Рабочая программа по обществознанию для учащихся 8 класса (ССД), 2015-2016 учебный год

Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
(наименование учебного предмета)

для 8 класса
со сложной структурой дефекта
(II ступень образования)

на 2015 - 2016 учебный год


Составитель:
Е.А. Просвирнина
учитель дефектолог
I квалификационная
категория







с.Леуши, 2015 год


Рабочая программа составлена на основании Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов в двух сборниках, под редакцией Воронковой В. В., «Обществоведение» авторы В.М. Мозговой, 2001 г., адаптированной программы «Обществознание» для учащихся 8 класса со сложной структурой дефекта, составитель Е.А. Просвирнина, учитель дефектолог I квалификационной категории, 2015 год.




В данной рабочей программе предложены разделы изучения курса обществознания 8 класса со сложной структуре дефекта. В процессе развернутого изложенного материала по темам в каждом классе указывается количество годовых и недельных часов. Учитывая сложный состав учащихся специальной (коррекционной) школы требования к овладению знаний – минимально необходимый.






Рабочая программа рассмотрена на методическом совете,
Протокол № ____ от «____» ________________ 2015 г.
Председатель методического совета ________________ / Д.Ш.Шидиева/
Подпись расшифровка



Рассмотрена на методическом объединении учителей-предметников,
Протокол № ____ от «____» ________________ 2015 г.
Руководитель методического объединения ___________ /Е.С.Боровая/
Подпись расшифровка



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по обществознанию для учащихся 8 класса со сложной структурой дефекта составлена на основании Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов в двух сборниках, сборник 1: «Обществоведение» Автор программы В.М. Мозговой, Москва, Гуманитарный Издательский центр «ВЛАДОС», 2001. и адаптированной программы по «Обществознанию» для учащихся 8 класса со сложной структурой дефекта, составитель Е.А. Просвирнина, учитель дефектолог I квалификационной категории, 2015 год.
ЦЕЛЬ:
Создание условий для социальной адаптации учащихся путём повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребёнка с нарушением интеллекта через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.
Настоящий курс Обществознания предназначен для воспитанников, изучающих обществознание в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. Дети с умственной отсталостью представляют собой одну из самых многочисленных групп детей с ограниченными возможностями здоровья. Понятием «умственная отсталость» объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в наибольшей мере в нарушении развития умственной деятельности.
В содержание курса Обществознания включены в доступной форме элементарные сведения о государстве, праве, правах и обязанностях граждан, основных законах нашей страны, что важно для формирования детей с отклонением в интеллектуальном развитии нравственных и правовых норм жизни в обществе.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания воспитанников, учитывается, уровень возрастных и познавательных возможностей воспитанников II ступени. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с отклонением в интеллектуальном развитии. Направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. На уроках обществознания воспитанники должны познакомиться с современной политической жизнью страны, получить основы правового и нравственного воспитания.
Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. В программе основными принципами являются принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Настоящая программа рассчитана на учащихся 8 класса со сложной структурой дефекта. Срок реализации программы 1 год. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 15-20% от общего числа детей составляют воспитанники, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 30-35% воспитанников испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал); 10-15% воспитанников овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.












ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС



НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА
КОЛ-ВО
ЧАСОВ

СОДЕРЖАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ
МИНИМУМ ЗУН

ПРИМЕЧАНИЕ


1

ВВЕДЕНИЕ

2
Кто такой гражданин? Страна, в которой мы живём, зависит от нашей гражданской позиции.
УДЗ:
- страну, в которой мы живём;
- права и обязанности гражданина;
Иметь представление:
- о том, какого человека называют гражданином
- о документе, в котором записаны права и обязанности гражданина




2

ГОСУДАРСТВО, ПРАВО,
МОРАЛЬ


14
Что такое государство? Основные принципы правового государства: верховенство права; незыблемость прав и свобод личности; разделение властей. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть.
Что такое право? Роль права в жизни человека, общества и государства. Право и закон. Правовая ответственность (административная и уголовная). Правонарушение. Преступление как вид правонарушения, его признаки. Презумпция невиновности. Отрасли права.
Что такое мораль? Основные нормы морали. «Золотое правило» нравственности. Функции морали в жизни человека и общества. Моральная ответственность. Общечеловеческие ценности. Нравственные основы жизни человека в личной и общественной жизни. Нравственная основа права. Правовая культура. Естественные и неотчуждённые права человека.
УДУ:
- перечислить виды правонарушения при помощи учителя;
- по схеме перечислить функции морали в жизни человека при помощи учителя
Иметь представление:
- что такое правовое государство;
- о том, что такое законодательная власть Российской Федерации;
- о том, что такое исполнительная власть Российской Федерации;
- о том, что такое судебная власть Российской Федерации;
- о том, какие правила регулируют отношения людей живущих в обществе;
- о нравственных основах жизни человека;
- о том, за какие провинности человека наступает правовая ответственность;
- о том, что такое правонарушение;
- о том, что обозначает слово «мораль»;
- о том, что называют общечеловеческими ценностями;
- о том, что такое правовая культура;





