ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ


Филиппова И.П.
КГУ «Средняя школа №1» п.Осакаровка
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
В последнее время основная проблема на уроках русского языка и литературы связана с тем, что современные школьники читают все меньше и меньше, редко заглядывают в библиотеки, предпочитая больше времени проводить за компьютером, а если все же читают нужное произведение к уроку, то чаще в кратком изложении. С нежеланием посвящать свободное время чтению книг связаны многие проблемы современного поколения: отсутствие грамотности, бедный словарный запас, косноязычная речь, неумение точно и лаконично выразить свою мысль. Поэтому проблема повышения интереса к данным дисциплинам является актуальной.
Знание русского языка способствует лучшему усвоению всех учебных предметов, так как является фундаментом общего образования учащихся. Без хорошего владения языком невозможна никакая познавательная работа, потому что язык неразрывно связан с мышлением. Не зря в народе говорят, что «вначале аз да буки, а потом другие науки» и что «без грамматики не выучишь и математики».
Поэтому с целью повышения грамотности и развития связной речи особое внимание необходимо уделить внеклассной работе со школьниками. Внеклассная работа по русскому языку и литературе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. Календарно-тематическое планирование составляется согласно госпрограмме и нет возможности уделить достаточно много внимания развитию речи учащихся и развитию интереса к русскому языку и литературе. На уроках школьники получают основные сведения. Именно во внеклассной работе можно расширить границы учебного материала, использовать всевозможные формы, методы и приемы работы, влияющие на развитие интереса к изучению гуманитарных дисциплин.
Существует несколько принципов внеклассной работы по русскому языку и литературе, которых необходимо придерживаться в работе: принцип добровольности; принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие во внеклассной работе; принцип развития способностей детей; принцип занимательности; принцип систематичности; принцип индивидуального подхода к каждому учащемуся. Именно благодаря индивидуальному подходу к каждому учащемуся внеклассные занятия могут превратиться в могучее средство развития умственных способностей детей.
Главным на внеклассных занятиях по русскому языку и литературе является принцип развития речи детей.
Перед проведением любого внеклассного занятия необходимо осуществлять предварительную диагностику как психологических, так и учебных возможностей учащихся. Можно использовать в качестве входной диагностики диктанты, технику чтения, творческие срезы, олимпиады. Именно эти формы помогут оценить глубину знаний учащихся, выявить проблемные зоны, сопоставить объем деятельности и учитывать возможности ребят, развить талант.
Василий Белов в своей книге «Лад» высказал очень важную и интересную мысль: «Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески. Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом? Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом «не нашли себя, своего лица, своего таланта, либо не научились жить и трудиться, не развили таланта».
Веселые стихи, вопросы, «перевертыши», разнообразные игры, лото, ребусы и кроссворды помогают развивать творческий потенциал учащихся, расширяют кругозор, углубляют знания по предмету, позволяют превратить занятие в интереснейшее и увлекательнейшее путешествие в страну знаний. Особое внимание на занятиях с учащимися уделяю грамматическим заданиям, лингвистическим сказкам, что способствует структурированию знаний по предметам, формирует умение анализировать и сопоставлять языковые явления. Устные журналы «Друзьям русского слова», «Слово о словах», создание всевозможных литературных альманахов расширяет кругозор школьников, «приподнимает занавес» над историей русского слова. Литературные турниры, театрализованные представления, путешествия – воспитывают внимательного читателя, раскрывают артистический талант учащихся. Такого рода занятия помогают углубить знания по произведениям, изучаемым на уроках, а также узнать много нового, интересного об авторах, необыкновенных героях, произведениях, которые остаются за пределами школьной программы, что помогает сформировать устойчивый интерес к изучению литературы. В последнее время появились новые эпизодические формы, которые я использую в ходе внеклассной работы по русскому языку. Они напоминают публичные формы общения – конференции, телепередачи, диалоги, основанные на формах, жанрах и методах работ, известных в общественной практике (исследование, комментарии, интервью, репортаж). Проводимые мероприятия действительно остаются ярким эпизодом в сердцах детей. Занимательность внеклассных мероприятий не оставляет равнодушными школьников, так как игровые и занимательные формы занятий являются благодатным средством формирования интереса к учебному процессу. Данные формы работы помогают повышать общую языковую культуру школьников, воспитывают языковое чутье, развивают творческие склонности и способности. Учащиеся, активно посещающие внеклассные занятия, успешно сдают ЕНТ, грамотно пишут, прекрасно владеют словом, добиваются успехов в учебно-воспитательном процессе.
В течение трех лет вела наблюдение за двумя классами нынешних восьмиклассников. Из тридцати двух учащихся активно посещают внеклассные занятия пятнадцать ребят. Подготовка и проведение Декады Языков, активное участие в литературных конкурсах, олимпиадах и марафонах повысило качество знаний учеников по гуманитарным дисциплинам и технику чтения учащихся.
Качество знаний по гуманитарным Итоги техники чтения
дисциплинам учащихся 8 класса (за три года)

Результатом такого обширного и эффективного развития качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный (творческий) продукт: сочинение, стихотворение, композиция, выпущенная газета, сборник сочинений, тестовых заданий, языковых алгоритмов, проектов, что активно может использоваться на уроках русского языка и литературы.
Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для счастливой и наполненной жизни – к этому необходимо стремиться на протяжении всей педагогической деятельности. Предложенные формы и методы работы позволят выпустить из стен школы функционально грамотного выпускника.
Список литературы
1.Баранов М.Б.Пути развития у школьников 5-8 классов интереса к урокам русского языка/М.Б.Баранов-М.:Просвещение,1965.-214с.
2.Воспитание творческого читателя: Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе / Под ред. С.В. Михалкова, Т.Д. Полозовой. - М., 1981.
3.Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя.-М:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2000.-184с.
4.Предметные недели в школе. Русский язык и литература / Составитель Л.И. Косивцова. Волгоград: Учитель, 2001.
5.Шанский Н. М. Педагогическое содержание и лингводидактический характер внеклассной работы по русскому языку в нерусской школе/Н.М.Шанский//Русский язык за рубежом - 2002- № 2- C. 66-68
6.Щукина Г.И.Активизация познавательной деятельности в учебном процессе/Г.И.Щукина.- М:Просвещение,1986-126с.