Использование памятки как помощь тревожным детям при подготовке к сдаче экзамена


Селезинка Александр Михайлович
Кандидат филологических наук
МОУ лицей г. Фрязино
Использование памятки как помощь тревожным детям при подготовке к сдаче экзамена
В данной статье предлагаются варианты памятки на русском и английском языках как эффективный методический инструмент для оказания помощи тревожным детям при сдаче выпускных экзаменов
Ключевые слова: памятка, тревожные дети, эмоциональный комфорт, саморегуляция.
В ст. 59 Закона об образовании указано, что государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена. Это выпускные экзамены по отдельным предметам, которые сдают выпускники общеобразовательной средней школы. Данные экзамены имеют следующие особенности: а) они проводятся с применением однотипных заданий и единого критерия оценивания, позволяющего сравнивать уровень подготовки учащихся; б) результаты экзаменов учитываются как в школьном аттестате, так и при поступлении в вузы.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) и государственная итоговая аттестация (ГИА) учеников девятого класса – выпускные экзамены, которые проводятся в форме тестирования. Согласно определению А.Г. Шмелева тест представляет собой стандартизированное испытание, проводимое за короткий промежуток времени, результаты которого обрабатываются формализовано [5].
В зависимости от познавательных и личностных особенностей, учащихся подготовку к ЕГЭ или ОГЭ следует строить по-разному. Для того, чтобы помочь каждому ребенку максимально использовать имеющиеся у него ресурсы и компенсировать слабые стороны, М. Ю. Чибисова рекомендует использовать дифференцированный подход [4]. Все выпускники разделяются на группы, имеющие схожие трудности, и в дальнейшей работе с этими группами ставятся особые психолого-педагогические задачи. В соответствии с проблемами, возникающими у учащихся при подготовке и сдаче выпускного экзамена, выделяются следующие типы трудностей:
1. Когнитивные (познавательные), обусловленные спецификой как переработки информации, так и работы с заданиями.
2. Личностные, связанные отношением учеников к экзамену, их субъективными реакциями и состояниями. К личностным трудностям относится сильная тревога. Тревога – это предчувствие плохих событий, ощущение неопределенности и неприятное эмоциональное состояние. Она обычно иррациональна, беспредметна и не имеет конкретной причины.
К группе школьников, имеющие личностные трудности относятся тревожные дети. Тревожность может проявляться как устойчивое свойство, черта личности, а также как особенное эмоциональное состояние. Школьная тревожность – это тот ее вид, который проявляется, когда ребенок взаимодействует с различными составляющими образовательной сферы, и который закрепляется при этом взаимодействии. Высокий уровень школьной тревожности оказывает негативное влияние на учебную деятельность ученика, выражающееся в повышенном уровне беспокойства в учебных ситуациях, в беспричинном волнении, в предчувствии недоброжелательного отношения к себе и неодобрительных замечаний со стороны педагогов и сверстников.
Сдача экзамена представляет собой трудность для тревожных детей, поскольку она оценочная. Ребенку, испытывающему тревогу, тяжело ее контролировать, поэтому ему трудно сконцентрировать свое внимание. Процесс сдачи экзамена повышает тревогу, что может дезорганизовать работу ребенка: повысить его утомляемость и снизить работоспособность. При высоком уровне тревоги, остается недостаточно сил на умственную деятельность.
На этапе подготовки к экзамену нужно создать ситуацию эмоционального комфорта для того, чтобы помочь тревожным детям. Для этого существуют разные невербальные способы: доброжелательный взгляд, улыбка и т.д. Взрослому необходимо поощрять и поддерживать ребенка. При этом важны такие высказывания: «Ты очень хорошо написал тест по английскому языку», «Я знаю, что у тебя все получится».
Необходимо научить ребенка приемам саморегуляции, релаксации, аутотренинга, если ребенку предстоит экзамен в форме ЕГЭ, обязательно познакомить с его процедурой.
Для успешной сдачи экзамена в качестве эффективного методического инструмента используются памятки. По определению М. Ю. Чибисовой памятка – это краткий перечень основных рекомендаций, направленных на помощь выпускнику или взрослым, его окружающим, при решении той или иной проблемы [4]. Для того чтобы памятка была эффективной и дала желаемый результат во время подготовки к выпускным экзаменам, она должна быть краткой. Памятки, которые включают 10 пунктов и более, обычно малоэффективны. При использовании памятки следует учитывать следующие рекомендации:
1. Необходимо проработать содержание памятки при первом ее предъявлении. Оптимальный метод работы с памятками – комментированное чтение, т.е. необходимо обсуждать их содержание, проводить параллели с реальным жизненным опытом учащихся, иллюстрировать примерами.
