Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая рабочая программа составлена на основе рабочих программ по обществознанию для 5 – 9 классов под руководством Л. Н. Боголюбова. Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 – 9 классы». Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.

Рабочая программа учебного курса по «Обществознанию» для 5-9 классов составлена на основе нормативных документов, регламентирующих составление и реализацию рабочих программ:
( Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
( Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897.
Рабочая программа учебного курса по обществознанию для 5-9 класса составлена на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации,
(Основной образовательной программы учреждения (письмо департамента общего образования и науки Российской Федерации от 01ноября 2011 г. №03-776 «О примерной основной образовательной программе основного общего образования»).
Примерная программа по предмету «Программы общеобразовательных учреждений: Обществознание.6 – 11 классы. -3-е изд.– М.: Просвещение. Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая и др.; ред. кол. Л.Н.Боголюбова и др.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки к использованию в образовательном процессе:
1.Обществознание: гражданин, общество, государство: учеб. для 5 кл. общеобразоват.учреждений/(Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая и др.; ред. кол.Л.Н.Боголюбова и др. – М.: Просвещение.
2. Обществознание: гражданин, общество, государство: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/(Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая и др.; ред. кол. Л.Н.Боголюбова и др. Рос. Акад. Наук, Рос. Академ. Образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение.
3.Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /(Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой; Рос. Акад. Наук, Рос. Академ. Образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение.
4. Обществознание. 8 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений /(Л. Н. Боголюбов,Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой; Рос. Акад. Наук, Рос. Академ. Образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение.
5. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Под ред. Л.Н.
Боголюбова, А. И. Матвеева. Рос. Акад. Наук, Рос. Академ. Образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11 – 15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ.
Задачи:
- освоение  на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.
Курс обществознания продолжается в старшей школе и раскрывается в элективных курсах, факультативах, курсах по выбору, предпрофильной и профильной подготовке учащихся.
Последовательность материала курса «Обществознание» в данной рабочей программе определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 5 – 9 классов. Учитывая возрастные особенности школьников, в рабочей программе выделены два самостоятельных этапа изучения курса: первый этап – 5 – 7 классы; второй этап – 8 – 9 классы.
Курс «Обществознание» для 5 – 7 классов является пропедевтикой курса «обществознание» для 8 – 9 классов и далее для 10 – 11 классов. Общая логика распределения в нём учебного материала – линейно-концентрическая. Принцип, объединяющий большинство разделов курса, - антропоцентрический


II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


Формирование универсальных учебных действий
Личностные универсальные учебные действия
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, знание основных событий развития государственности и общества;
образ социально-политического устройства представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно- общественных отношений;
знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех е проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут
сформированы:
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
уважение к личности и е достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут
сформированы:
готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молоджных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
умение строить жизненные планы с учтом конкретных социально- исторических, политических и экономических условий;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
устанавливать целевые приоритеты;
уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
построению жизненных планов во временно2й перспективе;
при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определнной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
основам саморегуляции эмоциональных состояний;
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнра, уметь убеждать;
работать в группе устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
основам коммуникативной рефлексии;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнера;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
обобщать понятия осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
работать с метафорами понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Выпускник получит возможность научиться:
основам рефлексивного чтения;
ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
организовывать исследование с целью проверки гипотез;
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Создание письменных сообщений
Выпускник научится:
создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;
осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
Коммуникация и социальное взаимодействие
Выпускник научится:
использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Выпускник получит возможность научиться:
участвовать в форумах в социальных образовательных сетях;
взаимодействовать с партнерами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие).
Поиск и организация хранения информации
Выпускник научится:
использовать различные приемы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
использовать приемы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;
формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать различные приемы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.
Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании
Выпускник научится:
вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической и визуализации;
Выпускник получит возможность научиться:
проводить социальные измерения, вводить
результаты измерений и других цифровых данных и обрабатывать их, в том числе статистически и с помощью визуализации;
анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Выпускник научится:
планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме;
выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путм научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
использовать такие математические методы и приемы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
использовать такие естественно-научные методы и примы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Выпускник получит возможность научиться:
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
использовать догадку, озарение, интуицию;
использовать такие математические методы и приемы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
использовать такие естественно-научные методы и приемы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
использовать некоторые приемы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
определять назначение разных видов текстов;
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
различать темы и подтемы специального текста;
выделять не только главную, но и избыточную информацию;
прогнозировать последовательность изложения идей текста;
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции;
понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
интерпретировать текст:
сравнивать и противопоставлять заключнную в тексте информацию
разного характера;
обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
делать выводы из сформулированных посылок;
выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться:
выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
откликаться на содержание текста:
связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
находить доводы в защиту своей точки зрения;
откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом мастерство его исполнения;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться:
критически относиться к рекламной информации;
находить способы проверки противоречивой информации;
определять достоверную информацию в случае наличия
противоречивой или конфликтной ситуации.

