Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальных классах


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
БЕЛОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрена
на заседании ШМО учителей
начальных классов
Протокол № 1
от « 26» августа 2014 г. Принята
на заседании педагогического совета
Протокол № 1
от « 27 » августа 2014 г. Утверждена
Приказом № 214
от «28» августа 2014 г.
Директор Беловской СОШ
_________О.А. Курбатова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
кружка « БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»
Направление «патриотическое»
для 1 – 4 классов
Составитель:
Мирошникова Е.Ю.,
учитель краеведения
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа (далее – программа) кружка «Богатыри земли русской» реализует патриотическое направление во внеурочной деятельности в 1 - 4 классах. Разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения и Положения о рабочей программе по внеурочной деятельности муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Беловская средняя общеобразовательная школа» Беловского района Курской области.
Назначение программы
Программа «Богатыри земли русской» для детей 7 – 11 лет предусматривает формирование у детей разнообразных представлений о человеке и обществе. Программа обеспечивает преемственность и перспективу изучения истории между начальной школой и средним звеном обучения.
Программа построена на материале Отечественной истории, причем в 1-2 классах дети знакомятся с историей и культурой России через сказания, предания, былины, а затем в 3-4 классах переходят к изучению истории России через конкретные исторические личности. История края (малой родины) рассматривается как часть истории России. В последнее время активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным. Принятая Правительством Российской Федерации государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» дает право мне, как учителю, индивидуально выстроить свою работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.
Приобщать обучающихся к изучению истории необходимо уже в начальной школе. На последующих этапах исторического образования дети будут обращаться к узнаваемому материалу, решая на его основе все усложняющиеся задачи. Основная задача начального этапа обучения истории - ввести обучающихся в контекст предмета и помочь им ориентироваться в информации вообще и в исторической информации в частности, подготовить младших школьников к систематическому изучению истории в базовой школе.
Актуальность и перспективность
Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлении об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны. Воспитание чувства гражданственности у детей - это воспитание уважения к историческому прошлому нашей родины; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Занятия по данной программе выполняют пропедевтическую функцию – готовят младших школьников к систематическому изучению истории. В результате освоения содержания программы кружка «Богатыри земли русской» у каждого обучающегося должна быть сформирована личностная заинтересованность в изучении истории. Тогда на следующей ступени образования возникнет качественно иное отношение к истории, как к универсальной ценности.
Содержание программы составляют: историко-культурная информация и самые общие формы ее систематизации и интерпретации с первоначальными сведениями из истории; представления о письменных памятниках (летописи, берестяные грамоты и т.д.); история происхождения имён, фамилий, родословных; история происхождения названий улиц родной слободы Белая; историей герба Курской области, сл. Белая. Кроме того, данные занятия по истории призваны дать обучающимся первичные представления по географии (материки, страны, карты и др.), хронологии (особенность датировок, эр, практикой работы с лентой времени), знаковым системам (цифры арабские и римские, условные обозначения и др.). Программа кружка «Богатыри земли русской» ориентирована на обучающихся 1 класса (детей 7 - 8 лет), 2 класса (детей 8-9 лет), 3 класса (детей 9-10 лет), 4 класса (детей 10-11 лет) и рассчитана на 66 занятий в год в 1 классе (2 занятия в неделю, 33 учебные недели) и 34 занятия во 2 – 4 классах (1 занятие в неделю, 34 учебные недели). Продолжительность одного занятия 25 минут.
Цель программы: подготовить обучающихся к систематическому изучению предметов социально-гуманитарного цикла в базовой школе и ввести их в контекст предмета всемирной истории.
Задачи программы:
- формировать у обучающихся первичные представления об истории на основе изучения содержания некоторых вспомогательных исторических дисциплин на ознакомительном уровне;
- развивать у обучающихся устойчивый интерес к истории и их творческие способности, через формирование у них специальных (предметных) умений, необходимых для изучения истории в базовой школе;
- воспитывать чувства сопричастности к прошлому и уважения к культуре и традициям прошлого.
Формы занятий
Традиционные, комбинированные, практические занятия: игры, лекции, конкурсы, соревнования.
