Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках ОРКСЭ










Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках
ОРКСЭ







Исполнитель: Красова Елена Витальевна
учитель музыки
МБОУ СОШ №16 Белово
)











Белово 2016 г.
Содержание

Введение

1. Психолого-педагогические аспекты духовно-нравственного развития младшего школьника

2. Изучение комплексного учебного курса ОРКСЭ через диалог культур

3.Изучение основ светской этики в начальной школе

4.Применение интерактивных форм обучения на уроках ОРКСЭ
5.Современные методы оценивания достижений обучающимися результатов образования в процессе изучения основ религиозных культур и светской этики

Заключение

Список литературы
Введение
Школа является основным  звеном  духовно-нравственного воспитания  подрастающего поколения.  Образовавшийся духовный вакуум заставляет педагогов искать пути совершенствования образовательного процесса. Учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание ребенка. Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания.
 «Воспитание из всех святых дел – самое святое» Святитель Феофан затворник
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования в качестве важнейших качеств, которым должен обладать современный выпускник, названы духовность, нравственность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, толерантность, мобильность. Показательно, что на первое местo поставлены те черты, котoрые в российском сознании всегда почитались как главные.
Но развитие средств массовой информации, коммуникаций расширили и преобразили информационное поле, выступающее сильным фактором влияния на мировоззрение личности. В условиях высокой доступности информации, на детей обрушивается поток продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, что ведет к возрастанию негативных социально-педагогических последствий в детской среде и ослабляет воспитательную деятельность. 












1. Глава. Психолого-педагогические аспекты духовно-нравственного развития младшего школьника
Задание к теме «Психолого-педагогические аспекты духовно-нравственного развития младшего школьника»
В соответствии с концепцией Кольберга, можно выделить три уровня в нравственном восприятии детей. При этом в каждом уровне можно выделить по две стадии.
Приведите примеры к каждому уровню и стадии нравственного восприятия
Уровни и стадии нравственного восприятия
Пример

Уровень принятия морали авторитета
Добровольное доверие, уважение к мудрости, копирование действий кого-либо на основе доверия.

Первая стадия – принятие морали родителей
Радость и смысл жизни человеческой определяются тем, насколько в ней присутствует любовь. Чем младше ребенок, тем глубже запечатлевает он то, что видит вокруг. До трех лет ребенок очень сильно связан с матерью, и матери дана удивительная и уникальная способность любить своего ребенка. Поэтому главной задачей этого нежного возраста является запечатление любви. Дети обретают базовое доверие к жизни, к миру если в достаточной мере окруженных любовью и лаской. В младшем возрасте для детей главным авторитетом являются родители. Дети «копируют» своих родителей, т.е. стараются говорить, поступать так, как это происходит в семье. Например, дочь укладывает спать куклу, поёт ей колыбельную, кормит, т.е. в игре повторяет то, как это делает мама.
Демков отмечал, что воспитание детей напрямую зависит о того жизненного примера, которые родители подают своим детям. Этот пример, по мнению педагога, всегда действует сильнее любых наставлений и нравоучений.
Л.В. Писарева в своей книге «Из практики воспитания детей» (1958) полагала, что более всего на детей влияет «личность родителей, их поведение, пример»
Сухомлинский писал: «Ребенок - это зеркало нравственной жизни родителей».
Ш.А. Амонашвили писал: «Давайте воспитывать наших детей не столько словами, добрыми наставлениями или подарками, сколько примером, достойным всякого подражания»
«Дети не слушают родителей, а видят их». «Лучшее наследство, которое могут родители дать своим детям, есть доброе воспитание, оно имеет гораздо большую ценность, чем все богатства и блага земные»
Если теперь обратиться к уровню восприятия морали, то легко видеть, что в дошкольном возрасте дети воспринимают «что хорошо и что плохо» от родителей.

Вторая стадия – принятие морали учителя
Когда ребенок идет в школу, то, что говорят родители, отходит на второй план, а на первый выходит то, что говорит учитель. Если учитель говорит: «Вот это хорошо, а вот это плохо», ребенок воспринимает это и априори соглашается с учителем.

Уровень принятия морали социума
Освоение социальных норм и правил поведения, общения и взаимодействия в социуме.

Третья стадия – принятие морали сверстников
Обычно переход на этот уровень происходит в возрасте 11-12 лет. В этом возрасте ребенок начинает воспринимать мораль сверстников. Для него важно, что думают и как настроены его сверстники. Очень важно, в какой компании находится в это время ребенок и кто в ней является лидером.

