Календарно-тематическое планирование уроков биологии по УМК Пасечник В.В. для учащихся 7 класса


Тема урока
ГИА, кодификатор
Инновационные технологии
Дата
Цель урока
Новые понятия
Л\о; П\р; оборудование
Работа с одаренными и слабыми учащимися
Результат
Домашнее задание

Введение (2 часа)


1
История развития зоологии
Развивающее обучение
2.1

Дать представление о зоологии – науке о животных, об этапах ее развития, многообразии животного мира
Аристотель, К. Линней. Ч. Дарвин
Карточка № 1
Понять особенность живых организмов, их отличие от тел неживой природы; узнавать уровни организации живого
§ 1
Сообщение о Ч.Дарвине

2
Современная зоология
Развивающее обучение
2.2

Использовать в процессе диалога личный опыт, строить и обсуждать гипотезы
Систематика, Вид, род, семейство, отряд, класс, тип, царство
Знать основные систематические категории
Стр 2
Корсунская «Три великих жизни»
(о Ч.Дарвине)

I. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ(34 ЧАСА)
Тема № 1. Простейшие (2 часа)


3
Простейшие: Корненожки. Радиолярии, Солнечники, Споровики.
Развивающее обучение
3.2

Раскрыть особенности организации прокариот(строение, питание, размножение)
Прокариоты, Корненожки. Радиолярии, Солнечники, Споровики.

Уметь характеризовать простейших, опираясь на конкретный пример
§ 3 Таблица

4
Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории
Развивающее обучение

Познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности, многообразием
Хламидоманада, Инфузория туфелька
Карточка № 2
Уметь характеризовать классы, их роль в природе, жизни человека
§ 4 Таблица «Сравнит-я хар-ка»

Тема № 2 Многоклеточные животные. Беспозвоночные (16 часов)

5
Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные Развивающее обучение

Показать многообразие видов, распространение, признаки, тип питания
Двусторонняя симметрия, двухслойные и трехслойные животные
Уметь характеризовать классы, обосновывать их принадлежность к типу Губки
§ 5 Вопросы параграфа

6
Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы

Познакомить с многообразием, классификацией, родство с одноклеточными
Регенерация. Эктодерма, энтодерма
Карточка № 3
Знать представителей классов, их особенности
§ 6 Вопросы параграфа

7
Тип Плоские черви. Классы ресничные, Сосальщики, Ленточные

Познакомить с особенностью строения в связи с паразитическим образом жизни
Кожно-мускульный мешок, ткани
Уметь характеризовать классы, сравнивать их
§ 7 продолжить таблицу

8
Тип Круглые черви Развивающее обучение

Познакомить с общей характеристикой типа, особенностями паразитического образа жизни


Нервная система.

Уметь различать представителей разных типов червей
§8
продолжить таблицу




Тема урока
ГИА, кодификатор
Инновационные технологии
Дата
Цель урока
Новые понятия
Л\о; П\р
Работа с одаренными и слабыми учащимися
Результат
Домашнее задание

9
Тип кольчатые черви или Кольчецы. Класс многощетинковые. Или Полихеты

Раскрыть особенности организации, показать значение кольчатых червей в природе
Полихеты, гермафродиты
Карточка № 4
Уметь узнавать и характеризовать кольчатых, их значение в природе
§ 9 Вопросы параграфа. Сообщение

10
Классы кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты и Пиявки
Поисковая технология

Расширить знания о кольчатых червях; познакомить с особенностями классов
Малощетинковые, медицинская пиявка
Л.р №1 «Внешнее строение дождевого червя»
ТБ
Уметь сравнивать, характеризовать, узнавать изученные объекты
§ 10 Закончить таблицу

11
Тип Моллюски
Развивающее обучение
Поисковая технология

Ознакомить учащихся с особенностями типа, их приспособленностью к среде обитания
Брюхоногие, головоногие

Уметь обосновывать принадлежность к данному типу
§ 11
Вопросы параграфа.

