конспект занятия на тему:Развиваем внимание (для детей старшего дошкольного и мл.школьного возраста с ЗПР


ГБУ СО «Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Коррекционно – развивающая программа
«Познаем, играем, учимся»
Для развития внимания и расширения знаний об окружающем мире
детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР
Разработана
педагогом – психологом
Понкратовой С.А.
г. Ершов
Пояснительная записка
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает не только формирование базовых знаний, умений и навыков, но и развитие психических функций, обеспечивающих высокий уровень общего развития обучающихся. Познавательное развитие детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста характеризуется следующими тенденциями: 1.Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 10-14 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. 2. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказывается способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдёт в результате из взаимодействия. 3.Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать сказку по заданной теме. 4.Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти, при выполнении каких – либо действий, несложное условие
В процессе учебной деятельности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста развиваются: внимание, память, восприятие, мышление,
А этот психический процесс у детей с ЗПР недостаточно развит по причине микроорганической недостаточности мозга, обусловленной вредоносными факторами в период внутриутробного развития, родового периода или раннего детства, чаще всего в первые годы. Психическое развитие детей закладывается в раннем возрасте (умение хватать, ходить, говорить), а из - за отсутствия адекватных для этих детей педагогических условий и неправильно организованного воспитания в семье приобретаются стойкие пониженные признаки обучаемости.
Таким образом, возникает социальная ситуация, оказывающая негативное влияние на развитие ребенка: 1.Дефицит общения с взрослыми способствует недостатку развития эмоциональных, познавательных процессов, речи в периоды, когда общение является для ребенка ведущим видом деятельности.
-1-
2.Травмирующее действие социальной микросреды вызывает нарушение психики ребенка.
3.Отсутствие в быту полноценной, соответствующей его возрасту деятельности, обеспечивающей «присвоение» и смену ведущего вида деятельности в каждом календарном периоде развития ребенка.
4.Отсутствие адекватных педагогических условий, обеспечивающих реализацию полноценного развития ребенка и коррекцию неблагоприятных вариантов его развития.
5.Отсутствие внимания родителей к развитию ребенка.
6.Состояние здоровья (соматические заболевания, переходящие в хронические формы с частыми обострениями, могут привести к нарушениям обменных процессов мозга, более стойкой задержке развития).
Чем менее адекватными состоянию детей были условия микросоциальной и микропедагогической среды, чем длительнее они находились в них, тем более выражены и стойкие трудности в развитии. В связи с этим возникла потребность в разработке и создании программы «Познаем, играем, учимся», предназначенной для детей старшего дошкольного и младшего возраста с диагнозом - задержка психического развития. Эта программа обеспечивает коррекцию негативных тенденций развития, препятствующих успешному освоению образовательного стандарта, но и косвенным образом влияет на развитие речи и всей интеллектуальной деятельности ребенка.
Цели программы: создание условий, позволяющих помочь детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста с проблемами в развитии (ЗПР) познать окружающий мир.
Задачи  программы:
1.Формировать концентрацию, переключение и распределение внимания.
2.Тренировать зрительную, слуховую, двигательно – моторную память.
3.Учить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
-2-
соотносить реальные предметы с их заместителями; устанавливать причинно – следственные связи между предметами и явлениями, находить обобщающие слова, выделять существенные признаки предметов.
4. Развивать уровень развития творческого воображения ребёнка.
5.Развивать и укреплять мелкую моторику рук.
6.Развивать коммуникативных навыков общения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР.
Особенности построения программы: Данная программа рассчитана на 15 занятий педагога – психолога в заезд (заезд длиться 21 день).
Формы проведения занятий:
1) групповые (подгрупповые); 2) индивидуальные.
Методы проведения:
1) психогимнастические упражнения; 2) развивающие игры, с использованием «Блоков Дьенеша», «Кубиков Никитина» и др.; 3) составление рассказов; 4) беседы; 5) работа с раздаточным материалом; 6) пальчиковая гимнастика; 7) мозговая гимнастика.
Особенности проведения занятий: Занятия проводятся индивидуально, в группе (подгруппе). Продолжительность занятий 20 - 30 минут. При проведении занятий обязательно учитывается психологическое и физическое состояние детей с ОВЗ.