Четвертая стадия – принятие морали общества
 В 14 лет подросток воспринимает то, чем живет общество, и хорошо, если это общество церковное. Если ребенок видит самоотверженную жизнь окружающих, он поступает так же. Но если такого нет, а все, кроме семьи и воскресной школы, думают о том, как заработать побольше денег, то ребенок, к сожалению, воспримет и это. И тут надо напрячься не только одному лидеру, но и всему церковному обществу, чтобы жизнь тех, кто входит в него, отличалась от того образа жизни, который принят в миру. Если мы, как и весь мир, хотим получше устроиться в жизни, то ребенок пойдет в ту сторону, что и мир. Мало говорить: «Надо совершать подвиги», для ребенка нужен живой непосредственный пример.

Уровень автономной совести
Отвержение того, что кто-то имеет право решать, как поступать другому.

Пятая стадия – сомнение в существующих нравственных ценностях
 Человек может отбросить все, чему его учили, и самостоятельно избрать свой жизненный путь. Этот выбор для педагога и родителей мучителен: дружили-дружили с ребенком, и он неожиданно поступает совсем не так, как от него ожидали.

Шестая стадия – собственный выбор системы ценностной иерархии
Человек остается один на один с Богом. До этого мы вели ребенка за руку, но тут он должен идти сам. И, к сожалению, ребенок может пойти не только к Богу, но и в противоположном направлении, и мы с этим ничего не сможем поделать, потому что это уже собственное решение человека.
Некоторые люди вообще никогда не достигают стадии автономной совести. 

















2. Глава. Изучение комплексного учебного курса ОРКСЭ через диалог культур
Сценарий. Народного праздника « Масленица»
Цель мероприятия: приобщение учащихся школы к русской культуре, традициям русского народа.
Задачи: возродить русские народные традиции, обряды и обычаи; привлечь учащихся к активному участию в празднике; создать условий для раскрытия творческих способностей у учащихся ; воспитать у учащихся чувства патриотизма и любви к родному краю.

1 вед:
Все! Все! Все! Все на праздник!
Масленицу встречаем,
Зиму провожаем,
Весну закликаем!
2 вед:
Спешите! Спешите!
Подходите все, без стеснения!
Билетов не надо –
Предъявите хорошее настроение!
1 вед:
Поторапливайтесь, поторапливайтесь
Мы зовём к себе всех,
Всех кто любит веселье и смех,
Игры, аттракционы, чудеса из чудес,
Спешите времени осталось в обрез.
2 вед:
Спешите скорей, спешите скорей!
Нет праздника нашего веселей!
Гостей давно мы ждем-пожидаем,
Масленицу без вас не начинаем.

Ну, народ! Чего стоите? Во все стороны глядите
Есть загадки в нашем крае, до того мудреные,
Кто загадки отгадает, попадет...в ученые!
(Конкурс «Отгадай загадку!»)

Без крыл, без ног белые мухи летают. (Снег)

И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)

Какой это мастер на стены нанес
И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)

Белая морковка зимой растет. (Сосулька)

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром. (Зима)

В этот праздник, все стремятся,
Долго дома не сидеть,
А на ярмарку все мчатся,
Представления смотреть,
Выступают скоморохи,
Пекут вкусные блины,
Раз в году бывает праздник,
В завершении зимы.
(Масленица)
 
Масленица,масленица Хороводом дразнится!
Эй. ребята не зевай,
Дружно песню запевай!

Хоровод»Масленица»

1 вед: А теперь давайте немного поговорим об истории Масленицы. Масленица  это старинный славянский праздник проводов зимы. После крещения Руси этот языческий праздник сохранился, хотя и приобрел некоторые новые черты. Церковь в это время вспоминает изгнание Адама из рая и приготовляет всех христиан к Великому посту. Это веселый праздник длился 7 дней.
2 вед:
Все семь дней бурлит веселье!
Люди пляшут и поют...
И блины до воскресенья
Очень вкусные пекут.

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА". Яркие салазки с горочек скользят. Целый день веселье. Наступает вечер... Накатавшись вволю, все блины едят. "ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада. Все гулять, резвиться вышли, как один! Игры и потехи, а за них - награда: Сдобный и румяный масленичный блин! Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся. Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники - всё им удаётся. Пироги и блинчики - всё на стол мечи! А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит. Ледяные крепости, снежные бои... Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек - суженых своих. ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"... Тёща приглашает зятя на блины! Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще, Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.
Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".
Вся родня встречается, водит хоровод. Праздник продолжается, общее веселье. Славно провожает Зимушку народ! ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает. Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
Скоморох:
Продолжаем мы программу
Для гостей, друзей, для всех.
Начинаем панораму
Удивительных потех!
Скоморох:
Ой, вы гой еси, люди добрые,
В деле славные и проворные.
Продолжаем веселье сегодняшнее.
Начинаем игрища народные.

