Проект Игрушка как часть культурной традиции коренного народа Свердловской области


Творческий проект учащихся 2и 3 классов
Тема «Игрушка как часть культурной традиции коренного народа Свердловской области»
По признаку доминирующей деятельности – творческий;
По признаку предметно-содержательной области - межпредметный;
По количеству участников проекта – охватил учеников 2и 3 классов, учителя, представителя народа манси;
По продолжительности выполнения - проект среднесрочный
(2,5недели; в рамках внеурочной деятельности)
Цель проекта: пробудить интерес детей к традиционной игрушке севера
- способствовать формированию у школьников эмоционально-ценностного
отношения к народам, населяющим наш край, к их традициям, быту, обычаям, игрушкам;
создавать условия для развития умения находить необходимую
информацию с использованием современных технологий, планировать
деятельность, представляя весь процесс, представлять результаты своей
деятельности;
- содействовать развитию навыков делового сотрудничества, анализа
результатов и оценивания себя в процессе деятельности.
Ход проекта:
I этап. Подготовительный этап
а) определение темы в ходе беседы о народах живущих в Свердловской обл., о роли игрушек в их жизни;
б) постановка учебных задач:
- выполнить коллективный творческий проект;
- расширить знания о народе манси, выяснить какими игрушками играли мансийские дети;
в) содержание проекта:
- информационные слайды;
- сообщения;
- мастер-класс по изготовлению куклы «Акань».
II этап. Планирование проекта (на этом этапе в проекте начинает проявляться индивидуальный характер)
а) анализ проблемы:
- ценностное отношение к игрушкам народа манси;
б) определение источников информации:
- использование художественной литературы, справочников,
энциклопедий, Интернет, беседы с представителем народа манси;
в) распределение работы:
-индивидуальные задания для участников проекта по номинациям:
информаторы, фотографы, художники, репортёры.
г) согласование способов совместной деятельности:
- учитель - ученик;
- учитель – ученик – представитель народа манси.
III этап. Выполнение проекта
а) сбор информации:
- посещение библиотеки, работа с художественной и справочной литературой;
- просмотр презентаций о культуре народа манси, об игрушках;
- выход в Интернет с целью:
1) сбора данных об игрушках, о технике изготовления куклы «Акань» ; 2) поиска тематических фотографий, картинок, мультимедийных слайдов, видеороликов; 3) интервью с представителем народа манси;
б) реализации идей проекта и оформительская работа:
- создание мультимедийных слайдов (методическое пособие для младших школьников);
- отправление собранной информации документом Word в медиатеку школьной библиотеки с целью пополнения единой информационной среды школы различными методическими разработками.
IV этап. Защита проекта (представление результатов)
Презентация проектного продукта осуществлялась через проведение детьми мастер-класса по изготовлению куклы «Акань», предварительно были заслушаны сообщения детей о значении кукол в жизни народа манси.
V этап. Рефлексия:
Цель: пробудить интерес детей к традиционной игрушке народов Севера.
Формирование у обучающихся ключевых компетенций.
Методы исследования:
1) Анализ литературных источников;
2) Работа с информаторами;
3) Практическая работа.
Оформление: иллюстрации с изображениями мансийских кукол, бубен, мансийские амулеты ;Для практической части: ножницы, различные лоскуты ткани.
Ход мероприятия
Учитель: Уважаемые гости, дорогие ребята!
Наша встреча проходит в дни празднования 80-летия образования Свердловской области.
Наш край раскинулся на землях некогда заселённых угорским народом-манси, имеющим древнюю и самобытную культуру. Одним из её проявлений стали детские игрушки, в частности тряпичная кукла «Акань». Этой теме и посвящён наш проект.
Показ презентации.
Ксения. Оказывается, игрушки появились в глубокой древности. Взрослые в любые времена старались утешить или развлечь своих детишек. Родители и сами дети изготавливали игрушки из глины, дерева, камня, из костей животных, шкур и кожи. На местах древних поселений ученые находят маленькую глиняную посуду, топорики и другие орудия труда, фигурки, изображающие птиц и зверей. Есть среди них фигурки, очень похожие на людей, сделаны они из глины или дерева.
