Внеклассное мероприятие по химии Химия-увлекательная наука


Чернитовский филиал МБОУ Алгасовской СОШ
Моршанского района Тамбовской области
Внеклассное мероприятие по химии
«Химия - увлекательная наука»

Составила: Дударева Надежда Викторовна,
учитель химии и биологии
Чернитовского филиала МБОУ Алгасовской СОШ


2015г.
Цель: сформировать у учащихся интерес к предмету химия, чтобы изучали его с увлечением и желанием.
Задачи:
Общеобразовательные.
• Дать представление учащимся о химии как науке, познакомить с ее историей.
• Сформировать знание о главном правиле химии: «Безопасность – превыше всего!»
Воспитательные.
• Патриотическое воспитание – показать роль русских ученых (М.В. Д.И.Менделеев, А.М.Бутлеров) в развитии химии.
Развивающие.
Формировать любознательность и интерес учащихся к химии.
Развивать наблюдательность, умение слушать, отвечать на вопросы.
Ход мероприятия:
Добрый день, дорогие друзья! Мы начинаем наше мероприятие «Химия - увлекательная наука». (На экране – эпиграф:) “Широко распространяет химия руки свои в дела человеческие... куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются перед нами успехи её прилежания”. М.В. Ломоносов.
У вас есть прекрасная возможность убедиться в том, что прекрасная наука химия – это не только формулы и уравнения. В химии есть место также и творчеству, смекалке, выдумке. А помогут нам учащиеся 8-9 классов.
Ребята, а сейчас попробуйте угадать, о каком химическом элементе идет речь.
Загадки. (Ответы на загадки дают учащиеся 7 классов)
1. Нахожусь, друзья, везде:
В минералах и в воде.
Без меня вы как без рук:
Нет меня – огонь потух.
(Кислород)
2. Хоть составчик мой и сложный
Без меня жить невозможно.
Я отличный растворитель,
Жажды лучший утомитель.
А разрушите, так сразу
Два получите вы газа.
(Вода)
3. Я - металл незаменимый,
Очень летчиков любимый,
Легкий, электропроводный,
А характер переходный.
(Алюминий)
4. Меня любит человек!
Мною назван целый век!
Я блестяща и рыжа,
Очень в сплавах хороша.
(Медь)
5. Ты меня услышать можешь
В небе летнею порой
«Г» на «Х» смени - и что же?
Элемент перед тобой.
(Гром – хром)
6. Корабли меня обходят, Знает лоцман наизусть. Если «л» на «д» заменят, То металлом окажусь.
(Мель, медь.)
7. Среди металлов самый славный, Важнейший древний элемент. В тяжелой индустрии главный, Знаком с ним школьник и студент. Родится в огненной стихии, Расплав его течет рекой. Важнее нет в металлургии, Он нужен всей стране родной. (Железо.)
8. Удивить готов он нас -Он и уголь, и алмаз,Он в карандашах сидит,Потому что он – графит.Грамотный народ пойметТо, что это … (Углерод)
9. В чем горят дрова и газ,Фосфор, водород, алмаз?Дышит чем любой из насКаждый миг и каждый час?Без чего мертва природа?Правильно, без … (Кислорода)
10. В воздухе он главный газ,Окружает всюду нас.Угасает жизнь растенийБез него, без удобрений.В наших клеточках живетВажный элемент … (Азот)
11. Вы, ребята, мне поверьте -Этот газ вполне инертенОн спокойный и ленивый,В трубках светится красиво.Для рекламы нужен он,Незаметный газ … (Неон)

А сейчас ученица 9 класса расскажет о русских учёных М.В.Ломоносове, Д.И.Менделееве, А.М.Бутлерове и их вкладе в развитии химии.
Доклад: «Роль русских ученых (М.В.Ломоносова, Д.И.Менделеева, А.М.Бутлерова) в развитии химии.»
Выходят обучающиеся 8-9 классов, одетые в костюмы, изображающие химические вещества на голове корона с надписью химического элемента: кислород, водород,
углерод, азот, железо и химия, читают стихотворения посвященные химии и химическим элементам.

