Рабочая программа СБО 3 кл для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
социально-бытовая ориентировка
для учащихся надомного обучения
3 класса (VIII вид 2 вариант)
Составитель:
Учитель Глинская Е.С.
Санкт- Петербург
2015 год
Пояснительная записка
Актуализация
Проблема социализации учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является наиболее значимой в процессе их образования. Практическая направленность всего образовательного процесса, ориентированного на индивидуально-типологические особенности каждого учащегося, — важная составляющая обучения предмету «Социально-бытовая ориентировка» в течение всех лет обучения в школе. В основу уроков по предмету «Социально-бытовая ориентировка» положен интегративный подход, который предполагает освоение учащимися системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в социуме.
Целью обучения данному предмету является освоение воспитанниками системы социально значимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни. Цель уроков СБО — подготовка учащихся к взрослой жизни через овладение ими навыками самообслуживания, общения, приспособление их к жизни обществе, воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.
Необходимость включения предмета «Социально-бытовая ориентировка (СБО)» в учебный план обусловлена крайне низким развитием высших психических функций учащихся, сниженными возможностями манипулятивных действий и участия в любом виде деятельности.
Предмет «Социально-бытовая ориентировка» является практико-ориентированным, поэтому значительное количество часов отводится на проведение дидактических игр и упражнений, ролевых игр, практических упражнений, экскурсий. На уроках учащихся обучают применять в быту и в процессе ориентировки в окружающем мире средства альтернативной коммуникации и вербальные средства общения, необходимые для сообщения о своих действиях, демонстрации умений, обращения за помощью в случае затруднений.
Рабочая программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» для 3 класса (VIII вид 2 вариант) составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
2. Учебного плана ГБОУ школа № 487 на 2015-2016 уч.год. На основании Приложения №1 к Постановлению Правительства СПб от 22.04.2015 № 355 и Распоряжения Комитета по Образованию Приказ 2525-р от 30.10.2013г «Об утверждении Порядка организации обучения по медицинским показаниям по основным общеобразовательным программам на дому».
Срок реализации программы: 1 учебный год.
Цель и задачи программы:
Цель: подготовить учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни, дать им возможности для адаптации и социализации.
Задачи :
- учить учащихся элементарной системе информационно-бытовых знаний, обеспечивающих им комфортное проживание в обществе;
-прививать социально-бытовые навыки и умения, операции, необходимые им в течение времени, установленного определенным режимом жизнедеятельности;
-прививать невербальные и вербальные модели коммуникативного общения, необходимого в процессе межличностного взаимодействия с окружающими в различных социально-бытовых ситуациях;
-воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность, формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Инструментарий учителя:
- Рабочая программа
- Тематическое планирование
- План-конспект урока
- Раздаточный материал
- Дидактический материал
- Компьютерный материал
- Методическая литература
Виды и формы организации учебного процесса
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; систематизации и обобщению изученного материала), интегрированные.
Формы работы на уроке: фронтальная работа, групповая и индивидуальная.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные
При реализации данной программы используется одна форма контроля: индивидуальный. Контроль (диагностика) проводится (в начале года) и итоговый (конец года).
Учебно-тематический план
№ Тема Кол-во часов
1 Одежда и обувь 8
2 Питание 9
3 Жилище 4
4 Культура поведения 5
5 Транспорт 8
6 Итого 34
Содержание тем учебного курса.
Одежда и обувь (8 часов)
Виды одежды и обуви.
Уход за одеждой (чистка, стирка).
Средства по уходу за одеждой (мыло, стиральный порошок, щетка).
Практические действия по уходу за собственной одеждой.
Застегивание обуви.
Питание (9 часов)
Значение воды в жизни человека. Вода – основа напитков.
Напитки (компот, морс).
Практическое занятие: приготовление морса из воды и варенья.
Посуда для напитков. Сервировка стола к чаю.
Средства для ухода за посудой. Практическое занятие: мытье бокалов, чашек.
Жилище (4 часов)
Предметы мебели: кровать, диван; кресло, стул; журнальный стол; шкаф для посуды, шкаф для белья. Дидактические игры и упражнения на запоминание предметов мебели и их расположения в комнате.
Работа с сюжетными картинками «Семья», «Дома вечером».
Культура поведения (5 часов)
Правила поведения дома. Вежливое обращение с близкими, забота о них.
Проигрывание ситуаций.
Чтение произведений художественной литературы.
Правила поведения в транспорте.
Ролевые игры.
Транспорт (8 часов)
Обучение правилам входа и выхода из транспорта.
Упражнения на развитие умения размещения в транспорте, оплаты проезда.
Переход улицы по пешеходному переходу, по зеленому сигналу светофора. Работа с иллюстрациями.
Упражнения с сигналами светофора.
Ролевые игры.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Основной:
1. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
Дополнительный:
1. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.. Я-говорю! Упражнения с пиктограммами. – М.:Дрофа, 2009.
