Интегрированный урок по математике и русскому языку в 6 классе на тему Число. Имя числительное.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3» г. ТЫРНЫАУЗА
ЭЛЬБРУССКОГО РАЙОНА КБР



Учитель русского языка и литературы
Жолаева Жаннет Шамшудиновна.
Тема урока: Число. Имя числительное.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Цель урока: дать понятие о числительном как о части речи, показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль числительных; формировать умения находить в тексте числительные, развивать умения обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы.
Целеполагающие задачи:
предметные: обучающиеся смогут дать определение понятиям «числительное», его общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции, дать определение понятиям «порядковое числительное», «количественное числительное», и выявлять отличия между ними.
метапредметные: обучающиеся смогут анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени числительного, определять синтаксическую роль имен числительных разных разрядов, отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества, распознавать количественные, порядковые, собирательные имена числительные: приводить примеры.
личностные: обучающиеся смогут определять границы собственного знания и незнания; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к языку; стремление к речевому совершенствованию.
Эпиграф: Бывает частенько, что слово одно
Но очень по-разному служит оно…
Ход урока.
I. Словарно - орфографическая работа.Миллион- (из итальянского «милли»- «тысяча», и «оне», соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ищ-, дословно «тысячища»).
Пядь- ( древнерусская мера длины - равна 4 вершкам «17-18 см. » расстоянию между концами растянутых пальцев «большого и указательного»).
Проверка домашнего задания.
–Придумайте предложения со словарными словами.
II. Проверка домашнего задания.
1. Работа по карточкам (3 ученика).
2. Цветик - семицветик (3 ученика).
3. письмо по памяти.
Приобрел я для жирафа,
Тридцать три огромных шарфа,
Чтоб он голо завязал,
Чтоб в мороз не замерзал.
А жираф сказал: « Смотри !Ещё нужны мне тридцать три».
- Подчеркните слова, обозначающие числа. Передайте тетради на проверку.
4. Вступительное слово учителя.
- Почему урок речи объединяет учителей русского языка и математики?
- Какие формы речи вам известны?
III. Объяснение новой темы.
1.Объявление темы урока, записанной на доске: «Число. Имя числительное», знакомство с терминологией урока.
Запись на доске:
Художественный стиль,
Научный стиль,
Точность, Конкретность.
3. Прочитайте отрывки из забавных стихотворений Ванды Хотомской:
3-три
Есть у нас 3 сес3цы
Вы не знаете их?
Как бы мне ухи3ться
Рассказать о троих?
У одной, что в С3жове,
Над окошком жил с3ж.
С3чь она мастерица-
Приходи к ней, малыш!
100-сто
У про100го 100рожа -
Непро100рный дом:
Ча100 в нём 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог.
Вме100 двух не про100
Вычистить все 100,
Сразу 100лько обуви
Не носил никто!
У простой 100ножки 100ит поискатьИ у той 100ножкиОпыт перенять!!!
- Почему трудно читать эти тексты?
- К какому стилю они принадлежат?
- Когда удобно пользоваться записью числа цифрами и буквами?
- Объясните разницу между понятиями «число» и «имя числительное».
Вывод учащихся: Имя числительное- часть речи, оно употребляется в научном и в художественном стиле.
3. Учитель читает текст
Известный русский писатель Л.Н. Толстой в повести «Детство Никиты», рассказывая о себе, вспоминает, сколько мучений принесла ему математика. Уже в детстве у него было развито воображение – черта обязательная, очень важная для писателя – и оно уносило его в сторону от его задачи.
«Купецпродал несколько аршин синего сукна по 3 рубля 64 копейки за аршин и черного сукна …» - прочел Никита. И сейчас же, как и всегда, представился ему этот купец из задачника.
Он был в длинном пыльном сюртуке, с жёлтым унылым лицом, весь скучный и плоский, высохший…
- Что мешало мальчику решить задачу?
- В каком стиле написан текст?
- Что помогло бы мальчику в решении?
- Каким должен быть стиль текста?
- Каковы приметы научного стиля?
- Какая математическая запись поможет мальчику решить задачу?
Краткое условие задачи на доске:
10 аршин по 3 р.64к.
? р.
10 аршин по 2р. 36к.
- Кто решит задачу у доски?
(чётко проговаривай числительные).
364 × 10 = 3640(к.)
236 × 10 = 2360 (к.)
3640 + 2360 = 6000 (к.) = 60 р.
Итог: Надо верно употреблять числительные в речи.
IV. Запись числа и числительного.
- Как записывают число в математике?
- А как в русском языке?
- В чём разница записи?
- Почему по-разному записывают число и числительное?
Комментируемый словарный диктант.
Восемь, одиннадцать, двенадцать, шестнадцать, двадцать.
V. Знакомство с употреблением числительных в различных речевых ситуациях.
1. Выразительное чтение фрагментов художественных произведений.
(Заранее подготовленные ученики читают отрывки).
1. Из сказки – загадки:
- Много ли получаешь с этой полянки пользы? – спросил царь.
- Да при хорошем урожае рублей восемьдесят будет.
- Куда же эти деньги деваешь?
- Двадцать рублей в подать взношу, двадцать – догу плачу, двадцать – взаймы даю, да двадцать за окно кидаю…
2. Из сказки Жуковского «Спящая царевна» :
И на пир весёлый тот
Царь одиннадцать зовёт
Чародеек молодых;
Было ж всех двенадцать их;
Но двенадцатой одной,
Хромоногой, старой, злой,
Царь на праздник не позвал
Отчего ж так оплошал
Наш разумный царь Матвей?
- К какому стилю принадлежат эти тексты?
- Назовите числительные, которые вы услышали в этих отрывках.
- Из каких сказок прозвучали эти отрывки?
3. Замените некоторые части слов и целые слова цифрами в предложении.
(Предложение на доске).
Прежде чем вся семья опять сядет за стол, предварительно вытри клеёнку.
7я, о5, 100л, пре 2рительно, вы3.
4. Вспомните пословицы и поговорки, в которых употребляются числительные.
1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
2. Семь пядей во лбу. (Умный).
3. Семь пятниц на неделе. (Непостоянный).
4. Один в поле не воин.
5. Два сапога - пара.
VI. Итоги урока.
1. Беседа:
- Что нового вы узнали?
- Чему научились?
- Было ли интересно?
2. Объявление оценок.
VII. Д/З. Сочинить сказку, в которой были бы числительные.