Химия.
Лежат печальные поля
Мне говорят:
«Здесь не родит земля».
Они меня зовут на помощь
Я прихожу, и зацветут поля.
Поднимется высоко колос
Нальется полное зерно
И полны закрома колхозов
И в доме у колхозников светло.
Я из картофеля могу резину делать
Из дерева я вытку шелк
И в знойный полдень на поляне
Устрою ледяной каток
Я вскипячу без жара воду
Я уголь в сахар превращу
Воздушный шар заброшу в небо
Тебя мгновенно усыплю.
Заставлю нефть я розой пахнуть
Песок я превращу в стекло
Свои открыл мне тайны атом
И с ним свершить мне все дало.
Я помогу чудесный мир устроить
Чтоб все сверкало в нем, цвело
Мне верно служат элементы,
Волшебники чудесные мои
Они вам о себе расскажут
Смотрите! Вот они!
Кислород
Я – кислород! Бесцветный газ,
Я очень дорог в этом свете,
Не будь меня, на всей планете
Жизнь прекратилась бы тот час.
Друзья мои! Взгляните-
Без меня нет в мире
Не дыханья, ни огня,
Все в жизни дышат кислородом.
Огонь горит в моей среде!
Соединяясь с водородом,
Даю начало я воде!
Я… - кислород!
Я каждой встрече рад,
Энергией чудесной я богат.
Водород
Я - водород, я тот же газ,
Я свойство чудное имею,
Я пламенем гореть умею,
Хоть и губительным для вас.
Я легкий газ,
Легко воспламеняюсь.
И синем пламенем горю,
И с кислородом жизнь соединяя
Я воду голубую вам даю.
Углерод
Я углерод, начало жизни вечной,
Я стар, как мир
И молод, как весна
Энергией и силой бесконечной
Моя молекула полна.
Я всюду применяемый углерод
Я сгораю в топках пароходов,
паровозов
фабрик и
заводов
За это благодарен мне народ.
В виде алмаза, гранита, угля,
Содержит меня – углерод Земля.
Пусть есть на Земле
Кислород, водород
Но жизнь не возникнет,
Не будь углерода,
Не будь на планете меня,
углерода
Безжизненной голой была бы природа
Ни трав, ни деревьев
Лишь скалы одни
Стояли по ныне
И в наши бы дни.
Повсюду огромную роль я играю
В топках, поршнях и в печах я сгораю
В общем, двадцатого века народ
Повсюду использовать стал углерод.
Азот
Хотя я ростом очень мал
Но всюду жизнь чудесную являю
Ведь я – азот, начало всех начал
Основа изобильных урожаев!
Железо
Без меня перестанут ходить поезда,
Пароходы.
Остановятся фабрики и заводы.
Без моей опоры рухнут высотные здания.
Я – железо.
Издавна делали из меня орудия
И железный век никогда не кончится.
Я окрашиваю кровь человека,
листья деревьев,
ткани.
Без меня нет дыхания – жизни!
Я поднимаю целину,
прокладываю каналы,
останавливаю реки,
прокладываю мосты.
Посылаю сигналы и связываю материки.
В руках человека – я орудие, которым он побеждает природу.
На экране афоризм:
«Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции»
М.В.Ломоносов.
Демонстрация химических опытов.
А сейчас учащиеся 8-9 классов на практике покажут, чему они научились на уроках химии. (Учащиеся практически осуществляют химические реакции, записывают уравнения этих реакций).
(Обучающиеся под руководством учителя проводят химические опыты. Записывают уравнения этих реакций. Учитель проводит инструктаж по технике безопасности перед проведением опытов.)
Опыт 1. «Вода – молоко – газированная вода».
На столе стоит стакан и три пузырька с прозрачными растворами. В 1 пузырьке раствор CaCl2, во втором – NaCO3, в третьем – HCl. Наливаем раствор из первого пузырька в пустой стакан и к нему прибавляем содержимое второго пузырька. Образуется «молоко». В этот же раствор добавляем раствор из третьего пузырька. Выделяется углекислый газ и образуется «газированная вода».
Опыт 2. Превращение «воды» в «вино» и обратно!
Наливаем в пустой стакан прозрачную жидкость и она сразу окрашивается в малиновый цвет (вино). Затем добавляем также прозрачную жидкость – раствор обесцвечивается. Предварительно на дно стакана капнуть 2-3 капли фенолфталеина. Первый раз добавить раствор NaOH. Второй раз – раствор соляной кислоты HCl.
Опыт 3. «Несгораемый платок»
Смачивают платок сначала водой, немного отжимают, а затем ацетоном. Берут платок щипцами, поджигают его и, когда пламя охватит весь платок, начинают вращать его по кругу, пока не прекратится горение. Ацетон сгорает, а платочек, смоченный водой, цел и невредим.
Опыт 4. «Заживление раны»
На столе три пузырька: «йод», «спирт», «живая вода».
