Коррекционно-развивающая программа по формированию знаково-символических средств у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 109 «Изюминка»
города Ярославля











Коррекционно-развивающая программа
по формированию знаково-символических средств
у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР














Подготовила и провела: учитель-дефектолог,
Смирнова Анна Сергеевна











Город Ярославль, 2015
Все дети любят сказки, но всегда ли они понимают их? К сожалению, с детскими сказками иногда получается так: интересно, но непонятно. Если ребенку читают часто, то постепенно приходит понимание. Но нельзя ли ускорить этот процесс? Давайте, попробуем.
В сентябре 2014 года с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР мы начали занятия по этой программе и к концу учебного года дети достигли немалых успехов! Но обо всём по порядку.
Работа проводилась с опорой на основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» (автор Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.), которая используется в обучении для нормально развивающихся дошкольников, но модифицировалась с учетом особенностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и выявленных у них трудностей.
Мы предполагали, что обучение использованию знаково-символических средств в ходе разыгрывания сказки вызовет у детей интерес и будет способствовать повышению познавательной мотивации.
Занятия проводились с периодичностью 2-3 раза в неделю. Продолжительность занятий - от 20 до 30 минут, форма работы - групповая или подгрупповая.
При организации коррекционно-развивающей работы мы ставили перед собой следующие задачи:
развить способность для использования знаково-символических средств (умение устанавливать отношения между объектами-заместителями; удерживая «алфавит» их значений);
способствовать развитию возможностей продуктивного взаимодействия в диадах «ребенок-ребенок» и «ребенок-взрослый»;
корригировать у детей недостатки мыслительных операций, а также планирования и контроля результатов деятельности;
корригировать низкую поисковую активность, формировать мотивацию достижения успеха в деятельности.
Коррекционно-развивающая работа базировалась на соблюдении следующих общих принципов:
Принцип единства диагностики и коррекции. Все коррекционные воздействия планировались на основании ранее проведенной диагностики, уточняющей как степень развития способности к использованию знаково-символических средств в деятельности, так и индивидуальные особенности ребенка, затрудняющие ее становление;
Принцип системности. Занятия строились по нарастающей сложности, каждое занятие, основывалось на предыдущем и подготавливало последующее;
Принцип разнообразия. Предъявляемые в ходе коррекции задания отличались разнообразием содержания;
Принцип индивидуального подхода. Учитывались не только типические особенности, но и индивидуальные механизмы трудностей при формировании действий со знаково-символическими средствами. Индивидуальный подход осуществлялся через оказание различных видов помощи (стимулирующая, организующая, обучающая);
Принцип коррекции «сверху вниз». Создавалась «зона ближайшего развития», зависящая от достигнутого уровня познавательной деятельности;
Принцип коррекции «снизу вверх». Корригировались собственно действия замещения как базовый компонент ориентировочной основы действий для использования знаково-символических средств;
Принцип деятельности. Осуществление коррекционных мероприятий проводилось в активной деятельности обучаемых в группе детей. При этом учитывалась ведущая деятельность – игровая.
Большинство занятий имело следующую структуру:
1. Организационный момент, направленный на создание атмосферы доброжелательности и рабочей обстановки.
2. Подготовительная часть. Проведение упражнений, активизирующих интерес к занятию и, подготавливающих к восприятию основной темы. Они являлись средством оптимизации эмоционального состояния детей. Определенные разминочные упражнения позволяли активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, были направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.
3. Основная часть. Проведение упражнений по теме занятия и повторение пройденного ранее. Подбор упражнений осуществлялся с учетом темы и целей занятия. Их последовательность предполагала чередование видов деятельности. Упражнения располагались в последовательности простое - сложное - более простое (с учетом фактора утомления детей). Количество игр и упражнений было ограниченным (2-4).
4. Итог занятия. Оценка эффективности работы учащихся в целом и индивидуально. Обязательно устанавливалась обратная связь, которая заключалась в двух аспектах: эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).
Для разыгрывания сказок использовались разноцветные геометрические фигуры (бумажные кружки, квадратики разного цвета и разной величины). Они применялись в качестве условных знаковых заместителей, которые могли быть обозначены как персонажи сказки.
Для занятий выбирались произведения с одной линией действия, которая развивается последовательно, без отступлений и перерывов. Описание события в таких рассказах начинается с завязки действия, развитие которого может быть плавным или скачкообразным, но идет обязательно непрерывно вплоть до кульминации и развязки. Содержание таких сказок можно выразить одной фразой, например, «Лиса обманывает петушка, а кот и дрозд спасают».
Комплекс включал 65 занятий, которые были разделены на четыре блока (Приложение № 1). Первый - организационный, включал вводные занятия. Второй блок предполагал обучение знаковому замещению. Взрослый рассказывал детям сказку, заменяя в ходе рассказывания сказочных персонажей условными заместителями. Таких заместителей было не более трех-четырех. На следующих занятиях детей побуждали помогать находить заместители, постоянно контролируя их понимание. В третьем блоке детей учили самостоятельно строить наглядную модель сказки. Им предоставлялась возможность разыграть с помощью этих заместителей ключевые моменты сюжета. На заключительном этапе детям предлагалось самостоятельно разыграть сказку.
Для занятий использовались сказки в обработке А.Н. Толстого или из сборника А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки». В их число вошли «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса и заяц», «Коза-дереза», «Гуси-лебеди». Выбор литературных произведений осуществлялся по трем критериям:
ограниченное количество персонажей сказки;
краткость изложения сказки;
возможность показать действия основных персонажей сказки.
После полного обучения использования знаково-символических средств в ходе разыгрывания сказок, в апреле 2013 года, мы, с детьми, показали итоговое занятие на тему - «Разыгрывание сказки «Гуси-лебеди» (обр.А.Н.Толстого) (Приложение № 2).
По окончанию всех занятий мы сделали следующие выводы:
Большинство детей принимали активное участие в построении наглядных моделей сказок;
Задания на самостоятельное построение моделей вызывали у детей затруднения, однако эмоциональный фон занятий всегда был положительным. Дети проявляли интерес к заданиям, их не смущало требование оречевления действий;
Занятия превращались в театрализованные действия, а чередование групповых и подгрупповых форм работы делали их интересней. Дети работали в парах, которые подбирались по принципу сильный-слабый;
Дети эмоционально реагировали на действия сказочных героев, старались помочь им в трудных ситуациях, задумывались о смысле сказки, то есть происходило осознание сюжета. Они могли вспомнить сказку самостоятельно по цепочке производимых ими действий;
С заданиями они в основном справлялись. Случаев отказа от выполнения работы не наблюдалось. Поисковая активность детей возрастала. Иногда они начинали рассказывать свои любимые сказки, сюжеты мультфильмов и предлагали экспериментатору разыграть и их.