2. Безопасное поведение на улицах и дорогах: 1 – 4 кл.: Пособие для учащихся / Под. ред. П.В. Ижевского. – М.: Просвещение, 2009.
3. Внимание! Опасно! Правила безопарного поведения ребенка / Под ред.. Н.Л. Шестерниной/. – М.: «Школьная пресса», 2011
Календарно-тематический план на I-IV четверти
учебного года
Учебный предмет: социально-бытовая ориентировка
3 класс (30 часов)

п/п Тема урока Кол-во часов Дата
проведения Отрабатываемые умения и навыки Примечание
I четверть
Одежда и обувь 1 Виды одежды
Зимняя одежда
Летняя одежда 1 Умение узнавать и называть одежду на картинках, пиктограммах
Умение одеваться по сезонам 2 Формирование навыка аккуратного ношения одежды
Осенне-весенняя одежда 1 Навык аккуратного ношения одежды
Умение одеваться по сезонам 3 Уход за одеждой (чистка, стирка)
Игра «Уход за одеждой» 1 Умение ухаживать за своей одеждой 4 Игра «Оденем Таню»
Праздничная одежда 1 Умение одеваться по сезонам
Умение отличать праздничную одежду от повседневной II четверть5 Средства по уходу за одеждой 1 Навыки пользования мылом, стиральным порошком, щеткой 6 Практические упражнения по уходу за одеждой 1 Навыки стирки носков, навык чистки брюк или юбки Питание 1 Вода 1 Формирование представлений о значении воды в жизни человека. 2 Напитки 1 Знакомство с напитками: компот, морс 3 Практическое занятие: приготовление морса из воды и варенья 1 Обучение умению работать по технологической карте с помощью педагога 4 Посуда для напитков 1 Знакомство с посудой: стакан, бокал Жилище 1 Предметы мебели 1 Знакомство с предметами мебели: кресло, журнальный стол, шкаф для посуды, шкаф для белья III четверть
Транспорт 1 Виды транспорта 1 Закрепление видов транспорта 2 Правила входа в транспорт и выхода из него 1 Обучение учащихся правильно входить в транспорт и выходить из него 3 «Я еду в зоопарк» (ролевая игра) 1 Умения входить в транспорт и выходить из него по словесной инструкции педагога, приобретение билета у кондуктора. Одежда и обувь 1 Виды обуви 1 Умение узнавать и называть различные виды обуви (уличная, сменная). Формирование навыков аккуратного ношения обуви 2 Застегивание обуви 1 Овладение различными способами застегивания обуви (шнуровка, застежка-молния, липучки) Питание 1 Сервировка стола к чаю 1 Обучение учащихся сервировке стола к чаю 2 Игры и упражнения по теме: «Посуда» 1 «Узнай и покажи (назови) посуду и предметы, необходимые для чайного стола» (чайник, сахарница, блюдце, пирожковая тарелка, чайная ложка, скатерть, салфетки); «Сервировка стола» («К кукле Маше пришли гости», «Дорисуй по трафарету», «Лото», «Сложи картинку»3 Игры и упражнения по теме: «Сервировка стола» 1 Узнай и покажи (назови) посуду и предметы, необходимые для чайного стола» (чайник, сахарница, блюдце, пирожковая тарелка, чайная ложка, скатерть, салфетки); «Сервировка стола» («К кукле Маше пришли гости», «Дорисуй по трафарету», «Лото», «Сложи картинку»4 Средства для ухода за посудой 1 Знакомство со средствами для ухода за посудой (гель, жидкость для мытья посуды, губка). Тщательное смывание мыльного раствора с посуды 5 Практическое занятие «Мытье бокалов, чашек» 1 Отработка алгоритма мытья вышеперечисленных предметов по технологической карте, пиктограммам Жилище IV четверть1 Предметы мебели
Правила поведения дома 1 28.03 Продолжение знакомства учащихся с названиями предметов мебели. Закрепление правил поведения. 2 Работа с сюжетным картинками «Семья», «Дома вечером»
Е.Благина « мама спит , она устала.» 1 4.04 Обучение учащихся действиям при рассматривании картин по словесной инструкции. Сопряженное проговаривание фраз. Воспитание заботы о близких. Культура поведения 1 Правила поведения в транспорте 1 Обучение учащихся правилам поведения в транспорте 2 Ролевые игры 1 Объяснение и совместное выполнение правильных действий Транспорт 1
2 Переход дороги по пешеходному переходу
Светофор 1 Обучение детей умению переходить через дорогу по пешеходному переходу
Знакомство со светофором, значение сигналов светофора для перехода улицы 3 Упражнение «Что надо делать, когда загорится…» 1 Обучение детей умению переходить через дорогу по зеленому сигналу светофора. 4 Ролевые игры 1 Обучение детей умению переходить через дорогу по пешеходному переходу по зеленому сигналу светофора.