Урок окр.мира на тему Наш поселок


Тема «Наш посёлок»
Цель: создать условия для подготовки проекта «История нашего посёлка»
Предметные задачи:
-познакомить учащихся с историей родного посёлка, его основными объектами, традициями;
Метапредметные задачи:
-Формирование навыков исследовательской и проектной деятельности;
-Развитие интереса у учащихся к самостоятельному поиску материала для занятия;
-Развитие у обучающихся умений работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
использовать различные способы поиска информации (в словаре, в сборниках, в интернете, опрос местных жителей и т.д.);
соединять теоретический материал с практической деятельностью;
-Формирование умений планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность, слушать и слышать собеседника, излагать свою точку зрения и анализировать её, грамотно строить речевые высказывания.
Личностные задачи:
-Воспитание чувства любви к родному посёлку, гордости за него; уважения к местным жителям; бережного отношения к объектам посёлка.
Тип урока: открытие новых знаний.
Учебные материалы: презентация по теме урока, ноутбук, мультимедийный проектор, картинки с изображением ножниц, арбуза, шарика, платья, облака, солнышка, ёлки, ложки, облака и кошки; альбом «История посёлка Самарского», фотографии объектов посёлка, детские рисунки.
Ход урока
I.Орг. момент
Учитель:  
— Солнце на небе проснулось.
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучик солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.
- Вы чувствуете солнечное тепло?
- Подарите свои улыбки друг другу.
- Пусть сегодня на уроке благоприятствует тёплая дружеская атмосфера.
II.Самоопределение к деятельности
- Ребята, попробуйте разгадать тему сегодняшнего урока. Она зашифрована в картинках (на доске картинки с изображением ножниц, арбуза, шарика, платья, облака, солнышка, ёлки, ложки, облака и кошки).- Правильно, тема урока звучит так: «Наш посёлок».
III.Вступительное слово учителя
- На последних уроках окружающего мира мы говорили о городской и сельской местностях, об их положительных и отрицательных моментах, чем отличаются они друг от друга и т.д. А т.к. мы проживаем в сельской местности, а именно, в посёлке, то мы решили раздобыть информацию о нашем посёлке и создать альбом - проект «История посёлка Самарского». Для этого мы разделились на 3 группы, каждая из которых получила конкретное задание. Т.к. мы ещё совсем маленькие, то нам помогали исследовать наш посёлок наши родители. Посмотрим, что у нас получилось.
- Слово для выступления предоставляется 1 группе учащихся.
IV.Выступление 1 группы
1 ученик
Ребята нашей группы занимались поиском информации о нашем посёлке Самарском. От местных жителей мы узнали, что посёлок Самарский раньше назывался хутор Самарка. А из беседы с заведующей Куркинским краеведческим музеем Сизовой Элеонорой Васильевной мы узнали, что название хутора произошло от названия Самариной лощины, расположенной недалеко от хутора.
2 ученик
Возникновению нашего посёлка предшествовало создание совхоза «Самарского» в 1926 году. Вся земля, на которой находился совхоз, принадлежала помещику Воскресенскому. Население жило в трёх каменных домах по улице Старой Садовой, в двух бараках вдоль лесной полосы и в шести домах, расположенных на берегах прудов.
3 ученик
По воспоминаниям Фёдоровой Елены Ивановны, жительницы посёлка Самарского, в каменных домах жили рабочие завода. В это время сюда приезжало много народу. Жить было негде. Поэтому многие рыли землянки за прудом, около сада и жили там целыми семьями. Особого голода тогда в посёлке не было. В одном из бараков была организована столовая для рабочих и их семей.
4 ученик
Время было трудное, но совхоз постепенно строился и укреплялся. Недалеко от завода, где сейчас располагается школьный сад и пасека, находились коровник, 4 свинарника, конюшня. На месте школы находилась баня. На территории совхоза находилось 2 пруда, оба очень глубокие. Один из них считался спиртзаводским, а другой совхозным.
5 ученик
За водой для приготовления пищи ходили в деревню Собаченку через совхозный сад. До войны был посажен только первый сад. Второй и третий сады были посажены уже в послевоенное время. Садом заведовал Иван Григорьевич Козырев, человек сторгий, трудолюбивый. За деревьями тщательно ухаживали, окапывали вручную. Сад строго охранялся. Когда стал плодоносить, яблоки увозили в посёлок Куркино на склады у железной дороги.
1 ученик
В годы Великой Отечественной войны в посёлке сражений не было. Наши войска жили в домах посёлка, а немцы находились в деревне Рязаново. Елена Ивановна Фёдорова рассказала нам такую историю: «В 41-ом году отец ушёл на фронт. На руках у матери осталось 6 маленьких детей. Елена – самая старшая, ей 11 лет. Отец очень боялся, что если начнут бомбить спиртзавод, то вся семья может погибнуть. К счастью, немцы обошли наш посёлок стороной. Но пришёл голод. Совхозный скот нечем было кормить. Поэтому всех животных распустили. Их ловили, резали и ели.