12
Классы Моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие

Ознакомить учащихся с общими признаками, особенностями строения представителей данных классов
Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие

Интер.доска
Уметь сравнивать представителей классов между собой
§ 12
Вопросы параграфа

13
Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, или Морские огурцы, Офиуры

Раскрыть характерные признаки строения, жизнедеятельности, значение в природе и жизни человека
Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, или Морские огурцы, Офиуры
Уметь узнавать представителей, сравнивать, делать выводы
§ 13
Вопросы в тетради


14
Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные
Развивающее обучение

Рассмотреть характерные признаки классов, их многообразие
Жабры, трахеи, партеногенез
Л\р № 2
«Знакомство с ракообразными»
ТБ
Уметь характеризовать и называть признаки представителей классов
§ 14
Вопросы в тетради


15
Класс Насекомые
Развивающее обучение
РК

Познакомить с многообразием, выяснить особенности организации
Л\р № 3
«Изучение представителей отрядов насекомых» ТБ
Уметь характеризовать основные признаки насекомых,
§ 15
Вопросы в тетради
Таблица

16
Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки

Ознакомить учащихся с общими признаками, разнообразием, распространением на Земле
Инстинктивное поведение
Карточка № 5
Уметь называть и характеризовать представителей классов, называть представителей
§ 16
Вопросы в тетради


17
Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы
Развивающее обучение

Раскрыть особенности организации , познакомить с многообразием представителей этих отрядов
Полужесткокрылые, паразиты


Уметь узнавать представителей, сравнивать между собой
§ 17
Вопросы в тетради
Таблица

18
Отряды насекомых: Чешуекрылые, или Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи
Развивающее обучение


Выяснить характерные особенности классов, познакомить с многообразием, роль в природе и жизни человека
Полное и неполное превращение,


Интер.доска
Уметь характеризовать образ жизни, называть представителей данных классов
§ 18
Вопросы в тетради



Тема урока
ГИА, кодификатор
Инновационные технологии
Дата
Цель урока
Новые понятия
Л\о; П\р
Работа с одаренными и слабыми учащимися
Результат
Домашнее задание

19
Отряды насекомых: Перепончато-
крылые
Развивающее обучение

Познакомить с представителями данного отряда, их практическим значением

Прополис, воск, соты
Знать практическое значение класса для человека, уметь характеризовать представителей
§19
Вопросы 1-6

20
Контрольная работа № 1
по теме: «Беспозвоночные животные»

Обобщить и систематизировать знания учащихся о многообразии многоклеточных беспозвоночных животных

Уметь применять полученные знания при выполнении тестовых заданий по теме
Повторить тему № 2

Тема № 3 Многоклеточные животные. Позвоночные
Тип хордовые (18 часов)


21
Тип хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные

Расширить представление учащихся о многообразии животного мира
Ланцетник
Карточка № 6
Уметь характеризовать тип хордовых, класс ланцетников и круглоротых
§20, вопросы к параграфу

22
Классы рыб: Хрящевые, Костные
Развивающее обучение

Изучить особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с водной средой их обитания
Пресноводные, промысловые рыбы
Л\р № 4
«Внешнее строение и передвижение рыб»
ТБ
Знать общую характеристику классов хрящевых и костных рыб
§21, вопросы к параграфу

23
Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты и Химерообразные

Познакомить с многообразием и значением, особенностями отрядов
Скаты, акулы
Знать общую характеристику класса хрящевых рыб, их многообразие и значение
§22, вопросы к параграфу

24
Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные

Расширить представление учащихся о костных рыбах, познакомить с особенностями строения
Двухкамерное сердце
Знать особенности отрядов, и наиболее распространенных представителей
§23, вопросы к параграфу.
Таблица № 11

25
Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые

Познакомить с общей характеристикой класса, с их многообразием, значением в природе
Латимерия.
Уметь характеризовать представителей, изученных классов
§24
Таблица №12