Дети расходятся по станциям :
1.Молодецкие забавы(спортивная) Отв.учителя физ.:ЧерепановаС,А,,ПархоменкоО,А,,Остащенко Т,А,
2.Песнярушки-заигрушки(музыкальная)ОТВ.учитель музыки Красова Е,В,
3.Наряжайка(Изо)отв.учитель изо Семёнова Н,К,
4.Рукодельная(технология)отв. Учитель технологии Кирсанова Е,Ю,

По окончании работы на станциях все собираются в столовой.

Девица. После Масленицы, по православной традиции, наступает особое время. Великий пост - дни покаяния и воздержания. Перед началом поста, в последний день Масленицы, стихало на Руси православной бурное веселье. Перед началом поста, чтобы вступить в это время с чистым сердцем, ни на кого не держащим обид, надо обязательно помириться со всеми и всех простить. А легко ли простить кого-то, обидевшего тебя, или попросить прощения, когда сам виноват? В этот день сердцем просим прощенья, В этот день мы прощаем других, И в заветное это мгновение Мы любим всех вас и их! Пусть в прощеное воскресенье Душа будет рада всем, Простите! Просите прощенья, Чтобы стать другим насовсем! Ведущая. А теперь, дети, гости дорогие, просим вас к столу: нашего угощения отведать. А про угощение - наша последняя загадка: Круглые, да не колеса, Горячие, да не солнце, Не пироги, а есть их можно. Что это? (Блины)

Хоровод «Ой,Блины»
Скоморох.
Подходи-ка, детвора! Пробу снять давно пора! На блины, что с пылу с жару Налетайте, ребятня! Не толкайтесь, не спешите! Подходите все сюда! А блины все хороши, Поедите от души!
С Масленицей сытной, вкусной и весёлой! Пусть весна открыто прибывает в сёла, Пусть она блинами потчует деревни, Отмечает с нами русский праздник древний.
Пусть одарит каждый город обновленьем Блин по солнцу жажда, жажда потепленья! С холодом простимся, всем честным народом, После попостимся, как в былые годы, Зимнее ненастье и мороз забудем... Всем добра и счастья! С Масленицей, люди!



































3. Глава. Изучение основ светской этики в начальной школе

Практическое задание по курсу
«Преподавание Основ светской этики в начальной школе»

Объясните образно значение иностранного термина ЭТИКА, используя происхождение этого слова. Как соотносятся между собой образ ДОМ (этика от греч. этос – совместное жилище) и смысл науки ЭТИКА. Проведите сравнительный анализ, используя таблицу.

Дом
Этика

Свое жилье, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство. Мы знакомы домами (наши семьи бывают друг у друга). Хлопотать по дому. У матери на руках весь дом Место, где живут люди, объединенные общими интересами, условиями существования. Родина - наш общий дом. 
Этос - это привычное место обитания, жилище, звериное логово. Второе значение слова этос - характер и судьба отдельного человека  Совокупность норм поведения, общественной группы, организации и т.п.





















4. Глава. Применение интерактивных форм обучения на уроках ОРКСЭ
Тема урока: Зачем творить добро?
Цель урока: дать представление о христианской мотивации доброделания
Задачи урока: Образовательные(познавательных УУД): узнать о двух христианских особенностях совершения добрых дел: по благодарности за подвиг Иисуса Христа, по стремлению подражать (уподобиться) Его подвигу
Развивающие (формирование коммуникативных и личностных УУД): понять, почему отказ от своих желаний (самоотверженность) может приносить духовную радость
Воспитательные (формирование регулятивных УУД): осознать, что библейские заповеди, указывают человеку, что нужно и что не нужно ему делать для того, чтобы жить в ладу со своей совестью, испытывая духовную радость
Оборудование урока: мультимедиа проектор, бумага для письма, бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний (формулирование темы урока)
– Какие доводы могут убедить людей творить добро?
– Как вы понимаете слова немецкого поэта Эриха Фрида: «Кто думает, что любовь к врагам непрактична, тот не просчитал практические последствия ненависти к врагам»?
– Можно ли утверждать, что немецкий поэт говорит о выгоде творить добро и любить врагов?
– Можно ли творить добро и любить врагов бескорыстно, не преследуя выгоды?
– Как на этот вопрос отвечают христиане?
3. Сообщение нового материала
Чтение статьи учебника к уроку «Зачем творить добро». Обсуждение проблемы, которая так или иначе возникает на данном уроке: может ли добро происходить от корысти? Всегда ли сотворение добра требует самоотвержения? Бывает ли добрым эгоистический человек? Можно ли одновременно творить добро и быть эгоистичным?
– Какие вопросы, связанные с содержанием текста у тебя возникли?
– Какую часть статьи учебника требуется для тебя пояснить?
– «Золотое правило этики» – сформулируй его
– «Золотое правило этики» принимают все, однако в чём разница в понимании этого правила разными людьми? Какие взгляды убеждают христиан соблюдать это правило?
Показ иллюстраций: «Мучения апостола Петра» Микеланджело Караваджо, «Мучения апостола Андрея» Рибера Хусепе, или других художников, иллюстрацию с памятником Андрею Первозванному в Киеве.
-Что сделал подвиг Христа для человечества? Как ты понимаешь слова Христа, что он пришёл послужить?
-Как может быть выражена благодарность за подвиг Христа?
-Апостол Пётр. Что ты знаешь о нём? Кто такие апостолы?
-Что ты знаешь о преследованиях христиан
-Куда идёшь? Камо грядеши? Ква вадис? Почему это выражение вошло во все языки христианского мира, стало фразеологизмом? Какое символическое значение есть у этого выражения?
Создать определение слова Самоотверженность учащимися в коллективной работе, записать на плакате и разместить на доске в классе.
-Самоотверженность – это .... (предмет, поступок, явление, свойство, качество?)
-Что свойственно человеку, обладающему таким качеством: готовность прийти на помощь за хорошую плату? За награду (медаль, съёмку на телевидении, портрет в газете)? За похвалу родителей? Готовность прийти на помощь, творить добро бескорыстно? Готовность пожертвовать собственными интересами ради добра, бескорыстно, без награды и, может быть, даже похвалы и признания?
Продолжить работу со словом: среди ряда слов выбрать сходные по оценке, по ценностному смыслу (рядоположные, не синонимы) и противоположные по ценностному смыслу:
Самолюбование, самоограничение, самолюбие, самолюбивость, самоотречение, саможаление, самомнение, самонадеянность, самостоятельность.
Слова можно расположить в таблице:
Слова с основой «само», имеющие отрицательную оценку
Слова с основой «само», имеющие положительную оценку