Давным-давно взрослые решили, что у детей тоже должна быть кукла, но для игры. Она должна выглядеть так же, как и сами люди, но у нее не должно быть лица. Традиционные хантыйские куклы тоже не имеют лица. Игрушку нельзя делать полностью похожей на живое существо, чтобы в нее не вселялись злые духи. Такая кукла может навредить ребенку. Игрушки не только развлекают, но и учат взрослой будущей жизни. «Скажи мне, во что ты играешь, и я скажу, кем ты станешь».
Вадим. Кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления  кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому  куколки, довольно, часто носились как талисманы. Остановимся подробнее на игрушках детей хантов и манси. (Презентация)
Кристина. Первая кукла-игрушка у девочек появляется примерно  в  3 – 4 года. У каждой девочки ханты есть собственный рукодельный и кукольный мешочки. В первом хранятся принадлежности для шитья, а во втором – куклы с их нарядами. Уже с 5 и до 7 лет девочка сама может сделать куколку. Размеры куклы не должны превышать размера детской ладони, таким образом куклы растут вместе с девочкой. Минимальный размер куклы – не меньше мизинца.По традиции ханты считается, что кукла больших размеров уже похожа на человека, а маленькая применяется в поминальной практике. Среди кукол-малюток есть изображение младенца в люльке.
 Анастасия. Создание кукол и кукольного хозяйства контролируется старшими родственницами. Нельзя повторять образ чужих кукол, нельзя  создавать персонажи, копирующие конкретных живых людей. Кукла не должна содержать личностных характеристик какого-либо  человека во избежание принятия его души. По окончании игры куклу необходимо разобрать, чтобы она не ожила. Лоскутки ткани, образовавшие голову и туловище, расправляются и хранятся самостоятельно. Главная особенность куклы-игрушки – ее временный характер. Постоянными являются только ее одежда.Время общения с куклами возможно только в светлое время суток.
Лена. Акань шилась только из обрывков новой ткани, ни в коем случае нельзя было использовать лоскутки от одежды, которая кем-либо носилась.По поверьям одежда, «пропитанная запахом живого человека», являлась его тенью. Считается, что закопав в землю куклу, одетую в такую одежду, можно наслать неминуемую болезнь или даже гибель на её реального «двойника»
 Максим. Вот сегодня, я вам предлагаю самим изготовить куклу «Акань». Весь материал у вас на столах, техника выполнения проста. (Презентация)Чтобы смастерить куклу, нам понадобится:  •  2 лоскутка яркой ткани размером 10,5х3 см.;  •  2 лоскутка яркой ткани размером 5х5 см.;  •  2 лоскутка яркой ткани шириною 0,6 см., длиною – 12-15 см.;  •  1 лоскуток светлой ткани размером 15х15 см. Лоскут ткани размером 10,5х3 см. дважды складывают от краев длинной стороны к средине (рис. 1) и скручивают в скатку (рис. 2). Скрученный лоскут перегибают пополам (рис. 3).  Треть длины куклы определяют как голову, другие две трети – низ куклы. На голову повязывают платок. Для этого небольшой кусок ткани размером 5х5 см. складывают по диагонали. Платок накидывают концами крест-накрест, концы заводят за спину, не завязывая узел (рис. 4). Затем куклу плотно заворачивают в другой лоскут ткани размером 10,5х3 см. (рис. 5) и перевязывают поясом (рис. 6).  Второй платок повязывают на голову кукле так, чтобы был виден край нижнего платка (рис. 7). Концы платка не фиксируют узлом, а стягивают вторым поясом. Узел пояса и его свободные концы остаются за спиной куклы (рис. 8). 



Самооценка.
Рефлексия.
-Ребята, что интересного вы узнали об игрушках манси?
-Какое применение можно найти вашей кукле «Акань»?
-Где её будете использовать?
-Зачем нам необходимо знать и беречь традиции коренных народов- манси?
Мы живём на древней земле народа манси, поэтому мы должны знать историю и культуру этого народа. Кукла «Акань» является примером народного творчества манси. Приобщение к этому творчеству заставляет нас задуматься о сохранении своей собственной культуры и истории. Этому, я надеюсь, будут посвящены наши следующие проекты.