26
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые
Развивающее обучение

Познакомить с особенностями чешуйчатых в связи со средой обитания и образом жизни
Вараны, змеи
Карточка № 7
Знать общую характеристику класса, уметь называть основных представителей
§25
Таблица № 13
Сообщение «Правила поведения при укусе змеи»

27
Отряды Пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы
Поисковая технология

Показать особенности черепах и крокодилов в связи со средой их обитания и образом жизни
Четырехкамерное сердце
Знать представителей, значение в природе и для человека
§26
Таблица №15




Тема урока
ГИА, кодификатор
Инновационные технологии
Дата
Цель урока
Новые понятия
Л\о; П\р
Работа с одаренными и слабыми учащимися
Результат
Домашнее задание

28
Класс Птицы. Отряды Пингвины
Развивающее обучение

Познакомить с общей характеристикой птиц. Особенностями их организации в связи с приспособленностью к полету
Л\р № 5
« Изучение внешнего строения птиц»


Интер.доска

Знать представителей и особенности строения, связанные с полетом
§27
вопросы к параграфу

29
Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные

Расширить представление учащихся о многообразии птиц
Карточка № 8
Знать особенности отрядов в связи с разнообразными условиями обитания
§28, вопросы в тетради

30
Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные
Развивающее обучение

Показать особенности. Образ жизни, значение и необходимость охраны
Тетерев, глухарь. рябчик
Знать представителей каждого отряда, их охраняемых видов
§29. Вопросы в тетради

31
Отряды птиц: ВоробьинообразныеГоленастые
Развивающее обучение
РК

Расширить представление о многообразии птиц, показать их приспособленность к среде обитания и образу жизни
Аист, цапля
Знать представителей изученных отрядов, уметь характеризовать по общим признакам
§30
Таблица № 18

32
Экскурсия
«Изучение многообразия птиц»
ТБ
Поисковая технология

Познакомить учащихся с многообразием птиц, их значением в природе и жизни человека, с редкими исчезающими видами
Красная книга Ставропольского края
Знать редкие и исчезающие виды, обитающие на территории края
Отчет об экскурсии

33
Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые

Показать прогрессивные черты организации млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания
Ехидна, утконос
Знать основную характеристику отрядов, представителей. особенности
§31
Таблица № 19

34
Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные
РК
Развивающее обучение

Познакомить с общей характеристикой отрядов, с особенностями строения и образа жизни отдельных представителей
Карточка № 9
Знать представителей отрядов, их значение в природе и жизни человека
§32
Сообщение

35
Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные

Дать общую характеристику отрядов, убедить в необходимости охраны китообразных и др.,


Интер.доска

Знать общую характеристику отрядов, значение в природе и жизни человека
§33
Таблица № 21

36
Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные
Развивающее обучение

Продолжить знакомство с многообразием млекопитающих, значением в природе и для человека

Торпедообразное тело
Знать основные отличительные особенности отрядов, необходимость и меры охраны некоторых представителей
§34
вопросы в конце параграфа


Тема урока
ГИА, кодификатор
Инновационные технологии
Дата
Цель урока
Новые понятия
Л\о; П\р
Работа с одаренными и слабыми учащимися
Результат
Домашнее задание

37
Отряд млекопитающих: Приматы
Развивающее обучение

Познакомить с многообразием приматов, выявить их характерные особенности
Человекообразные обезьяны
Знать признаки высокой организации по сравнению с другими животными, сходство приматов с человеком
§35
Подготовка к тестированию

38
Контрольная работа № 2
на тему: «Хордовые»

Обобщить и систематизировать знания о многообразии хордовых животных

Уметь оперировать полученными биологическими понятиями
Повторить ключевые моменты темы

I I. СТРОЕНИЕ, ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. ЭВОЛЮЦИЯ (15 ЧАСОВ)
Тема № 4. Эволюция строения и функций органов и их систем (15 часов)

