Депрессия у детей: за кулисами безмятежного детства


Депрессия у детей: за кулисами безмятежного детства
Депрессии у детей появляются всё чаще. К школьным психологам обращаются растерянные родители: «У моего ребенка пропал интерес к жизни. Как такое возможно?». Знатоки детских душ пожимают плечами: «Возможно, он просто ленится. Попробуйте отвести в новый кружок». Но если бы все было так просто, нас не приводила бы в ужас статистика детских и подростковых самоубийств. Как разобраться в переживаниях ребенка и помочь ему обойти препятствия, так часто встречающиеся на пути взросления? Как может выражаться депрессия подростка? Попробуем разобраться с точки зрения системно-векторной психологии.
Детская депрессия опасна тем, что в большинстве случаев протекает скрыто. Ни один родитель не реагирует серьезно на жалобы: «Мне скучно и ничего не хочется». Вспоминая себя в таком же возрасте, мамы и папы отмахиваются и машинально предлагают ребенку почитать, порисовать или погулять.
Но в некоторых случаях ребенок, даже пытаясь занять себя чем-то, не может долго оставаться сконцентрированным, быстро теряет интерес, с каждым днем выглядит все более мрачным и угрюмым. Вернуть ребенку счастливое детство можно, точно осознав причины его тяжелого психологического состояния.
Депрессия у детей. На хрупкие плечи непосильную ношу
Связь с матерью формируется у ребенка еще в утробе, но и с рождением она не утрачивается. Только теперь их связывает не пуповина, а запахи. Именно этот древний природный механизм гарантирует связь мамы и младенца, ведь в ближайшие годы именно она – гарант его выживания: сытости, здоровья и безопасности. Вплоть до подросткового возраста (и особенно в возрасте до 6 лет) ребенок ощущает колебания в состояниях матери и реагирует на изменения как в хорошую сторону, так и в плохую. Она – весь его мир, и если мама постоянно испытывает стрессы, если её мучают страхи или она находится в затяжной депрессии – все эти состояния ощущаются ребенком как потеря чувства защищенности и безопасности.
Плохие состояния матери восприниматся ребенком тяжело, он становится беспокойным, это негативно влияет на его поведение, развитие и самочувствие. Постепенно, когда ребенок взрослеет и становится более самостоятельным, это влияние ослабевает. В большинстве случаев такой «неудачный старт» в формировании психики ребенка не проходит бесследно.
Поэтому, когда у ребенка в полную силу проявляется его векторальный набор, и он начинает проявлять свои силы и способности, есть шанс возникновения той самой «детской депрессии», с которой безуспешно борются детские психологи. Очевидно, что это довольно размытый термин. Чтобы понять, как помочь ребенку, необходимо разобраться, что с ним происходит, каковы его врожденные психические особенности, в каком развитии они нуждаются.
С тоской в глазах. Мама, ты меня любишь?
Ребенок со зрительным вектором никого не оставляет равнодушным. Он легко привязывается сам и очаровывает других. Любит принарядиться, быть на праздниках центром внимания, поэтому с радостью согласится рассказать стишок и спеть песенку. При должном развитии удивляет взрослых умной головой: читает взахлеб, рассказывает о прочитанных историях, сам не прочь помечтать и вообразить вокруг себя сказочный мир.
Ребенок со зрительным вектором обладает большим интеллектуальным потенциалом, а для его развития необходимыми условиями является крепкая эмоциональная связь с мамой, которая учит маленького зрительника жалеть не себя, а других, тем самым воспитывая в ребенке навык сопереживания, навык реализовывать врожденные свойства наружу.
Именно про детей со зрительным вектором чаще всего можно услышать, что ребенка как подменили: был радостным солнышком, а теперь капризничает, боится, иногда начинает плакать ни с того ни с сего. Вероятнее всего, отследить причины возникновения т.н. депрессии у такого ребенка будет довольно легко.
Потребность в эмоциональной близости
Самый большой вред ребенку со зрительным вектором может нанести разрыв эмоциональной связи. Это может быть привязанность к близкому родственнику или домашнему питомцу, с которыми связь обрывается из-за отъезда или, что особенно тяжело, гибели. Возможно, развод родителей или переход из одной школы в другую стал причиной возникновения подавленности у ребенка со зрительным вектором, которому так непросто пережить расставание с родителем или друзьями.
Другой причиной негативных переживаний часто является слабая эмоциональная связь с мамой. Безусловно, сегодня наша жизнь проходит в бешеном ритме, родители часто вынуждены проводить на работе дни и ночи, надолго оставляя ребенка без внимания. А тем временем маленького зрительника одолевает тоска, он все чаще обращается к маме с вопросом: «А ты меня любишь?».
Постепенно это состояние может обернуться боязнью темноты и чужих людей. Ребенок даже может впадать в истерику. Так зрительник неумело пытается обратить на себя внимание. Именно в этом случае чтение сказки на ночь и теплые душевные разговоры с мамой не прихоть ребенка, а необходимое условие его правильного развития.