3

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19
Конституция Российской Федерации – Основной закон государства. Основы конституционного строя Российской Федерации. Законодательная власть Российской Федерации. Исполнительная власть Российской Федерации. Судебная власть Российской Федерации. Местное самоуправление правоохранительные органы Российской Федерации. Институт президентства. Избирательная система. Гражданство Российской Федерации.
УДУ:
- называть основной закон государства;
Иметь представление:
- об конституционном строе РФ;
- о законодательной власти РФ;
- о судебной власти РФ;
- об органах местного самоуправления;
- о правоохранительных органах РФ;
-об институте президентства;
- об избирательной системе РФ;
- о гражданстве РФ;




ИТОГО:
35


































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС



ТЕМА УРОКА
КОЛ-ВО ЧАСОВ

ДАТА

ЦЕЛЬ

СОДЕРЖАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ
МИНИМУМ ЗУН
ТИП
УРОКА
МЕТОДЫ УРОКА

«В В Е Д Е Н И Е» - 2 часа

1
Страна, в которой мы живем. Кто такой гражданин?
1

Формирование представлений учащихся о стране в которой мы живём
Работа в тетради, деформированным текстом, упражнения на развитие ВПФ
УДЗ:
- название страны, в которой мы живём;
Иметь представление:
- о том, какого человека называют гражданином
СНЗ
СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ

2
Права и обязанности гражданина
1

Знакомство учащихся с правами и правами и обязанностями человека
Работа в тетради, Конституцией РФ, упражнениями на соотношение
УДЗ:
- права и обязанности гражданина;
Иметь представление о документе, в котором записаны права и обязанности гражданина
К
СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ

«Г О С У Д А Р С Т В О, П Р А В О, М О Р А Л Ь» - 2 часа

3
Что такое государство? Основные принципы правового государства
1

Формирование представлений учащихся об основных принципах правового государства
Работа в тетради (составление схемы «Принципы правового государства),
Иметь представление о том, что такое правовое государство
СНЗ
СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ

4
Законодательная власть
1

Формирование представлений учащихся о структуре власти РФ
Работа в тетради, с карточками, дидактическая игра «Закончи предложение»
Иметь представление о том, что такое законодательная власть Российской Федерации;

К
СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ

5
Исполнительная власть
1

Формирование представлений учащихся о структуре власти РФ
Работа в тетради, с карточками, деформированным текстом
Иметь представление о том, что такое исполнительная власть Российской Федерации;

К
СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ

6
Судебная власть
1

Формирование представлений учащихся о структуре власти РФ
Работа в тетради, с текстом учебника
Иметь представление о том, что такое судебная власть Российской Федерации;

К
СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ

7
Что такое право? Право и закон.
1

Формирование знаний учащихся о том, что такое право и закон
Работа в тетради, презентацией
Иметь представления о том, какие правила регулируют отношения людей живущих в обществе;

К
СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ

8
Правовая ответственность
1

Формирование представлений учащихся о правовой ответственности
Работа в тетради (составление схемы «Принципы правового государства),
Иметь представление о том, за какие провинности человека наступает правовая ответственность

К
СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ

9
Правонарушение и презумпция невиновности
1

Формирование знаний учащихся о правонарушениях и презумпции невиновности
Работа в тетради,
Иметь представление о том, что такое правонарушение;
УДУ:
- перечислить виды правонарушения при помощи учителя;
К
СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ

10
«Государство. Право»
Урок повторения
1

Систематизация и обобщение изученного материала
Тестовые задания, работа с презентацией
Иметь представление о том,
- что такое государство;
- что такое правонарушение;
- виды правовой ответственности;

СОЗ
СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ

11
Что такое мораль? Основные нормы морали
1

Формирование представлений учащихся об основных нормах морали
Работа в тетради, с карточками, деформированным текстом
Иметь представление о том, что обозначает слово «мораль»;
СНЗ


12
Функции морали в жизни человека и общества
1

Формирование представлений учащихся о функциях морали в жизни человека
Работа в тетради (составление схемы «Функции морали»)
УДУ:
- по схеме перечислить функции морали в жизни человека при помощи учителя
К
СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ

13
Моральная ответственность и общечеловеческие ценности
1

Формирование представлений учащихся о моральной ответственности и общечеловеческих ценностях
Работа в тетради, заполнение схемы «Общечеловеческие ценности»
Иметь представление о том, что называют общечеловеческими ценностями
К
СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ

14
Нравственные основы жизни человека. Личная и общественная жизнь
1

Формирование представлений учащихся о нравственных основах жизни человека
Работа в тетради (составление схемы «Личная и общественная жизнь человека»)
Иметь представления о нравственных основах жизни человека
К
СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ

15
Нравственная основа права. Правовая культура. Естественные и неотчуждённые права человека
1