Предметные результаты
5 класс:
Учащийся научится:
называнию и иллюстрированию примерами основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации;
использованию знаний о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеристике основных этапов социализации, факторов становления личности;
характеристике основных слагаемых здорового образа жизни; осознанному выбору верных критериев для оценки безопасных условий жизни; показу на примерах опасности пагубных привычек, угрожающих здоровью;
характеристике основных возрастных периодов жизни человека, особенностей подросткового возраста;
сравнению и сопоставлению на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничению каждого возрастного периода;
выделению в модельных и реальных ситуациях сущностных характеристик и основных видов деятельности людей, объяснению роли мотивов в деятельности человека;
приведению примеров основных видов деятельности человека;
характеристике собственного социального статуса и социальных ролей; объяснению и конкретизации примерами смысла понятия «гражданство»;
описанию гендера как социального пола; приведению примеров гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;
оцениванию на основе полученных знаний с нравственной позиции собственных поступков и отношения к проблемам людей с ограниченными возможностями, своего отношения к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;
характеристике семьи и семейных отношений; оцениванию социального значения семейных традиций и обычаев;
нахождению и извлечению информации о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа.
характеристике основных ролей членов семьи, включая свою;
выполнению несложных практических заданий по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражению собственного отношения к различным способам разрешения семейных конфликтов;
исследованию несложных практических ситуаций, связанных с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; нахождению и извлечению социальной информации о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы;
выполнению несложных познавательных и практических заданий, основанных на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
раскрытию сущности патриотизма, гражданственности; приведению примеров проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
различению уровней общего образования в России;
характеристике, раскрытию на конкретных примерах основных функций семьи в обществе;
характеристике конституционных обязанностей гражданина.
характеристике прав и обязанностей супругов, родителей, детей;
характеристике экономики семьи; анализ структуры семейного бюджета;
Учащийся получит возможность научиться:
выполнению несложных практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
осознанному содействию защите природы.
оцениванию социальной значимости здорового образа жизни.
формированию положительного отношения к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировке собственного поведения в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
использованию элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;
использованию элементов причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.

6 класс
Учащийся научится:
демонстрации понимания особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.
различению экономических, социальных, политических, культурных явлений и процессов общественной жизни;
применению знаний курса и социального опыта для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе;
выполнению несложных познавательных и практических заданий, основанных на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.
раскрытию духовных ценностей и достижений народов нашей страны;
формулированию собственной точки зрения на социальный портрет достойного гражданина страны;
различению отдельных видов социальных норм;
характеристике основных норм морали;
развитию социального кругозора и формированию познавательного интереса ;
обоснованию связи профессионализма и жизненного успеха.
выполнению несложных практических заданий по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражению собственного отношения к различным способам разрешения межличностных конфликтов
Учащийся получит возможность научиться:
оцениванию роли деятельности в жизни человека и общества;
оцениванию последствий удовлетворения мнимых потребностей, оцениванию на примерах опасности удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
использованию элементов причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
моделированию возможных последствий позитивного и негативного воздействия группы на человека, формированию выводов.
наблюдению и характеристике явлений и событий, происходящих в различных сферах общественной жизни;
объяснению взаимодействия социальных общностей и групп;
выявлению причинно-следственных связей общественных явлений и характеристике основных направлений общественного развития.
характеристике и конкретизации фактами социальной жизни изменений, происходящих в современном обществе;
показу и аргументированному обоснованию влияния происходящих в обществе изменений на положение России в мире.

