Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Вежливые ребята во 2 классе в соответствии с ФГОС


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 27 с. Екатериновка
«Утверждаю»
И.О. директора МБОУ СОШ № 27
Приказ от___________________№________
______________ /Ивко Т.В./

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
во 2 классе
по общекультурному направлению «Вежливые ребята»
Количество часов - 33
Педагог дополнительного образования
Программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой среднего общего образования, на основе авторского курса по этике для начальной школы «Основы современного этикета» Л.Н. АнтилоговойПояснительная записка.
Программа «Вежливые ребята» соответствует требованиям ФГОС начального общего образования и, в соответствии с программой организации внеурочной деятельности направлена на духовно- нравственное, общекультурное и социальное развитие обучающихся начальной школы.Программа разработана на основе авторского курса по этике для начальной школы «Основы современного этикета» Л.Н. Антилоговой и на основе осмысления опыта работы с учащимися младших классов (в основном с детьми «группы риска»)
Цель : формирование этически грамотной личности, умеющей достойно вести себя в любой ситуации, уважающей себя и окружающих, обладающей внутренней культурой и хорошими манерами.
Задачи :1. Последовательное и систематическое знакомство с нормами этикета.
2.Обогащение конкретных представлений учащихся о нравственных качествах человека, характеризующих его с позиций добра и зла.3.Формирование навыков культурного поведения в повседневной жизни, культуры общения, доброжелательного и уважительного отношения к другим людям.4. Развитие у детей потребности в самовоспитании и реализации таких качеств личности, как вежливость, тактичность, общительность, доброта , сострадание, готовность прийти на помощь другому.5.Развитие общей культуры.
Общая характеристика учебного предмета
Начальная школа призвана не только научить ребенка письму и счету, правильной речи , но и сформировать нравственные качества личности, культуру поведения. Мир в наше время требует от маленького человека эффективных навыков поведения и общения. Каждый ребенок должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Не секрет, что сегодня в нашем обществе проявляется дефицит доброжелательности, наблюдается нарушение тех общепринятых нравственных норм и принципов, которые регулируют отношения людей в обществе.Неумение вести себя в обществе, отсутствие навыков приличных манер, дефицит культурного общения приводят не только ребенка, но и взрослого человека к нравственному обнищанию. А ведь формирование нравственных качеств личности возможно через вовлечение детей в изучение основ современного этикета. Дети «группы риска» зачастую занимают в общении и поведении по отношению к другим ребятам агрессивно-негативную позицию, так как большинство из них являются носителями отрицательного нравственного опыта , ориентируясь на пример своих родителей. Результаты исследований и ежедневные наблюдения за такими детьми показывают необходимость проведения систематической и целенаправленной работы по формированию первоначальных знаний и умений у учащихся в области этикета, ведь для них – это дальнейшее условие успешного взаимодействия в социуме. Важно помочь этим детям адаптироваться, научить их справляться со своими проблемами, сформировать нравственные качества и навыки культуры поведения. Приоритетом в реализации программы является активное взаимодействие учеников младшего школьного возраста с социумом, таким образом, ребенок получает не только информативные знания, но и учится применять их в ситуациях реальной жизни.
Программа рассчитана на детей 8-11 лет и предполагает решение поставленных задач средствами четырёх разделов:1.Мир вежливости, мир хороших манер2.Я и люди, которые меня окружают.3.Культура внешнего вида.4.Культура поведения в общественных местах.В первом разделе предполагается ознакомление детей с важнейшими этикетными и этическими понятиями, с нормами этикета в речевом общении. на которые в последующем будет сделан упор в изучении программы.В втором разделе учащиеся познакомятся с культурой отношений в семье, классном коллективе, понятиями гуманизма и дружбы, лежащими в основе межличностных отношений.Во третьем разделе акцент делается на приобщение ребят к знаниям о себе, самовоспитании , формировании культуры внешнего вида.Расширяются сведения о манерах поведения человека: позе, походке и о роли движений в жизни человека.Содержание четвертого раздела направленно на формирование у учащихся знаний культуры поведения в общественных местах и умений применять их на практике.
Место учебного предмета в учебном плане
Занятия в рамках программы проходят 1 раз в неделю. Программа составлена в соответствии с базисным учебным планом, годовым календарным графиком, расписанием внеурочных занятий на 2015-2016 уч.г., государственными праздничными днями на 35 часов и рассчитана на 2015-2016 уч.г. Формы организации: коллективные, групповые, индивидуальныеМетоды деятельности: игровой, информационно-развивающий, репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, словесные и наглядные методы, практические .Формы деятельности: игры, конкурсы, беседы, просмотр кинофильмов, мультфильмов, ролевые игры, викторины, инсценировки, концерты, экскурсии, фестивали, праздники, социальные акции.
Календарно-тематическое планирование
№ Раздел программы, тема Кол-во часов Дата проведения
1 четверть – 9 часов
Я среди людей - 7 ч
1 Давайте познакомимся. 1 04.09
2 Кто я и как выгляжу? 1 11.09
3 Что в нашем имени? 1 18.09
4 Плохо одному 1 25.09
5 Товарищи и друзья 1 02.10
6 Как завоевывать друзей 1 09.10
7 Бескорыстие в дружбе 1 16.10
Речевой этикет – 2 часа
8 Что такое этика и этикет
Роль мимики, жестов и позы в общении 1 23.10
9 О вежливых словах и их применении.
