Рабочая программа факультатива Школьный театр Петрушка 2-4 класс


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Квитокская средняя общеобразовательная школа №1
Структурное подразделение Борисовская ООШ
«Рассмотрено»
На заседании МО
Протокол №_______
От «______»________2014г
Руководитель МО_________
«Рассмотрено»
На заседании педсовета
Протокол №_______
От «______»________2014г

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
«____»______________2014г ______________/О.Б. Мельник
«Утверждено»
Приказом от «____»_____________2014г
№________
Директор ______/О.В.МаслийРабочая программа
Учителя Ступиной Оксаны Викторовны I квалификационной категории
Предмет факультативный курс «Школьный театр «Петрушка»»
Образовательная область «Искусство»
Класс (2+3+4)
Учебный год 2014-2015
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Школьный театр «Петрушка» для 2+3+4 класса-комплекта разработана на основе авторской программы В.А.Горского школьный театр «Петрушка», взятой из сборника примерных программ внеурочной деятельности, начальное и общее образование/В. А. Горский,  А.А.Тимофеев и др. – М.: Просвещение, 2011. Рабочая программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образовании, требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программе формирования универсальных учебных действий, основной образовательной программе начального общего образования, учебному плану школы, требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов ФГОС второго поколения.Концепция (основная идея) программы - содействие всестороннему развитию личности, приобщение к театральному искусству.
Актуальность, новизна, значимость - В настоящее время выдвинута важная задача–разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы – воспитание всесторонне и гармонически развитого человека, является раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребёнка. Успешное решение этой задачи во многом зависит от развития природных задатков и способностей к творческому самораскрытию, видению и пониманию искусства. Содержание занятий строится так, чтобы удовлетворять наиболее актуальные потребности обучающихся в активной деятельности, познании, общении, утверждении собственной личности.
Общие цели учебного предмета для ступени обучения – Содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям театрального искусства, приобщение их к миру искусства и культуры.
Задачи:- развитие природных задатков и способностей, помогающих достижению успеха в том или ином виде искусства; научить приемам исполнительского мастерства; научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства; научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Сроки реализации программы – 1 год
Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету– непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;- развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности; единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;- системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Предполагаемые результаты- освоение языка художественной выразительности, приобретение навыков исполнительского мастерства, творческое самораскрытие в театральном виде искусства.
Система оценки достижений учащихся – Итоги занятий подводятся в форме спектакля.
Общая характеристика учебного предмета, курса. Факультатив школьный театр «Петрушка» представляет систему творческого развития с художетвенно-эстетической направленностью. Содержанием курса являются вхождение в мир театрального искусства. Программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является  комплексной программой по формированию культуры обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Факультатив школьный театр «Петрушка» в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности ,сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно- полезной и творческой деятельности.
Общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий - методы ведения учебных занятий курса зависят от вида проведения и части урока. Фронтальный метод в теоретической части урока, экскурсии и посещение выставок художественно-эстетической направленности, посещение музея и просмотр театральных постановок, индивидуальный при учете творческих способностей учащихся, смешанный метод в силу неоднородности большинства уроков. Формы обучения - игровые, творческие мастерские, в виде экскурсий, тренингов, проведения спектаклей. На изучение факультатива школьный театр «Петрушка» в 2-3-4м классах согласно учебному плану школы выделяется 35 часов (1час в неделю).
Логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана. Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как окружающий мир (подбор одежды для занятий, жизнедеятельность организма), история (возникновение театров и кукол), литература «отработка выразительного чтения и декламирования текста), технология (изготовление кукол и театральных декораций).Описание места учебного предмета, курса в учебном плане. На реализацию учебного плана в части, формируемой участниками образовательного процесса во 2-3 классах отводится по 3 часа, в 4 классе – 2,5 часа, из которых 1 час в неделю во 2-3 классе, (35 часов в год )и 0,5 часа в неделю в 4 классе –(17 часов в год ) отведены на изучение факультатива «Школьный театр «Петрушка». В 4 классе факультатив «Школьный театр «Петрушка» изучается в первом полугодии учебного года. В виду низкой наполняемости классов 2, 3, и 4 классы были объединены в один класс-комплект. Данный учебный предмет входит в образовательную область - Искусство.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Ценностные ориентиры определяются основами содержания курса школьный театр «Петрушка», и направлены на: -проявление и раскрытие интересов, увлечений; -эмоциональное наполнение деятельности; -раскрытие личностных качеств; -постижение морально-нравственных ценностей и культурных традиций; -развитие стремления общения со сверстниками; -формирование интереса к занятиям искусством; -развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; -развитие стремления к творческой самореализации средствами театральной деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностные результаты: формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование уважительного отношения к культуре других народов; развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситу ациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распре делении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное пове дение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; овладение нача льными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного пре дмета; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты: формирование первоначальных представлений о театральной культуры для жизни человека (социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о культуре и искусстве как факторах успешной учёбы и социализации; овладение умениями организовывать досуговые мероприятия; формирование навыка систематического наблюдения за своим художественно-эстетическим состоянием.Содержание тем учебного курса
1. Вводное занятие. Особенности театральной терминоологии. 2 ч Знакомство детей с историей театра «Петрушка» в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности организации работы театра «Петрушка». Понятие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии.
Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.
2. Устройство ширмы и декораций. 6ч Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.). Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита. Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций.
3. Особенности изготовления кукол. 8 ч Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов для изготовления различных частей кук лы. Порядок изготовления головы куклы (куклы-девочки, зайца, волка, медведя, деда, бабушки и др.). Изготовление одежды кукол. Понятие о технологии изготовления различных кукольных персонажей. Практическая работа: изготовление различных кукол.
4. Речевая гимнастика. 4ч Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персона жей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т.п.)- Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития. Посещение спектакля кукольного театра. Практическая работа: отработка (тренинг) сценической речи.
5. Особенности работы кукловода. 6ч Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода. Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.). Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля.
6. Выбор пьесы. 4ч Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Посещение кукольных спектаклей в театре. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли. Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.
7. Генеральная репетиция. Спектакль. 4ч Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Состав жюри. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции. Практическая работа: организация и проведение спектакля; организация и проведение гастролей (подготовка коробок для хранения и перевозки ширмы, кукол и декораций); показ спектакля учащимся начальных классов, дошкольникам; участие в смотре школьных кукольных театров.
8. Итоговый урок. 1ч
Контроль предметных результатов Спектакль. Выставки работ.
Календарно-тематическое планирование
№ уро
каТема урока
Тип урока Планируемые результаты Деятельность учащихся Вид
Конт
роля Дата
Предметные результаты Метапредметные результаты Личностные результаты план факт
Вводное занятие. Особенности театральной терминологии 2ч 1 Вводное занятие. Особенности театральной терминологии
формирование первоначальных представлений о театральной культуры для жизни человека (социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о культуре и искусстве как факторах успешной учёбы и социализации; овладение умениями организовывать досуговые мероприятия; формирование навыка систематического наблюдения за своим художественно-эстетическим состоянием.овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование уважительного отношения к культуре других народов; развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравст венной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.Познакомиться детей с историей театра «Петрушка» в России. Исследовать понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Выделить особенности организации работы театра «Петрушка». Рассматривать понятие «кукловод». Ознакомиться с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы). Техника безопасности. Выявлять особенности театральной терминологии. 6.09 2 Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.
техника движений 13.09 Устройство ширмы и декораций 6ч 3 Устройство ширмы и декораций Знакомиться с понятием «декорация». Ознакомиться с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Освоить первичные навыки работы с ширмой. Уяснить понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовить плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.). обяснять понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита. 20.09 4 Практическая работа: установка ширмы 27.09
5 Практическая работа: изготовление элементов декораций (домик) 4.10
6 Практическая работа: изготовление элементов декораций (деревья). 11.10
7 Практическая работа: изготовление элементов декораций (Деревья). 18.10
8 Практическая работа: изготовление элементов декораций
(Изгородь). изделия 25.10 Особенности изготовления кукол 8ч 9-10 Особенности изготовления кукол Знакомиться с технологией разработки выкроек кукол. Выбирать материал для изготовления различных частей куклы. Устанавливать порядок изготовления головы куклы (куклы-девочки, зайца, волка, медведя, деда, бабушки и др.). Изготавливать одежды кукол. Объяснять понятие о технологии изготовления различных кукольных персонажей. 1.11 11-12 Практическая работа: изготовление различных кукол. куклы 13-14 Практическая работа: изготовление различных кукол. Куклы 15-16 Практическая работа: изготовление различных кукол. куклы Речевая гимнастика 4ч 17 Речевая гимнастика Давать понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Выполнять голосовые модуляции. Усвоить понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т.п.)- выполнять речевая гимнастика (в декорации). Работать со скороговорками. 18-20 Практическая работа: отработка (тренинг) сценической речи. тренинг Особенности работы кукловода 6ч 21 Особенности работы кукловода Объяснять понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отрабатывать навыки движения куклы по передней створке ширмы. Понимать особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода. Закреплять навыков жестикуляции и физических действий. Отрабатывать навыки движения куклы в глубине ширмы. Понимать о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.). сценическая игра 22-23 Практическая работа: расчёт времени сцен. 24-25 Практическая работа: расчёт времени мизансцен. 26 Практическая работа: расчёт времени всего спектакля. Выбор пьесы 4ч 27 Выбор пьесы
Выбирать пьесы. Читать сценарии. Распределять и пробовать роли (два состава). Разучивать роли с применением голосовых модуляций. Оформлять спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединять словесные действия (текст) с физическим действием персонажей. Отрабатывать музыкальные номера, репетиции. Объяснять понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли. тренинг 28- Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц на сцене. 29 Практическая рабо та: чтение сценария 30 Практическая работа: репетиция 31 Генеральная репетиция. Спектакль.
Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Состав жюри. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции. 32-34 Практическая работа: организация и проведение спектакля; показ спектакля учащимся начальных классов, до школьникам; участие в смотре школьных кукольных театров. спектакль 35 Итоговый урок презентация Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Изготовление реквизита в кукольном театре. — М,, 1979.
Михеева Л. Н. Молодёжный любительский театр / Л. Н. Михеева. — М., 2006.
Наш школьный кукольный театр. — М., 1978.
Пальчиковые куклы