На сцену приглашают самого смелого мальчика. Ваткой смазывают руку «йодом», по руке проводят тупым ножом, смоченным в «спирте». На руке видна «рана» и «кровь». Затем смазывают место пореза «живой водой», рана исчезает.
«йод» - раствор FeCl3, «спирт» - KCNS, «живая вода» - NaF.
Опыт 5. «Волшебная палочка»
На столе стоит свечка. Ученик прикасается к фитилю свечи стеклянной палочкой. Свеча загорается. Предварительно на фитиль свечки нанесите кристаллики KMnO4 и спирт. Конец стеклянной палочки смочите концентрированной H2SO4.
Опыт 6. «Дым без огня»
Ученик берет два «пустых» цилиндра, закрытых стеклами. Убрав стекла, совмещает их отверстиями. Появляется густой белый дым. Один стакан был смочен 25% раствором NH4OH, а другой – концентрированной HCl.
Опыт 7. «Вулкан»
На асбестовую пластинку горкой насыпают 2 чайные ложки бихромата аммония (NH4)2Cr2O7. Стеклянную палочку нагревают над спиртовкой и вставляют ее в самую середину горки. После начала реакции палочку вынимают. Происходит бурный выброс зеленого порошка с воспламенением. Эта картина напоминает по внешнему виду извержение миниатюрного вулкана. Эффект можно усилить, если бихромат смешать с набольшим количеством опилок металлического магния. При этом наряду с «лавой» будут вылетать «раскаленные камни»
Опыт 8. «Костер без спичек».
На асбестовой сетке лежит деревянная стружка. Посередине «костра» незаметно нанесена смесь марганцовки и концентрированной серной кислоты. Ученик смачивает ватку «водой» (спиртом) и капает на стружку. «Костер» вспыхивает и горит.
Опыт 9. «Таинственная надпись».
На листе белой бумаги деревянной палочкой, заранее, концентрированной серной кислотой делают надпись «В науке нет чудес». Когда бумага высохнет, нужно подержать ее над пламенем спиртовки. Появляется черная надпись.
Ведущий 1.
Без химии жизни, поверьте, нет,Без химии стал бы тусклым весь свет.С химией ездим, живем и летаем,В разных точках Земли обитаем,Чистим, стираем, пятна выводим,Едим, спим, и с прическами ходим.
Ведущий 2.
Химией лечимся, клеим и шьемС химией мы бок обок живем!Так что вы без нее пропадете, Если значение ее не поймете!
А чтобы больше и лучше все знать, Надо химию понять.
Ведущий 1. Будем химию учить,Будем химию любить,Потому, что нам, друзья,Без неё прожить нельзя!Напоследок вам забава-Поджигание металла.Очень ярко он горит,Представленье завершит!(горение бенгальских огней)
Учитель: Дорогие ребята! Вот и закончилась наше мероприятие. Надеемся, оно вам понравилось! Если вы будете знать химию, вам не составит труда разгадать секреты «чудес». Подрастайте и приходите к нам изучать эту очень интересную науку - химия. До новых встреч!
Литература:
Сергеева М.П Внеклассная работа по химии. Пособие для учителя. Москва 2001
Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии. Книга для учащихся. Москва «Просвещение» 1993Алексинский В.Н.
Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1995.
Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2006.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс / О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова, А.В.Яшукова. – М.: Дрофа, 2003.
Справочник школьника. Химия /Сост. М. Кременчугская, С. Васильев; Под ред. И. Пышнограевой. – М.: Филолог. об-во «Слово», Компания «Ключ-С», 1995.
Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии. – М.: 5 за знания, 2006.
Штремплер Г.И. Дидактические игры при обучении химии. – М.: Дрофа 2005.
«Я иду на урок химии». Книга для учителя. – М.: ИД «Первое сентября», 1999.
http://otvet.mail.ru/question/96612117
http://nsportal.ru/vuz/khimicheskie-nauki/library/2012/02/18/vneklassnoe-meropriyatie-vopros-na-zasypku-po-teme
https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Ftender.mos.ru%2Fabout%2Fstate-service%2Fthe-results-of-competitions%2F%25D0%259C%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B4%25D0%25B5%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25B5%25D0%25B2%25D1%25831jg.jpg&uinfo=sw-1280-sh-1024-ww-1148-wh-831-pd-1.100000023841858-wp-5x4_1280x1024&_=1430582767744&p=1&viewport=wide&text=фото%20менделеева%20ломоносова%20бутлерова&pos=46&rpt=simage&pin=1