2 ученик
За солью и зерном люди ходили на склады в посёлок Куркино. Однажды туда с матерью отправилась и Елена. Только зашли за пруд, услышали гул самолётов. Это на город Ефремов летели немцы. Они открыли огонь. Лена очень испугалась и вместе с матерью забежала в дом директора совхоза Максимова. Это был единственный случай, когда Лена попала под обстрел. Но со стороны Ефремова постоянно доносился грохот. Это немцы бомбили город.
3 ученик
В 1945 году тяжело заболела мать Елены и её положили в больницу посёлка Куркино. Девочка пошла её проведать. По дороге ей встретился незнакомый человек. Когда они поравнялись, он широко улыбнулся и с великой радостью воскликнул: «Девочка, а война-то кончилась!» С этим долгожданным «лекарством» Лена пулей влетела в палату к матери. Потом вернулся с фронта и отец.
4 ученик
Постепенно жизнь совхоза стала налаживаться. Началось строительство кормокухни, водокачки, закладка садов.
По воспоминаниям Надежды Васильевны Ануреевой, совхоз в 56 –ом году славился своими племенными быками, которые находились в бычатнике (где сейчас детский сад). Недалеко находилась кузница.
В 60-ом году колхоз имени Чапаева присоединили к совхозу Самарскому. Хозяйство заметно увеличилось.
5 ученик
Начал обустраиваться и наш посёлок. В 1960 году началось строительство домов по улице Центральной в сторону переезда. Были построены 6 домов по улице Старой Садовой и столовая. В 65-ом году построили контору, началось строительство детского сада. В69-ом году начали строить клуб, а в 72-ом году – дома по улице Гурова. Позже построили дома по улице Центральной (в сторону Собаченки). А в 85-ом году началось строительство домов в совхозном саду. Появилась улица Новая Садовая. В 1992 году была построена Самарская средняя школа.
1 ученик
В настоящее время хозяйство совхоза пришло в упадок. Из культурно-просветительных учреждений действуют библиотека, Дом Культуры, школа и детский сад. Мы очень любим наш посёлок, свою маленькую Родину.
V. ФизминуткаПо родному краюДружно мы шагаем (марш на месте)Справа от нас – зелёный луг (поворот вправо)Слева находится лес (поворот влево)В таком лесу полно чудес,Белка с ветки на ветку скок (прыжки)Филин крыльями машет. Ух!Аж захватывает дух! (махи руками)Солнце над берёзами светит нам (повороты головы)Мы рады ягодам, грибам (наклоны)
VI.Выступление 2 группы
- Ребята нашей группы фотографировали объекты нашего посёлка. Мы покажем вам фотографии, а вы попробуйте эти объекты отгадать.
VII.Выступление 3 группы
1 ученик
- А мы нарисовали любимые уголки нашего посёлка. Я нарисовал совхозный сад. Это мой любимый уголок в посёлке. Летом я часто туда хожу за ягодами, яблоками, да и просто отдохнуть; полюбоваться красотой родной природы.
2 ученик
- А я нарисовал детский садик, в который ходил с двух лет. Я очень люблю своих воспитателей и всех, кто там работает. Они научили меня быть добрым и честным.
3 ученик
- Я нарисовала свой родной дом, в котором родилась и живу. Это мой любимый уголок природы.
4 ученик
- Я нарисовала свою родную школу. Мне очень нравится здесь учиться. У меня добрые одноклассники и учителя.
VIII.Выступление Хохловой Л.В.- А сейчас слово предоставляется директору Центра Культуры и библиотечного обслуживания п. Самарского Хохловой Л.В. Она расскажет о традициях нашего посёлка.
IX. - А сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение «Какое счастье жить в посёлке» в исполнении Телышевой Софьи.
Какое счастье жить в посёлке,
Вокруг вода, леса, луга, поля,
И возле домика фруктовые деревья,
А чуть подальше к лесу тополя.
Здесь летом очень мило и красиво,
И летний воздух очень чист.
Деревья шелестят листвой игриво.
В сирени слышен соловьиный свист.
А ласточки, кружа над косогором,
Гоняют комаров и мошкару,
Кукушки эхо слышится над бором,
Туман над речкой стелется к утру.
Проходит ночь и утро наступает,
И снова солнце над рекой встаёт.
Пастух на поле стадо выгоняет,
Паук на ветке паутинку вьёт.
X.Заключительное слово учителя
- Ребята, посмотрите, какой богатый материал мы раздобыли о нашем посёлке. На классном часе мы оформим наш альбом – проект «История нашего посёлка», куда включим весь наш материал.
XI. Рефлексия, подведение итогов
«Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза.
Учитель: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что - то новое, если урок оказался полезным, плодотворным, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».
- Посмотрите, какой красивый букет у нас получился! Большинству детей урок понравился и они считают, что он полезный и ребята не зря потрудились. Дети, скажите, в чём же заключается польза нашей совместной работы, нашего урока?
(ответы детей)
- Хочу всех поблагодарить за хорошую работу: ребят, их родителей, Любовь Васильевну. Спасибо всем большое! Урок окончен.
МОУ Самарская СОШ
Районный семинар учителей начальных классов
Открытый урок
по окружающему миру в 1 классе
на тему
«Наш посёлок»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Потапова Т.Н.,
II квалификационная категория
29 января 2015 г.