Программа театрального кружка Малышок

Пояснительная записка.
Театр – это искусство для чутких людей, как искусство вообще. Чуткость же и деликатность в общении между детьми, в их поведении – те качества личности, для формирования которых требуются специальные педагогические усилия.
Как ребенку успешно развивать свою речь, речевое творчество? Как реализовать потенциал его возможностей? Что советовать родителям, чтобы их дети и после школы сознательно стремились к творческому самовыражению?
Как успешно совершенствовать память, воображение, инициативность наших воспитанников? Как развивать коммуникативные качества личности школьника (тем более сельского, неизбалованного выбором студий, кружков, школ искусств)?
«Сплошные вопросы, ответом на которые, очевидно, должна быть продуманная, без занудства и скуки система работы, которую мы, педагоги, могли бы предложить своим подопечным. Каждый ребенок по природе – творец, мечтатель и фантазер. Уверена, предоставь мы ему больше света, радости, интереса – и наполнится мир понятных детских слов, образов, живой речи».
Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, детективами, фантастикой, ложными кумирами и понятиями, что зачастую порождает агрессивность, жестокость, культ насилия. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить своего маленького ученика слушать, говорить.
Как же осуществляется на практике влияние занятий в театре кукол на личность воспитанника?
Кукольный театр, как и любой другой вид искусства, несет определенную информацию о связях мира, людей, вещей, отношений.
Во время театральной игры дети «проживают» спектакль вместе со своими героями, переносят свои переживания и ощущения на дальнейшие поступки и действия.
Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка, способствует обогащению словарного запаса. Слово рассматривается как средство создания художественного образа. Дети, чтобы понять характеры персонажей, смысл событий, в которых они участвуют, должны вчитаться в речевые характеристики героев, понять авторскую оценку происходящего, увидеть и почувствовать фон действия. Сензитивный период к развитию речи детей и театр – один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства – позволяют решать актуальную проблему педагогики и психологии, связанную с развитием коммуникативных качеств личности.
Игра – жизненная школа ребенка, воспитывающая его духовно и физически.
Рассматривая игру как всеобщую, спонтанно возникающую форму воспитания, известный психолог Д.Б. Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля».
Обращение в театральной деятельности к высоким образцам поэзии, устному народному творчеству приносит более ощутимую пользу, чем простое чтение текстов художественных произведений.
Вышеописанное доказывает новизну, актуальность, педагогическую целесообразность программы по кукольной театрализации детских художественных произведений.
В основу обучения и воспитания на занятиях объединения положен принцип креативности – то есть максимальной ориентации на творчество детей; на развитие психофизических ощущений; раскрепощение личности.

Цель программы раскрытие духовного и творческого потенциала личности ребёнка средствами театральной педагогики, художественной деятельности.
Программа по кукольной театрализации детских художественных произведений направлена на:
создание условий для творческой самореализации личности;
развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;
обеспечения эмоционального благополучия ребёнка;
приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;
профилактику асоциального поведения.

Занятия в кукольном театре влияют:
на формирование дикции;
выработку речевого дыхания, речевого голоса;
воспитание интонационной выразительности (эмоциональности речи);
формирование творческого мышления.
Совершенствование свойств голоса происходит в игровых ситуациях (исполнение различных ролей: зайчик, лисичка, медведь и т.п.).
Смена высоты тона в процессе говорения обеспечивает певучесть, мягкость, мелодичность речи.
Произнесение звуков, слов, фраз с различной громкостью тренирует силу голоса.
В процессе репетиций кукольных спектаклей у воспитанников развиваются:
убедительность речи,
активность и инициативность в общении,
умение ориентироваться в коммуникативной ситуации.
Возможности воспитания, развития детей кукольным театром весьма существенны, так как в этом предмете объединяются такие виды деятельности, которые по различным классификациям являются для данного возраста «ведущими», т.е. полностью формирующими личность. Это игра, художественное творчество и эстетическая деятельность.
Многие ученые считают, что в игре присутствуют элементы театра.
Ближе всего к детскому литературному творчеству стоит детское театральное творчество. Наряду со словесным творчеством, драматизация, или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Это объясняется тем, что театральная постановка, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.
Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Воспитанники рисуют, лепят, вырезают, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как части общего, волнующего детей замысла. Наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает эту работу и дает ей полное и окончательное выражение.