39
Покровы тела
Развивающее обучение

РК

Сформировать представление об эволюции покровов тела животных; показать их усложнение, появление новых функций в связи с усложнением

Знать основные этапы эволюции покровов, связанные с усложнением в строении
§36
Таблица № 23

40
Опорно-двигательная система
Развивающее обучение

Познакомить со строением и функцией О-Д системы у разных групп животных
Скелет
ГИА, тема № 7
Знать направления эволюции опорно-двигательной системы
§37
Таблица 24

41
Способы передвижения животных. Полости тела
Развивающее обучение

Познакомить с основными типами движения, показать эволюционные изменения в способах передвижения
Амебоидное движение


Знать представление о полости тела, ее видах и значении, об эволюционном направлении в изменении типа полостей тела животных
§38
Вопросы в конце параграфа

42
Органы дыхания и газообмен
Развивающее обучение
Поисковая технология

Познакомить с особенностями дыхательных структур и типами газообмена у разных групп животных
Газообмен


Уметь характеризовать эволюционные изменения дыхательных структур и типов газообмена у разных групп животных
§39
Вопросы в конце параграфа

43
Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии

Сформировать понятия об обмене веществ и энергии, о питании и пищеварении

Интер.доска

Знать особенности строения органов пищеварения разных групп животных
§40
Таблица № 25

44
Кровеносная система. Кровь
Развивающее обучение

Познакомить с особенностями кровеносных систем, с составом крови


Интер.доска
Знать состав крови различных групп животных, значение крови и кровообращения
§41
Таблица № 27

45
Органы выделения
Развивающее обучение

Продолжить формирование понятия об обмене веществ и энергии
ГИА, тема № 5
Знать особенности выделительной системы у разных групп животных, значение выделения
§42
Таблица № 28



Тема урока
ГИА, кодификатор
Инновационные технологии
Дата
Цель урока
Новые понятия
Л\о; П\р
Работа с одаренными и слабыми учащимися
Результат
Домашнее задание

46
Нервная система. Рефлекс. Инстинкт
Развивающее обучение

Познакомить со значением нервной системы и особенностями ее строения у разных групп животных

Знать основные элементы нервной системы, природу рефлекса
§43
Таблица № 29

47
Органы чувств. Регуляция деятельности организма

Познакомить с особенностями органов чувств у животных из разных групп
Рефлекс


Знать зависимость развития органов чувств от развития нервной системы животных
§44
Таблица
№ 30, № 31

48
Продление рода. Органы размножения

Дать понятие о воспроизводстве как одном из основных свойств живой системы
ГИА, тема № 3
Знать особенности размножения животных разных групп
§45
Таблица №32

49
Способы размножения животных. Оплодотворение

Показать основные способы размножения, их биологическую роль в природе
Метаморфоз
Знать основные виды оплодотворения, биологическое значение
§ 46, вопросы в конце параграфа

50
Развитие животных с превращением и без превращения

Дать представление об индивидуальном развитии, сформировать понятие - метаморфоз

Знать представителей животных с полным и неполным превращением.
§47, вопросы в конце параграфа

51
Периодизация и продолжительность жизни животных

Продолжить формирование понятия об индивидуальном развитии - онтогенезе
Онтогенез
Знать периоды онтогенеза, его определение
§48

52
Обобщение знаний по теме: Строение и функции органов и их систем»

Проверить умение учащихся давать сравнительно-анатомические характеристики изученных типов животных
Тест № 9, таблица 5, 7
знать связь строения органов и их систем с выполняемыми фенкциями
Повторить §36-48

53
Контрольная работа № 3 на тему: «Эволюция строения и функций органов и их систем»

Систематизировать и обобщить знания об особенностях строения, жизнедеятельности и индивидуального развития животных

Знать и уметь оперировать основными биологическими терминами темы
Повторение темы

Тема № 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (4 часа)

54
Доказательства эволюции животных

Познакомить учащихся с основными доказательствами эволюции
Рудименты, атавизмы



Таблица № 34
Уметь характеризовать палеонтологические и эмбриологические доказательства эволюции
§ 49, вопросы в конце параграфа