Приложение № 1
План работы занятий по развитию способности использовать знаково-символические средства с применением литературных произведений
Блок
Цель блока
Описание занятий
Кол-во занятий

Организационный
Создание у детей положительного эмоционального фона на занятиях
Первые два занятия этого блока включали задания, которые способствовали установлению контакта со взрослым и созданию атмосферы доверия. Для этого использовались игры, в которых детям необходимо было выбрать образ какого-либо сказочного героя. Им предстояло рассказать, чем он его привлекает, а также нарисовать портрет этого персонажа.
На занятиях этого блока проводилось рассказывание и театрализация любимых сказок. В этом процессе участвовали сами дети, что позволяло определить, способны ли они принимать на себя какую-либо роль. На этих занятиях выявлялись индивидуальные особенности участников обучающего эксперимента. В процессе игр уточнялись знания детей о геометрических фигурах, свойствах предметов (форма, цвет, величина). Работа проводилась в группе.
10

Формирование действий знаково-символического замещения
Обучение единичным действиям знакового замещения
Данный блок включал диагностический и обучающий аспект. Первый предполагал выявление детей, у которых возникают трудности в процессе оперирования условно-графическими заместителями. Сначала сказка полностью рассказывалась и разыгрывалась экспериментатором. Затем в процессе обсуждения объяснялось, по каким признакам выбирается определенный заместитель. Детям постоянно напоминалось о том, какое значение у каждого условно-графического заместителя (их использовалось не больше трех-четырех). На последующих занятиях еще раз рассказывалась сказка, по ходу которой задавались вопросы: «Какой фишкой мы обозначили лисичку (зайчика, волка и т.д.) и почему?». На заключительных занятиях предполагалось самостоятельное придание значений заместителям главных героев новой сказки с последующим воспроизведением их значений, после ее прочтения. Работа осуществлялась в малых подгруппах.
15

