Программа внеурочной деятельности театрального кружка



Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
театральной студии «Алые паруса», 6 – 7 лет
учителя высшей квалификационной категории
Беляевой Татьяны Ивановны

2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования образовательная деятельность понимается не только как деятельность усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как деятельность по развитию личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.
Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка. Внеурочная художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких синтетических видов является театральная студия.
Театральная студия своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы.
В то же время театральное искусство (театрализация):
- способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;
-пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно;
- активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре.
Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого ребёнка. Этим и объясняется разработка программы театрального кружка.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с нормами СанПИНа. Составлена с учётом запросов родителей и интересов ребёнка, ориентирована на обучающихся начальных классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов.
Предлагаемая программа имеет общий объём 68 часов (1 класс), из расчета 2 часа в неделю. Срок реализации – 1 год.
В основу проекта театральной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, литература и изобразительное искусство);
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью.
Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Цель программы: воспитывать и развивать понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением, помогать ребенку в самореализации и самопроявлении в общении и в творчестве.
Задачи:
- формировать навыки зрительской культуры поведения в театре;
- развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся;
- развивать воображение, выразительность речи;
- пополнять словарный запас, образный строй речи;
- формировать способность строить диалог друг с другом;
- знакомить детей с терминологией театрального искусства.
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
игра
беседа
иллюстрирование
изучение основ сценического мастерства
мастерская образа
мастерская костюма, декораций
инсценирование прочитанного произведения
постановка спектакля
посещение спектакля
работа в малых группах
актёрский тренинг
экскурсия
выступление
Образовательная деятельность включает в себя различные методы обучения:
-      репродуктивный (воспроизводящий);
-        иллюстрированный (объяснение сопровождается демонстрацией видеоматериала).
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
На занятиях театральной студии «Алые паруса» приобретение знаний детьми происходит через их собственный опыт и самостоятельное творчество. Выполняя любое упражнение, ребенок проделывает тот же путь, что и большой актер при работе над ролью. Особенно важен сам процесс овладения искусством, не стоит ожидать немедленного результата. Воспитание в детях самостоятельности, активности, инициативности, желания творить, пробовать имеет первостепенное значение.
При систематических занятиях, проявляются изменения в поведении большинства учащихся, занимающихся в студии:
- исчезают страх и скованность, явно насмешливое отношение друг к другу (“школьный” зажим);
- исчезает агрессивность в индивидуальном поведении и общении;
- исчезает обособленность и внутренняя конфликтность, появиляется стойкое желание выполнять различные упражнения коллективно, но не для того, чтобы иметь возможность спрятаться за чужими спинами, а чтобы чувствовать и самому оказывать поддержку партнеру;
- заметно снижается бытовое психоэмоциональное напряжение учеников (исчезают многие индивидуальные зажимы);
- в лучшую сторону меняется речь;
- у многих детей развиваются творческие способности: художественные, музыкальные, поэтические (многие начинают сочинять стихи).
Содержание программы
Роль театра в культуре (12 часов).
Любительский театр: как разыгрывание ситуаций, в которых человек существует, взаимодействует с миром, пытаясь управлять окружающим миром. Посещение театров, музеев, выставок; проведение экскурсий; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыкальных произведений; игры и упражнения из театральной педагогики; конкурсы и викторины. Работа с подручным материалом и изготовление бутафории, пальчиковых, перчаточных кукол и марионеток. Формирование портфолио личностных достижений учащихся.
Театрально-исполнительская деятельность (16 часов).
Работа над дикцией и артикуляцией. Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту).
Особенности произношения: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое проговаривание согласных.
Упражнения, направленные на развитие у детей чувства ритма. Образно-игровые упражнения (поезд, мотылек, бабочка). Упражнения, в основе которых содержатся абстрактные образы (огонь, солнечные блики, снег).
Занятия сценическим искусством (28 часов).
Упражнения и игры: превращения предмета, превращение в предмет, живой алфавит, ручеек, волна, переходы в полукруге и т.д. Формирование портфолио личностных достижений учащихся.
Освоение терминов (8 час).
Драматический, кукольный театр, спектакль, этюд, партнер, премьера, актер.
Просмотр профессионального театрального спектакля (4 часа). Посещение театра, обсуждение спектакля.
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем Общее количество часов в том числе
теоретических практических
Роль театра в культуре 12 8 4
Театрально - исполнительская деятельность 16 6 10
Занятия сценическим искусством 28 8 20
Освоение терминов 8 6 2
Просмотр профессионального театрального спектакля. 4 - 4
Итого: 68 28 40
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Алые паруса»
Обучение театральному искусству в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся.
У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в театрально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в театральном виде искусства;
бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
Предметными результатами занятий по программе театрального кружка являются:
- овладение практическими умениями и навыками театрального творчества
- овладение основами театральной культуры на материале искусства родного края.
Дети должны знать:
- знать и четко произносить в разных темпах 1-2 скороговорки
- знать наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов
- знать комплекс артикуляционной гимнастики.
Дети должны уметь:  
- выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц;построить на основании задания сюжетный рассказ из 12 – 18 слов с завязкой, событием, развязкой;
- придумать бытовой сюжет, используя опорные слова, обозначающие действие;найти оправдание любой позе;
- развить в течение 2-3 минут тему, предложенную педагогом;
- рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов;
- двигаться по кругу хаотично и в ритме, заданном педагогом;
- построить этюд в паре с любым партнером;
- объяснить условие задания 2-3 ребятам, организовать группой его выполнение;
- поддержать диалог с партнером;
- описать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного произведения), уметь дать истолкование этим эмоциям;
- описать собственные эмоции;
- ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке;
- двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки;
- коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке;
- создавать пластические импровизации под музыку разного характера;
- запоминать заданные режиссером мизансцены;
- на сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия;
- сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему;
- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
- произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах;
- произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие;
- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
- красиво выходить на сцену.