7 класс
Учащийся научится:
использованию накопленных знаний об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенных способов познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;
на основе полученных знаний о социальных нормах выбору в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлению на практике модели правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
критическому осмыслению информации правового и морально-нравственного характера, полученной из разнообразных источников, систематизации и анализу полученных данных; применению полученной информации для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
использованию знаний и умений для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.
демонстрации на примерах взаимосвязи природы и общества, раскрытию роли природы в жизни человека;
раскрытию роли социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
характеристике развития отдельных областей и форм культуры, выражению своего мнения о явлениях культуры;
описанию духовных ценностей российского народа и выражению собственного отношения к ним;
освоению приемов работы с социально значимой информацией, ее осмыслению; развитию способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам
объяснению порядка формирования органов государственной власти РФ;
раскрытию особенностей гражданской дееспособности несовершеннолетних;
разъяснению на примерах особенностей положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
конкретизации примерами видов преступлений и наказаний за них:
формированию основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
различению основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрытию рационального поведения субъектов экономической деятельности;
раскрытию факторов, влияющих на производительность труда;
характеристике функций денег и их роли в экономике;
раскрытию социально-экономической роли и функции предпринимательства;
раскрытию рационального поведения субъектов экономической деятельности;
Учащийся получит возможность научиться:
использованию элементов причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
моделированию несложных ситуаций нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и подаче им моральной и правовой оценки;
оцениванию сущности и значения правопорядка и законности, собственного вклада в их становление и развитие.
8 класс
Учащийся научится:
описанию явлений духовной культуры;
характеристике глобальных проблем современности;
характеристике направленности развития общества, его движения от одних форм общественной жизни к другим; оцениванию социальных явлений с позиций общественного прогресса;
распознаванию на основе приведённых данных основных типов обществ;
описанию социальной структуры в обществах разного типа, характеристике основных социальных групп современного общества; на основе приведённых данных распознаванию основных социальных общностей и групп;
характеристике основных социальных групп российского общества, распознаванию их сущностных признаков;
характеристике ведущих направлений социальной политики российского государства;
подаче оценки с позиций общественного прогресса тенденций социальных изменений в нашем обществе, аргументации своей позиции;
характеристике собственных основных социальных ролей;
объяснению на примере своей семьи основных функций этого социального института в обществе;
извлечению из педагогически адаптированного текста, составленного на основе научных публикаций по вопросам социологии, необходимой информации, преобразованию её и использованию для решения задач;
использованию социальной информации, представленной совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;
проведению несложных социологических исследований;
характеристике и иллюстрированию конкретными примерами группы потребностей человека;
пониманию основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
характеристике экологического кризиса как глобальной проблемы человечества, раскрытию причины экологического кризиса;
раскрытию сущности процесса социализации личности;
объяснению причин отклоняющегося поведения;
описанию негативных последствий наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
раскрытию роли религии в современном обществе;
характеристике особенностей искусства как формы духовной культуры.
объяснению причин возрастания роли науки в современном мире;
оцениванию роли образования в современном обществе;
выделению параметров, определяющих социальный статус личности;
приведению примеров предписанных и достигаемых статусов;
описанию основных социальных ролей подростка;
конкретизации примерами процесса социальной мобильности;
характеристике межнациональных отношений в современном мире;
объяснению причин межнациональных конфликтов и основных путей их разрешения;
формированию у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Российской Федерации;
раскрытию связи права на образование и обязанности получить образование;
объяснению проблемы ограниченности экономических ресурсов;
характеристике основных экономических систем, экономических явлений и процессов, сравнению их; анализу и систематизации полученных данных об экономических системах;
характеристике механизма рыночного регулирования экономики; анализу действий рыночных законов, выявлению роли конкуренции;
объяснению роли государства в регулировании рыночной экономики; анализу структуры бюджета государства;
называнию и конкретизации примерами видов налогов;
Учащийся получит возможность научиться:
описанию реальных связей и зависимости между воспитанием и социализацией личности
использованию понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
ориентации в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе;
адекватному пониманию информации, относящейся к социальной сфере общества, получаемой из различных источников;
анализу с опорой на полученные знания несложной экономической информации, получаемой из неадаптированных источников;
выполнению практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
анализу и оцениванию с позиций экономических знаний сложившихся практик и моделей поведения потребителя;
решению с опорой на полученные знания познавательных задач, отражающих типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
грамотному применению полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
сопоставлению своих потребностей и возможностей, оптимальному распределению своих материальных и трудовых ресурсов, составлению семейного бюджета.