55
Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира
3.6

Раскрыть основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина

Знать определение наследственности и изменчивости, их формы
§50




Тема урока
ГИА, кодификатор
Инновационные технологии
Дата
Цель урока
Новые понятия
Л\о; П\р
Работа с одаренными и слабыми учащимися
Результат
Домашнее задание

56
Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции

Сформировать знания о видообразовании, основой которой является дивергенция
Дивергенция
Уметь доказывать, что усложнение животных- это результат эволюции
§ 51, вопросы в конце параграфа

57
Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных

Сформировать знания об ареалах обитания, миграциях, приспособительный характер
Миграция
Знать определение ареала, его особенности
§ 52, сообщение

Тема № 6. Биоценозы (6 часов)

58
Естественные и искусственные биоценозы
5.1

Сформировать знания о биоценозе как устойчивой системе.
Биоценоз
Знать обязательные компоненты биоценоза: продуценты, консументы, редуценты.
§53, вопросы в конце параграфа

59
Факторы среды и их влияние на биоценозы

Дать понятие – среда обитания, факторы среды обитания. Роль антропогенного фактора.
Антропогенный фактор

Тест № 16
Знать факторы среды, и его воздействия на среду обитания животных на земле
§54, сообщение

60
Цепи питания. Поток энергии
5.2
Поисковая технология

Познакомить с компонентами биоценоза, с цепью питания, пищевой пирамидой
Цепь питания
Уметь оперировать понятиями – пищевая пирамида, энергетическая пирамида. продуктивность
§55, задание: составить цепь питания из 3,4,5 звеньев

61
Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу

Познакомить с разнообразием взаимосвязей между компонентами в биоценозе
Тест № 17
Знать основные разновидности биоценоза, приспособленность компонентов
§56. Повторить тему

62
Экскурсия «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза»

Показать строение конкретного биоценоза, изучить взаимодействие их компонентов

Уметь давать теоретические обоснования и применять полученные знания на практике
Подготовить отчет об экскурсии

63
Контрольная работа № 4 на тему:
«Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы»

Систематизировать и обобщить знания учащихся об основных причинах эволюции животных и ее результатах

Уметь оперировать биологическими знаниями темы
Повторить
§49-56

Тема № 7 «Животный мир и хозяйственная деятельность человека (7 часов)

64
Воздействие человека и его деятельности на животный мир
РК

Познакомить с последствиями воздействия человека на животный мир
Промысел
Знать основные меры охраны животных. Промысловая деятельность человека
§ 57, работа с красной книгой Ставропольского края

65
Одомашнивание животных
2.3

Показать этапы одомашнивания животных
Селекция
Знать биологические особенности одомашненных животных
§ 58. Вопросы в конце параграфа



Тема урока
ГИА, кодификатор
Инновационные технологии
Дата
Цель урока
Новые понятия
Л\о; П\р
Работа с одаренными и слабыми учащимися
Результат
Домашнее задание

66
Законы России об охране животного мира. Система мониторинга

Показать основные законы и декларирующие их документы об охране животного мира
Мониторинг

Интер.доска

Знать основные законы, государственные службы управления и контроля
§ 59, повторить
§ 58

68
Охрана и рациональное использование животного мира
2.3

Показать меры, направленные на охрану животного мира
Заповедник, заказник
Уметь рационально распределять животные ресурсы, для сохранения видового разнообразия
§ 60, повторить тему

69
Экскурсия «Знакомство с сельскохозяйственными и домашними животными

Показать многообразие пород, их хозяйственное значение

Знать основные характеристики некоторых пород С/Х животных
Подготовить отчет об экскурсии

70
Урок – презентация «Биология. Животные»

Учащиеся, используя свои знания готовят свои работы


По выбору задания – наблюдения на лето.










Тематическое планирование. Биология. 7 класс

13PAGE 15


13PAGE 14515




15