Ученики получают распечатанный текст памятки, читают его и отвечают на вопросы педагога:
• Какие из перечисленных рекомендаций ты уже использовал?
• Какие рекомендации тебе кажутся наиболее полезными?
• Что из этого ты можешь выполнить в ближайшую неделю?
2. Разместить памятку в классном уголке.
3. Повторно обсудить памятку:
• Какими рекомендациями из памятки вы пользуетесь?
• Как часто?
• Какие изменения вы заметили?
• Если вы не пользуетесь данными рекомендациями, то почему?
Для помощи тревожным детям мы составили следующую памятку на русском и на английском языках:
Как готовиться к ЕГЭ, если ты испытываешь сильную тревогу
Лучше всего заранее узнай о предстоящем экзамене и его процедуре, чтобы у тебя было достаточно времени на подготовку к нему.
Проанализируй требования к экзамену, выяви пробелы в своих знаниях и постарайся восполнить их.
Если есть такая возможность, хорошо было бы ознакомиться с дополнительным материалом по предмету, который будешь сдавать, провести опыты, исследования – знания усилят твою уверенность в себе и помогут преодолеть тревогу.
Когда тебе сложно дается усвоение какой-то информации, то возможно с успехом преодолеть эту трудность, прибегая к многократному повторению.
Проанализируй свои возможности, не берись за исполнение непосильных заданий, чтобы не растратить свои силы зря.
Готовься к ЕГЭ спокойно, не спеша, правильно распределив свое время.
Составь план подготовки к экзамену, чтобы тебе хватило времени не только на занятия, но и на отдых.
Контролируй свое эмоциональное состояние. Используй приемы саморегуляции, релаксации и ту формулу аутотренинга, которая позволит тебе добиться спокойствия и уверенности (возможно, эту: «У меня все благополучно. Я полностью спокоен, сосредоточен и легко вспоминаю весь материал.»).Выполняя умственную работу по подготовке к экзамену, не забудь о том, чтобы после нее заняться спортом (желательно на свежем воздухе) или любимым делом.
Помни о том, что перед экзаменом нужно повторить весь материал, уделяя особое внимание трудным вопросам. Убедись в том, что ты хорошо ознакомлен с процедурой ЕГЭ (как правильно заполнять бланки и т. д.). Теперь тебе нечего бояться – ты сможешь его сдать. За день до экзамена отдыхай: ничего не учи, иди на прогулку, постарайся максимально отдохнуть и расслабиться. Хорошо выспись и иди на экзамен отдохнувшим и уверенным в своих знаниях.
The way to face your final exam if you are alarmed by it
The sooner you learn about the exam and its procedure the better. You will have enough time to prepare for it.
Analyse its regulations, find out your knowledge gaps and do your best to fill them.
If possible it would be better to read additional material for the exam you are going to take. Do a lot of tests. The more you know the more confident you are. It will help you to be in control of yourself.
If some material is too difficult for you to learn revise it as many times as possible and you will succeed in dealing with it.
Analyse the situation. Don`t do the tasks which are too difficult for you to cope with.
Don`t be in a hurry while preparing for your final exam. Be calm and plan your work carefully.
Make plan so as to have enough time not only for learning but also for taking a rest.
Control your emotions. Use the techniques of self-regulation, relaxation and the formula of auto training which will help you to stay calm and confident (maybe, this one: It`s OK with me. I am calm, concentrated and can recollect all material easily.).
Alternate the periods of intellectual and physical engagement. While reading for the exam don`t forget about your hobbies and going in for sport (it is better to do it outside).
Remember that before your exam you should revise the whole material, paying special attention to difficult issues: be sure you are fully informed about the procedure of your final exam (the way to fill in the forms and so on). Now there is nothing to worry about – you will be able to pass it. The day before exam take a rest: learn nothing, go for a walk, try your best to rest. Sleep well and take your exam relaxed and certain of your knowledge in it.
Литература
1.Белкин А.С. Cитуация успеха. Как ее создать. – М.: Просвещение,1991.
2.Пилипко Н.В., Диянкова И.В. Работа для троих. Коррекционная работа
с детско-родительской парой в процессе психологического консультирования
// Школьный психолог, 2002, No 36, 39.
3.Прихожан А.Н. Психология тревожности. Дошкольный и школьный
возраст. CПб, 2007.4.Чибисова М. Ю. Психолого-педагогическая подготовка школьников к сдаче ГИА и ЕГЭ в условиях ФГОС – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014.
5.Шмелев А.Г. Тест как оружие // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2004. № 2. с. 40–52.