Ожидаемые результаты:
- осознание детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР своих способностей; - расширение знаний об окружающем мире; - увеличение объёма памяти; - развитие устойчивости и переключаемости внимания.
-4-
Конспект занятия на тему: «Развиваем внимание»
Цель: способствовать развитию распределения, концентрации и избирательности внимания у детей дошкольного возраста с ОВЗ; расширять знания об окружающем мире; развивать самоконтроль.
Материал: раздаточный материал, настольная игра «Кубики Никитина», настольная игра «Животные»,дидактическое пособие «Собери квадрат»
Ход занятия:
- Здравствуйте! Чтобы у нас было хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу!
Задание 1 «Зачеркни» (работа с раздаточным материалом)
- Обратите внимание на картинку. Здесь нарисованы листочки и домики. Будьте внимательны и вы справитесь с заданием. Для этого надо вычеркнуть все домики (листочки).
Задание 2 «Птица - не птица»
Ребенок (дети) должны внимательно прослушать стихотворение и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал – хлопнуть в ладоши.
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи... Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны.Прилетели птицы: Голуби, синицы,лебеди, куницы,Галки и стрижи, Чайки и моржи.Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Сойки и ужи. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Утки, гуси, совы, Ласточки, коровы. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Палки и стрижи, Бабочки, чижи, Аисты, кукушки, даже совы - сплюшки, лебеди и утки - и спасибо шутке!Задание 3 "Выполни по образцу" (с использованием «Кубиков Никитина»)
Упражнение включает в себя задание на создание определенных узоров, предложенных в образцах. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий: а) анализ каждого элемента узора; б) правильное воспроизведение каждого элемента; в) удержание последовательности в течение продолжительного времени.
Упражнение мозговой гимнастики «Горизонтальная восьмерка» (активизирует работу обоих полушарий, способствует усвоению знаний). Предлагается детям нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.
Задание 4  "Найди одинаковых животных". (работа с настольной игрой «Животные»)
Необходимо найти одинаковых животных среди предложенных. Это могут быть пары, тройки, четверки животных и т.д. Выполнение задания сопровождается рассказом ребенка (детей).
Задание 5 «Из частей – в целое» (с использованием пособия «Собери квадрат»)
Необходимо собрать квадрат из двух, трех, четырех и т.д. частей – геометрических фигур. Также дети вспоминают и называют основные цвета деталей. Выполнение работы сопровождается объяснениями ребенка (детей).
- Молодец (молодцы)! Ты (вы) был (и) сегодня такой (такие) внимательный (ые).
Конспект занятия на тему: «Будь внимателен!»
Цель: способствовать развитие слухового внимания, произвольности, моторики, умения действовать по сигналу; упражнять детей в сосредоточении внимания на нескольких объектах; формировать у детей устойчивость внимания.
Материал: раздаточный материал, д/и «Путаница», «Волшебный узор», «Блоки Дьенеша».
Ход занятия:
- Здравствуйте! Я рада видеть вас (тебя)! Вы все любите играть, так давай (те) поиграем.
Упражнение 1 «Волшебный узор».
Ребенку (детям) предлагается найти соответствующие фигурки и вложить их на пустые места. Необходимо не только найти соответствующие фигурки по форме, но и по узору (рисунку).
- А теперь давайте посмотрим, что в нашем «Волшебном сундучке»? Да здесь много разных геометрических фигурок различного цвета. Давайте назовем.
Упражнение 2 «Найди такую же фигурку».
Ребенку (детям) предлагается найти фигурки, показанные на карточке. Затем выбрать только синего, желтого, красного цвета; только большие, только маленькие.
Динамическая пауза «Транспорт».
Ребенок выполняет действия по сигналу, ориентируясь на показ педагога:
«Самолет» - бежит, руки в стороны.
«Машина» - «рулит», идет шагом.
«Ракета» - стоит с поднятыми руками над головой.
«Лодка» - «плывет» по волне, руки перед собой.
- Отдохнул (и)? Тогда продолжим играть. Жил художник. Да только у него картины были необычные. Давайте попытаемся понять, что же он нарисовал.
Упражнение 3 «Путаница»
 Ребенку (детям) предлагается найти и назвать все перепутанные предметы на картинках и назвать их .Упражнение 4 «Кто спрятался в лесу? »
Ребенку (детям) предлагается найти того, кто спрятался в лесу – на полянке. Выполнять задание необходимо быстро, но без ошибок.