По окончанию срока реализации программы курса «Алые паруса» проводится концертная программа («Живой журнал»), где ученики показывают, чему они научились.
В течение всего творческого сезона дети активно принимают участие в творческих вечерах, концертах и театрализованных представлениях:
- концерт ко дню Знаний;
- концерт, посвященный Дню Учителя;
- концерт, посвященный Дню матери;
- новогодние праздники;
- рождественские выступления;
- Масленичные представления;
- концерт театрализованных представлений в дни каникул;
- концерт ко Дню 8 Марта;
- концерт ко Дню Победы;
- отчетный концерт;
- концерт ко Дню защиты детей.
Тематическое планирование по курсу «Алые паруса», 1 класс
п/п
Тема урока Кол-во
часов Дата проведения
теория практика план факт
Вводное занятие. Роль театра в культуре 1 Введение в театральную деятельность. 1 Выбор репертуара. 1 Игровой урок 1 Театральные профессии. 1 Играем в рифмы. 1 Учимся чётко говорить. Дикция, артикуляция 1 Творческий пересказ сказки. 1 Основы театральной культуры 2 Театральное искусство 1 1 Культура и техника речи 2 1 Ритмопластика 1 Театральная игра. Образно- игровые упражнения 2 Сценическая речь. 1 Узнай героя. Упражнения и игры 1 Учимся актёрскому мастерству 1 1 Работа над скороговорками 2 Игровой урок. Просмотр м/ф «Теремок» 1 Одну простую сказку хотим мы показать 1 Пантомимы. Живой алфавит 1 1 29 Преодолеваем страх 1 30 Если ты поссорился с другом 1 31
31 Изображение различных эмоций 2 33
34 Изобрази героя. Упражнения и игры 1 1 35 Театральная игра 1 36
37 Играем сказку. Упражнения и игры 2 38
39 Создание спектакля «Теремок» 1 1 40
41 Придумываем и делаем костюмы 1 1 42
43 Театральные маски 2 44
47 Работа над спектаклем 4 48
49 Делаем декорации, афишу, программки 2 50-55 Работа над спектаклем 2 4 56-57 Игровой урок
Тренинг «Гномы», «Воробьи – вороны» 2 58-59 Генеральная репетиция спектакля «Теремок» 2 60 Показ спектакля «Теремок» 1 61 Коллективный анализ 1 62-63 Театральные игры 2 64 Театр миниатюр 1 65 Театральные сценки 2 66 Коллективный выезд в театр 1 Итого: 28 40 Учебно-методическое обеспечение:
ФГОС НОО (приложение к приказу Министерства образования и науки от 6октября 2009 г. № 373)
Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. М., 2011.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.,2010.
Ершова А.П. Влияние актерского творчества на всестороннее развитие школьника. // Сб. Нравственно-эстетическое воспитание
Ершова А.П. Уроки театра в школе.
Караманенко Т.Н. Кукольный театр дошкольникам.
Неменский Б.М. Распахни окно. Мысли художника об эстетическом воспитании.
Словари, справочники иллюстрированные.
Материально - техническое обеспечение программы:
1. Компьютер, ноутбук
2.Фонограммы.
3.Технические средства: микрофон, муз. центр, телевизор, DVD.
4.Аудиокассеты, СД, другие музыкальные инструменты, видеозаписи, фотоматериалы, тематическая литература.
5.Декорации, костюмы.
6. Использование интернет источника.