Формирование представлений учащихся о правовой культуре
Работа в тетради, составление схемы
Иметь представления о том, что такое правовая культура

К
СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ

16
«Государство. Право. Мораль»
Урок повторения
1

Систематизация и обобщение знаний учащихся
Работа с тестовыми заданиями, карточками заданиями
Иметь представление о том,
- что такое государство;
- что такое право;
- что такое мораль

СОЗ
СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ

«К О Н С Т И Т У Ц И Я Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И» - 19 часов

17\18
Конституция РФ – Основной Закон государства
2

Формирование представлений учащихся о назначении Конституции в жизни государства
Работа в тетради, с Конституцией Российской Федерации
УДУ:
- называть основной закон государства



СНЗ
СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ

19\20
Основы конституционного строя РФ
2

Формирование представлений учащихся об основах конституционного строя Российской Федерации
Работа в тетради (составление схемы «Конституционный строй РФ»)
Иметь представление о конституционном строе РФ



К
СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ

21\22
Законодательная власть РФ
2

Формирование представлений учащихся о деятельности законодательной власти Российской Федерации
Работа в тетради (составление сравнительной таблицы «Власть Российской Федерации»)
Иметь представление о законодательной власти РФ
К
СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ

23\24
Исполнительная власть РФ
2

Формирование представлений учащихся о деятельности исполнительной власти Российской Федерации
Работа в тетради (составление сравнительной таблицы «Власть Российской Федерации»)
Иметь представление об исполнительной власти РФ
К
СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ

25\26
Судебная власть РФ
1

Формирование представлений учащихся о деятельности судебной власти Российской Федерации
Работа в тетради (составление сравнительной таблицы «Власть Российской Федерации»)
Иметь представление о судебной власти РФ
К
СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ

27\28
Органы местного самоуправления
2

Формирование представлений учащихся об органах местного самоуправления
Работа в тетради (составление схемы «Органы местного самоуправления»)
Иметь представление об органах местного самоуправления



К
СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ

29\30
Правоохранительные органы РФ
2

Формирование представлений учащихся о правоохранительных органах Российской Федерации
Работа в тетради, составление схемы
Иметь представление о правоохранительных органах РФ
СНЗ
СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ

31

Институт президентства
2

Формирование представлений учащихся об институте президентства
Работа в тетради, дидактическая игра «Закончи предложение»
Иметь представление об институте президентства





К
СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ

32

Избирательная система РФ
1

Формирование представлений учащихся об избирательной системе Российской Федерации
Работа в тетради (составление схемы «Избирательная система Российской Федерации»)
Иметь представление об избирательной системе РФ

К
СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ

33/34
Гражданство РФ
2

Формирование представлений учащихся о предоставлении гражданства в Российской Федерации
Работа в тетради, с карточками, деформированным текстом
Иметь представление о гражданстве РФ

СНЗ
СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ

35
«Конституция РФ». Урок повторения
1

Систематизация и обобщение знаний учащихся

УДУ:
- называть основной закон государства: Иметь представление об исполнительной, законодательной, судебной власти РФ.


СОЗ
СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
УЧЕБНАЯ
ПРОГРАММА
УЧЕБНИКИ
МЕТОДИЧЕСКИЙ
МАТЕРИАЛ
ДИДАКТИЧЕСКИЙ
МАТЕРИАЛ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ЛИТЕРАТУРА

Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов в двух сборниках, под редакцией Воронковой В. В., авторы В.М. Мозговой, 2001 г.

1. Е.Б. Биянова, «Поурочные разработки по обществознанию: 6 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 160 с. – (В помощь учителю);
2. А.В. Поздеев, «Универсальные поурочные разработки по обществознанию: 7 класс. – М.: ВАКО, 2010. – 340 с. – (В помощь школьному учителю);
2. А.В. Поздеев, «Поурочные разработки по обществознанию: 8 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 320 с. – (В помощь учителю);
3. С.В. Краюшкина, «Тесты по обществознанию: 9 класс/ С.В. Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. -159, (1) с. (Серия «Учебно-методический комплект»);
4. Е.Е.Вяземский, «Поурочные разработки по граждановедению»: 6 класс: к учебному пособию Е.Е. Вяземского, А.Л. Зверева, И.С. Сергеева, И.В. Следзевского;
5. Е.Е.Вяземский, «Поурочные разработки по граждановедению»: 7 класс: к учебному пособию Е.Е. Вяземского, А.Л. Зверева, И.С. Сергеева, И.В. Следзевского;
1. Работа по карточкам;
2. Работа с перфокартами;
3. Иллюстрации;
4. Конституция Российской Федерации;






















~ 13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015 ~



Утверждаю:
Директор КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
______________ Д.Ш.Шидиева
Приказ №________
от «____»_____________ 2015 г.


Согласовано:
Заместитель директора по УР
КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
___________________ В.С.Баринова
«_____» __________________ 2015 г.




Заголовок 415