Разработка урока на тему Пожарная безопасность


Открытый урок.
Составила и провела:
учитель начальных классов
Мустафаева Л. Я.
(апрель 2016г.)
Тема: Пожар. Пожарная безопасность.
Цель урока – систематизация знаний обучающихся о мерах по предупреждению пожаров и правил поведения во время пожара.
Планируемые результаты: предметные – запомнят основные правила предупреждения пожара, научатся вызывать пожарных по телефону, характеризовать пожароопасные предметы, составят памятку «Как вести себя при пожаре»,познакомятся с профессией пожарного; метапредметные: научиться понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, задавать вопросы, контролировать себя и своего товарища; личностные: работать в парах, рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке, работать со взрослыми: находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение. 
Ход урока
Организационный момент
Ребята, у нас сегодня необычный урок. У нас гости. Повернитесь, пожалуйста, к гостям, улыбнитесь им и поздоровайтесь. Повернитесь ко мне. Садитесь.
В природе есть солнце
Оно светит и всех нас любит и греет
Так пусть же каждый его лучик
Заглянет к нам в класс
И не только обогреет нас
Но и придаст сил и уверенности в знаниях.
-Ребята, представьте, что у вас в руках маленький лучик солнышка.
-Что вы почувствовали? (тепло)
-Улыбнитесь своему лучику, передайте его вашему соседу по плечу, мысленно пожелав чего-нибудь хорошего.
Я тоже передаю тепло всем присутствующим в этом классе и желаю, чтобы каждый день приносил только хорошее.
- А ученикам нашего класса я желаю на сегодняшнем уроке подняться еще на одну ступеньку выше в познании окружающего мира.
2. Разминка.
Повторение пройденного. Самоопределение к деятельности
Проверка усвоения материала по теме: «Домашние опасности»
1) У меня на доске рассыпались буквы-бусины. Помогите мне составить слово – бусы, подберите слово, противоположное по своему значению слову «опасность».
(На бусинах написаны буквы, из которых складывается слово «безопасность»)