Методы занятий
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Структура курса
1 класс
Содержание курса (раздел/тема) Количество часов
Раздел 1. Что изучает история 14
. Клио – богиня покровительница истории.
История-наука о прошлом человечества. Как люди узнают о прошлом. Надёжные помощники Клио в изучении истории.
Кто мы? Откуда мы?
Понятие о древнем человеке. Человек – охотник и кочевник. Просмотр презентации «Древние люди».
Моя родословная. Древо жизни.
Понятие «родословная»: род, предки, потомки, родственники. Понятие «Древо жизни». Правила составления «Древо жизни». Практическая работа « Мое Древо жизни». Защита своих родословных.
Я и моё имя. История появления моего имени.
Как появились имена. Что означают наши имена. Что такое отчество и фамилия. Объяснение значения имени обучающегося класса. Защита своих сообщений.
История на карте. Учимся читать карту.
Для чего необходимы карты. Древние и современные карты. Материки, реки, озёра на картах. Карта России. Творческая работа по карте.
Методическое обеспечение: методическая литература из серии «Путешествуем в историю», канцелярские принадлежности, атласы, карты, презентации, видеофильмы.2
3
3
3
3
Раздел 2. Устное народное творчество. 11
2.1. Знакомство с русскими загадками, пословицами, поговорками, прибаутками, былинами.
Разучивание прибауток, пословиц, поговорок.
2.2. Полна богатырями Земля русская.
Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря». Признаки деления богатырей на «старших» и «младших». Положительные и отрицательные герои русских былин.
2.3. Оружие древнего воина.
Оружие древнего воина. Русские доспехи. Знакомство с картинами русских художников «Поход русских воинов», «Битва на реке Калка». Творческая работа обучающихся в рабочих тетрадях «Создай своего героя», просмотр презентации.
Методическое обеспечение: литературные произведения, диафильмы, иллюстрации. 3
4
4
Раздел 3. Богатыри земли русской 40
3.1. Илья Муромец – русский богатырь.
Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря». Илья Муромец - самый популярный герой былин, могучий богатырь. Чтение былин о богатыре «Чудесное исцеление», «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Рисование иллюстраций к подвигам. Просмотр презентации «Илья Муромец».
3.2. Добрыня Никитич.
Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря». Добрыня Никитич – «младший» богатырь, сын рязанского купца, богатырь земли Русской. Главные подвиги, переданные в былинах. Рисование иллюстраций к подвигам. Просмотр презентации.
3.3. Алёша Попович.
Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря». Алёша Попович – «младший» богатырь. Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змей». Рисование иллюстраций к подвигам. Просмотр презентации.
3.4. Вольга и Микула Селянович. Творческая работа в рабочих тетрадях.
Вольга Святославович - «старший» богатырь. Микула Селянович. Знакомство с былинами о богатырях. Чтение былин о богатырях. Творческая работа в рабочих тетрадях.
3.5. Святогор.
Святогор – «старший» богатырь. Знакомство с былиной о богатыре. Просмотр презентации. Творческая работа в рабочих тетрадях.
3.6. Михайло Данилович.
Славный богатырь. Чтение былины, прославляющую силу богатыря. Творческая работа в рабочих тетрадях.
3.7. Сухман.
Чтение былины, прославляющую силу богатыря. Творческая работа обучающихся в рабочих тетрадях.
3.8. Василий Игнатьевич.
Чтение былины, прославляющую силу богатыря. Творческая работа обучающихся в рабочих тетрадях.
3.9. Михайло Потык.
Чтение былины, прославляющую силу богатыря. Творческая работа обучающихся.
3.10. Дунай Иванович.
Чтение былины, прославляющую силу богатыря. Творческая работа обучающихся.
3.11. Ставр Годинович.
Чтение былины, прославляющую силу богатыря. Просмотр презентации. Творческая работа в рабочих тетрадях.
3.12. Никита Кожемяка.
Чтение былины, прославляющую силу богатыря. Творческая работа обучающихся.
3.13. Садко.
