Рабочая программа внеурочной деятельности в начальных классах Путешествие по стране Сибирячка

Муниципальное казенное учреждение
«Камышетская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено
Руководитель ШМО
_________ Димова Н.Г..
Протокол № ______ от
«____»____________2014г.

Согласовано
Заместитель директора по УВР
___________ Смолянюк Т.А.

«____»___________2014г.
Утверждено
и.о. директора
МКУ Камышетская СОШ
_________ Илина Н.Д.
Приказ № ______ от «____»__________2014 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Путешествие по стране Сибирячка»
для 2 класса
Учитель: Чечурина Светлана Леонидовна








Программа разработана на основе
ФГОС начального общего образования.











2014 - 2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Путешествие по стране Сибирячка» для 2 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования) по внеурочной деятельности, утвержденном приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ.
Учебный план МКУ Камышетская СОШ на 2014/2015 учебный год.
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11

Программа внеурочной деятельности «Путешествие по стране Сибирячка» направлена развитие интереса к изучению родного края на материале сибирского фольклора, литературного творчества писателей Приангарья, а так же познакомит младших школьников с творением уникальной красоты озера Байкал, его животным и растительным миром.
Программа «Путешествие по стране Сибирячка» познакомит детей младшего школьного возраста с региональным детским журналом «Сибирячок», авторами которого были лучшие писатели: Сергеев, Астафьев, Черных, Машкин, Михасенко, а иллюстрации к журналу рисовали лучшие художники Александр Муравьев и другие.
Региональный детский журнал "Сибирячок" имеет литературно-художественное направление. Он привлекает к себе все больше авторов Сибири. «Сибирячок» хорошо знают в писательских организациях Омска, Новосибирска, Томска, Барнаула, Красноярска и других регионах Сибири.
Сегодня «Сибирячок» стоит в одном ряду с центральными периодическими изданиями для детей, он является обладателем Знака отличия «Золотой фонд прессы» Международной выставки «ПРЕССА», лауреатом Всероссийской литературной премии имени П.П. Ершова и многих других российских и международных конкурсов.
Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу познакомит ребят с необычными и загадочными явлениями жизни озера Байкал.
Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить современно и понимать красоту родного края, добывать информацию, анализировать, обобщать, создавать презентации. Программа внесет существенный вклад в воспитание у детей экологической культуры, развитие в них личности, осознающей ответственность за сохранность природы родного края, за судьбу озера Байкал.
Методические занятия внеурочной деятельности являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: беседы, литературные гостиные, сценки, подвижные и интеллектуальные игры, творческие мастерские, презентации.
Изучаемый курс является пропедевтическим для дальнейшего применения знаний на спецкурсах по байкаловедению, «Писатели Восточной Сибири».

Сроки освоения: 4 года обучения.
1 класс – 33 часа в год, 1 час в неделю
2 класс – 4 класс по 34 часа в год, 1 час в неделю.
Возраст обучающихся: 1 - 4 классы (7 - 11 лет)
Наполняемость класса: 5 - 10 обучающихся
Продолжительность занятия: 1 класс – 25 минут
2 – 4 классы – 35 минут
Цели и задачи обучения:

1. Развитие потребности личности к познанию и творчеству средствами краеведческой деятельности.
2. Воспитание любви к родному краю, интереса к литературе коренных народов Сибири, интереса к детскому журналу «Сибирячок», любви к природе через произведения писателей Сибири, дружеских взаимоотношений, формирование нравственности.

Познакомить с творчеством писателей Приангарья, с героями детского журнала «Сибирячок»;
прививать навыки научно-исследовательской работы с литературными источниками;
развивать у детей интерес к книгам и чтению, навыки выразительного чтения, его эстетического восприятия, развитие психических процессов – памяти, внимания, мышления;
формировать у младших школьников толерантное отношение к жителям коренных национальностей сибирского региона: дать детям элементарные представления о населении Иркутской области, познакомить с образом жизни людей, с традиционными формами хозяйствования (оленеводство, коневодство, охота, рыбалка), их бытом (жилища, одежда);
творческая самореализация обучающихся в проектной деятельности.