- Что такое безопасность? (отсутствие риска, состояние защищенности)
- Мы продолжаем работать.
- Ребята, посмотрите, какие слова пришли на урок: « Я здоровье берегу, сам себе я помогу».
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (о здоровье)
- Правильно, потому что недаром говорят, что здоровье дороже любого богатства, и его не купишь ни за какие деньги. А это значит – здоровье надо беречь!
2)Нам всегда нужно помнить три составляющие безопасности
Первое - нам следует научиться предвидеть опасность. Что это значит?
Знать где и когда произойдёт беда.
Учитель: - Верно. Второе - нам надо избегать опасности. Что это значит?
Дети: - Поступать так, чтобы ничего плохого не произошло.
Учитель: - Верно. И третье – мы должны уметь действовать в трудной ситуации, знать, как себя вести. (Креплю на доску таблички: «предвидеть», «избегать» и «действовать»)
3) Индивидуальный опрос по карточкам, проверка в парах
Какой из этих предметов опасно брать мокрыми руками?
а) полотенце в) ложку
б) утюг г) нож
Без взрослых никогда нельзя брать в рот:
а) сок в) лекарства
б) молоко г) хлеб
Соедините линиями предметы и опасности, которые они несут.
Табурет, стул ожог
Розетка падение
Соковыжималка удар током
Чайник отравление
Лекарство повреждение пальца
4)Проверка и постановка зелёного плюсика, если верно.
- Вы, ребята, молодцы!
II. Введение в тему.
3. Мотивация.
4.Предлагаю вам загадку.
У меня характер яркий,
Аппетит у меня жаркий.
Я могу съесть целый дом,
Улицу, микрорайон.
Мне достаточно искры,
Чтоб взметнулись вверх костры.
Ты рукой меня не тронь.
Обожжешься! Я – огонь!
Итак, ребята, акова тема нашего сегодняшнего урока?
Дети: (Пожар, огонь, опасность…)
Учитель: - Верно. Назовём наш урок «Пожар. Пожарная безопасность»
- Сегодня мы с вами поговорим о такой страшной беде, как пожар, выясним, что нужно делать, если он вдруг начался, обсудим, как его можно избежать.
II Работа по теме урока
1. Создание проблемной ситуации
- Огонь может быть другом. Огонь может быть врагом. Что это значит?
(С незапамятных времён огонь был спутником человека, верно служил ему: согревал, защищал от диких животных, помогал приготовить пищу.
- Но огонь может быть врагом. Что это значит?
Огонь бывает смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Пожар – это результат легкомыслия и беспечности.
-Какие цели ставим на уроке?
Сегодня мы поговорим о пожаре.
Вспомним причины пожара
Составим правила поведения при пожаре
Поговорим о наших помощниках
III. Открытие новых знаний. Практическая работа
Задаю вопрос: «Огонь-друг или враг?» Работает 3группы.
1 группы доказывает, приводя примеры, что огонь друг,
2 группа доказывает, что огонь может быть врагом.
3 группа вспоминает причины пожаров (игра со спичками, удар молнии, разведение костров, замыкание электропроводки, курение, зажигание свечей и т.д.)
Выявление причин возникновения пожаров, опираясь на запас знаний детей
- С чем встретились? (С затруднением.)
- Почему возникло затруднение?
- Что нужно делать, если чего-то не знаешь, а хочешь узнать? (Можно спросить у того, кто знает; можно подумать самому, а можно найти ответ в учебнике, в энциклопедии, в книгах.)
- Каким путём сегодня на уроке вам будет интереснее пойти: самим найти ответ на вопрос в учебнике, энциклопедии или услышать готовый ответ от учителя?
-Сегодня мы пойдём другим путём. У нас на уроке сказочный герой, Иван-царевич из тридесятого Царства. Он пришёл к нам на помощь.
2) Работа со слайдами.
3) Учитель: - Сейчас вам предстоит работать в парах
Чтобы не было пожара
Вставьте в предложение подходящие по смыслу слова:
1. Никогда и нигде не играй со __________,___________ детям не игрушка!
2. Пожаром грозят оставленные без присмотра _______,________.
3. Уходя из дома , не забывай выключать все ___________.
4. В квартире обязательно должен быть __________.
5. Все горючие предметы и жидкости должны храниться далеко от ________. Например, в ванной комнате, а не в кухне.
6. Если увидишь огонь, зови взрослых или звони по городскому телефону ______, по мобильному ________ .
(спички, утюги, обогреватели (другие бытовые приборы), огонь, огнетушитель, 101, 112)
4) Продолжаем слушать Ивана-царевича
Как следует вести себя во время пожара?
5) Выберите, какие действия являются верными, определите. Обозначьте цифрами порядок действий.
 Вызвать пожарную службу по телефону 101 или 112.
 Собрать вещи и любимые игрушки.
 Сообщить точный адрес, фамилию, имя.
 Сохранять спокойствие.
 Начать тушить пожар самостоятельно, без взрослых.
 Срочно покинуть помещение, плотно прикрыв за собой двери.
 Бегать по всей квартире и смотреть во все окна.
 Сказать оператору, что горит.
 Если рядом есть взрослые, позвать на помощь.
Физкультминутка – игра «Это я, это я, это все мои друзья»
- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
- Кто из вас, заметив дым, закричит: "Пожар, горим!"
- Кто из вас шалит с огнем утром вечером и днем?
- Кто, почуяв газ в квартире, открывает окна, двери?
-Кто от маленькой сестрички незаметно прячет спички?
-Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том.
-Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
IV. Закрепление. Учитель:
- Ребята, сегодня вы узнали, как предвидеть опасность, предупреждать её и действовать в случае пожара, а также вызывать пожарную службу. Итак, напомните, - Мы позвонили по номеру 101. Кто к нам приедет?