Просмотр презентации. Чтение былины. Творческая работа в рабочих тетрадях.
3.14. Василий Буслаев.
Чтение былины. Творческая работа обучающихся. 4
4
4
4
4
4
2
2
2
2
2
2
2
2
Итоговое занятие.
Викторина на закрепление пройденного материала. 1
Итого 66
2 класс
Содержание курса (раздел/тема) Количество часов
Раздел 1. Знакомство с прошлым. 3
Вводное занятие.
История – дорога во времени и пространстве. Знакомство с прошлым.
Откуда есть пошла земля Русская: происхождение и расселение славян.
Изучение географического расселения предков, занятия древнего человека, быт первобытных людей. Понятие о народе, народной культуре, исторической народной памяти (практическое занятие). 1
2
Раздел 2. Славянские божества 11
2.1. Славянская мифология: три уровня богов - высший, средний, низкий.
Язычество – вера древних славян. Высшие боги – природная стихия; средний уровень – божества, связанные с хозяйственными работами или сезонными обрядами; низшие боги – боги-охранители дома, леса, поля и разных ремесел.
2.2 Славянские боги – Род, Велес, Перун.
Особенности и предназначение высших богов: Род – создатель мира и отец первого поколения светлых богов; Велес – бог мудрец, покровитель искусства; Перун – бог грома и воинской доблести. Практическое занятие.
2.3 Славянские боги – Ярило, Стрибог, Даждьбог. Особенности и предназначение высших богов: Ярило – воплощение весеннего солнца; Стрибог – бог зимы и ветра; Даждьбог – покровитель летнего солнца и плодородия. Практическое занятие.
2.4 Славянские боги – Сварог, Жива, МараБеседа о предназначении у славян бога Сварога - Бога Неба; богини жизни покровительницы мира - Живы; богини жатвы и плодородия – богини Мара. Практическое занятие.
2.5 Славянские боги – Кострома, Купала, Леля.
Кострома - вера древних славян в богиню плодородия и урожая; Купала– символ искренней, нежной и трагической любви; праздник Ивана Купала; Леля - богиня весны, искренности и красоты. Практическое занятие.
2.6 Славянские боги – Лада. Святовид, Триглава.
Лада – богиня красоты, любви счастья; Святовид – бог света, изобилия; Триглава – богиня земли у древних славян. Практическое занятие. 1
2
2
2
2
2
Раздел 3. Мифические существа 12
3.1 Баба – Яга, Лихо, Дворовой, Домовой.
Легенды о мифических существах. Баба – Яга – образ колдуньи, живущей между миром людей и Темным лесом; Лихо – дух зла, который активизируется только тогда, когда сам человек поступает неправильно; Дворовой – ночное создание, хозяин двора; Домовой – одно из важнейших мифологических существ в жизни древних славян.
3.2 Кикимора, Леший, Кощей.
Кикимора – призрак-оборотень, меняющий свое обличие; Леший – хозяин леса; культовый персонаж славянской мифологии – Кощей. Изучение легенд и сказаний. Практическое занятие. 2
2
3.3 Мифические существа – Русалка, Водяной, Аспид.
Верование наших предков в водных духов (Русалки, Водяной). Аспид – крылатый змей, командующий ударными легионами темного воинства. 2
3.4 Мифические существа – Сирин, Волколак, Берегиня.
Сирин – птица – буревестник из древнеславянской мифологии; Волколак – оборотень, наполовину человек, наполовину волк; древние легенды о Берегине – духе – покровительнице одиноких путников. 2
3.5 Мифические существа – Горыныч, Горыня, Оборотень.
Фольклорный образ Горына – беспринципный злодей, разоряющий деревни и города; Горыня – самый старший и самый сильный из последних великанов; славянские легенды о людях – оборотнях 2
3.6 Проектная работа « Сказка о моем домовенке»
Творческая деятельность – составить самостоятельно сказку о домовенке, живущем рядом. 2
Раздел 4. Древняя Русь 7
4.1 Князь Владимир – Красное Солнышко.
Славный и храбрый князь Владимир. Поиск веры у других народов. Крещение князя Владимира. 1
4.2 Крещение Руси.