- Молодец (молодцы)! Давай (давайте) на прощание пожмём друг другу руки и скажем «До свидания»!
3. Заключительная часть.
Конспект занятия на тему: «В гостях у сказки «Гуси-лебеди»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения; развитие свойств внимания (устойчивости, переключения, концентрации); развитие видов внимания (слухового и зрительного); развитие мышления; развитие самоконтроля; расширение словарного запаса.Материалы к занятию:  настольная игра – вкладыш «Гуси – лебеди», игра «Блоки Дьенеша», игра «Собери картинку», задание – карточка, игра «Чья тень?», бланк «Перепутанные линии»; 3 круга (красный, синий, желтый).Ход занятия:
- Дети, а вы любите сказки? Послушайте внимательно, из какой сказки этот фрагмент: «Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась…Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.» (Гуси-лебеди) Что же случилось у нас в сказке? (гуси-лебеди похитили Иванушку) - Молодцы! Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по сказке «Гуси-Лебеди», в которой мы поможем Аленушке спасти братца. Нам предстоит много испытаний. Мы с вами сейчас перенесемся в сказку.
Упражнение 1 «Лепим». Дети выполняют следующие упражнения.
«Лепят личико» - проводят руками по краю лица.
«Лепят волосики» - нажимают подушечками пальцев на корни волос.
«Лепят бровки» - проводят кончиками пальцев по бровям.
«Лепят глазки» - трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз. Моргают глазами.
«Лепят носик» - проводят кончиками пальцев по носу.
«Лепят ушки» - пощипывают мочки ушей, поглаживают уши.
«Лепят подбородок» - поглаживают подбородок.
«Лепят ручки» - поглаживают руки.
«Лепят ножки» - поглаживают ноги.
- Вот мы и попали в сказку. Кто же в ней главные герои? Давайте вспомним.
Упражнение 2 « Герои сказки» Дети должны подобрать вкладыши соответствующего размера и подходящие по смыслу картинки.
- Кого же первого встретила Аленушка на своем пути? (печку) И чтобы печка пропустила нас дальше, нужно разложить пирожки в определенные места.
Упражнение 2 «Будь внимателен» (с использованием «Блоков Дьенеша») Перед вами разные геометрические фигурки разного цвета. Я буду называть, а вы будите подбирать соответствующие фигуры.
- Молодцы! Все выполнили задание. Герои сказки «Гуси – лебеди» встретились с героями других сказок. Хотите знать каких? Тогда выполните следующее задание.
Упражнение 3 «Собери картинку» Дети смотрят на изображение - сюжет из сказки и из частей – картинок собирают единое изображение – картинку – сюжет из сказки.
- Молодцы! Посмотрите, сколько героев из сказок встретились сегодня с героями сказки «Гуси – лебеди». Кто же дальше помог Аленушке? (речка) Нам нужно перебраться на другой берег.
Упражнение 4 «Дорожка» Детям предлагается с помощью карандаша нарисовать линию, не выходя за контур рисунка.
Динамическая пауза «Кричалки –шепталки -молчалки»
Внимательно посмотрите на эти кружки. Это – сигналы. Когда я поднимаю красный круг – «кричалку» - можно бегать, прыгать, кричать, сильно шуметь, гуси-лебеди далеко. Желтый круг – «шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться, гуси-лебеди приближаются. А синий круг – «молчалка» - вы должны замереть
Упражнение 5 «Чья тень?» Вот мы и перебрались на другой берег. А вот и избушка на курьих ножках. В ней Баба Яга оставила для нас задание. Вы должны определить, что нарисовано и чья тень чему принадлежит.
- Молодцы, вы справились с заданием. Но чтобы забрать Иванушку теперь нужно справиться со следующим заданием.
Упражнение 6 «Перепутанные линии» Посмотрите внимательно, два котенка играют с клубочками. Вы должны определить какой котенок играет с каким клубком.
- Вот мы и спасли Иванушку. А теперь нам нужно быстро возвращаться, Молодцы! Вы все были очень внимательные и гуси-лебеди нас не заметили. А теперь вернем братца Аленушке, и расскажем ей какие препятствия нам удалось преодолеть.