Программа кружка Логик (начальные классы)

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Сортавальского муниципального района Республики Карелия
Кааламская средняя общеобразовательная школа




Обсуждена и согласована на
методическом объединении
Протокол №_____
от «__»_____________20___г.


Принята на
педагогическом совете
Протокол №____
от «___»_______20___г.


«УТВЕРЖДАЮ»

(Кравцова М.Е.)
«____»________20____г.










Программа внеурочной деятельности учащихся
«Логик»




Направление: общеинтеллектуальное
Возраст: 8-10 лет
Срок реализации: 1 год






Разработчик: Иволина Наталия Витальевна
учитель начальных классов






Кааламо
2014 год
Содержание:
1. Пояснительная записка 2-5
2. Описание ценностных ориентиров содержания курса «Логик» 6
3. Планируемые результаты освоения программы курса 7-8
4. Содержание дополнительной образовательной программы 9-10
5. Тематическое планирование 11-12
6. Материально-техническое обеспечение 13



































Пояснительная записка

Интеллект человека определяется
не суммой накопленных знаний,
а высоким уровнем логического мышления.
А.З.Зак

Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Широкие возможности в этом плане дает кружок “Логик”. Программа кружка представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. Особенностью программы являются занимательность предполагаемого материала по форме, по содержанию, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них.
В настоящее время исследования учёных доказали, что талантливых детей много. Задача заключается лишь в том, чтобы развить мышление ребёнка, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа.
Дети любознательны и полны желания получать новую информацию. На уроках идёт конкретный учебный материал, усвоение терминов, понятий, фактов. Очень мало времени остаётся на дополнительный материал и игры с повышенным уровнем сложности, поэтому, чтобы развивать познавательный интерес и творчество у учащихся нужно организовывать внеклассную работу. Одной из форм является кружок.
Программа кружка создана для занятий с учащимися 2-4 классов (дети с высокой учебной мотивацией). Кружок проводится 1 раз в неделю. Всего 34 часа.

Сроки реализации:
Сентябрь 2014 – Май 2015 года

Цель: развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.

Задачи:
Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
Развивать: память, внимание, логическое мышление, воображение.
Воспитывать самостоятельность при выполнении задания, умение работать в группе.
Воспитывать у детей настойчивости, любознательности, воли и упорства в достижении цели, чувства коллективизма и формирование умения работать в сотрудничестве со сверстниками.
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Он организован для всех желающих.
Игра и игровое общение по сравнению с традиционными формами учебного общения в большей степени способствуют возникновению и проявлению активности, стимулирующей познавательную активность.
В данной программе большое внимание уделяется решению нестандартных задач. Решение нестандартных задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления – то есть развитию творческих способностей.
Подбор заданий строится с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей учащихся младшего школьного возраста.

Принципы реализации программы:
Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку.
Коллективизм.
Креативность (творчество).
Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка.
Научность.
Сознательность и активность учащихся.
Наглядность.

Формы проведения занятий: Математические (логические ) игры, задачи, упражнения, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, компьютерные логические игры, дидактические игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы, соревнования и др.

Методы:
Взаимодействие.
Поощрение.
Наблюдение.
Коллективная работа.
Игра.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Формы контроля.
Оценивание учебных достижений на кружковых занятиях отличается от привычной системы оценивания на уроках.
Воспитанникам можно предложить оценить занятие в листе самоконтроля:


занятия
Определение уровня трудности занятия

Настроение
Самооценка работы на занятии


легкое
среднее
трудное

































Описание ценностных ориентиров содержания курса «Логик»

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
































Планируемые результаты освоения программы курса

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

·
·Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

·
·В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:

·
·Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

·
·Проговаривать последовательность действий.

·
·Учиться высказывать сво предположение (версию).

·
·Учиться работать по предложенному учителем плану.

·
·Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

·
·Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

·
·Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

·
·Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

·
·Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

·
·Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические объекты.

·
·Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:
учиться выражать свои мысли;
учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

·
·выделять существенные признаки предметов;

·
·сравнивать предметы по заданному свойству;
устанавливать общие признаки;
находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;

·
·обобщать, делать несложные выводы;

·
·классифицировать явления, предметы;

·
·определять последовательность событий;

·
·судить о противоположных явлениях;

·
·давать определения тем или иным понятиям;

·
·выявлять функциональные отношения между понятиями;

·
·выявлять закономерности и проводить аналогии.
















Содержание дополнительной образовательной программы

Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный кружок состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, используются ИКТ.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью. Используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.


Занятие 1: Знакомство с курсом кружка «Логик». Логические задачи.
Интеллектуальная разминка. Задача на переправу «Волк, коза и капуста». Знакомство с головоломкой «Ханойская башня» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Занятия 2-3: Задачи с отношениями.
Интеллектуальная разминка. Обучение решению задач с отношениями. Продолжение работы с головоломкой «Ханойская башня» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Занятия 4-5: Задачи, решаемые с помощью таблиц и схем.
Интеллектуальная разминка. Обучение решению задач с помощью таблиц и схем.
Выполнение задания № 1 и № 2 из электронного учебного пособия «Адалин». Тест № 1 «Сколько кубиков надо добавить».

Занятия 6-7: Поиск закономерностей.
Интеллектуальная разминка. Развитие внимания и памяти. Тест № 2 «Нарисуй недостающие детали». Найди буквенную, числовую закономерность. Головоломка «Пуговки» (презентация). Головоломка «Раскраска карты» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Тест № 3 «Поиск закономерностей».