Причины принятия христианской религии на Руси. Крещение Руси. 1
4.3 Летописи древней Руси. 2
4.4 Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. 1
4.5 Нестор – летописец. 1
4.6 Проектная работа «С летописцем в древнюю Русь». 2
ИТОГО: 34
3 класс
Содержание курса (раздел/тема) Количество часов
Раздел 1. Твои родные и твоя родина в потоке времени. 13
Кто мы? Откуда мы?
Происхождение и расселение славян, их быт. Работа с исторической картой. Просмотр презентации «Жизнь древних славян».
Человек и природа.
Добывание огня. Охота, рыболовство, собирательство. «Чудеса природы».
Мой дом, мои родные, близкие.
Знакомство со своей семьей. Изучение семейных традиций. Реликвия моей семьи.
Моя слобода Белая, мой край родной.
Ознакомительная экскурсия по улицам слободы Белая, посещение школьного краеведческого уголка, просмотр презентации «Моя малая родина».
Я – гражданин своей страны.
Знакомство с государственной символикой (герб, флаг, гимн). Изучение Декларации о правах ребенка. 3
2
2
3
3
Раздел 2. Славные сыны Отечества. 8
2.1 Славные сыны Отечества.
Знакомство с историческими личностями – героями Отечества. Просмотр презентации «Славные сыны Отечества».
2.2 Вещий Олег.
Изучение жизнедеятельности князя Олега.
2.3 Князь Игорь.
Изучение жизнедеятельности князя Игоря.
2.4 Мудрая княгиня Ольга.
Чем прославилась первая женщина – правительница Руси.
2.5 Князь Святослав.
Изучение жизнедеятельности и походов князя.
2.6 Как князь Владимир защитил Русь от кочевников.
Изучение деятельности князя Владимира. Просмотр видеофильма.
2.7 Святой князь Владимир и крещение Руси.
Причины принятия христианства на Руси. Крещение Руси. 2
1
1
1
1
1
1
Раздел 3. За землю Русскую. 11
3.1 Нашествие татар на русскую землю.
Причины татарского нашествия. Завоевание земли русской. Тяжелые последствия для русской. Работа с исторической картой. Просмотр презентации.
3.2 Александр Невский.
Изучение жизнедеятельности Невского.
3.3. Ледовое побоище.
Изучение битвы. Работа по карте. Просмотр презентации.
3.4 Киевская Русь и Московское царство.
Причины объединения Руси вокруг Московского княжества. Работа с картой.
3.5 Дмитрий Донской.
Эпоха во время правления Дмитрия.
3.6 Сергей Радонежский. Пересвет. Ослябя.
Тяжелые времена на Руси. Рассматривание картины «Сергей Радонежский благословляет Дмитрия на бой», «Бой Кочубея с Осляблей».
3.7 Куликовская битва.
Изучение битвы. Работа по карте. Просмотр презентации. 2
1
2
2
1
1
2
Итоговое занятие.
Викторина на закрепление пройденного материала.
2
Итого 34
4 класс
Содержание курса (раздел/тема) Количество часов
Раздел 1. Источники знаний о прошлом. 10
Исторические источники знаний о прошлом.
Группы источников: письменные, устные, вещественные.
Дата в истории.
Что в истории называют «дата». Дни воинской славы. Проектная работа «Главная дата в моей семье».
Историческая карта.
Что такое историческая карта. Отличие исторической карты от других. Творческая работа по карте, в атласах.
С летописцем в древнюю Русь.
Что такое летопись. Первая летопись. Нестор – летописец. Составляем летопись своего класса.
1.5 Монета на ладони.
Появление денег на Руси. Что означает слово «деньга». Значение денег в современном мире. 1
2
3
2
2
Раздел 2. Родная старина. 15
2.1 Мир русской деревни.
«На всякое семя – свое время». Крестьянский двор. В крестьянской избе. Практическое задание.
2.2 Крестьяне, бояре, князья.
Основные определения. Отличительные черты классов. Причины разделения людей на классы.
2.3 Старинный русский быт.