Самолюбование
Самолюбие,
Самолюбивость
Саможаление
Самомнение
Самонадеянность
Самоограничение
Самоотречение
Самостоятельность
Самоотверженность

Сказка Г. Х. Андерсена «Снежная королева».
Учащимся даётся задание начертить «лестницу» самоотверженности Герды. Каждый поступок Герды даёт пример самоотверженности, причём каждый раз степень самоотверженности возрастает. Учащиеся прослеживают, что каждое решение Герды связано с отказом от личного благополучия:
Поступки и решения Герды
От чего отказывается Герда, принимая решение, что потребуется от неё

Просьба к реке вернуть названного братца
От новых красных башмачков

Решение плыть в лодке дальше по реке
Разлука с близкими, разлука с бабушкой

Побег от старушки
От тепла, уюта, покоя, красоты домика, в котором приютила Герду старушка

Решение покинуть дворец, куда привели её ворон и ворона
От шёлковой и бархатной одежды, роскошной жизни во дворце

Отъезд из разбойничьего замка
Крышу над головой, тепло от очага, ненадёжную, но защиту, которую могла ей дать маленькая разбойница

Отъезд из дома финки
Потеря тёплых сапог и рукавиц, обретение полного одиночества среди бескрайней снежной равнины


Задание выполняется самостоятельно (в парах, маленьких группах), вычерчивают линию самоотверженности Герды, приходя к выводу, что каждое новое испытание требовало всё большей степени самоотверженности.
Для достижения цели урока необходимо подвести детей к мысли, что повседневная, обыденная жизнь человека так же требует от него самоотверженности, как и предельные испытания в сказке. Только в жизни преодоление этих испытаний чаще всего лишено красоты подвига и не вызывает восхищения окружающих, чаще всего вообще остаются ни для кого незаметными, но от этого не менее необходимыми для близких, для живущих рядом.
4. Закрепление изученного материала. Чтение рассказ Л.Н. Толстого «Старик и яблони», написанный им для маленьких детей.
-Каким качеством из перечисленных выше наделил старика Л.Н. Толстой?
СТАРИК И ЯБЛОНИ
Старик сажал яблони. Ему сказали: "Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков". Старик сказал: "Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут".
Заключительное слово учителя.
    Категории  «добро » и «зло»-  вечные.
Мне хочется закончить урок стихотворением:
Хочу я, чтоб ДОБРО  
к тебе пришло, Как свет весенний,
как тепло  костра:
Пусть для тебя источником добра.
Не станет то, что для другого зло.
(звучит песня «Добрым быть совсем не просто»)
 5. Рефлексия.
Учитель раздает детям кулечки с разным количеством конфет от 0 до 6. Ученики начинают думать: Почему? Зачем? Что делать? Учитель наблюдает, как они догадываются и находят выход: предлагают поделить все поровну.
6. Домашнее задание. К следующему уроку разберите состав слова «добродетель», попробуйте понять его смысл и постарайтесь составить список добродетелей.
7. Рекомендуемая литература
Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики»
М.Просвещение, 2010г.
Учебное пособие «Основы православной культуры» М.Просвещение, 2010г.
Сборник «Зёрнышки» Добрые истории для маленьких ребят. Рязань, 2008г.
Юности честное зерцало. Программы по нравственному воспитанию школьников. М. 5 за знания. 2005г.
Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности. М.ТЦ  Сфера
2005г.
Классные дела в начальной школе. М.ТЦ  Сфера 2005г.