9 класс
Учащийся научится:
характеристике государственного устройства Российской Федерации, описанию полномочий и компетенций различных органов государственной власти и управления;
правильному определению инстанции (государственного органа), в которую следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;
сравнению и различению различных типов политических режимов, раскрытию их основных признаков;
объяснению на конкретных примерах основных черт и принципов демократии;
обоснованию преимуществ демократического политического устройства;
описанию основных признаков любого государства, конкретизации их на примерах прошлого и современности;
характеристике базовых черт избирательной системы в нашем обществе, основным проявлениям роли избирателя;
различению фактов и мнений в потоке информации.
характеристике развития отдельных областей и форм культуры;
распознаванию и различению явлений духовной культуры;
описанию различных средств массовой информации;
нахождению и извлечению социальной информации о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
видению различных точек зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулированию собственного отношения;
характеристике явления ускорения социального развития;
объяснению необходимости непрерывного образования в современных условиях;
описанию многообразия профессий в современном мире;
характеристике ролей молодёжи в развитии современного общества;
извлечению социальной информации из доступных источников;
применению полученных знаний для решения отдельных социальных проблем
выбору на основе полученных знаний в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлению на практике экологически рационального поведения;
раскрытию влияния современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
конкретизации примерами опасности международного терроризма;
критическому осмыслению информации морально-нравственного характера, полученной из разнообразных источников, систематизации и анализу полученных данных; применению полученной информации для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
характеристике специфики норм права;
сравнению норм морали и права, выявлению их общих черт и особенностей;
нахождению и извлечению социальной информации о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
объяснению необходимости непрерывного образования в современных условиях;
учитыванию общественных потребностей при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
объяснению взаимодействия социальных общностей и групп;
приобретению теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
объяснению роли политики в жизни общества;
различению и сравнению различных форм правления, иллюстрированию их примерами;
характеристике форм государственно-территориального устройства;
объяснению признаков политической партии, раскрытию их на конкретных примерах;
характеристике различных форм участия граждан в политической жизни.
характеристике государственного устройства Российской Федерации, называнию органов государственной власти страны, описанию их полномочий и компетенций;
характеристике системы российского законодательства;
характеристике гражданских правоотношений;
раскрытиию смысла права на труд;
объяснению роли трудового договора;
характеристике особенностей уголовного права и уголовных правоотношений;
характеристике специфики уголовной ответственности несовершеннолетних;
анализу несложных практических ситуаций, связанных с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определению признаков правонарушения, проступка, преступления;
нахождению, извлечению и осмыслению информации правового характера, полученной из доступных источников, систематизации, анализу полученных данных; применению полученной информации для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
анализу информации об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализу несложных статистических данных, отражающих экономические явления и процессы;
формулированию и аргументации собственных суждений, касающихся отдельных вопросов экономической жизни и опирающихся на экономические знания и личный опыт; использованию полученных знаний при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оцениванию этических норм трудовой и предпринимательской деятельности;
использованию полученных знаний при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
Учащийся получит возможность научиться:
нахождению и извлечению социальной информации о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.
соотнесению различных оценок политических событий и процессов и обоснованию выводов.
использованию знаний и умений для формирования способности уважать права других людей, выполнению своих обязанностей гражданина РФ.
осознанному содействию защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
осознанию значения гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
соотнесению различных оценок политических событий и процессов и формированию обоснованных выводов;
описанию процессов создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
характеристике основных направлений развития отечественной культуры в современных условиях;
осуществлению рефлексии своих ценностей;
критическому восприятию сообщений и рекламы в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;
оцениванию роли спорта и спортивных достижений в контексте современной общественной жизни;
выражению и обоснованию собственной позиции по актуальным проблемам молодёжи.