Содержание программы

Программа 1-го года обучения включает в себя учебный курс, состоящий из двух разделов:
«Сибирячок живет в Иркутске», который знакомит первоклассников с детским областным литературно-художественным журналом «Сибирячок», его персонажами.
«Авторы журнала Сибирячка».
В этом разделе дети познакомятся создателями детского областного журнала «Сибирячок», познакомятся с произведениями.

Итогом первого года обучения будет:
создание альбома с рисунками детей по прочитанным произведениям;
презентации «Наш друг Сибирячок»;
сотрудничество с журналом «Сибирячок»;
литературная гостиная «Наш друг Сибирячок».

Программа 2-го и 3-го года обучения включает в себя учебный курс, состоящий из двух разделов:
«Литературное творчество писателей Приангарья». В этом разделе дети знакомятся с творчеством писателей Сибири, учат стихи, учатся анализировать прочитанное, добывать информацию о писателях.
«Сибирский фольклор». Этот раздел знакомит фольклором тофов, эвенков, бурятов, способствует развитию у детей уважения к другим народам.

Итогами двух лет обучения (2-3 класс) будет:
создание мини - библиотеки детьми по прочитанным произведениям;
макетов, презентации;
продолжение сотрудничества с журналом «Сибирячок».

Программа 4-го года обучения включает в себя учебный курс, состоящий из одного раздела «Путешествие Сибирячка по Байкалу», который познакомит ребят с необычными и загадочными явлениями жизни озера Байкал.

Итогом 4 года обучения будет
создание презентаций «Сибирячок в защиту Байкала»;
создание макета озера Байкал, сотрудничество с журналом «Сибирячок», выпуск буклета «Сибирячок в защиту Байкала».

Тематическое планирование


Тема
Количество часов

1
Сибирячок живет в Иркутске
18

2
Авторы журнала Сибирячка
15

3
Литературное творчество писателей Приангарья
26

4
Сибирский фольклор
42

5
Путешествие Сибирячка по Байкалу
34


ИТОГО
135


Требования к уровню подготовки

Обучающие должны знать:
границы Иркутской области;
основные виды растительного и животного мира;
авторов – создателей регионального детского журнала Сибирячок;
писателей Сибири и их произведения;
обычаи жителей коренных национальностей сибирского региона;
Обучающие должны уметь:
определять по карте России местоположение области;
показать на карте границы озера Байкал;
анализировать прочитанное;
добывать нужную информацию.

Ожидаемые результаты:

Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о природе
Знакомство детей с сибирским фольклором, творчеством сибирских поэтов и писателей
Знакомство детей с сибирской природой, трудом, бытом сибиряков, традициями и обычаями жителей коренных национальностей сибирского региона (бурят, тофов, эвенков)
Создание дидактического, наглядного материала: картотек, плакатов, электронных презентаций, которые будут иметь практическое применение для проведения интегрированных занятий, массовых мероприятий.




Литература
Детский областной литературно-художественный журнал «Сибирячок»;
Маленькая энциклопедия Сибирячка «Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу»;
Сайты сети Интернет:
ppt4web.rugeografija/zhemchuzhina-sibiri (по Сибирячку)
myshared.ruБайкал
mlmtrainingbase.orgnews/anskachat-besplatno.html
Сайт «Магия Байкала», Байкал.
Сайт о природе озера Байкал. Экология Байкала.
Водный туризм на Байкале. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт «Байкал.ru», Профессионалы и любители делятся своими впечатлениями о Байкале. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт «Мир Байкала» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт «Озеро Байкал.инфо», информационный сайт о Байкале. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт «Байкал-Lake». Информационный портал. Сайт Бурятского народа.
Погода: О Байкале. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт «Писатели Приангарья-детям» iodb@yandex.ru































Приложение 1.

Календарно-тематический план 1-го года обучения


п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Дата проведения




план.
факт.