5. Глава. Современные методы оценивания достижений обучающимися результатов образования в процессе изучения основ религиозных культур и светской этики

Работа с кроссвордами ,тестами
Методическое руководство по применению дидактической разработки:
Учитель обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения курса   ОРКСЭ проверить достижения учащихся, поэтому одна из целей активизация познавательной деятельности учащихся  четвёртых   классов  на  уроках  курса  ОРКСЭ ( модуль «Основы   православной   культуры»).Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Работа с кроссвордами возможна на всех этапах урока как метод оценивания . Разработано на основании опыта учителя начальных классов Николаевой Елены Юрьевны Россия ,Краснодарский край,г.Анапа МАОУ СОШ №6
Задачи урока (в том числе метапредметные результаты):
Образовательные (познавательных УУД) самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг,  перерабатывать полученную информацию
Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД) знать важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России
Развивающие (формирование регулятивных УУД) вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Составление кроссворда. Памятка  «Как    работать    над    кроссвордом?» (на конкретном примере)
 
Памятка «Как работать над кроссвордом?» (на конкретном примере)
1.Выбери тему кроссворда ТЕМА: «Монастырь
2.Подбери, какие слова можно включить в кроссворд
Мантия, клобук, чётки, пояс, обет
3.Карандашом напиши эти понятия в таблице (или на листе тетради в клеточку) так, чтобы они составили кроссворд. Если в ходе работы надо будет заменить слово или переместить его на другое место – то сотри ненужное и исправь.
4.Придумай задания к словам и запиши их с номерами (по вертикали и по горизонтали)
Задания по вертикали:
1.Бусинки-узелки. Их перебирание помогает монаху сосредоточиться в молитве.
2. Образовано от греческого слова «монос», то есть один.
4.Сделан из кожи животного как напоминание о том, что всякая плоть смертна.

Задания по горизонтали:
3.Головной убор, который носят монахи.
5.Обещание жить в послушании, безбрачии и без личных вещей.
Оформи кроссворд на альбомном листе.
(Название, кроссворд, задания, рисунок) и подумай, как можно рассказать о своей работе товарищам.


Фото монаха- http://www.liveinternet.ru/users/3945460/rubric/1564125/
Чётки- http://vlad.mk.ru/articles/2010/12/16/552533-svyaschennika-otdali-pod- 
Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, занимательных и обучающих тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок интереснее. Логические задания кроссвордов подбираются в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся.
                                  
1. Трапеза, за которой совершилось первое в мире Причастие ( Вечеря)
2. Традиционная пасхальная выпечка (Кулич)
3. Святые жёны, которые первыми узнали о воскресении Христа (Мироносицы)
4. Как называется последняя неделя перед Пасхой? (Страстная)
5. Римский правитель (наместник) Иудеи, при котором был казнён Иисус Христос(Пилат)
6. В этот день Господь установил таинство причащения (Четверг)
7. Двунадесятый праздник в честь возвещения человечеству спасительной вести о предстоящем рождении Христа (Благовещение)
8. Место, где был распят Иисус (Голгофа)
9. Гора, на которой апостолы увидели Христа в последний раз (Елеонская)
10. Какой ученик Иисуса Христа трижды отрёкся от своего учителя? (Пётр)
11. В России ветви этого дерева приносят в храм вместо пальмовых веток, когда празднуется Вход Господень в Иерусалим( Верба)
12. Самый великий православный праздник, которым завершается Великий пост (Пасха)
13. Имя одной из мироносиц (Мария)
14. Что мы дарим друг другу на Пасху? (Яйцо)
 
                               Кроссворд на тему «Православные праздники»
1.Иисус от Иоанна                                      
  Божьим промышлением          
В древних водах Иордана   
Получил. Крещение.  
О празднике.
Крещение Господне празднуется 19 января (6 января по старому стилю). Когда Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа,  Бог явил себя людям: был слышен с неба голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение», воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святый сошел на Христа в виде голубя. Поэтому праздник Крещения Господня еще называется праздником Богоявления.
 