Занятия 8-9: Лабиринты.
Интеллектуальная разминка. Головоломки-лабиринты из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Занятие 10: Логический бой.
Участие в логических играх по командам, соревнование.

Занятие 11-12: Спичечный конструктор.
Интеллектуальная разминка. Логические задачи со спичками. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Работа с конструктором «Спички» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Занятия 13-14: Комбинаторика.
Интеллектуальная разминка. Решение комбинаторных задач. Перестановки. Размещения. Сочетания. Конструктор «Комбинаций» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Занятие 15-16: Решение задач из математического конкурса «Кенгуру».
Решение олимпиадных задач из математического конкурса «Кенгуру». Выполнение заданий из электронного приложения «Знайка».

Занятие 17-18: Задачи –переправы.
Интеллектуальная разминка. Работа с задачами-переправами. Работа с головоломкой «Лягушки» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Занятие 19-20: Математические игры.
Интеллектуальная разминка. Математические игры. Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой», конструкторы «Монтажник» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Занятие 21-22: Числовые головоломки.
Интеллектуальная разминка. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действий так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Магические квадраты. Выполнение задания № 3 и № 4 из электронного учебного пособия «Адалин».

Занятие 23-24: Геометрия вокруг нас.
Интеллектуальная разминка. Знакомство и решение геометрических задач, логических заданий, игр с использованием геометрического материала. Конструирование многоугольников из заданных элементов. Тест № 1 «Сколько кубиков надо добавить». Конструкторы: «Паркеты и мозаика», «Строитель», «Кубики» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Занятия 25-26: История игры «Танграмм».
Интеллектуальная разминка. История игры «Танграмм». Складывание фигурок. Игра «Танграмм» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Занятия 27-28: Ребусы.
Интеллектуальная разминка. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Выполнение задания № 5 и № 6 из электронного учебного пособия «Адалин».

Занятия 29-30: Волшебные переливания.
Интеллектуальная разминка. Задачи на переливания. Выполнение задания № 7 и № 8 из электронного учебного пособия «Адалин».

Занятие 31: Задачи-шутки. Задачи-смекалки.
Интеллектуальная разминка. Решение задач-шуток, задач-смекалок. Выполнение задания № 9 и № 10 из электронного учебного пособия «Адалин».

Занятие 32: Математические фокусы.
Интеллектуальная разминка. Фокусы с цифрами. Математические фокусы.


Занятие 33: Интеллектуальный марафон (конкурс).
Конкурс между учащимися на выявление уровня логического мышления.

Занятие 34: Диагностика степени владения логическими операциями.
Диагностические задания. Они дают представление об уровне подготовки, на котором находится каждый ученик. Задания направлены на выяснение влияния обучения на становление у детей общеучебных интеллектуальных действий (наблюдать, классифицировать, сравнивать, соотносить) на основе которых формируется умение учиться.




































Тематическое планирование


п/п
Тема занятия
ИКТ

Кол-во часов

1
Знакомство с курсом кружка «Логик». Логические задачи.
«Ханойская башня» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
1

2-3
Задачи с отношениями.
«Ханойская башня» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
2

4-5
Задачи, решаемые с помощью таблиц и схем.
Презентация «Решение задач таблицей». Выполнение задания № 1 и № 2 из электронного учебного пособия «Адалин».
2

6-7
Поиск закономерностей.
Головоломка «Пуговки» (презентация). Головоломка «Раскраска карты» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
2

8-9
Лабиринты.
Головоломки-лабиринты из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
2

10
Логический бой
Презентация.
1

11-12
Спичечный конструктор.
Конструктор «Спички» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
2

13-14
Комбинаторика.
Конструктор «Комбинаций» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
2

15-16
Решение задач из математического конкурса «Кенгуру».
Выполнение заданий из электронного приложения «Знайка».
2

17-18
Задачи –переправы.
«Лягушки» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
2

19-20
Математические игры.
Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой», конструкторы «Монтажник» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
2

21-22
Числовые головоломки.
Выполнение задания № 3 и № 4 из электронного учебного пособия «Адалин».

2

1 23-24
Геометрия вокруг нас.
Конструкторы: «Паркеты и мозаика», «Строитель», «Кубики» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
2

25-26
История игры «Танграмм».
История игры «Танграмм». Складыва-ние фигурок. Игра «Танграмм» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
2

27-28
Ребусы.
Выполнение задания № 5 и № 6 из электронного учебного пособия «Адалин».
2

29-30
Волшебные переливания.
Выполнение задания № 7 и № 8 из электронного учебного пособия «Адалин».
2

31
Задачи-шутки. Задачи-смекалки.
Выполнение задания № 9 и № 10 из электронного учебного пособия «Адалин».
1

32
Математические фокусы.
Презентация.
1

33
Интеллектуальный марафон (конкурс).
Презентация.
1

34
Диагностика степени владения логическими операциями.
Презентация.
1
























Материально-техническое обеспечение

Н.Г. Белицкая, А.О. Орг «Школьные олимпиады. Начальная школа» / 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 128 с.
Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина «Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа» / 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 128 с.
Н.В. Агарков «Нескучная математика» 1 – 4 классы / Волгоград: Учитель, 2008 – 125 с.
«Занимательная математика». Смекай, отгадывай, считай (1 – 4) Н. И. Удодова Волгоград, 2008.
«Праздник числа» В.Волина Москва, Знание, 1993.
Интернет-ресурсы
Компьютеры
Интерактивная доска










13PAGE 15


13PAGE 141415




15