Рабочая программа по ПДД Веселый светофор

+Введение.

В условиях интенсивного движения транспортных средств по улицам и дорогам наблюдается большое количество несчастных случаев с детьми .Ежегодно на земном шаре четверть миллиона детей гибнет под колесами : в нашей стране - более 35 тысяч. Это происходит во многом потому, что учащиеся или не знают правил безопасного поведения на улицах и дорогах, или нарушают их, не сознавая опасных последствий этих нарушений. Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения на улицах и дорогах стало для них привычкой. Привитие с детства этики поведения на дорогах спасет огромное количество жизней в будущем!
Учащихся необходимо знакомить с требованиями, предъявляемыми к пешеходам, пассажирам и велосипедистам, прививать навыки правильного поведения на улице.
В образовательной программе "Веселый светофор" детям предоставляется возможность выступить в роли человека ответственного за себя и окружающих, приобрести знания правил дорожного движения.
Дорожная грамота сегодня без всякого преувеличения , - наука быть живым.



Пояснительная записка.

Образовательная программа "Веселый светофор" социально-педагогической направленности, рассчитана на детей в возрасте от 9 до 14 лет. Срок обучения - 2 года.
В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Расписание строится из расчета 2 раза в неделю.Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий.
Обучение проводится на уроках, в процессе соревнований, конкурсов, смотров, слетов, где ребята познают азы этой не сложной , но такой необходимой науки.
Актуальность и практическая значимость данной программы подчеркивается высокими статистическими показателями: повышением несчастных случаев с детьми в ДТП , в связи с возрастанием интенсивности движения на улицах городов и сел, с недостаточной профилактической работой по ПДД в школах.
Образовательная программа "Веселый светофор" построена в доступной и простой форме для любого возраста воспитанников и направлена на углубленное изучение правил дорожного движения, овладением методами предупреждения детского дорожно- транспортного травматизма и навыками оказания первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП.
Главной целью программы является правовое воспитание детей и подростков, пропаганда безопасности дорожного движения, профилактика детского дорожно - транспортного травматизма.
Задачи:

Образовательные:
обучение безопасности дорожного движения и методам ее пропаганды;
обучение правилам оказания первой медицинской помощи;
обучение знаниям по основам безопасности.
Развивающие:
развитие интеллектуальных способностей;
развитие наглядно-образного мышления, репродуктивного и творческого воображения;
развитие мотивации к творческому поиску.

Воспитательные:
воспитание патриотизма;
воспитание аккуратности и дисциплинированности;
воспитание настойчивости в достижении поставленных задач и преодолении трудностей;
воспитание уверенности в собственных силах.




Данная образовательная программа дает возможность:

Привлечь воспитанников к пропаганде знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах среди детей и подростков.
Ознакомить с общими характеристиками различных чрезвычайных ситуаций, их последствиями.
Познакомить воспитанников с работой ГИБДД;


Курс обучения представляет следующие виды деятельности:


Занятия - беседы.
Экскурсии.
Соревнования.
Конкурсы.
Викторины.
Игры.
Посещение мероприятий в ЦВР и общеобразовательных школах и участие в них.
Тестирование.
Анкетирование.
Ранжирование.
Дежурство с инспекцией ГИБДД на улицах и дорогах ст. Полтавской.























Учебно – тематический план
1 год обучения.

№п.п.
Тема
Общее количество часов
теория
Практика

1.
История развития автотранспорта
4
4


2.
Правила поведения на улице и дороге.
20
12
8

3.
Оказание первой доврачебной помощи
8
6
2

4.
Знание основ страхования
8
8


5.
Чрезвычайные ситуации
16
10
6

6.
Дорожные знаки
14
10
4

7.
Автомобиль –ваш друг и помощник
14
10
4

8
Общественный транспорт и правила поведения в нем
16
10
6

9
Правила для велосипедистов
24
20
4

10
Административная ответственность
4
4


11
Безопасность пешеходов.
16
8
8

12
ИТОГО
144
102
42




Содержание разделов учебно-тематического плана 1-го года обучения

История развития автотранспорта и правил дорожного движения. 2 часа.

Введение в образовательную программу. Обязанности и права членов ЮИД.
История развития автотранспорта. Автомашины 21 века.


Правила поведения на улице и дороге. 20 ч.
О правилах поведения на улицах и дорогах.
Азбука безопасности.
3. Обязанности водителей и пешеходов.
Правила перехода для пешеходов.
Перекрёстки и их виды.
В мире дорожных правил.


Оказание первой доврачебной помощи. 8 ч.
1. Виды ран и способы их обработки.
2. Виды и способы наложения повязок.
3. Артериальная, венозная, капиллярное кровотечение.
4. Оказание первой медицинской помощи.
5. Искусственное дыхание.
6. Приёмы и способы транспортировки пострадавшего.

4 Знание основ страхования. 8 ч.
1. Принципы и основы страхования.
2. Виды страхования.
3. Закон "Об образовательном страховании граждан".
4. Условия и порядок страхования.

Чрезвычайные ситуации 16 ч
Дорожно - транспортная.
По опасным адресатам.
Перекрёски.
анкетирование.
Встреча с инспектором ГИБДД


6 Дорожные знаки. 14 ч.
1. Предупреждающие знаки.
2.Знаки приоритета.
3. Предписывающие знаки.
3. Информационно - указательные.
4. Знаки сервиса и дополнительной информации.

7 Автомобиль ваш друг и помощник. 14 ч.
1. Грузовые автомобили.
2. Легковые автомобили.
3. Специальные машины.
8 Технические средства регулирования движении. 4 ч.
1. Светофоры вертикальные и горизонтальные.
2. Светофор с дополнительными секциями.
3. Живой светофор.

8 Общественный транспорт и правила поведения в нём. 16 ч.

Правила пользования транспортными средствами.
Правила перехода улицы при выходе из транспортных средств.
Викторина в вопросах и ответах "Ты пассажир".

9 Правила для велосипедистов 14 ч.

1. Основные положения для велосипедистов.
2. Дорожные знаки для велосипедистов.
3. Навыки вождения велосипеда.
4. Фигурное вождение.
5. Правила поведения велосипедистов на дороге.

10 Административная ответственность. 4 ч.

Административная ответственность. Размеры штрафов.


Безопасность пешеходов.8 ч

Правила поведения на улице и дороге.
Игровые ситуации. Экскурсии.
Анкетирование.

12 Итоговое занятие. Проверка знаний воспитанников по ПДД при проведении игры соревнования "Безопасное колесо".




Виды и формы педагогического контроля
первого года обучения



п/п
Какие знания, умения, навыки контролируются
Форма проведения контроля
Сроки

1.
Знание правил дорожного движения
Тестирование
1 раз в полугодие

2.
Умение оказывать первую доврачебную помощь
Практическая игра

Январь

3.
Знание основ страхования
Устный опрос

февраль

4
Умение правильно вести себя в экстремальных ситуациях на улице и дороге.
Разбор ситуаций, экскурсия

март

5
Умение вести пропагандистскую работу по безопасности движения
Игровая программа
"День зелёного огонька"
май

6
Навыки вождения велосипеда
Игра - соревнование "Безопасное колесо"
Апрель

7.
Знание ПДД
Творчество индивидуальное и групповое
Конкурс - фестиваль
отрядов ЮИД
Май



Результаты образовательного процесса
первого года обучения

К концу 1 года обучения воспитанники должны знать:

правила поведения учащихся на улице и дороге;
дорожные знаки и дорожную разметку;
знание основ страхования;
правила движения для велосипедистов.
знать устройство велосипеда.

Должны уметь:

оказывать первую доврачебную помощь;
действовать в чрезвычайных ситуациях;
уметь вести себя в общественном транспорте;
уметь ездить на велосипеде.