Дети: - Приезжают пожарные.
Учитель: - Верно, приезжают сотрудники пожарной части. На борьбу с пожарами направляются очень смелые люди - пожарные. Рискуя собственной жизнью, они бросаются в огонь для спасения людей и их имущества.. Зачастую, пожарным помогают и обычные люди.
- Какими качествами должен обладать человек, который выбрал для себя эту профессию?
Практическая работа
-Что нужно сообщить, вызывая сотрудника пожарной службы?
Дети: - Указать, что горит, фамилию, имя, точный адрес.
Учитель: - По каким номерам нужно звонить, чтобы вызвать пожарных?
Дети: 101, .
Задание для каждой группы.
а) - А вот кто – то оставил тлеющий костёр. Как поступить?
б) пожар в доме-А теперь представьте, что нужно выбраться из задымлённого помещения.- Как при этом поступить? (Ребёнок берет ткань, смачивает её под струёй воды, прикрывает нос, накрывается одеялом, пригибается и выходит).
в) А если задымился электроприбор?
Учитель: - Молодцы!
Но помним о том, что тушить пожар должны взрослые!
Пожар в школе. Об эвакуации
Учитель: - Когда у нас в школе проходят учебные пожарные тревоги, что мы должны делать, как себя вести?
Дети: - Эвакуироваться.
Учитель: - Что такое эвакуация?
Дети: - Это выход из опасной зоны.
Учитель: - Ваши действия? (Выслушиваются ответы учащихся. Подводится итог.)
- Действуйте по команде учителя. Никогда не прячьтесь в задымлённом помещении в укромные места. При эвакуации покидайте опасное место в составе класса. Ведите себя спокойно, не создавайте паники.
Подведём итоги:
- Если вы обнаружили пожар в школе или почувствовали  запах дыма,  немедленно сообщите об этом  учителю, находящемуся поблизости.
- Не пытайтесь самостоятельно потушить пожар.
- Действуйте по команде учителя. Никогда не прячьтесь в задымлённом помещении в укромные места. При эвакуации покидайте опасное место в составе класса. Ведите себя спокойно, не создавайте паники.
- Если в помещении дым,  пригнитесь к полу, по возможности дышите через мокрую ткань.
- Запомни это сам и расскажи другим.
Учитель: Молодцы! Вижу, что вы все хорошо усвоили правила безопасности при пожаре. Ребята! Соблюдение правил пожарной безопасности поможет сохранить в целости и сохранности любую квартиру, любой дом, где вы живете, любое предприятие, где работают ваши мамы и папы, сберечь жизнь и здоровье людей. Будьте предельно осторожны в обращении с огнем и ни в коем случае не допускайте превращения огня в пожар!
Закрепление изученного на уроке.
- О чём мы говорили на уроке? Чем опасен пожар?
Обобщение по теме.
1) БЛИЦ-ОПРОС (прилагается)
2) Составление памятки для первоклассников (работа в парах)
Памятка «Чтобы не было пожара»
1.Нигде и никогда не играйте со ____________.
2.Самостоятельно не зажигайте ___________________________.
3.Не оставляйте включенным _____________________________.
4.Если случился пожар, предупредите ______________________
и позвоните по телефону _____.
5.Сообщите…
6.Скажите …
V. Итог урока.
Рефлексия. Ну а наш урок подошел к концу. Нашли ли мы ответ на поставленный вопрос? (Хором отвечают) - Какой момент урока вам больше всего запомнился?
- Что совершенно новое вы узнали на уроке?
- А когда и где нам могут пригодиться знания, полученные на этом уроке?
- Я ...доволен своей работой.
Выводы
2.Сегодня я научился…Теперь я смогу…Мне было трудно ( легко)
Я понял что, …
Я хочу быть живым и здоровым, поэтому я …
- Я думаю, что наш урок не прошёл бесследно.
- Желаю вам здоровья и добра.
Дети, большое спасибо вам за проделанную работу! За активную работу на уроке я вам дарю раскраски с изображением пожарного и памяткой «Что делать в случае пожара».
Домашнее задание. составь рассказ на тему «Что я расскажу младшим о пожаре».
Приложение 1
1. БЛИЦ-ТУРНИР
1.Неконтролируемое горение. Пожар.
2. Активный «помощник» пожара. Кислород
4. Головной убор пожарника. Каска.
5. Прибор для направления струй воды. Брандспойт, ствол
6. Емкость для хранения воды на случай пожара. Резервуар.
7. За какое время сгорает полностью жилой деревянный дом? за 40 минут.
8. Человек, жилище, которого уничтожено пожаром. Погорелец.
9. То же, что и шланг. Рукав.
10. Высокая наблюдательная башня над зданием пожарной команды. Каланча.
11. Гидрант – это уличная колонка для отбора воды из водопроводной сети при тушении пожара.
Приложение 2
 
Задание 1. Тестирование.
 
 
1. Ты один дома, смотришь любимую передачу, и вдруг у тебя задымился телевизор. Что нужно сделать?
•            а)   Залить телевизор водой
•            б)   Позвать кого-нибудь на помощь
•            в)   Попытаться потушить, а если не получится, вызвать пожарных
•            г)   Отключить ток, накинуть на телевизор плотную ткань, позвонить по телефону 01
 
2.  В доме начался пожар, который ты не можешь потушить. Что делать?
 
•         а) убежать
•         б) закричать
•         в) вызвать пожарных
 
3. Телефон при пожаре
•         а) 02
•         б) 01
•         в) 03
 
4. Чем можно потушить огонь?
•         а) бензином
•         б) бумагой
•         в) песком
•         г) водой
 
5. Сигнал эвакуации при пожаре
•         а) 3 длинных, 1 короткий
•         б) 2 коротких, 1 длинный
•         в) 3 коротких, 1 длинный.
 
6. В каких  произведениях говорится 
 о пожаре?
•         а) Л.Н. Толстой. «Лев и собачка».
•         б) К.И. Чуковский. «Путаница».
•         в) Н.Н. Носов. «Фантазёры».
•         г) Е.А. Пермяк. «Как огонь воду замуж взял».