Духовно-нравственное воспитание обучающихся с умственной отсталостью на уроках биологии.

Новикова Елена Николаевна
учитель биологии, ГБОУ «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»,
г.Черногорск, ул. Дзержинского, д.16, тел. 2-31-20, сот.: 89831938665.
Духовно-нравственное воспитание обучающихся с умственной отсталостью на уроках биологии.
Разработка конкретных форм, методов и содержания воспитательной работы в условиях вспомогательной школы является одной из сложных и актуальных задач специальной педагогики. Вспомогательная школа обязана подготовить школьников к жизни в обществе, для чего необходимо сообщить ученикам не только доступный для них минимум общеобразовательных и профессионально-трудовых знаний, умений и навыков, но и воспитать в них необходимые для жизни нравственные качества. Нет нужды доказывать насколько это сложно, ведь объектом воспитания являются дети, у которых резко нарушен нормальный ход психического и физического развития. Понимая это, я использую сочетания различных средств воздействия на ребёнка на уроках биологии и внеклассных мероприятиях. Воспитание нравственных качеств обучающихся начинаю с привития любви, гордости и бережного отношения к родной школе, городу, малой Родине. Ведь ещё академик Д.С.Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Отчизной наделен каждый человек. И если он любит свою Родину, то участвует в ее судьбе, печалится из-за её горестей, веселится на ее праздниках, заботится о ее делах. Для каждого из нас Родина имеет свое значение. Сегодня будущее цивилизации всё больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознаёт, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при разрешении глобальных проблем. Нет сомнений в том, что в наше время возникает проблема патриотического воспитания школьников. В предыдущее десятилетие это направление воспитательной деятельности было недостаточно развито. Как результат этого мы видим выросшее поколение, для которого чуждо понятие «Родина», «Патриотизм», «Отечество». Поэтому стали актуальными проблемы воспитания защитников Родины, законопослушных граждан, воспитание милосердия и человеколюбия. Мы вновь сегодня осознаем важность этой проблемы.


Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к жизни в обществе, заложить основы нравственности. Если в процессе школьной деятельности будет сформировано нравственное сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.
Для обеспечения осознанного понимания предмета, успешной адаптации детей в окружающей действительности, на уроках биологии я использую материал краеведения, который применяется при обучении школьников по всем разделам курса биологии. В систему уроков по краеведению входят экскурсии не только на природные объекты, музеи, но и значимые для города (республики) предприятия. Для более полного изучения родного края разрабатываю презентации, в которых использую фотографии, статьи, видеоролики. Организация живого общения детей с их природным окружением помогает не только в понимании природоведческих закономерностей, в словообразовании биологических терминов и природных названий, расширении активного словаря, коррекции и социализации школьников, но и в воспитании любви и гордости за свою Родину.
Огромное значение в воспитании нравственных качеств обучающихся имеет изучение краснокнижных растений и животных. С волнением дети относятся к исчезающим видам. Они понимают, как прекрасны творения природы, представленные на фотографиях и рисунках! Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: многие из них занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли, а некоторые из них уже исчезли. Эти знания учат детей сопереживанию, любви к братьям нашим меньшим.
Школьникам небезразличны исторические факты. При изучении Злаковых растений дети узнают о тяжёлом времени блокады Ленинграда. В эти тяжелейшие дни блокады сотрудники ВИРа совершили подвиг: 14 ослабевших от голода человек не уходили со своего поста, охраняя от мороза, сырости, крыс тысячи семян зерновых культур. Печальный список умерших от голода ведет летопись ВИРа: Д.С.Иванов- хранитель риса, А.Г.Щукин- хранитель масличных культур, Л.М.Розина- хранитель овса Хлеб из коллекционного зерна мог спасти много жизней. Сохранение коллекции в блокадном Ленинграде- это подвиг не только ученых ВИРа, но и всех, кто им помогал. Люди еле передвигали ноги от голода, но семена сохранили. Они знали, что после войны стране нужны эти семена- хлеб будущего.
При обобщении и закреплении изученных тем, предлагаю детям составить рассказ, например: «Сосновый бор», «Тополиная метель», «В зимнем лесу» и др. При этом дети используют наглядный материал, опорные слова, схемы, фотографии, стихи и песни о природе Хакасии.
Закрепление знаний обучающихся по природным водоёмам осуществляю на примере рек и озёр республики. Рассказы сопровождаю презентацией слайдов, на которых дети видят не просто природные объекты, а уникальность, богатство и красоту родного края. Трудные названия предлагаю разобрать с помощью словаря или энциклопедии.
Для активизации познавательной деятельности школьников на уроках включаю различные приёмы, например: проблемный рассказ, экологическую задачу, эффект удивления, введение в урок сказочных героев. Так на интегрированном уроке «Вода-волшебница» Снежная королева хотела заморозить всю воду на Земле, а дети, спасая планету, выполняли все её задания. Вместе с доктором Айболитом на уроке «Воздух и его охрана» лечили больного – городской воздух и т. д. Кроме этого применяю дидактические игры, особенно вербального характера. Дети с большим удовольствием не только отгадывают, но и придумывают загадки на разные темы, разгадывают ребусы и кроссворды, которые помимо разнообразных функций, ещё и помогают закрепить правописание изучаемых понятий, природных названий.
Большое значение для повышения мотивации имеет красивые природные объекты. Заинтересованное отношение к природе появляется у детей, когда они обретают способность любоваться и очаровываются ее красотой. Пробуждению эстетической чуткости детей способствуют привлечение их к наблюдению над природой, Это побуждает учеников воспринимать, осмысливать, оценивать познаваемые объекты как красивые и выразительные. Изучение природы родного края помогает в изучении предмета биологии, учит бережному отношению ко всему живому, воспитывает любовь к малой Родине. Из крупинок знаний о природе и капелек доброты вырастает еще одно чувство ответственность за родную землю.
Самое значимое для становления личности имеет практика, труд. Определённое количество часов отведено для практических работ на пришкольном участке. Здесь дети закрепляют полученные на уроках знания и формируют навыки сельскохозяйственного труда. Это имеет огромное значение для социализации подростков и выбора будущей профессии. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.

Древняя мудрость гласит: «Мышление начинается с удивления». Мир природы вечный источник детского разума. Именно там, в явлениях природы, множество проблем, вопросов, пусть даже открытых людьми, но вновь и вновь открываемых детьми в процессе учения. Одна из целей уроков приобщение детей к тем радостям, которыми так богато проникновение в чудесные тайны природы. Поэтому важно построить обучение так, чтобы каждая тема несла ребенку открытия, сделанные им самостоятельно, чтобы ученик познал себя как активную творческую силу, пережил чувство гордости от того, что все это он увидел сам, и что это его великая Родина.

Литература:
Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. – М. :Просвещение, 1981.
Лифанова Т. М. Дидактические игры на уроках естествознания. – М.:МГОПУ, 2001.
Прокофьев С. М. Природа Хакасии. – Абакан, 1993.


15