Обучение разыгрывания сказок
Формирование умений самостоятельно подбирать условно-графические заместители, объяснять свой выбор и показывать действия сказки с их использованием
На первых занятиях ребенок рассказывает предложенную экспериментатором сказку, ранее разобранную на предыдущих занятиях. При этом он самостоятельно осуществляет означивание заместителей и демонстрирует с их помощью действия персонажей сказки. Количество героев сказки постепенно увеличивалось до двенадцати. На последующих занятиях экспериментатор рассказывает незнакомую для ребенка сказку и просит его выбрать заместители для ее персонажей, поэтапно разыграть основные действия сказки. По окончании работы ребенка просили пояснить выбор тех или иных заместителей, а также рассказать по каким признакам они друг от друга отличаются. Если дети не справлялись самостоятельно с этим заданием, то им оказывалась необходимая помощь. Работа осуществлялась в малых подгруппах.
25

Самостоятельное разыгрывание сказок
Закрепление полученных умений и развитие способности использования знаково-символических средств как установление отношений между заместителями и удержание «алфавита» значений
Детям предлагалось самостоятельно разыграть сказку. Задание считалось, выполненным, если ребенку для этого не требовалось помощи. Использовалось до двенадцати условно-графических заместителей.
На заключительном занятии дети разыгрывали сказки друг для друга. Работа осуществлялась в малых подгруппах.
15













Приложение № 2
Примерный план занятия на тему:
«Разыгрывание сказки «Гуси-лебеди» (обр. А.Н.Толстого)

Программные задачи: развивать умение последовательно передавать содержание сказки, подбирать заместителя по заданным признакам (форме и цвету), строить модель сказки по ходу ее изложения.
Материал: на подносах наборы геометрических фигур для каждого ребенка: круги (красного, синего, серого, коричневого цвета), прямоугольники (оранжевого, жёлтого и голубого цвета), треугольники (белый цвет); листы бумаги зеленого тона (для развертывания сюжета); книга с иллюстрациями; мольберт или магнитная доска с магнитами; указки.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 - Девочка - Мальчик - Мышка - Баба Яга


- Яблоня - Печка - Речка

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 - Гуси-лебеди

Ход занятия

Дети, вы узнали книгу? Назовите её!
Чем вам нравится эта сказка? (Ответы детей).
Эта сказка и грустная, и веселая. Будем смотреть иллюстрации, и вспоминать всех героев произведения.
Дети, что случилось с маленьким братцем?
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях.
Расскажите, как девочка искала братца? (Выслушиваю ответы и зачитываю отрывок текста).
Кого девочка встретила на своем пути?
Она встретила печку, лесную яблоню, речку молочную, избушку на курьих ножках, мышку, которая умела кудель прясть.
Чем закончилась сказка?
Девочка вместе с братцем домой прибежала, а тут и отец с матерью пришли.
Дети, а сейчас мы будем с вами разыгрывать сказку. Посмотрите на свои подносы и скажите: кто из героев сказки будет красным кружком, синим и т.д., а действие сказки будет разворачиваться на большом зеленом листе, потому что девочка бежала по полям и лесам.
Воспитатель не торопясь читает сказку, давая детям возможность разыграть каждый эпизод, предлагает детям участвовать в разговоре девочки с печкой, яблоней и т.д.
При повторном разыгрывании сказки роль рассказчика берет на себя кто-либо из детей.
Когда дети хорошо усвоят содержание сказки, можно предложить досочинить ее:
Кого девочка еще могла встретить на своем пути?
(например, кровать с мягкой периной и др.)
Расскажите, о чем она ее спросила? А что было потом?
В конце советую детям рассказать сказку своим родителям, младшим братьям и сестрам.
Занятие окончено.








13PAGE 15


13PAGE 14215




15