Сибирячок живет в Иркутске

1
Наш журнал Сибирячок
2



2
«Смотри, Сибирячок, как хороша земля»
2



3
Знакомство с Сибирячком.
Мой друг – Сибирячок.
2



4
Друзья Сибирячка(Леший Кеша, Боцман Сарма, Таёжка, Доктор Анти-Ох)
4



5
Практическое занятие. Герои журнала Сибирячок (лепка персонажей)
1



6
Путешествие по страницам журнала Сибирячок (чтение произведений, заучивание стихотворений)
3



7
Практическое занятие. Изодеятельность. Подготовка выставки рисунков, поделок по прочитанным произведениям.
3



8
Сибирячок живет в Иркутске. Литературная  игра-путешествие по страницам журнала Сибирячок.
1



Авторы журнала Сибирячка

9
Марк Сергеев и его произведения.
2



10
С. К. Устинов и его произведения.
2



11
С. Агеева «Таежкины истории»
2



12
И.И.Молчанов-Сибирский и его произведения.
2



13
М. Трофимов и его произведения.
2



14
По страницам журнала Сибирячок.
4



15
Наш друг – журнал «Сибирячок»
Литературная гостиная по творчеству писателей Приангарья
1




ИТОГО:
33


















Приложение 2.

Календарно-тематический план 2-го года обучения


п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Дата проведения




планир
фактич

ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЕЙ ПРИАНГАРЬЯ

1
Знакомство с писателями Приангарья:
М. Сергеев
М. Трофимов
С. Агеева
И.И.Молчанов-Сибирский
С. К. Устинов
А.Байбородин
С.Л.Волкова
Творческая мастерская
(поиск материалов по писателям, создание мини-библиотеки, подготовка презентаций о писателях Приангарья)

2
2
2
2
2
2
2
4



2
Читательская конференция «Творчество писателей Приангарья»»
2



СИБИРСКИЙ ФОЛЬКЛОР

1
Сказки озера Байкал.
(чтение, обсуждение, выставка рисунков)
3



2
Сказки Тофаларии.
(чтение, обсуждение, выставка рисунков)
3



3
Бурятские сказки
(чтение, обсуждение, выставка рисунков)
3



4
Творческая мастерская по материалам «Писатели Приангарья – детям» (создание презентации, изготовление поделок по теме, рисунки)
5




ИТОГО:
34




















Приложение 3.

Календарно-тематический план 3-го года обучения


п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Дата проведения




планир
фактич

ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЕЙ ПРИАНГАРЬЯ

1
Знакомство с писателями Приангарья:
Софья Агеева.
Анатолий Байбородин
Светлана Волкова
Виктор Киселев
Владимир Корнилов
Анатолий Ольхон (Пестюхин)
Валентин Распутин

Творческая мастерская
(поиск материалов по писателям, создание мини-библиотеки, подготовка презентаций о писателях Приангарья)

2
2
2
2
2
2
2

4



2
Читательская конференция «Творчество писателей Приангарья»»
2



СИБИРСКИЙ ФОЛЬКЛОР

1
Жители коренных национальностей сибирского региона (буряты, тофы, эвенки)
3



2
Сказки Тофаларии.
(чтение, обсуждение, выставка рисунков)
2



3
Бурятские сказки
(чтение, обсуждение, выставка рисунков)
2



4
Творческая мастерская «Фольклор жителей коренных национальностей сибирского региона»
7




ИТОГО:
34




















Приложение 4.
Календарно-тематический план 4-го года обучения


п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Дата проведения




планир
фактич

Путешествие Сибирячка по Байкалу

1
Вот он какой Байкал! (путешествие по географической карте Байкала)
2



2
Как изучать Байкал?
Практическое занятие
2



3
Почему Байкал так называется?
2



4
Байкал самое прозрачное озеро.
Практическое занятие
2



5
Море или озеро?
Практическое занятие
2



6
Цвет байкальской воды.
1



7
Климат Байкала.
2



8
Ледовый узор Байкала
1



9
Ветры Байкала. Практическое занятие
2



10
Реки Байкала. Практическое занятие
2



11
Путешественники и исследователи Байкала
2



12
Растительный и животный мир озера
6



13
Народная экология сибиряков
2



14
Сибирячок в защиту Байкала!
2



15
Творческий проект (изготовление макета озера Байкал)
3



16
Урок – игра «Путешествие Сибирячка по Байкалу»
1




ИТОГО:
34



















·15