1 30.10
2 четверть - 7часов
Речевой этикет – 4 часа
10 Правила знакомства, представления и обращения 1 13.11
11 Правила приветствия и прощания 1 20.11
12 Правила извинения и просьбы 1 27.11
13 Правила благодарности и отказа 1 04.12
Культура поведения – 3 часа
14 Отношение к старшим 1 11.12
15 Отношение к учителю 1 18.12
16 Отношение к малышам 1 25.12
3 четверть - 10 часов
Культура поведения – 10 часов
17 Отношение к родителям 1 15.01
18 Как вести себя в школе, на переменах 1 22.01
19 Правила поведения в столовой, за столом 1 29.01
20 Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей 1 05.02
21 Искусство делать подарки 1 12.02
22 Как правильно разговаривать по телефону 1 19.02
23 Правила поведения в общественном транспорте 1 26.02
24 Как вести себя в общественных местах 1 04.03
25 Правила поведения в театре и кино 1 11.03
26 Поведение в библиотеке и музее 1 18.03
4 четверть - 9 часов
В мире сказок – 9 часов
27-28 Добро и зло в сказках 2 01.04, 08.04
29-30 Сказки – волшебство, чудо и правда 2 15.04, 22.04
31-32 Сказка – ложь, да в ней намек 2 29.04, 06.05
33 Путешествие по «Школе вежливых наук». 1 13.05
34 Праздник вежливых ребят 1 20.05
35 Что мы узнали и чему научились 1 27.05
Всего: 35 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
аудио и видеотехника, фотоаппарат, столы, стулья, канцелярские принадлежности, книги, наглядность, таблицы. методические разработки занятий, материалы для отслеживания результатов работы, психолого-педагогическая литература.Результаты освоения курса
Личностные УУД
Самоопределение
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих
установка на здоровый образ жизни
Регулятивные УУД
понимание и сохранение учебной задачи
адекватное восприятие оценки учителя и окружающих
осуществление пошагового и итогового контроля
различие способа и результата действия
Познавательные УУД
включение в творческую деятельность учителя
установление причинно-следственных связей в изучаемом круге событий
осуществление поиска необходимой информации и выделение конкретной информации с помощью учителя
построение этически грамотных высказываний в устной и письменной форме
Коммуникативные УУД
адекватное использование коммуникативных средств для решения поставленных задач
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
аргументация своего решения и координация его с решениями партнеров в сотрудничестве при выработке общего направления в совместной деятельности
Планируемые результатыРеализация программы «Вежливые ребята» ориентирована на достижение первого, второго и третьего уровней воспитательных результатов ( далее -ВР)ВР первого уровня:Приобретение учеником социально-значимых знаний, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни через освоение способов межличностного взаимодействия со сверстниками, педагогами, окружающими .Проявление знания ребенком общественных норм поведения достигается в расширении социокультурного пространства, где ученик «примеряет» на себя роль пассажира, покупателя, читателя библиотеки, зрителя, слушателя и.т.д.У ученика будут сформированы :
внутренняя позиция на основе положительного отношения к миру, в котором он живет
опыт культурного поведения в социальной среде
Ученик получит возможность научиться:
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером
преобразовывать практическую задачу в познавательную
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельностиВР второго уровня:Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, общество, природа, труд, культура, Отечество), ценностного отношения к социальной реальности в целом.У ученика будут сформированы :
целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и многообразии народов, культур, человеческих взаимоотношений
отношение к иному мнению, культуре других народов
умение быть ведущим и ведомым в совместных проектах
Ученик получит возможность научиться:
доброжелательному и уважительному отношению к людям разных профессий, вероисповеданий, их культуре
навыкам сотрудничества в разных ситуациях, умению вести диалог, вносить свой труд в общее творческое делоВР третьего уровня:Получение учеником опыта самостоятельного общественного действия, становление человека, гражданина через взаимодействие учащихся с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Наиболее эффективно это происходит во время социально-ориентированных акций.У ученика будут сформированы : умения ставить вопросы, формулировать затруднения, обращаться за помощью к сверстникам и взрослым
желание и способность прийти на помощь (посильную) и оказать ее в затруднительной для кого-то ситуации, действовать в сотрудничествеУченик получит возможность для формирования:
активной жизненной позиции
внутренней потребности добровольного участия в мероприятиях вне школы, где будет применен личный опыт делового общения ребенка, навык вежливого общения и поведения
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
 Преимущественные формы достижения воспитательных результатов
коллективная (задействованы все члены коллектива)– используется при объяснении нового материала, во время экскурсий. Это могут быть беседы, рассказы, лекции и.т.д.
групповая (состав группы 5-8 человек).Для сплочения детского коллектива и обеспечения возможности для полной самореализации ребенка необходимо между учащимися распределить роли, специфичные для реализации различных ролевых игр.
индивидуальная Оценка достижения воспитательных результатов В соответствии с целью и задачами программы предполагается оценка эффективности ее реализации, с очередностью, предусмотренной программой.Для усвоения программного материала используются различные методы диагностики результатов обучения: анкетирование, опрос, наблюдение, викторины, конкурсы, тесты. В процессе изучения материала в качестве контроля предлагаются отчетные выставки, концерты , соц.акции, конкурсы.Формы подведения итогов реализации внеурочной программы:- участие в социальных акциях-Опросник « Знатоки Этикета»-Опросник «Умеете ли вы общаться с людьми»- Опросник «Соблюдаете ли вы правила этикета во внешнем виде?»- Опросник «Усвоили ли вы правила этикета в гостях?»- Опросник «Усвоили ли вы правила этикета в общественных местах ?»- Методика «Какой у нас коллектив».- Методика выявления уровня подготовленности учащихся к преодолению трудностей (Л.В. Байбородова)-Методика выявления уровня сформированности у учащихся нравственных качеств (Р.В. Овчарова).- Методика «Пословицы» (разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой)