Пояснительная записка к программе литературно-театрального кружка Весь мир — театр.


Пояснительная записка
Как развивать речь и мышление учащихся? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому?
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.
В составленной программе литературно-театрального кружка «Весь мир - театр» детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у обучающихся мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию.
Кружок «Весь мир - театр» - это совершенно иная форма организации учебной деятельности обучающихся, чем урок. Ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.
На кружке внимание ребят направлено на задания: через установку, логическую структуру занятий руководитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества обучающихся и руководителя содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту обучающихся, связь с другими видами искусств - способствует развитию индивидуальности обучающегося.
Программа кружка «Весь мир - театр» рассчитана на два года занятий с детьми.
Это технология, требующая от руководителя перехода на позиции партнерства с обучающимися, ненасилия, бесценности и – приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на «погружение» участников кружка в процесс поиска, познания и самопознания.
Литературно-театральный кружок «Весь мир - театр» имеет свои принципы, свой алгоритм работы. Мотивационный этап занятий отражен в предъявлении индуктора – побудителя познавательной деятельности. Индуктор – предмет, побудитель познавательной деятельности – помогает обучающимся пробиться через опыт, через заслон своих знаний, убеждений, которые показывают ему только ту реальность, которая им соответствует, а все остальное делает невидимым. Прозреть, увидеть, озадачить, а затем уже организовать поиск – желанная цепочка действий, в которую руководитель включает учащегося, придумывая индуктор. Мотивацию усиливает и афиширование – предъявление своих идей, планов, результатов своей работы, заканчивается занятие кружка всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.
Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творческих умений; нравственное становление.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
Обеспечение необходимых условия для личностного творческого развития детей;
Формирование общей культуры;
Приобретение знаний и практики в области театрального искусства.
В результате освоения программы литературно-театрального кружка «Весь мир - театр» обучающиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения. К концу второго года они должны:
Уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
Достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые сроки;
Воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства , уверенность;
Овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.
Место кружка в плане дополнительного образования
Расписание занятий кружка строится из расчета одно занятия в неделю. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, сто предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.