Отличительные особенности программы
В основу обучения и воспитания на занятиях объединения положен принцип креативности – т. е. максимальной ориентации на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности;
Ориентация на школу, на занятия с разновозрастной группой учащихся.
Интегративность, т. е. содержание занятий по театрализованной деятельности связано с темами занятий таких программ, как литературное чтение, развитие речи, изобразительное искусство, художественно-конструкторская деятельность.
Возможности коммуникативной деятельности во время занятий кукольным театром поистине безграничны. Происходит сразу несколько видов общения детей одновременно:
это взаимное общение участников спектакля;
общение с руководителем коллектива;
постижение личностных смыслов, заложенных в художественное произведение его автором;
общение с родителями, оказывающими помощь при подготовке к выступлению;
общение со зрительным залом.
Таким образом, кукольный театр интегрирует многие виды коммуникаций, а это, в свою очередь, способствует социализации учащихся. Он поможет и уберечь детские души от эстетической, нравственной глухости в нашем порой жестоком современном мире. «Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности», – писал В.А. Сухомлинский.



Задачи программы
обучающие
обучение детей умению управлять перчаточными куклами, сочетать двигательное и речевое действие; умению чувствовать и понимать художественное произведение, правильно передавать его образы;
приобретать трудовые навыки при работе с бумагой, тканью, соответствующими инструментами при изготовлении декораций, пошиве кукольных костюмов;
обогащать театральный опыт школьников.
развивающие
развитие творческих способностей воспитанников (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль);
развитие речи (диалог, монолог), интереса к художественной детской литературе; психологических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти, и др.), коммуникабельности.
воспитывающие
воспитание коммуникабельности, умения выстраивать отношения с окружающими;
обеспечение эмоционального благополучия воспитанника;
приобщение ребёнка к общечеловеческим ценностям;
воспитание толерантности;

Программа рассчитана на детей в возрасте 7-12 лет. Зачисление в объединение осуществляется без предварительного отбора.
Продолжительность образовательного процесса.
Программа рассчитана на 3 года обучения. Всего на освоение программы отводится 648 часов по 216 часов в год.
Режим занятий.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа . Продолжительность одного занятия составляет 45 минут. Перерыв составляет 15 минут. Наполняемость учебной группы – 15 человек.
Форма организации учебной деятельности.
постоянно действующая форма групповая – студия;
эпизодическая – массовый сбор (при демонстрации спектакля различным аудиториям);
парная работа (при репетиции эпизодов спектакля);
индивидуальная (консультации, беседы);
диспуты;
театрализованные игры;
посещение профессиональных кукольных спектаклей, библиотек;
тренинги, этюды;
слушание;
коллективная творческая деятельность и др.

Ожидаемые результаты
1 год обучения
обогащение социально-нравственного опыта воспитанников;
усвоение интонационной выразительности речи (звучащая устная речь у ребят должна стать в процессе систематических занятий интонационно выразительнее);
освоение техники папье-маше и других видов работ с бумагой, картоном, тканью;
участие детей в театрально – игровой деятельности и формирование положительного отношения к ней;
2 год обучения
умение участвовать в театрализации с использованием кукол би-ба-бо (или театра «Петрушек»); усвоение основ кукловождения;
положительная динамика в формировании коммуникативных, нравственных качеств детей, систематически занимающихся в объединении «Кукольный театр»;
усвоение техники папье –маше, использование ее при изготовлении кукол;
умение понимать душевное состояние человека и персонажа, изображать эмоции с помощью интонационной выразительности речи актёра, движений куклы по грядке ширмы.
3 год обучения
раскрытие творческих способностей детей, речевого аппарата, пластической выразительности движений куклой, организованности, способности взаимодействовать с партнёрами;
умение владеть техникой управления перчаточными куклами;
раскрытие художественных, актёрских способностей детей средствами театральной педагогики;
проявление воспитанниками чувства коллективизма, способности к продуктивному творческому общению.
Условия реализации программы
владение педагогом методикой кукольной театрализации,
группа воспитанников в возрасте 7 -12 лет, заинтересованных театральным действом
Формы подведения итогов реализации программы
промежуточные
овладение техникой управления перчаточными куклами,
показ кукольных спектаклей узкому кругу знакомых зрителей,
положительная динамика в формировании коммуникативных, нравственных качеств детей;
итоговые
подготовка собственного кукольного спектакля, выступления с премьерой перед различными по составу аудиториями,
успешное участие в школьных, районных, областных смотрах, конкурсах, фестивалях театральных коллективов,
раскрытие творческого потенциала воспитанников.
Учебно-тематический план.