2.Урожай приносит сад:
Яблоки и виноград.
Освящают их кропленье
В чудный день Преображение.
                                                           О празднике.
Преображение Господне празднуется 19 августа (6 августа по старому стилю). Незадолго до своих страданий и Крестной смерти  Иисус Христос взошел с учениками Петром, Иаковом и Иоанном на гору Фавор и преобразился перед ними. Лицо Господа просияло, как солнце, а одежды стали белыми и блистающими. Также на Фаворе явились пророки Моисей и Илия и беседовали со Христом о Его предстоящих страданиях и смерти. Спаситель показал Свою божественную славу для того, чтобы поддержать в учениках веру, когда они увидят Его распинаемым. После литургии в этот день в храме освящаются плоды.
3.В дом Божий Мария входила
Душою, как Ангел, светла.
Творца безграничная сила
Ее по ступеням вела.
Оставив земную обитель,
Родителей нежных Своих,
Пришла, чтоб Господь Вседержитель
Был Сын Ей и Вечный Жених!»
                                                     

О празднике.
По сохраненным Преданием рассказам, родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет, если родится дитя, посвятить его на служение Богу.                                               
Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песней, с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там встретил отроковицу первосвященник со множеством священников. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, казалось, не могла бы Сама взойти по этой лестнице. Но как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.
Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Преблагословенная Мария осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на небо. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. «Если бы кто спросил меня, говорил блаженный Иероним, как проводила время юности Пресвятая Дева, я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее».
Но в Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу. В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая Церковь с древних времен установила торжественное празднество. Указания на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. 
В IV веке упоминание об этом празднике есть у святителя Григория Нисского. В VIII веке проповеди в день Введения произносили святители Герман и Тарасий, Константинопольские патриархи.
4.Что за чудо? Это ново:
 На апостолов Христовых
 В виде пламенных языков
 Бог Святый Дух сводится.
 Так явила нам себя Пресвятаятроица
 
                                              О празднике.
В 50-й день после Воскресения Христова на апостолов сошел Дух Святой в виде огненных языков, поэтому этот праздник отмечается на 50-й день после Пасхи и называется также Пятидесятницей. Еще этот день называют Днем Святой Троицы, потому что тогда проявилось единство Отца, Сына и Святого Духа, и Днем Рождения Церкви – так как в этот день началось устроение на земле Святой Христовой Церкви. В этот праздник принято украшать храм и свои дома зеленью и цветами, как символами новой жизни и обновления.
5.Деве Пресвятой из Назарета,
 Преблагословенной  меж женами,
 Вдруг предстал, блистая дивным светом,
 Гавриил Архангел со словами:
«Радуйся, Господь с Тобою, Дево!
 Дево, Благодатная Мария,
 От тебя родится  Царь вселенной –
 Божий Сын, Спаситель всему миру!»
                                                       О празднике
Благовещение Пресвятой Богородицы празднуется 7 апреля (25 марта по старому стилю). В этот день мы вспоминаем явление Архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии, который сообщил ей радостную весть (благовещение – значит «добрая, радостная весть») о том, что Она станет Матерью Сына Божьего. С этого дня началось освобождение человеческого рода от греха и вечной смерти.
6.Пахнет смолою и плюшками,
 Детскими снами, хлопушками
 Елочки маленькой ствол.
 Дарит Господь рождество
                                                О празднике.
Рождество Господа нашего Иисуса Христа празднуется 7 января (25 декабря по старому стилю), предваряясь Рождественским постом. Сын Божий – Христос Спаситель мира родился у Пресвятой Девы Марии в Вифлеемской  пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастье.  Пастухи первыми узнали от Ангела весть о рождении Христа, пришли и поклонились Божественному Младенцу. А волхвам (мудрецам) с востока показала путь к Господу новая, необычайная звезда. Волхвы поднесли Младенцу Христу свои дары: золото – как Царю, ливан (ладан) – как Богу и смирну (драгоценное, благовонное масло) – как Человеку.
На уроках  ОРКСЭ при закреплении материала я использую тестовые задания. Например, тест по теме «Храм».
Тест «Устройство храма».
1. Как называется в православном храме главная часть церкви, обращённая на Восток  и отделённая от него иконостасом?
            а)  престол
            б)  жертвенник
            в)  алтарь
2. В самом центре храма стоит аналой (наклонный столик). Обычно на центральном аналое лежит:
            а)  Крест
            б)  Икона праздника или святого
            в)  Евангелие
            г)  Молитвослов
3. Центральный вход в алтарь называется:
            а)  Золотые врата
            б)  Царские врата
            в)  Главные двери
 4. Что является важнейшей частью алтаря и всего современного храма?
            а)  Жертвенник
            б)  Престол
            в)  Горнее место
 5. Что такое иконостас?
            а) подставка для иконы   
            б) стена из икон, за которой находится алтарь   
            в) одна из боковых стен храма   
6. Для чего нужен канун?
            а) петь  молитвословия, восхваляющие и славящие Бога   
            б) зажигать свечи для поминания умерших людей   
            в) в храме было ещё более красиво и весело от сияния многих свеч   
7. Что значит кадить?
            а) зажигать свечи   
            б) ходить во время службы   
            в) наполнять воздух благоуханным дымом   
8. Почему врата в алтаре называют Царскими?
            а) потому что в них в древности входили цари   
            б) потому что через них выносят Евангелие – благую весть о Христе-  царе   
            в) потому что они богато украшены   
Ещё одно из заданий применяемых на уроках- это «Установи соответствие»
-Установи соответствие между понятием и картинкой.
Святые благоверные князь Пётр и княгиня Февронья,
Муромские чудотворцы


