Рабочая программа элективного курса по химии «Органическая химия в задачах»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Башкирский лицей-интернат № 3»
городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
«РАССМОТРЕНО»
на заседании кафедры
естественных наук
Зав.кафедрой________Г.Ю.АхуноваПротокол № ____от ______2016 «СОГЛАСОВАНО»
На заседании НМС
Председатель НМС
Заместитель директора
___________Р.Х. МашталлерПротокол № ___от _____2016
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МАОУ «БЛИ №3»
ГО г. Стерлитамак РБ
______________Г.А.АхметоваВведено в действие приказом
№ ____ от _________2016
Рабочая программа элективного курса
по химии
«Органическая химия в задачах»
для 11 класса
Составитель: Назмутдинова Дилара Наилевна,
учитель химии
первой категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.
Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.
Данный курс по выбору является углубленным и предназначен для 11-х классов физико-химического профиля и рассчитан на 34 часа.
Цель элективного курса: закрепление, систематизация и углубление знаний учащихся по химии путем решения разнообразных задач повышенного уровня сложности, соответствующие требованиям письменных вступительных экзаменов по химии.
Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи сведений практического характера.
Главным назначением данного курса является:
совершенствование подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии;
сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний, развитие логического мышления, приобретение необходимых навыков работы с литературой.
Задачи курса:
конкретизация химических знаний по основным разделам предмета;
развитие навыков самостоятельной работы;
развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности;
развитие учебно-коммуникативных умений.
формирование навыков исследовательской деятельности.
Особенности курса:
использование знаний по математике, физике, биологии;
составление авторских задач и их решение;
использование местного материала для составления условий задач.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Решение задач по курсу органической химии. Особое внимание уделяется изучению алгоритмов решения задач на параллельные и последовательные превращения, использование газовых законов, нахождение молекулярных формул органических веществ различных гомологических рядов, использование знаний об окислительно-восстановительных процессах с участием органических веществ, и, кроме того, решению качественных задач и задач комбинированного характера.
Введение. (8 ч)
Общие требования к решению задач по химии. Способы решения задач. Решение смешанных типовых задач на уравнениях реакций. Задачи с использованием понятий “мольная доля”, “объемная доля”, “молярная масса смеси веществ”. Задачи на нахождение молекулярных формул органических веществ по данным массовых долей элементов. Задачи на нахождение молекулярных формул органических веществ по продуктам сгорания.
Углеводороды (12ч)
Задачи на тему: “Алканы”, “Циклоалканы”,“Алкены”,“Алкадиены”, “Алкины”,“Бензол и его гомологи”. Комбинированные задачи по разделу “Углеводороды”. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ и задачи на них.
Кислородсодержащие и азотсодержащие органические вещества(7ч).
Задачи на тему “Предельные одноатомные спирты”. Задачи на тему “Многоатомные спирты – этиленгликоль и глицерин”. Задачи на тему “Фенолы и ароматические спирты”. Задачи на тему “Фенолы и ароматические спирты”. Задачи на тему “Карбонильные соединения – альдегиды и кетоны”. Задачи на тему “Предельные одноосновные карбоновые кислоты”. Задачи на тему “Непредельные, двухосновные и ароматические карбоновые кислоты”. Задачи на тему “Амины и аминокислоты”.
Вещества живых клеток (2ч)
Задачи на тему “Жиры. Углеводы. Белки”.
Генетическую взаимосвязь между классами веществ(5ч)
Задачи на генетическую взаимосвязь между классами органических веществ.
Решение задач на частичное взаимодействие смесей органических веществ с определенными реагентами.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:
способы решения различных типов усложненных задач;
основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;
стандартные алгоритмы решения задач.
После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:
решать усложненные задачи различных типов;
четко представлять сущность описанных в задаче процессов;
видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы, описанной в задаче;
работать самостоятельно и в группе;
самостоятельно составлять типовые химические задачи и объяснять их решение;
владеть химической терминологией;
пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач.