Одежда, обувь на Руси: крестьян, бояр, князя. Практическая работа «Дорисуй одежду». Просмотр презентации «Быт на Руси».
2.4 Город мастеров.
Жители старинного русского города. Занятия горожан. В гостях у горожанина. Рассматривание картин.
2.5 Ярмарка в городе.
Купцы, товар, торговля. Просмотр презентации «Торговля в древней Руси». 4
2
4
3
2
Раздел 3. Государственное устройство на Руси. 8
3.1 Первые русские князья.
Родословное древо первых русских князей. Княжеская дружина. Былинные герои Древней Руси.
3.2 Необычный царь.
Рождение Российской империи. Строительство Санкт – Петербурга. Рождение русского флота. 4
3
Итоговое занятие.
Викторина на закрепление пройденного материала. 2
Итого 34
3. Учебно-тематическое планирование
1 класс
№ Тема занятия Кол-во часов Дата Примечание
Раздел 1. Что изучает история
1-2 Клио – богиня покровительница истории. 2 3-5 Кто мы? Откуда мы? 3 6-8 Моя родословная. Древо жизни. 3 9-11 Я и моё имя. История появления моего имени. 3 12-14 История на карте. Учимся читать карту. 3 Раздел 2. Устное народное творчество.
15-17 Знакомство с русскими загадками, пословицами, поговорками, прибаутками, былинами. 3 18-21 Полна богатырями Земля русская. 4 22-25 Оружие древнего воина. 4 Раздел 3. Богатыри земли русской
26-29 Илья Муромец – русский богатырь. 4 30-33 Добрыня Никитич. 4 34-37 Алёша Попович. 4 38-41 Вольга и Микула Селянович. 4 42-45 Святогор. 4 46-49 Михайло Данилович. 4 50-51 Сухман. 2 52-53 Василий Игнатьевич. 2 54-55 Михайло Потык. 2 56-57 Дунай Иванович. 2 58-59 Ставр Годинович. 2 60-61 Никита Кожемяка. 2 62-63 Садко. 2 64-65 Василий Буслаев. 66 Итоговое занятие 1 2 класс
№ Тема занятия Кол-во часов Дата Примечание
Раздел 1. Знакомство с прошлым.
1 1.1 Вводное занятие.
История – дорога во времени и пространстве. 1 2-3 Откуда есть пошла земля Русская: происхождение и расселение славян. 2 Раздел 2. Славянские божества
4 Славянская мифология: три уровня богов - высший, средний, низкий. 1 5-6 Род, Велес, Перун. 2 7-8 Ярило, Стрибог, Даждьбог. 2 9-10 Сварог, Жива, Мара. 2 11-12 Кострома, Купала, Леля. 2 13-14 Лада, Святовид, Триглава. 2 Раздел 3. Мифические существа
15-16 Баба – Яга, Лихо, Дворовой,
Домовой. 2 17-18 Кикимора, Леший, Кощей. 2 19-20 Русалка, Водяной, Аспид. 2 21-22 Сирин, Волколак, Берегиня. 2 23 Горыныч, Горыня, Оборотень. 1 24-25 Проектная работа « Сказка о моем домовенке» 2 Раздел 4. Древняя Русь
26 Князь Владимир – Красное Солнышко. 1 27 Крещение Руси. 1 28-29 Летописи древней Руси. 2 30 Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. 1 31 Нестор – летописец. 1 32-33 Проектная работа «С летописцем в древнюю Русь». 2 34 Итоговое занятие 1 3 класс
№ Тема занятия Кол-во часов Дата Примечание
Раздел 1. Твои родные и твоя родина в потоке времени.
1-3 Кто мы? Откуда мы? 3 4-5 Человек и природа. 2 6-7 Мой дом, мои родные, близкие. 2 8-10 Моя слобода Белая, мой край родной. 3 11-13 Я – гражданин своей страны. 3 Раздел 2. Славные сыны Отечества.
14-15 Славные сыны Отечества. 2 16 Вещий Олег. 1 17 Князь Игорь. 1 18 Мудрая княгиня Ольга. 1 19 Князь Святослав. 1 20 Как князь Владимир защитил Русь от кочевников. 1 21 Святой князь Владимир и крещение Руси. 1 Раздел 3. За землю Русскую.