П.п
Наименование разделов и тем
Общее количество часов

В том числе




теоретические
практические

Первый год обучения

Раздел 1. Сказочная страна театра.

1.1
Введение в образовательную программу
6
2
2

1.2
История искусства оживления кукол
84
10
42

1.3
Слушание мировой коллекции волшебных сказок с аудиокассет, анализ произведений, художественно- изобразительная деятельность. Коллективная творческая работа:
«Знакомые персонажи».
52
25
55

Раздел 2. Виды детских театров.

2.1
Знакомство с доступными младшему и среднему школьному возрасту видами театров. Оценка умений детей в театрально-игровой деятельности на пройденном материале.
74
20
60


Итого:
216
67
149

Второй год обучения

Раздел 1. Развивающие театральные игры, этюды.

1.1
Игры на развитие внимания, памяти.
30
10
20

1.2
Этюды на выражение основных эмоций (удовольствия, радости, печали, на отображение черт характера). Итоговая игра-театрализация произведения «Теремок».
30
5
25

Раздел 2. О театре кукол.

2.1
Происхождение и особенности театра кукол.
10
3
7

2.2
Знаменитые герои театра кукол
10
4
6

2.3
Художник в театре.
10
3
7

2.5

Спектакль в театре кукол.
10
2
8

Раздел 3. Театрализованные игры.

3.1
Ведение по грядке ширмы животных. Передача особенностей поведения, голоса.
20
2
18

3.2
Разыгрывание эпизодов сказок.
10
2
8

3.3
Разыгрывание мизансцен.
36
6
30

3.4
Игры с элементами театрализации.
50
15
35

Итого:
216
52
164

Третий год обучения

Раздел 1. Постановка кукольного спектакля

1.1
Что театр даёт зрителю?
6
2
4

1.2
Кукольный спектакль «Кошка которая гуляет сама по себе » по Киплингу
198
30

168

1.3
Итоговое занятие
12
2
10


Итого:
216
34
182


Всего за 3 года:
648
153
495



Содержание изучаемого курса
Первый год обучения.
Раздел 1. Сказочная страна театра.
1.1 Введение в образовательную программу.
Знакомство с воспитанниками. Выявление их возможностей (голос, дикция и др.). Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусства. Сценическое действие как основа актёрского творчества. Куклы. Правила одевания на руку, ведение. Рассказ, практическая работа с куклами. Простейшие упражнения, игры.
1.2 История искусства оживления куклы.
Экскурс в историю с показом ярких, красочных иллюстраций. Посещение музеев, театрализованных представлений в детском театре.
1.3. Слушание мировой коллекции волшебных сказок, анализ произведений, художественно-изобразительная деятельность.
Сказки: Ф.Баум «Волшебник Изумрудного города», Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине», Бр. Гримм «Бременские музыканты», «Белоснежка и семь гномов»; «Приключения Пиннокио»; «Русалочка»; « Али-Баба»; «Питер Пен»; «Продавец песка Лепрес де Бемон»; «Красавица и чудовище»; «Пакахонтас»(индейская сказка); «Лебединое озеро» (немецкая народная сказка); «Маугли» Киплинга; «Король-лягушка» Братья Гримм; «Три порсёнка» (французская народная сказка); «Волшебная лампа Алладина»; «Дюймовочка» Г-Х Андерсена; «Храбрый портняжка» Бр.Гримм; «Алиса в стране чудес» Л.Кэролл; «Гадкий утёнок» Г-Х Андерсен; «Волшебник Мерлин»( французская народная сказка). Сказки прослушиваются учащимися, анализируются звучащие диалоги, монологи, особенности характеров главных героев. Дети рисуют полюбившихся персонажей сказок, копируют с заготовленных образцов и помещают на общий лист стенгазеты. Подведение итога в форме выпуска стенгазеты: «Знакомые персонажи» и литературной викторины по сказкам.

Раздел 2. Виды детских театров.
2.1 Знакомство с доступными младшему и среднему школьному возрасту видами театров.
Театр би-ба-бо «Теремок». Теневой театр «Волк и семеро козлят».
Пальчиковый театр «Заюшкина избушка» (изготовление, театрализованная игра).
Театр на фланелеграфе. По Сутееву «Палочка-выручалочка».
Ролевой театр. Инсценировка басни Крылова «Ворона и Лисица».
Видовое разнообразие театров. Рассказы- сообщения с демонстрациями».

Второй год обучения.
Раздел 1. Развивающие театральные игры, этюды.
1.1 Игры на развитие внимания, памяти.
Психогимнастические занятия. Этюды.
Игры, направленные на совершенствование у детей воображения, эмоций, нравственных представлений, развитие познавательной и эмоционально-личностной сферы. Различные виды тренингов.
1.2 Этюды на выражение основных эмоций.
Этюдный тренаж (мастерство актёра). Дикция (потешки, скороговорки и чистоговорки). Жесты (этюды на выразительность жеста « Расскажи стихи руками»). Движения (этюды с музыкальным сопровождением. Этюды с куклами.

Раздел 2. О театре кукол.
2.1 Происхождение и особенности театра кукол.
Обычаи. Бродячие кукольники. Итальянский театр кукол. История театра кукол Франции. Теневые театры. История похождений Петрушки. Рассматривание иллюстраций в книгах о театре кукол. Беседы. Посещение библиотеки.
2.2 Знаменитые герои театра кукол.
Актёр – главное чудо театра.
Зачем люди ходят в театр? Современные американские куклы Питера Шумана. Французские куклы, удивительно непохожие на человека. Современный отечественный театр кукол. Театр С.В. Образцова.
2.3 Художник в театре.
Театрально-декорационное искусство: оформление ширмы, передний и задний планы, обозначение места действия, создание костюмов персонажей, декораций.
Взаимодействие в современном театре приёмов и методов разных видов искусства: живопись, свет. Новые аудио-видео и компьютерные технологии. Экскурсия на выставку театральных художников.
2.4 Спектакль в театре кукол.
Спектакль – театральное произведение, подтверждающее единство замысла режиссёра и актёрской игры.
Подведение итога в форме коллективного посещения кукольного спектакля в театре, обсуждении.

Раздел 3. Театрализованные игры.
3.1 Ведение по грядке ширмы кукол животных. Передача особенностей поведения голоса.
Приёмы вождения перчаточных кукол. Управление куклами, участвующими в диалоге. Различные черты характера персонажей. Чтение главы из книги С.В. образцова «Всю жизнь я играю в куклы».
3.2 Разыгрывание эпизодов сказок.
Разыгрывание эпизодов сказки «Репка». Инсценировка «Надин сон». Минисценка «Мыши». Продолжение работы по обучению приёмам кукловождения. Поощрение желания самостоятельно придумывать движения для кукол в соответствии с текстом произведения.
3.3 Разыгрывание мизансцен.
Понятие «мизансцена». Через расположение персонажей на сцене (мизансцену) режиссёр передаёт определённую мысль и вызывает у зрителя определённое чувство (эмоцию). Представление о развитии взаимоотношений персонажей через расположение их на грядке ширмы. Разыгрывание мизансценок «Пчёлка и медведь», «Паучок», «Полянка».
Подвижные игры с элементами театрализации: «Дождик», «Ровным кругом», « С кочки на кочку».
3.4 Игры с элементами театрализации.
Подвижные сюжетно-ролевые, дидактические игры, сочетающие движение, речь, мимику, пантомимику в различных вариациях. Подвижные игры с элементами театрализации: «Дождик», «Ровным кругом», « С кочки на кочку».
Ролевые, театрализованные игры, базирующиеся на принципах развивающего обучения, использования активных методов. Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?» Театрализованные игра «Старичок-лесовичок», упражнение: «Немой диалог». Театрализованные викторины: «Зайчики», «Угадайчики».
Викторина «Сами с усами». Подведение итогов по серии театрализаций.

Третий год обучения.

Раздел 1. Постановка кукольного спектакля.

1.1 Что дает театр зрителю?
Зрители – главные партнёры театрального искусства. «Публика образует драматические таланты» (А.Пушкин).
Качества, которые необходимы зрителю: воспитанность, знание об искусстве, интерес, уважение к творчеству, наличие собственной точки зрения, объективность. Эмоциональность. Наблюдательность.Зачем люди ходят в театр? Общение с театром.
1.2 Кукольный спектакль «кошка которая гуляет сама по сибе».
Работа над кукольным спектаклем. Чтение, выявление идеи, определение «сверхзадачи». Разбор по событиям. Определение главных и второстепенных событий. Анализ произведения, взаимоотношений действующих лиц; словесное действие в сочетании с движением куклы.
Репетиции с учётом будущего оформления. Поиск мизансцен – мест нахождения действующих лиц в каждый отдельный момент. Этюды на предлагаемые обстоятельства.
Оформление, реквизит. Овладение сценическим пространством.
Репетиции с декорациями. Прогон без остановки пьесы. Обсуждения, замечания. Доработка отдельных сцен.
Монтирование декораций, проверка готовности всех компонентов: музыки, света, костюмов, декораций. Генеральная репетиция. Премьера, повторные выступления, показы.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Построение программы по крупным блокам тем даёт педагогу возможность вариативно выстраивать работу с детьми. Базовым может быть любой раздел программы по выбору педагога. Для занятий необходимы куклы, ширма, магнитофон, коллекция волшебных сказок: книги, аудиокассеты, карандаши, краски, листы бумаги. Значительную помощь окажут разработки занятий Т.И.Петровой, Е.Л. Сергеевой «Театрализованные игры», разработки занятий по психогимнастике Алябьевой Е.А., Чистяковой М.И. ,материал из приложения «Из истории кукольного театра», книга с иллюстрациями Н.И.Смирнова «И оживают куклы».
В студии «Малышок» могут заниматься дети и младшего школьного возраста, и среднего. Старшие передают свой опыт младшим. Дети учатся входить в роль, управлять куклой, сочетать движение с речью, приобретают художественно-трудовые навыки: при создании декораций, костюмов для кукол. В работе по программе принципиально важно, чтобы ребята сами являлись активными участниками творческого процесса: при продумывании сценария, при постановке и многих других видах деятельности. В результате занятий по данной программе дети увлеченно занимаются с куклами, вкладывают в них при исполнении роли и особенности своего характера, импровизируют, с удовольствием выступают перед различными аудиториями.
Кукольный театр интегрирует многие виды коммуникаций, а это, в свою очередь, способствует социализации учащихся, их здоровому психическому развитию, так как при активном общении на красивом литературном языке лучше развивается их речь, мышление, следовательно, улучшается уверенное самочувствие в окружающем мире. Это удивительно увлекательное творческое дело, и нет предела его совершенству.
Создание на занятиях атмосферы дружелюбия, общности интересов, широкие возможности театральной подготовки будут способствовать раскрытию творческого потенциала воспитанников. Полученные знания дети могут применять в сфере собственной интеллектуально–художественной деятельности.
Формой подведения итогов является собственный спектакль, составленный воспитанниками по детскому художественному произведению, подготовленный в течение года и показанный после окончания занятий зрителям.

Подбор репертуара
Репертуар подбирается с учетом возраста участников коллектива . Сказки и постановки подбираются с учётом логики взросления детей идолжны быть доступны им для понимания смысла, эмоционального восприятия, а также учитывать исполнительские возможности учащихся на конкретном этапе..
Содержание произведений для постановки должна нести в себе воспитательные функции , отражать главные жизненные ценности и смысл.