III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 класс – 34 часа в год
Раздел 1. Человек 6 часов
Раздел 2. Семья 5 часов
Раздел 3. Школа 6 часов
Раздел 4. Труд 6 часов
Раздел 5. Родина 11 часов
Итого : 34 часа

Раздел 1. Человек 6 часов
Тема 1. Что изучает предмет «Обществознание» 1 час
Основные теоретические сведения.
Знакомство с курсом обществознания. Работа с учебником. Правила пользования значками
Опорные понятия. Общество, обществознание.
Тема 2. Загадка человека. 2 часа
Основные теоретические сведения.
Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность.
Опорные понятия. Человек, наследственность, биологическое и социальное в природе человека, личность.
Тема 3. Отрочество – особая пора жизни. 2 часа
Основные теоретические сведения.
Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.
Опорные понятия. Отрочество, подросток, самостоятельность
Тема 4. Человек. 1 час
Основные теоретические сведения. Проверка знаний, умений, навыков по теме и их практическое применение.
Практические работы. Закрепление понятий раздела «Человек».
Раздел 2. Семья – 5 часов
Тема 1. Семья и семейные отношения. 1 час.
Основные теоретические сведения. Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности.
Опорные понятия. Семья, двухпоколенная семья, техпоколенная семья, неполная семья, бобыль.
Тема 2. Семейное хозяйство. 1 час.
Основные теоретические сведения. Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Опорные понятия. Потребности, ресурсы, рачительность, экономика.
Тема 3. Свободное время. 1 час.
Основные теоретические сведения. Свободное время. Занятие физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Опорные понятия. Свободное время. Хобби, здоровый образ жизни, увлечения.

Тема 4. Семья. 2 часа.
Основные теоретические сведения. Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков по теме и их практическое применение.
Практические работы. Закрепление понятий по теме «Семья».

Раздел 3. Школа. 6 часов
Тема 1. Образование в жизни человека. 2 часа
Основные теоретические сведения. Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.
Опорные понятия. Образование, система общего образования, ступени школьного образования.
Тема 2. Образование и самообразование. 2 часа.
Основные теоретические сведения. Образование и самообразование. Умение учиться вне стен школы.
Опорные понятия. Образование и самообразование.
Тема 3. Одноклассники, сверстники, друзья. 1 час.
Основные теоретические сведения. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
Опорные понятия. Одноклассники, смертники, друзья.
Тема 4. Школа. 1 час.
Основные теоретические сведения. Школа в жизни человека и общества. «Век живи – век учись». Учись учиться. Мои однокашники.
Практические работы. Систематизировать понятия по теме «Школа».
Раздел 4. Труд. 6 часов.
Тема 1. Труд – основа жизни. 2 часа.
Основные теоретические сведения. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Опорные понятия. Труд, профессия, товары, услуги, благотворительность, меценатство, заработная плата.
Тема 2. Труд и творчество. 2 часа.
Основные теоретические сведения. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Опорные понятия. Ремесло, мастерство, творческий труд.

Тема 3. Труд. 2 часа.
Основные теоретические сведения. Каким бывает труд человека. Труд и его оценка. Труд и творчество.
Практические работы. Повторение понятий по теме «Труд».
Раздел 5. Родина. 11 часов
Тема 1. Наша Родина – Россия. 2 часа.
Основные теоретические сведения. Россия – федеративное государство. Структура России как федерации, права субъектов России. Русский язык как государственный.
Опорные понятия. Россия. Отечество, Отчизна, Родина, федерация, субъект, патриот.
Тема 2. Государственные символы. 2 часа.
Основные теоретические сведения. Государственные символы России: герб, флаг, гимн, Государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.
Опорные понятия. Герб, флаг, гимн, Конституция.
Тема 3. Гражданин России. 2 часа.
Основные теоретические сведения. Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан РФ. Гражданственность.
Опорные понятия. Гражданин, гражданственность, права и обязанности гражданина.
Тема 4. Мы - многонациональный народ. 2 часа.
Основные теоретические сведения. Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Опорные понятия. Россия, народ, национальность, межнациональные отношения.
Тема 5. Родина. 2 часа.
Основные теоретические сведения. Наша Родина – Россия. Честь российского флага. Быть настоящим гражданином. Уважение людей любой национальности.
Опорные понятия. Родина. Россия. Толерантность.
Тема 6. Я – гражданин России. 1 час.
Основные теоретические сведения. Смотр знаний по курсу: «Обществознание». Проектная работа «Мы научились»
Практические работы. Повторение основных понятий курса

6 класс. – 34 часа в год.
Введение. – 1 час
Человек в социальном измерении. – 12 часов
Человек среди людей. – 10 часов
Нравственные основы жизни. – 8 часов
Повторение - 3 часа.
ИТОГО: 34 часа.
Социальная сущность личности
Раздел 1. Человек в социальном измерении – 12 часов.
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.
Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности?
Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
Ближайшее социальное окружение
Раздел 2. Человек среди людей – 10 часов.
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.
Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения
Раздел 3. Нравственные основы жизни. – 8 часов.
Человек славен трудом. Доброе- значит хорошее.. мораль. Золотое правило нравственности. Учимся делать добро. Смелость. Страх- защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
Практикум по теме «Нравственные основы жизни»
Повторение – 3 часа.

7 класс. – 34 часа в год.
Введение – 1 час.
Регулирование поведения человека в обществе – 11 часов
Человек в экономических отношениях – 13 часов
Человек и природа – 5 часов
Повторение - 4 часа.
ИТОГО: 34 часа.
Раздел 1. Регулирование поведения людей в обществе – 11 часов.
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи. Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.

Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.

Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.
Конституция Российской Федерации Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.
Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.

Как защищаются права человека в России.
Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам.
Защита Отечествадолг и обязанность.
Раздел 2. Человек в экономических отношениях – 13 часов.
Основные участники экономики производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.
Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата. Предприниматель. Этика предпринимательства.
Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.
Права потребителя.
Раздел 3. Человек и природа – 5 часов.
Человек часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.
Охранять природу значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.
Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.
Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.
Повторение – 4 часа.

8 класс – 34 часа в год.
Введение – 1 час
Личность и общество – 6 часов
Сфера духовной жизни – 8 часов
Социальная сфера – 5 часов
Экономика – 13 часов
Повторение – 1 час
ИТОГО: 34 часа.

Раздел 1. Личность и общество – 6 часов
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Раздел 2. Сфера духовной жизни – 8 часов
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм.
Патриотизм и гражданственность. Добро и зло главные понятия этики. Критерии морального поведения. Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть внутренний самоконтроль человека. Моральный выбор.
Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование. Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Раздел 3. Социальная сфера – 5 часов
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Раздел 4. Экономика – 13 часов.
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства.
Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит. Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Повторение – 1 час.

9 класс – 34 часа в год.
Введение – 1 час
Политика - 9 часов
Право – 18 часов
Повторение – 6 часов
ИТОГО: 34 часа
Раздел 1. Политика - 9 часов.
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика. Сущность государства. Суверенитет.
Государственное управление. Формы государства. Функции государства. Наше государство Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации. Политический режим. Демократия. Парламентаризм.
Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии. Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство.
Местное самоуправление. Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы.
Судебная система. Межгосударственные отношения. Международные политические организации.
Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.
Глобализация и её противоречия. Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.
Раздел 2. Право – 18 часов.
Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права.
Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация.
Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.
Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека
Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.
Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.
Повторение – 6 часов.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ.

5 класс 34 часа в год, 1 час в неделю

Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов
Количества часов, отводимых на освоение каждой темы


Раздел 1.Что изучает предмет «Обществознание» 6 час.

Тема 1. Что изучает предмет «Обществознание».

1 час

Тема 2. Загадка человека.

2 часа

Тема 3. Отрочество - особая пора жизни.
2 часа

Тема 4. Человек.

1 час

Раздел 2. Семья – 5 часов


Тема 1. Семья и семейные отношения.

1 час

Тема 2. Семейное хозяйство.
1 час

Тема 3. Свободное время.
1 час

Тема 4. Семья.

2 часа

Раздел 3. Школа. 6 часов

Тема 1. Образование в жизни человека.
2 часа

Тема 2. Образование и самообразование.
2 часа

Тема 3. Одноклассники, сверстники, друзья.
1 час

Тема 4. Школа.
1 час

Раздел 4. Труд. 6 часов

Тема 1. Труд – основа жизни.
2 часа

Тема 2. Труд и творчество.
2 часа

Тема 3. Труд.
2 часа

Раздел 5. Родина. 11 часов

Тема 1. Наша Родина – Россия.
2 часа

Тема 2. Государственные символы.
2 часа

Тема 3. Гражданин России.
2 часа

Тема 4. Мы - многонациональный народ.
2 часа

Тема 5. Родина.
2 часа

Тема 6. Я – гражданин России.
1 час




6 класс 34 часа в год, 1 час в неделю.

Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов

Количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Тема 1. Введение.
1 час

Тема 2. Человек в социальном измерении.
12 часов

Тема 3. Человек среди людей.
10 часов

Тема 4. Нравственные основы жизни.
8 часов

Тема 5. Повторение.
3 часа



7 класс 34 часа в год, 1 час в неделю.

Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов

Количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Тема 1. Введение.
1 час

Тема 2. Регулирование поведения человека в обществе.
11 часов

Тема 3. Человек в экономических отношениях.
13 часов

Тема 4. Человек и природа.
5 часов

Тема 5. Повторение.
4 часа



8 класс 34 часа в год, 1 час в неделю.

Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов

Количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Тема 1. Введение.
1 час

Тема 2. Личность и общество.
6 часов

Тема 3. Сфера духовной жизни.
8 часов

Тема 4. Социальная сфера.
5 часов

Тема 5. Экономика.
13 часов

Тема 6. Повторение.
1 час



9 класс 34 часа в год, 1 час в неделю.

Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов

Количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Тема 1. Введение.
1 час

Тема 2. Политика.
9 часов

Тема 3. Право.
18 часов

Тема 4. Повторение.
6 часов





Приложение 1
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности

Темы, входящие в данный раздел программы, число часов, отводимых на данный раздел, тему
Характеристика основных видов деятельности учащихся

5 класс (34 ч., 1 ч – резервное время)

Раздел 1. Что изучает предмет «Обществознание» – 6 час.

Тема 1. Что изучает предмет «Обществознание» 1 час

Учащиеся смогут познакомиться с новым предметом «Обществознание», уметь работать с учебником, понимать содержание различных рубрик, значков

Тема 2. Загадка человека. 2 часа

Давать определение понятиям, характеризовать биологическое и социальное в природе человека

Тема 3. Отрочество - особая пора жизни. 2 часа
Описывать основные черты отрочества

Тема 4. Человек. 1 час

Понимать содержание различных рубрик, значков, давать определение понятиям

Раздел 2. Семья – 5 часов

Тема 1. Семья и семейные отношения. 1 час.

