья,Мне стала вьюжная суровая ЮграОтечеством, той точкой становленья,Откуда в жизнь шагнул и где иду У всех, как свечка в юрте, на виду.
Автор: В. Плесовских
Стихотворение читает А.ЭльзаКлючь.
а б в г д е ё ж 9 и й к л м н о прс т у ф х ц ч ш щ э ю я
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 26 28 29 30
10 19 20 16 18 10 30
23 1 15 20 31 14 1 15 19 10 11 19 12 16 4 16

1 3 20 16 15 16 14 15 16 4 16
16 12 18 21 4 1
Ключь.
а б в г д е ё ж 9 и й к л м н о прс т у ф х ц ч ш щ э ю я
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 26 28 29 30
10 19 20 16 18 10 30
23 1 15 20 31 14 1 15 19 10 11 19 12 16 4 16

1 3 20 16 15 16 14 15 16 4 16
16 12 18 21 4 1
Приложение 2
Хронологическая таблица «История Югры»Дата События
XI век XII век ХIV век 1465 год 1478 год 1582 год 1593 год 1594 год 1637 год 1930 год 1940 год 1950 год
Приложение 3
Сообщение учащегося о Березове.Один из старейших городов Западной Сибири Березов основан на месте казацкого укрепления, заложенного в 1593 году близ остяцкого поселения Сугмут-Вош. Сугмут-Вош буквально переводится как «березовый город». Гарнизон крепости главным образом занимался сбором ясака с коренного населения. На прославленные Березовские ярмарки охотно везли свой товар русские и заморские купцы.

Приложение 4
Сообщение учащегося о Сургуте. HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%83%D1%82" \t "_blank" Сургу́т — город в России, административный центр Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа, крупнейший город округа, один из немногих российских региональных городов, превосходящих административный центр своего субъекта федерации как по численности населения, так и по промышленному потенциалу. Сургут стоит на правом берегу великой сибирской реки, в ее средней части, которая так и называется - Средней Обью. Городов с легкой судьбой на берегах Оби нет, многие из них появились уже в нефтяную эпоху. Сургут - один из тех уникальных городов, которые рождались из любви человека к этому месту.Город Сургут является одним из старейших сибирских городов. Основан по наказу царя Фёдора Иоанновича, данному 19 февраля 1594 воеводе князю Фёдору Борятинскому и письменному голове Владимиру Оничкову. Город основан близ остяцкой крепости князя Бардака (Бородока) . Сургут был "основан 4 людьми": воеводой, священником, купцом и охотником. Сегодня на центральной улице города стоит замечательный памятник основателям города.Название города по одной из версий происходит от слов ханты «Сур» (рыба) и «гут» (яма) . По другой же версии, в переводе с хантыйского «сургут» — «рыбное место» . С момента основания, с XVI века, Сургут занял позиции форпоста продвижения русских служилых людей на север и восток. Минули столетия, пришла пора большой нефти, город превратился в центр главной энергетической базы страны. За плечами Сургута - слава топливного кормильца России.И раньше, и теперь в третьем тысячелетии он был и останется опорным пунктом освоения нефтегазовых северных территорий. Сургут мощный речной порт, крупнейший железнодорожный узел Западной Сибири, современный и хорошо оснащенный аэрокомплекс.

Приложение 5
Сообщение учащегося о Ханты-Мансийске.Несколько веков назад, в 1637 году, на правом берегу Иртыша, неподалёку от места его впадения в Обь, был образован Самарский Ям, положивший начало селу Самарово. Расположился он в живописном месте у подножия крутых гор, поросших густым кедрачом. Первыми жителями Самарово были 50 ямщиков с семьями из Пермского, Вологодского о Оленецкого краёв. Вслед за ними потянулись и другие переселенцы. Кроме извозчицкого промысла жители Самарово занимались рыбной ловлей, охотой и животноводством. На зиму солили грибы, собирали ягоды, заготавливали до 10 тысяч пудов кедровых орехов.
С появлением пароходства Самарово стало активно развиваться и в 60-е годы 19 столетия превратилось в большую пристань. Где сходились пути пароходов Тюменско- Томской системы. Так на месте села, появился крупный торговый центр.
В 1930 году власти страны приняли решение образовать 8 национальных округов, среди которых был и Остяко-вогульский. Для строительства этого окружного центра избрали место в пяти километров к северу того самого Самарово. В вековой Сибирской тайге положили улицы и кварталы. А уже в 1940 году посёлок Остяко-Вогульск был переименован в Ханты-Мансийск, а ещё через десять лет получил статус города.
«Ханты-Мансийский автономный округ (историческое название края – Югра) образован
10 декабря 1930 г. постановлением ВЦИК как Остяко-Вогульский национальный округ с центром в с. Самарово
в 1977 преобразован в автономный округ. В соответствии с Указом Президента РФ от 25 июля 2003 Xанты-Мансийский автономный округ переименован в Xанты-Мансийский автономный округ – Югра.
С 2000 входит в Уральский федеральный округ. Административный центр – город Ханты-Мансийск…»
Приложение 6
Тест по истории ХМАО. 1.Когдаи где встречаются первые сведения о Югре?
А) «Слово о полку Игореве»
Б) «Повесть временных лет»
2.Когдабыл образован Остяко-Вогульский национальный округ?
декабрь 1930
Б) декабрь 1922
декабрь 1950
3.Какназывался Ханты-Мансийск до революции?
А) Березово
Б) Самарово В) Сургут
4.«Вкаком количестве прибыл» первый десант на территорию Самарово?
А)50
Б) 20
В)16
5.Когда Ханты -Мансийск получил статус города?
А) 1960
Б) 1940
В) 1950
Хронологическая таблица «История Югры»
Дата СобитияXI век Первое упоминание в "Повести временных лет"
XII век В XII веке Югорская волость стала упоминаться в грамотах как новгородское владение, с которого даже собиралась дань
XIV Новгородские ратники дошли до низовьев р. Оби.
1465 г Московский воевода впервые собрал дань в пользу Московского великого князя.
1478 г. Югорская земля вошла в состав первого русского государства.
1582 год поход Ермака в Сибирь
1593 год Основание города Берёзово
1594 год Основание города Сургут
1637 год Был образован Самарский Ям, положивший начало селу Самарово1930 году Образование 8 национальных округов, среди которых был и Остяко-Вогульский
1940 году Посёлок Остяко-Вогульск был переименован в Ханты- Мансийск,
1950 году Ханты-Мансийск получил статус города.
Приложение 1.1
– Открытие Сибири шло постепенно, первыми ее узнали новгородцы. Их торговые и деловые интересы были движущей силой, побуждающей к освоению Сибири.
Особая страница в истории округа связана с освоением Сибири русскими первопроходцами.
Первое упоминание о Югре в исторических источниках относится еще к XI веку. В "Повести временных лет" говорилось, что "…богатый новгородец Гюрята Рогович направил своих людей в Печеру и дальше в Югру…".
В XII веке Югорская волость стала упоминаться в грамотах как новгородское владение, с которого даже собиралась дань.
А, в XIV веке новгородские ратники дошли до низовьев
р. Оби. К этому времени относится и строительство первых русских городков, таких, например, как Ляпин на р. Сосьве.
С XV века по мере усиления Великого Московского княжества все чаще на Югорской земле стали появляться московские дружины.
А в 1465 г. московский воевода впервые собрал дань в пользу Московского великого князя.
После присоединения Новгорода к Московскому государству в 1478 г. Югорская земля вошла в состав первого русского государства.
Окончательно Сибирь была присоединена к Московскому государству после легендарного похода Ермака Тимофеевича.