Курс базируется на знаниях, получаемых при изучении ребятами химии в основной школе, и не требует знания теоретических вопросов, выходящих за рамки школьной программы. В то же время для успешной реализации этого элективного курса необходимо,  чтобы ребята владели важнейшими вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых химических задач, умели применять при решении задач важнейшие физические и химические законы.
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.В. Химия. Задачник, 8-11 классы, 2001.
Короленко М.В. Задачи по органической химии с методическими рекомендациями и примерами решений. М.: ИМА-Принт, 1993, 48 с.
Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гора Н.Н. Химия: учебник для 10 класса общеобразовательного учреждения/ под ред. проф. Н.Е. Кузнецовой-М.: Вентана Граф, 2004.
Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Левкин А.Н. Химия: учебник для 11 класса общеобразовательного учреждения (профильный уровень, в 2ч.)/ под ред. проф. Н.Е. Кузнецовой. -М.: Вентана Граф, 2005.
Кузьменко Н.Е., Магдесиева Н.Н., Еремин В.В. Задачи по химии для абитуриентов: курс повышенной сложности с компьютерным приложением. М.: Просвещение, 1992, 191 с.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1997, 528 с.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. В 2 т. М.: 1-я Федеративная книготорговая компания, 1997, т. 1, 448 с.; т. 2, 384 с.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2000 задач и упражнений по химии для школьников и абитуриентов. М.: 1-я Федеративная книготорговая компания, 1998, 512 с.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999, 560 с.
Семенов И.Н. Задачи по химии повышенной сложности (для абитуриентов). В 4 выпусках. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991, вып. 1, 16 с.; вып. 2, 16 с.; вып. 3, 16 с.; вып. 4, 16 с.
Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. -М.: Новая волна, 1996.
Химия. Пособие-репетитор для поступающих в ВУЗЫ. – Ростов-на-Дону: Издательство “Феникс”, 2004.
Шириков Н.А., Ширикова О.З.. Расчетные задачи по химии (для подготовки к вступительным испытаниям). Вологда: “Русь”, 2005
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Дата по плану Дата по факту Класс Тема урока Приме
чаниеВведение (7ч)
1 11 Общие требования к решению задач по химии. 2 11 Решение смешанных типовых задач 3 11 Задачи с использованием понятий “мольная доля” 4
5 11 Задачи на нахождение молекулярных формул по данным массовых долей элементов. 6
7
8 11 Задачи на нахождение молекулярных формул по продуктам сгорания. Углеводороды(12ч)
9 11 Задачи на тему “Алканы”. 10 11 Задачи на тему “Циклоалканы”. 11 11 Задачи на тему “Алкены”. 12 11 Задачи на тему “Алкадиены”. 13
14 11 Задачи на тему “Алкины”. 15 11 Задачи на тему “Бензол и его гомологи”. 16
17 11 Комбинированные задачи по разделу “Углеводороды”. 18
19
20 11 Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ и задачи на них Кислородсодержащие и азотсодержащие органические вещества(7ч)
21 11 Задачи на тему “Предельные одноатомные спирты”. 22 11 Задачи на тему “Многоатомные спирты – этиленгликоль и глицерин”. 23 11 Задачи на тему “Фенолы и ароматические спирты” 24 11 Задачи на тему “Карбонильные соединения – альдегиды и кетоны”. 25 11 Задачи на тему “Предельные одноосновные карбоновые кислоты”. 26 11 Задачи на тему “Непредельные, двухосновные и ароматические карбоновые кислоты”. 27 11 Задачи на тему “Амины и аминокислоты”. Вещества живых клеток (2ч)
28
29 11 Задачи на тему “Жиры. Углеводы. Белки”. Генетическую взаимосвязь между классами веществ(5ч)
30
31
32 11 Задачи на генетическую взаимосвязь между классами органических веществ. 33
34
11 Решение задач на частичное взаимодействие смесей органических веществ с определенными реагентами.