Особенности обучения
Особенность обучения на начальном этапе является опорой на игровой репертуар как ведущий жанр для младшего школьного возраста. потенциальные возможности игровой театральной деятельности обеспечивают реальность эффективного внедрения в деятельность театрализации. Сами принципы детского спектакля часто рождались под воздействием детской игры, определялись ее природой и особенностями.
Процесс «оживления» – эффект с сильным нравственным зарядом. Одушевление, лежащее в основе кукольного театра, помогает ребёнку прикоснуться сочувствием ко всему живому и соответствует возрастным особенностям детей 7 -14 лет.
Процесс «оживления» кукол дает детям сильный нравственный заряд. У Януша Корчака в книге «Как любить детей» есть такие строчки: «Ребенок – это сто масок, сто ролей способного актера». Наделяя себя, кукол, предметы различными ролями, действуя в воображаемом поле мнимой ситуации, ребенок создает свой «театр». Когда сюжеты, жизненные ситуации, в которых побывал ребенок, иссякают, на помощь приходят книги и первый в жизни ребенка театр – театр кукол.
Театрализация сказок – активный вид речевой деятельности, позволяющий работать не только над обогащением словаря воспитанников, но и над увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент, над связыванием воедино грамматического и речевого аспектов обучения, над реализацией коммуникативного подхода в воспитании личности.
Методические рекомендации занятия театрального кружка «Малышок»
Тема: «В гостях у сказки»
Цели:
– раскрытие творческого потенциала воспитанников;
– развитие коммуникативных качеств личности.
Задачи:
развивающие:
– развивать устную речь, логическое мышление, эмоциональную сферу;
– интерес к народной и авторской сказке;
– творческие способности.
обучающие:
– обучение детей умению управлять перчаточными куклами;
– сочетать двигательное и речевое действие;
– обучать умению чувствовать и понимать художественное произведение;
– приобретать трудовые навыки при работе;
– совершенствовать художественно-изобразительные навыки.
воспитывающие:
– воспитание нравственности, воли, эстетических, коллективистических качеств личности.
В основу обучения и воспитания на занятиях объединения положен принцип креативности, т.е. максимальной ориентации на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Оборудование: куклы, ширма, декорации заднего и переднего плана; магнитофон, диски, тема на ватмане; сценарии спектаклей, слова актеров, лист для стенгазеты; персонажи на листах, название стенгазеты, подкладные листы, клей, кисточки для клея.
Ход занятия.
I. Орг. момент.
1. Вход в класс под музыку (полукруг образуется).
Дорогие ребята, я рада вас видеть на занятии «Кукольного кружка».
Психогимнастика.
А сейчас, чтобы продолжить наше общение – разожжем костер. Собирайте хворост.
Но этого мало, чтобы огонь вспыхнул, нужно передать друг другу доброту и тепло наших сердец, горячие улыбки.
Встаньте в круг. Я передаю тепло моего сердца, на моем лице загорается улыбка, и этой улыбкой я зажигаю следующую улыбку и дарю хорошее настроение. Я крепко пожимаю руку своему соседу. Когда тепло снова коснется моего сердца, моей руки, костер вспыхнет ярким пламенем.
Подойдем ближе друг к другу в тесный круг. Чувствуете, какое горячее пламя?
II. Речевая гимнастика.
Представьте, что наш костер горит на берегу моря, прошепчите:
Ты волна моя волна,
Ты гульлива и вольна
Скажите вполголоса
Теперь погромче (шум волн нарастает).
III. Актуализация знаний.
– Кто автор этих строк? (А.С. Пушкин).
– Что он писал для детей? (сказки).
И тема нашего занятия: «В гостях у сказки» (читают).
А какие задачи мы перед собой поставим?
– вспомнить сказки;
– поработать над их театрализацией;
– развивать речь, мышление, память;
– воспитывать дружелюбие.
IV. Теоретическая часть.
С.Я. Маршак писал: «Книга – учитель, книга – наставник, книга – надежный товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустил книгу из рук»
На обложках этих книг названия частично стёрлись, остались только первые буквы, попробуйте отгадать все названия.