Содержание разделов учебно-тематического плана 2-го года обучения.
История развития автотранспорта и правил дорожного движения.
Новые модели машин 21 века (10 ч.).
Введение в образовательную программу 2-го года обучения. Обязанности и права членов ЮИД.
История развития автотранспорта. Автомашины 21 века.

2 Наука для пешеходов. 20 ч.
Улица. Перекрёсток. Дорога.
Светофорное регулирование.
Ходить надо уметь.
Особенности пешеходов по мокрой дороге.

3 Правила поведения на улице и дороге. 20 ч.
1.О правилах поведения на улицах и дорогах.
2.Азбука безопасности.
3.Обязанности водителей и пешеходов.
4.Правила перехода для пешеходов.
5.Перекрёстки и их виды.
6.В мире дорожных правил.

4 Дорожные знаки - наши верные друзья. 30 ч.
1. Предупреждающие знаки.
2.Знаки приоритета.
3.Предписывающие знаки.
4.Информационно-указательные.
5.Знаки сервиса и дополнительной информации.

5 Общественный транспорт и правила поведения в нём. 10 ч.
1.Правила пользования транспортными средствами.
2.Правила перехода улицы при выходе из транспортных средств.
3.Викторина в вопросах и ответах "Ты пассажир".

Детский дорожно-транспортный травматизм и его причины. 10 ч.
Причины дорожно-транспортных происшествий.
Диаграмма дорожно - транспортных происшествий.
Пишем заметки о ДТП.
Экскурсия.




7 Сигналы светофора и регулировщика. 10 ч.
Светофоры вертикальные и горизонтальные.
Светофор с дополнительными секциями.
Живой светофор.

8 Правила перехода улиц и дорог. 6 ч.
Порядок движения транспортных средств.
Схемы движения.
Предупредительные сигналы.
Остановки и стоянки.
Проезд перекрёстков и пешеходных переходов

9 Чрезвычайные ситуации. 14 ч.
1.Дорожно - транспортная.
2.По опасным адресатам.
3. Перекрестки.
4.Анкетирование.
5.Встреча с инспектором ГИБДД.


10 Виды транспортных средств. 10 ч.

Грузовые автомобили.
Легковые автомобили.
Специальные машины.

11 Оказание первой доврачебной помощи. 20 ч.
1. Виды и способы наложения повязок.
2. Артериальная, венозная, капиллярное кровотечение.
3. Оказание первой медицинской помощи.
4. Искусственное дыхание.
5. Приёмы и способы транспортировки пострадавшего.

12 Правила для велосипедистов. 10 ч.
1. Основные положения для велосипедистов.
2. Дорожные знаки для велосипедистов.
3. Навыки вождения велосипеда.
4. Фигурное вождение.
5. Правила поведения велосипедистов на дороге.


13. Итоговое занятие. Проверка знаний и умений воспитанников по ПДД.











Виды и формы педагогического контроля
второго года обучения


п/п
Какие знания, умения, навыки контролируются
Форма проведения контроля
Сроки

1.
Знание правил дорожного движения
Тестирование
1 раз в полугодие

2.
История развития автотранспорта.
Практическая игра

Январь


3.
Причины дорожно-транспортного травматизма.

Исследовательская работа

Февраль

4.
Умение правильно вести себя в экстремальных ситуациях на дороге.
Разбор ситуаций, экскурсия

Март

5
Умение вести пропагандистскую работу по безопасности движения
Беседы членов ЮИД в начальных классах школы, выступление агитбригады"Автостоп"
Май

6.
Совместная деятельность с инспекторами ГБДД
Операция "Внимание, дети!"
Апрель
Сетябрь

4.
Навыки фигурного вождения на велосипеде
Конкурс - фестиваль
отрядов ЮИД
Май




Результаты образовательного процесса
второго года обучения

К концу 2 года обучения воспитанники должны знать:

в совершенстве правила дорожного движения; дорожные знаки и разметку;
приемы оказания первой медицинской помощи при травмах;
основные способы переноски . погрузки и транспортировки пострадавших;
историю развития автотранспорта и светофорного регулирования;
знать устройство велосипеда.

Должны уметь:
принять меры для остановки кровотечения ( наложить жгут, давящую повязку и т.д.)
действовать в чрезвычайных ситуациях;
сориентироваться в целесообразности вызова скорой медицинской помощи или транспортировки пострадавшего попутным транспортом;
уметь вести себя в общественном транспорте;
уметь разбирать и собирать велосипед;
уметь объяснить изученный материал, вести пропагандистскую работу с младшими школьниками , проводить подвижные игры по тематике безопасности движения.

Методические рекомендации.

Основной задачей педагога является создание комфортного микроклимата (через беседы, игры, поручения, сценические выступления, практические занятия, тематические праздники и др.).
Методической основой освоения и закрепления ПДД является приём делегирования педагогом функций контроля самим ученикам, что позволяет значительно повысить у детей самостоятельность, ответственность и мотивировать в получении и закреплении знаний, умений и навыков.
Образовательный процесс программы состоит из различных форм и методов:
1.
- занятий-бесед;
- экскурсий, анкетирования, тестирования,
- соревнований, конкурсов, викторин, игр,
- пропагандистскую работу.

2.
- выступление агитбригад,
- пропагандистская работа в школах, участие в детских садах,
- участие в районных и краевых конкурсах.

Также планируется обширный просмотр и обсуждение видеофильмов по ПДД, что является эффективным приёмом мотивации обучения и закрепление умений и навыков.
Важно отметить, что данная программа актуальна в наши дни, т.к. направлена на безопасность и здоровье детей.
Программа состоит из 12 разделов построенных в строгой последовательности, что подтверждает её системность.
Пока не освоен предыдущий этап (пункт), категорически недопустимо переходить к освоению следующего.
Основное внимание в программе уделяется второму разделу: (правила поведения учащихся на улице и дороге); пятому разделу (чрезвычайная ситуация); шестому (дорожные знаки); 10 (правила поведения для велосипедистов).
По каждому разделу программы проводятся закрепляющие занятия, которые позволяют сделать вывод о усвоенности изученного материала.
Важнейшей задачей в работе с детьми является тренировка памяти, внимания по знаниям правил ДД.
На основании этих качеств проводятся практические занятия по закреплению и совершенствованию навыков.
Большое значение в программе отводится играм (игры подбираются по тематике занятий).
Потребность в систематическом повторении материалов различных тем определяет следующие особенности построения занятий:
- на каждом занятии повторяется пройденный ранее материал;
- при переходе от одной меты к другой поясняются конкретные задачи того или иного занятия.
В результате занятий по ПДД у детей развивается чувство самосохранения. Участие в различных мероприятиях даёт возможность освоить детям навыки этики, манеры поведения и актёрское мастерство.
Для реализации программы у педагога имеется большое разнообразие методической литературы для педагога и детей, видеоматериалов, раздаточный материал, схемы, таблицы, плакаты, игры, сценарный материал.




Наглядные пособия.

Маландин И.Г., Поддубная И.М. Таблицы по правилам дорожного движения, 1-3 кл., 3-е изд., исправл. М. 1982 г.
"Дорожные знаки" - настольная игра.
Настольная игра "Кто отличный пешеход".
Настольная игра "Дорожные знаки".
Карты схемы по безопасности движения.

Видеофильмы.
Берегись поезда.
Вот так покатался.
Красный свет - дороги нет.
Кто виноват.
На улице игра не доводит до добра.
Светофор.
Случай на дороге.
Сел за руль, помни.
Сказка о трёхглазке.
10. Штрафной удар.







Список литературы для детей:

Юные помощники ГАИ. ДР Шелен. Мн. "Полымя" 1989 г.
Штаб "Светофор" Н. Извекова М. "Молодая гвардия" 1990 г.
Изучение правил дорожного движения в школе В.Э. Рублях, Л.Н. Овчаренко (пособие для детей). М. "Просвещение"1981 г.
Детям о правилах дорожного движения. Кр. 1998 г. Извекова Н.А.
Ведоров О. Азбука безопасности. М. 1979 г.
Дети и дорожное движение. (К.В. Агафонова М. 1978 г.)
Дорохов А. Зелёный...Жёлтый ...Красный. М. 1975 г.
Азбука улицы. Ивлев П. Кал. 1980 г.
Внимание - дети. Маладин Г. М. 1975 г.
Это должен знать каждый. М. 1981 г., Стрелков В.
Светофор Г. Юрман М. 1976 г.
Я и улица. Таллмн 1977 г.
Для чего нам светофор. М. 1976 г. Тарутин О.









Литература для педагога:

Методические ркомендации (по организации работы среди учащихся школ и правилам дорожного движения). Савченко Т.Л., Логачевой С.В. Кр. 1980 г.
Изучение правил дорожного движения в школах. (Пособие для учителей. издание третье) М. "Просвещение" 1981 г. Овчаренко Л.Н.
Учителю о правилах дорожного движения (в помощь учителям начальных классов) Кр. 1997 г. Т.Т. Козорезова.
Учителю о правилах дорожного движения. Н.А. Извекова Издательство "Просвещение" 1982 г.
Балашов А.И., Звонов В.Д., "За рулём без аварий" - Мн. Беларусь 1982 г.
Круглов Г.Е. "На колёсах и пешком". - Мн. Ураджай 1982 г.
Булай П.И. первая помощь при травмах, несчастных случаях в некоторых заболеваниях - Беларусь 1984 г.
Основы безопасности жизнедеятельности В.В. Поляков. Издательство "Дик", 1988 г.
Правила дорожного движения Российской Федерации. Москва "Лавр", 2000 г.
Юные помощники ГАИ Д.Р. Шенеч, Минск, 1989 г.
Что такое? Кто такой? Издательство "Педагогика", "Пресс". М., 1994 г.
Хочу всё знать. Ридерз Дайджест. Германия, 2001 г.
Железные дороги. Учебное пособие под редакцией Филиппова - 1981 г.
Железная дорога от А до Я, Москва транспорт, 1990 г.
Правила дорожного движения. Учебное пособие по ПДД Е.М. Сосунова. Из. Дом "МиМ", Санкт - Петербург. 2000 г.






















Работа с родителями.

В сегодняшней жизни родители заняты решением социально – бытовых проблем и недостаточно интересуются успехами как в общеобразовательном учреждении, так и в учреждении дополнительгого образования .
Тем не менее , родители приглашаются на концерты, совместные чаепития , привлекаются к подготовке и провелению праздников, выступлений, к поездкам, совместным экскурсиям и другим мероптиятиям, способствующим совместной деятельности родитнлей и детей. Такая работа способствует формированию общности интересов детей и родителей, служит эмоциональной и духовной близости.
Периодически с родителями проводятся родительские собрания , где говорится о проблемах воспитания , развитии творческих способностей воспитанников, о причинах дорожно – транспортного травматизма. По мере необходимости связь с родителями поддерживается по телефону.







Воспитательная работа.
Воспитательная работа в творческом объединении основана на воспитательной концепции Центра внешкольной работы, направленной на сохрание условий для формирования полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением , способной к самореализации и самоопределению в социуме.
Сроки проведения
Тематика мероприятий
Форма проведения

Сентябрь
Планирование воспитательной работы в творческом объединении
Мозговой штурм

Октябрь
Формирование коллектива в Т.О. , изучение личности кружковцев
КТД «Адаптация»

Ноябрь
Этика и культура поведения
Час общения « Я среди людей»

Декабрь
Ценностно-ориентировочная деятельность
Ток-шоу «Вечные ценности»

Январь
Семейное воспитание
КТД « Семейный альбом»

Февраль
Профессиональное самоопределение
Ток-шоу «Все работы хороши»

Март
Экологическое воспитание
КТД « Колокол тревоги»

Апрель
Правовые знания героико-патриотическое воспитание
Конкурс чтецов.

Май
Спортивно- оздоровительная деятельность
Поход на природу.










13PAGE 15


13PAGE 14115