22-23 Нашествие татар на русскую землю. 2 24 Александр Невский. 1 25-26 Ледовое побоище. 2 27-28 Киевская Русь и Московское царство. 2 29 Дмитрий Донской. 1 30 Сергей Радонежский. Пересвет. Ослябя. 1 31-32 Куликовская битва. 2 33-34 Итоговое занятие 2 4 класс
№ Тема занятия Кол-во часов Дата Примечание
Раздел 1. Источники знаний о прошлом.
1 Исторические источники знаний о прошлом. 1 2-3 Дата в истории. 2 4-6 Историческая карта. 3 7-8 С летописцем в древнюю Русь. 2 9-10 Монета на ладони. 2 Раздел 2. Родная старина.
11-14 Мир русской деревни. 4 15-16 Крестьяне, бояре, князья. 2 17-20 Старинный русский быт. 4 21-23 Город мастеров. 3 24-25 Ярмарка в городе. 2 Раздел 3. Государственное устройство на Руси.
26-29 Первые русские князья. 4 30-32 Необычный царь. 3 33-34 Итоговое занятие 2 4.Информационно-методическое обеспечение
Гончар А. Б., Лебедева Е. И., Боленко К. Г. 120 уроков по естествознанию и истории для самых маленьких. - М., 1993
Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Ключи к тайнам Клио. - М., 1994
Петрова Н. Г. Введение в историю. Рабочая тетрадь для учащихся. - М., 1996
Пособия серии «Путешествуем в древнюю Русь».
Преображенский А.А. История раскрывает тайны. - М., 1991
Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю. 3- 4 кл.: Кн. для учителя. - М., 2000
Энциклопедический словарь юного историка. - М., 1995
Климишин И.А. Календарь и хронология. - М., 1985
Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. - Л., 1991
Успенская Л.В. Ты и твое имя - Л., 1972
Шур Я.И. Рассказы о календаре. - М., 1995
Интернет ресурсы.
Материал для индивидуальных заданий (рабочие тетради, карточки, трафареты).
Видеоматериалы.
5.Предполагаемая результативность
В ходе изучения программы по внеурочной деятельности кружка «Богатыри земли русской» обучающиеся 1 -2 класса
получат представления:
об истории как науке;
о единицах счета времени;
о географической карте;
о происхождении своего имени, отчества, фамилии;
об именинах своих имен;
о значении и ценности исторического наследия, охраны памятников и культурного наследия;
о значении письменности, книжной культуры и просвещения;
усвоят элементарные понятия:
история,
исторический памятник,
письменный памятник,
вещественный памятник,
летоисчисление,
лента времени,
год, век, тысячелетие, эра,
арабские и римские цифры,
поколение, семья, родословная.
научатся:
работать с текстами, картой;
составлять свою родословную,
определять свою принадлежность по отношению к разным членам семьи;
рассказывать о названии, территории, столице, гербе и флаге своей Родины;
составлять мини-рассказы.
получат умения:
работать с историческими текстами;
составлять вопросы к простым тестам;
рассказывать об исторических событиях, о происхождении названия своего населенного пункта;
объяснять происхождение своего имени;
описывать герб;
работать с «Лентой времени»
соотносить год с веком;
определять местоположение по сторонам света на карте (показывать объекты).
К концу учебного года обучающиеся 3-4 класса должны
знать:
происхождение и расселение славянских народов;
славянскую мифологию;
мифические существа;
причины принятия христианства на Руси;
исторические термины по темам;
уметь:
вести диалог по заданной теме;
описывать впечатления после прочтения исторической литературы, просмотра презентации, фильма;
строить сообщения в устной и письменной форме;
фиксировать свои наблюдения, делать выводы, применять полученную информацию при общении;
усвоить элементарные понятия:
история;
дата;
расселение;
мифическое существо;
религия;
историческое событие;
научиться:
рассказывать об исторических событиях;
описывать свои впечатления после прочтения литературы.