Благословение Священика


Икона «Хождение Иисуса Христа по водам»


Свято-Троицкая
Александро-Невская Лавра


Князь Владимир.
Крещение Руси

           
Напрестольное Евангелие

                  
Икона Божьей Матери «Казанская»

Наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают задания, зашифрованные с помощью загадок. Любая загадка – это логическое упражнение, при выполнении которого ребёнок учится выделять количественные стороны предмета, а также находить предмет по нескольким перечисленным признакам (так  развиваются мыслительные операции: синтез и анализ). Загадки могут быть различной степени сложности, это зависит от числа признаков и от того, насколько они характерны для данного объекта. Например, можно использовать на уроках ОРКСЭ такие загадки в стихах о библейских героях Ветхого завета.
В саду Эдемском было чудо,
Что мудрости плодом наречено.
На ветви гибкой быстро зрело,
Его срывать запрещено.
А  кто запрет нарушил? (Ева)
Гора Синай  в пустыне дикой.
Святою милостью на ней
Нам заповеди дал Господь великий.
Но кто донес их людям? (Моисей)
На жертвенник он сына положил,
Творя веленье Господа упрямо.
Но ангел вдруг его остановил.
Кого Господь проверил? (Авраама)
Он был царём великим
Но стал по слову Бога диким
Питался полевой травой
Скажи скорей, кто он такой (Навуходоносор)
Два брата. Как их имена?
Один житель поля,
а  другой шатра. (Исав, Иаков)
Ты его, конечно, знаешь.
Он - Божий человек, святой.
Но если "Л" на "Н" сменяешь,
Сибирской станет он рекой. (Елисей - Енисей)
Была прекрасная она
Женою самого царя
Спасла Израильтянам жизнь
И дядю своего подняла ввысь. (Есфирь)
 
Великой силой обладал,
Он волю Бога исполнял.
Судьёй Израиля был он.
А как зовут его? (Самсон)
Кто это: такой большой,
Имеет голос громовой
Смеялся над своим врагом
Но был Давидом побеждён.
Убит у войска на глазах,
Непобедимый (Голиаф)
Смеялась в сердце, но сказала нет.
А Бог ей дал такой ответ:
«Я в дом твой через год приду
И сына на руках найду».
Она ценней не ждала дара,
И в 90 родила. Ей имя – (Сарра)
Работал много, пас стада.
Он славил Бога - пел всегда.
Сначала был он пастухом,
Но сделал Бог его царем.
Он белокур, красив на вид.
А как зовут его? (Давид)
Много лет назад он жил.
Праведным пред Богом был.
Пережил потоп земной.
Кто, скажите, это? (Ной)
Из  ребра сотворена,
Нам праматерь всем она.
Загадки способствуют более глубокому и творческому усвоению учебного материала, расширяют  кругозор, развивают гибкость мышления и речь учащихся, что в конечном итоге повышает уровень подготовки детей в целом и способствует формированию и развитию личностных и познавательных универсальных учебных действий у учащихся. Именно поэтому учителю надо использовать загадки  на уроках православной культуры, даже несмотря на то, что первоначально их выполнение будет требовать дополнительного времени и с их решением не могут справиться  все учащиеся класса. Постепенно число учащихся будет увеличиваться. Использование загадок сделает урок более интересным, а значит, и более продуктивным.Применение занимательного материала позволяет разнообразить уроки, делать их более увлекательными, что способствует общему развитию школьника.  Наиболее эффективной технологией работы на уроках ОРКСЭ является игровая технология.  Вот некоторые словесные игры: «Доскажи словечко», «Вычлени из текста слово», «Найди ошибку», «Да-нет», «Найди соответствия», «Назови синонимы, антонимы к словам», «Расположи по порядку».
 Например, «Цепочка слов», где нужно подобрать однокоренные слова к слову ДОБРО:
 доброта, добрый, добродетель, доброжелательность, Добрыня, добролюбие, добряк и т.д. Приведу примеры некоторых игр, которые я использую на уроках.
                                     Игра «Доскажи словечко».
Кто придумать этот мир
Так чудесно смог?
Жизнь Кто людям подарил,
Ну, конечно, . (Бог)
Бог проект ковчега дал,
Всё подробно описал.
Чтоб ковчег построить им
Были вместе Хам и Сим.
Иафет им помогал,
А отец их всех собрал.
Дружно всей семьёй трудились,
Господу они молились.
Вечерами шли домой,
Так ковчег построил (Ной)
Строил он корабль долго,
Все смеялись, мало толку.
Но залило всех водой,
Спасся лишь строитель (Ной)
По морю плывет ковчег,
Но заветный виден брег.
Ной с семьею очень рад:
Видит гору (Арарат)
Дочь фараона шла к реке,
Нашла корзинку в тростнике.
Лежал малыш в корзинке сей.
Его назвали ... (Моисей)
Из египетского плена
Он народ свой вывел смело.
Чудо Божье совершилось –
Море Красное раскрылось.
 Самый кроткий из людей
 Ну, конечно, (Моисей)
Там Спаситель наш родился,
 На свет божий нам явился.
 Город сей известен всем,
 Это город (Вифлеем)
 Не мудрецом, а просто рыбаком
 Предстал, и Слову Божьему был верен.
 Пошел он первым следом за Христом.
 Как звали Первозванного? ... (Андреем)
 Ко  Христу по морю шел,
 В  лодке Бог его нашел.
 Симон звали, а потом
 Бог  его  назвал (Петром)