Сказка о ца
Сказка о зо

Сказка о ры
Сказка о мё

Сказка о по


Возьмите, пожалуйста, по 1 макету и найдите в классе книги с таким же названием, представьте их на выставку
Рассмотрите книгу и найдите в ней: как называется тип кукол, с которыми мы работаем составят название нашей сказочной стенгазеты подумают, как называется тип кукол, с которыми мы работаем составят название нашей сказочной стенгазеты подумают, как расположить персонажей сказок, которых мы рисовали на предыдущих занятиях.
Кто закончит свою работу раньше, помогает другим.
V. Практическая часть.
Собрана выставка книг любимого русского поэта А.С. Пушкин,
2) все подготовлено к выпуску стенгазеты с сказочными персонажами.
3) и настала пора – самого чудесного действа оживления кукол
- Как они называются ( )
Вы смотрели книгу? (куклы-петрушки)
К.Д. Бальмонт писал:
«Я в кукольном театре.
Предо мной как тени от качающихся веток. Исполненные прелестью двойной мелькающие толпы марионеток»
а) По декорации и кукле определите названия
- «Пароходик» Автор: Геннадий Михайлович Цыферов
- «Коза-дереза» Народная сказка.
б) – Разомнем наши руки для работы с куклой («На поляне дом стоит «Этот пальчик)
в) – Подготовим речевой аппарат
(«Кричал Архип» - скороговорка)
Спектакль «Пароходик»
А сейчас, ребята, немножечко отдохнем и поиграем в «Дружный топот».
4. Спектакль «Коза-дереза»
VI. Вывод
Чему же нас учат сказки?
Что вам нравится при постановке кукольных спектаклей?
Наше занятие завершается
Помните, вначале мы на берегу моря зажгли костер, надо задуть его, чтобы не получился пожар.
Встаньте в круг, возьмитесь за руки, подуйте сильно на пламя. Посмотрите, костер только сильнее разгорается! Ведь это огонь наших сердец и улыбок, а он никогда не погаснет. Возьмем его с собой.
Протяните руку к огню и положите частичку тепла в сердце. Будем хранить его.

Этот материал очень близок к детям, так как за основу взяты игровые элементы художественных сказок.
Формы занятий.
Игра , репетиция, встреча с интересными людьми, прослушивание сказок в аудио записи, просмотр мультфильмов , сказок, беседа, посещение спектаклей, выставок.
Форма контроля.
Для отслеживания результативности образовательного процесса используют следующие виды контроля: педагогическое наблюдение, собеседование, прослушивание, выступление.
Материально техническое обеспечение.
Декорации к спектакля, ширма для кукольного театра, куклы (пальчиковые, перчаточные , марионетки,) костюмы для различных сказочных персонажей, аудио и видео аппаратра.
Список литературы
Литература, используемая педагогом
Бегак Б. Воспитание искусством. – М., 1981.
Васильева Т. Упражнения по дикции: Учебное пособие. – М.: Гиттис, 1988.
Вопросы режиссуры самодеятельного детского театра. – Л.: ЛГИК, 1988.
Гугова В. и др. Сценическая речь: Учебное пособие. – М.: МГИК, 1986.
Веселый театр /Сост. Ал. Розанова. – М.: Детгиз, 1960.
Матанов Б. Игра как средство воспитания сценической речи. – Л.: ЛГИТМиК, 1982.
Михайлова А.Я. Театр и дети //Начальная школа. - №12, 1991; №4, 1992.
Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. – М., 1975.
Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. – М., 1986.
Королев М.М. Искусство театра кукол. – Л., 1973.
Недумова М.А. Мы показываем кукол, а куклы показывают нам мир //Начальная школа. - №6, 1999.
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. – М.: Школьная Пресса, 2000.
Ремез О. Ваш первый спектакль. – М., 1971.
Смирнова Н.И. «И оживают куклы». – Изд. «Детская литература», 1982.
Программа общеобразовательных учреждений: Театр 1-2 кл. – М.: Просвещение, 1995.
Заголовок 215