Задачи врисунках как средство развития познавательных способностей школьников при обучении химии

Макурина Н.В.
МОУ «СОШ №103», г. Волгоград
ЗАДАЧИ В РИСУНКАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ

В настоящее время в научной и методической литературе накоплен богатейший материал по использованию задач в рисунках на уроках химии.
Рассмотрим три группы задач, которые целесообразно применять на уроках и внеклассных занятиях. Это задачи:1)на узнавание и обобщение свойств веществ, 2) на узнавание и обобщение способов их получения, 3)задачи, проверяющие знания условий осуществления реакций.
Задачи первой группы многообразны по построению. В одних на рисунке изображено явление, обусловленное определенным свойством вещества. Решающим следует перечислить все известные вещества, обладающие, демонстрируемым свойством. Назвать свойство.
В других задачах предлагается серия рисунков. Каждый рисунок изображает способ демонстрации какого-то свойства вещества. Обучающимся надо выбрать варианты, пригодные для показа свойств названного вещества. Пример. Каким из изображенных приборов можно воспользоваться, чтобы получить и собрать а) аммиак; б) оксид азота (IV); в) чистый оксид азота (II) [1,с.76]. Серией рисунков могут быть представлены различные приемы демонстрации одного свойства веществ. Школьникам необходимо отметить способы, пригодные для указанного вещества.
Задачи третьей группы содержат рисунки с дефектами. Решающий должен установить, получит ли экспериментатор желаемый результат, если в конструкцию приборов не будет внесено никаких изменений или допущена одна или несколько ошибок.
Задачи в рисунках содействуют выработке точных знаний. Они подчас оказываются труднее экспериментальных задач, в которых необходимо определить, какое свойство или способ получения веществ демонстрируется. Благодаря задачам в рисунках формируются ассоциации, важные для политехнического образования, а именно, связи между физическими свойствами исходных и получаемых веществ, условиями осуществления превращений и типовым оборудованием, служащим в лаборатории для получения веществ. Вырабатывается понимание, что свойства веществ и условия проведения превращений определяют конструкции приборов.
Особенно интересна в методическом плане третья группа задач для классов профильного уровня обучения. Она организует активное профессиональное восприятие опытов: побуждает школьников скрупулезно изучать «мелочи» техники эксперимента, выяснять все условия, при которых опыт безопасен и безотказен. Применение задач-рисунков позволяет выделять детали техники, не существенные для результата, но существенные для качественного восприятия опыта зрителей, для повышения информативности демонстраций.
Для организации процесса обучения и выявления планируемых результатов в соответствии с ФГОС необходимо дополнить традиционные средства обучения новыми, ориентированными на формирование УУД. К таким можно отнести ситуационные , контекстные и творческие задания [2,с.8]. Задачи в рисунках успешно могут быть использованы в качестве составных частей данных задач.
Список литературы:
1.Гольдфарб Я.Л., и др. Сборник задач и упражнений по химии: Учеб.пособие для учащихся 7-10 кл.сред.шк. [Текст] / Я.Л. Гольдфарб, Ю.В.Ходаков, Ю.В.Додонов. – 6-е изд. – М.: Просвещение,1988. – 192с.
2.Шалашова М.М., Оржековский П.А.Новые средства достижения требований ФГОС [Текст]/ М.М. Шалашова, П.А. Оржековский // Химия в школе. – 2013.- №4. С8-13.

Заголовок 215