                                  Игра «Лишнее слово»
Учитель называет слова, задача команд определить, какое слово лишнее и почему. Вопросы задаются командам по очереди.
1)  Вертеп, ясли, пастухи, Пилат, волхвы, звезда, ослик.
2) Гробница, стражники, шатер, ангелы, жены-мироносицы.
3)   Андрей, Пётр, Иоанн, Иаков,Филипп, Исайя, Фаддей, Варфоломей
4)  Потоп, ковчег, радуга, дождь, огонь.
5) Крещение, Покров, Рождество, Сретение
76) Алтарь, амвон, минарет, солея
7) Икона, фреска, мозаика, клирос
8) Минарет, колокольня, церковь, часовня
 
                                                     Игра «Эрудит».
Игра рассчитана на эрудицию, кругозор и интеллект. Проводится с небольшой группой детей.Для проведения этой игры каждому участнику необходимо иметь чистый лист бумаги и ручку.                      
 Проведение.
На заданную букву участники должны написать:
·  Название столицы ,город
·  Животное
·  Птицу
·  Реку или озеро ,море
·  Имя человека
·  Растение
·  Святого
Следует нацелить ребят, что слова необходимо подбирать связанные с курсом Основы православной культуры. Если на указанную букву нет понятия, то его надо пропустить.
Например: буква В – Вифлеем, волк, Владимир, вьюнок, св. Варвара;
буква  Г- Галилея, гиена, голубь, Галилейское море, Голиаф, Георгий
 
За каждое правильное слово игрок получает 2 очка, если слова у играющих оказались одинаковыми, то оцениваются по одному очку. Дополнительное очко получает тот, кто первым написал все слова.Выигрывает тот, кто на определенное количество букв набрал больше очков.



Заключение
Содержание учебного предмета на уроке – мощный инструмент воздействия на структуру личности ребёнка. Внести позитивные изменения в эту структуру возможно, когда сам освоил этот предмет и понимаешь его воспитательные возможности. Поэтому огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству.  Кроме того, бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не может заложить духовно-нравственное начало у своих воспитанников. Только пример воспитывающего (наставника) может дать результаты.
Очень хорошо, что данный курс преподается в выпускном классе начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются.
Таким образом: духовно-нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Но мы должны понимать и то, что решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не только в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в семье, в школе, в обществе, которая бы способствовала духовному становлению ребенка, пробуждала в нем желание делать добро.
























Список литературы
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Аркадьева А.В. Проблемы преподавания религиоведения в начальной школе//Начальное образование. - 2011. - № 3.
Быков А.К. Патриотизм в контексте гражданско-нравственного становления школьников//Образование в современной школе. - 2012. - № 4.
Григорьев ВД. Социальное и духовное в воспитании человека//Воспитательная работа в школе. – 2009. - №10.
Клепиков В. Психолого-педагогический механизм приобщения к ценностям// Воспитательная работа в школе. – 2010. -№ 9.
Колокольцева М.А. Семейные проекты как средство нравственного воспитания младших школьников,/Начальное образование. - 2011. - № 3.
Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. – 2006. - №1.
Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2005 - №2.
Лапшина Т.П. Воспитание культуры поведения//Начальная школа. 2010. - №1.
Логинова Н.В. Роль притч в самоопределении личности в процессе духовно-нравственного образования учащихся//Начальное образование. - 2011. - № 3.
Метлик И.В. Духовно-нравственное и гражданское воспитание в школе: особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе//Воспитание школьников. № 2. – 2012.
Метлик И.В. Религиозное образование в школе и проблема интеграции российского общества// Образование в современной школе. - 2012. - № 4.
Основы религиозных культур и светской этики (итоги эксперимента и перспективы учебного курса) / Библиотечка журнала «Вестник образования России». – 2012. - № 1.
Хђ Заголовок 2ѕђ Заголовок 315