Занятие по ФЭМП в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста на тему: Путешествие веселой точки.


Занятие по ФЭМП в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста на тему: "Путешествие веселой точки".
Автор: Романова Наталья Владимировна
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.Образовательные задачиСоздать условия для речевой активности, включая в активный словарь термины (длинный, короткий, далеко, близко, меньше, больше).Содействовать умению уменьшать число на единицу.Способствовать закреплению навыков распознавания геометрических фигур: прямоугольник, квадрат, круг.Создать условия для развития навыков счета до 5, различения записи числа 5 и соотнесении ее с пятью предметами;Коррекционно – развивающие задачиСпособствовать развитию логического мышления, внимания, памяти. Создать условия для тренировки мыслительных операций – анализа, сравнения, обобщения.Воспитательные задачиПоддерживать детскую инициативу и самостоятельность, стимулировать интерес к математическим играм, желание заниматься в подгруппе.Планируемые результаты: счет предметов в пределах 5; уменьшение числа на единицу; распознание геометрических фигур и соотнесение их с предметами ближайшего окружения; активное и доброжелательное взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; сосредоточение при выполнении математических действий в течение 15-20 минут.Материалы и оборудование:демонстрационный материал: плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, точка из бумаги и такого же цвета магнит для работы на доске. Раздаточный материал: разрезные картинки животных, цветные атласные ленты, разной длины.Содержание организационной деятельности1. Организационный момент.Создание положительного эмоционального фона. Воспитатель: Ребята, я хочу вам подарить хорошее настроение, а в этом мне поможет улыбка. Я дарю вам улыбку и хорошее настроение, и вы улыбнитесь мне в ответ.Воспитатель: Дети, я знаю, что вы очень любите слушать сказки? А сами не хотели бы попасть в сказку? Жила была маленькая точка. Жила она в стране геометрических фигур. Но злой волшебник ее похитил и не хочет отпускать. Ребята нужно помочь нашей героине – точке. Ей очень хочется попасть домой - в волшебную страну геометрических фигур. Она такая маленькая, не смелая и только вы ей можете помочь. Хорошо? Сказка начинается, а вы в ней самые главные герои. Герои всегда помогают тем, кто в затруднительном положении.Сегодня мы с вами вместе будем путешествовать по сказке, сказка не простая, волшебная, с математическими заданиями. А что бы попасть в сказку нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова «Нужно всем сказать нам дружно: чудо чудное свершись, а мы в сказке окажись». Открываем глаза. Мы, ребята с вами попали в сказку, ну что, беремся за дело и будем выручать нашу точечку. Основная часть: практический этап.Проблемная ситуации №1(Сюжет)Ребята мы оказались с вами в лесу, где живут заяц, белка, ежик, они никак не могут разобраться, чей дом находится дальше, чей ближе от избушки бабы Яги. Поможем?Игра «Домики и дорожки»Воспитатель раздает детям листы бумаги, где большими разноцветными точками условно изображены домики животных: зайца, белки, ежа, детям предлагается фломастерами соединить домики дорожками разных цветов. Затем дети рассматривают дорожки и сообщают, какая из них длиннее (короче) От домика зайца к домику белки, или от домика белки к домику ежа и т.д. Дети также используют понятие далеко, близко исходя из длины дорожки.Слушайте внимательно заданиеПроблемная ситуация №2(Сюжет)Воспитатель: Баба Яга дала клубочек и отправила нас к Лесовичку. У него находится карта, по которой точечке можно попасть в свою страну Геометрию. Клубочек покатился, и мы пойдем за клубком. Хорошо в лесу у Лесовичка, птицы поют, аромат цветов стоит над полянкой. Давайте и мы насладимся этим ароматом. Дыхательная гимнастика «Поклон»Исходное положение: встать прямо, руки опущены.Слегка наклониться вперед, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхать пол»). Затем плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в исходное положение. (По А.Н. Стрельниковой).Для того чтобы получить карту, надо выполнить задание Лесовичка.Игра «Скатай ленту» Воспитатель показывает, как можно скрутить ленту. Дети пробуют осуществить это игровое действие. Начинают скатывать ленты все одновременно, но оказывается, что одни дети сделали это быстрей чем другие. Выясняется причина: Ленты разной длины. Для того, чтобы убедиться в этом, дети кладут ленты на пол, прикладывают одну к другой, используя слова, одинаковые, длиннее, короче.Проблема – ситуация №3 Воспитатель: Теперь у нас есть карта, но в ней сложно разобраться, так как на ней некоторые линии стерлись, только дружба и взаимовыручка помогут нам дорисовать и прочитать карту.На листе бумаги нарисованы геометрические фигуры: круги, квадраты и прямоугольники разных цветов и размеров. Детям предлагается определенным цветом соединять определенные геометрические фигуры. Например, большой красный круг соединить, синим цветом с маленьким синим квадратом и т.п.Воспитатель: Ребята карта готова, а мы никак не можем попасть в страну Геометрию. Мы с вами в сказочном лесу? А в лесу случаются чудеса. Лесные жители приготовили задание.Проблема – ситуация№4 Разрезные картинки животных. Дети разбиваются парами и выполняют задание.
Счет предметов до пяти (морковки для зайца, яблоки для ежа, орешки для белки) плоскостные овощи, у кого больше, узнать если затрудняются путем наложения.Посмотрите на этот домик, какое число живет в этом домике? Нам нужно заселить жильцов по этажам так, чтобы два числа вместе составили число 5. Давайте начнем с самого верхнего этажа. На этом этаже уже живет число 4, а какое число должно жить рядом? 1. Молодцы, справились и с этим заданием.Жители домика посоветовали набраться сил, чтобы идти дальше.Динамическая пауза1,2, 3, 4, 5Все умеем мы считать,Отдыхать умеем тожеРуки за спину положим,Голову поднимем вышеИ легко-легко подышим.Раз, два, три, четыре, пять.Можно все пересчитать.Сколько в комнате углов?Сколько ног у воробьев?Сколько пальцев на руках?Сколько пальцев на ногах?Сколько в садике скамеек?Сколько в пятачке копеек?Проблема – ситуация №5(вводим понятие знак минус)Воспитатель объясняет и показывает детям, что указательный палец в горизонтальном положении это знак минус. Теперь поиграем в салочки на минус. Водящий кого затронет указательным пальцем – минусом, тот выбывает из игры. (Пять игроков, шестой водящий, кого задели, выбыл из игры – минус один, считаем оставшихся и т.д.)Воспитатель: Дети, вы молодцы справились почти со всеми заданиями. Осталось одно последнее. К домику, где живет точка нужно подобрать ключи.Проблема - Ситуация №6 Игра «Разложи правильно»Воспитатель показывает фигуру, дети говорят, в какой домик ее положить. Все фигуры одного цвета, треугольники отличаются по конфигурации, Дети группируют фигуры по форме.Вот вы все молодцы и справились со всеми заданиями. Точечка вас благодарит и возвращается в свою страну Геометрию.Воспитатель:А нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и начинаем отсчет от 1 до 5.(Дети считают хором)В лес волшебный мы ходилиВсех злодеев победили.Много нового узналиИ друзьям всем рассказалиВозвратились мы назад.Детский сад нам очень рад3. Итог. Рефлексия.а) Где мы с вами сегодня побывали, ребята?б) Что вам понравилось?в) Что бы вы хотели пожелать своим друзьям?