Причиной т.н. депрессии могут быть и кризисные ситуации, которые пришлось пережить ребенку. Не исключено, что у ребенка проблемы со сверстниками в школе, но он боится рассказать об этом взрослым. И в этом случае именно привычка быть откровенным с близким человеком поможет легче всего пережить трудную ситуацию.
Подростковая депрессия. Как распознать опасность
Депрессия у подростков может проявляться как неудовлетворенность своим внешним видом (прежде всего у обладателей зрительного вектора). Если все душевные силы уходят на поддержание шаткого эмоционального состояния, подросток сдает позиции в учебе, а жалобы преподавателей и собственный неуспех еще больше усугубляют тяжелые состояния. В этом случае у человека со зрительным вектором истерики могут принимать форму эмоционального шантажа. Один из вариантов этого сценария – самоубийство.
Правда, зрительники всегда надеются, что их спасут. Они демонстративно подвергают себя опасности, чтобы наконец-то получить дозу желанной заботы и внимания. Тем не менее угроза жизни может оказаться вполне реальной. Есть и другой вид подростковой депрессии. В этом случае акт самоубийства – это взвешенное решение ребенка со звуковым вектором уйти из жизни, чтобы прекратить ощущать нестерпимое страдание.
Ни на кого не похожий, замкнутый и отстраненный
К сожалению, большинство родителей воспитывают детей наугад, пытаются следовать своему опыту взросления, не принимая во внимание врожденные качества ребенка. Иногда ребенок так сильно отличается от своих родителей, что кажется им каким-то странным, не от мира сего, пришельцем в собственном доме. Ребенок со звуковым вектором действительно отличается от сверстников.
Интроверт и тихоня, предпочитающий шумным компаниям чтение книг или компьютерные игры. Настоящий совёнок: утром его тяжело разбудить в садик или школу, зато ближе к вечеру он оживляется. Особенностью таких детей является их чувствительность к звукам. В шумной обстановке, тем более когда на них повышают голос, они уходят в себя, прячутся в свою ракушку, становятся неконтактными.
Обращаясь к звуковому ребенку с вопросом, не ждите, что он сразу отреагирует. Часто такие дети погружены в свои мысли и для того, чтобы «выйти наружу», им требуется время. Нередко их первая реакция: «А... Что? Это вы мне?» Пытаясь ускорить получение ответа, вы лишь усугубите ситуацию. Не понимая особенностей такого ребенка и взаимодействия с ним, ему могут ошибочно приписать задержку умственного развития или аутизм. Хотя в потенциале его интеллекту по плечу задачи любой сложности.
Взрослые дети. Депрессия в голове гения
Еще в шесть лет такой ребенок задает родителям вопросы о себе и мире: откуда я пришел? Почему я родился таким? Откуда возникли все люди? Что там высоко в небе, за звездами? Постепенно ребенок перерастает период «почемучки», и на некоторое время вопросы уходят из сознания.
В подростковом возрасте самые большие чувства звуковик выражает к своему компьютеру – может разбирать его и собирать снова, покупать дополнительные детали, разбираться в программах, сидеть сутками в интернете. Но переходный возраст приносит с собой не только замкнутость и особенную холодность к окружающим. Те вопросы, которые в шесть лет нырнули далеко в бессознательное, рвутся наружу. Желание получить на них ответы становится для звуковика важнее самой жизни.
Ощущение внутренней пустоты и бессмысленности существования - и есть в полном смысле слова депрессия. Подростки со звуковым вектором нуждаются в особых условиях, которые необходимы для адекватного развития врожденных свойств. Прежде всего, речь идет о соблюдении звуковой экологии: в доме должно быть максимально тихо, комната звуковика в идеале обладает максимальной шумоизоляцией, а стеклопакеты не пускают в дом грохот улицы.
Губительнее всего для чувствительного уха звуковика скандалы родителей и крик матери. Если звуковик постоянно слышит, как кричат друг на друга самые близкие или самого ребенка оскорбляют за его отстраненность и непохожесть на других, то он может значительно утратить способность к обучению.
Но даже в более-менее комфортных условиях взросления депрессии у подростков со звуковым вектором - не редкость. Дело в том, что их большой потенциал требует адекватного развития и реализации. Сегодня без точных ответов на вопросы «Кто я?» и «В чем смысл жизни?» дети даже из самых благополучных семей уходят из жизни по собственной воле, совершая самоубийство.
Единственная возможность не допустить таких тяжелых психологических состояний у ребенка – это безошибочно знать, какие желания им движут. Только в этом случае мудрый и заботливый родитель поможет ребенку развиться, направив его огромный потенциал в нужное русло.
Это самые частые причины, из-за которых возникает депрессия у детей и подростков. Также очень важно знать, почему ребенок начинает лениться, отчего становится донельзя упрямым или агрессивным, нужно ли лечить гиперактивность.