Учащиеся смогут показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи

Тема 2. Семейное хозяйство. 1 час.

Сравнивать двухпоколенные и трехпоколенные семьи, характеризовать совместный труд членов семьи

Тема 3. Свободное время. 1 час.

Научатся с пользой проводить и планировать свое свободное время.

Тема 4. Семья. 2 часа.

Систематизировать и обобщить знания по теме «Семья».

Раздел 3. Школа. 6 часов

Тема 1. Образование в жизни человека. 2 часа
Учащиеся смогут раскрыть значения понятий раздела

Тема 2. Образование и самообразование. 2 часа.
Характеризовать учебу как основной труд школьника

Тема 3. Одноклассники, сверстники, друзья. 1 час.
Получат основы знаний по выстраиванию отношений между сверстниками

Тема 4. Школа. 1 час.
Систематизировать и обобщить знания по теме «Школа».

Раздел 4. Труд. 6 часов.

Тема 1. Труд – основа жизни. 2 часа.
Учащиеся смогут характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека.


Тема 2. Труд и творчество. 2 часа.
Приводить примеры благотворительности и меценатства

Тема 3. Труд. 2 часа.
Систематизировать и обобщить знания по теме «Труд».

Раздел 5. Родина. 11 часов

Тема 1. Наша Родина – Россия. 2 часа.
Учащиеся смогут объяснять сущность понятий

Тема 2. Государственные символы. 2 часа.
Описывать основные государственные символы России.

Тема 3. Гражданин России. 2 часа.
Называть статус субъектов РФ

Тема 4. Мы - многонациональный народ. 2 часа.
Раскрывать функции русского языка как государственного

Тема 5. Родина. 2 часа.
Раскрывать содержание вопроса

Тема 6. Я – гражданин России. 1 час.
Знать текст гимна РФ, рассказывать о государственных праздниках и столице России.

6 класс (34 ч, 1 ч – резервное время)

Введение. – 1 час
Вспомнить, повторить материал, изученный в 5 классе.

Человек в социальном измерении. – 12 часов
Использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;
характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;
сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;
выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;
давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;
демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.


Человек среди людей. – 10 часов
распознавать на основе приведённых данных основные типы обществ;
характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций
различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе; выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.

Нравственные основы жизни. – 8 часов
использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;
на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.


Повторение - 3 часа.
Систематизация и повторение знаний по курсу, защита проектов.

7 класс (34 ч, 1 ч – резервное время)

Введение – 1 час.

Вспомнить, повторить материал, изученный в 6 классе

Регулирование поведения человека в обществе – 11 часов

Выбирать и осуществлять на практике в предлагаемых модельных ситуациях модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку на основе полученных знаний о социальных нормах ;
критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;

Человек в экономических отношениях – 13 часов

понимать и правильно использовать основные экономические термины;
распознавать на основе привёденных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;
объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики;
характеризовать функции денег в экономике;
анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.

. Человек и природа – 5 часов


Понимать, что человек - часть природы
Выявлять особенности взаимодействия человека и природы
Выявлять существующие проблемы окружающей среды
Понимать значение земли и природных ресурсов


Повторение - 4 часа.

Систематизация, повторение знаний по курсу, защита проектов.

8 класс (34 ч, 1ч – резервное время)

Введение – 1 час

Вспомнить, повторить материал, изученный в 7 классе

Личность и общество – 6 часов

характеризовать явление ускорения социального развития;
объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
описывать многообразие профессий в современном мире;
характеризовать роль молодёжи в развитии современного общества;
извлекать социальную информацию из доступных источников;
применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем.

Сфера духовной жизни – 8 часов

Понимать место духовной сферы среди прочих сфер общества, понимать Тенденции развития духовной культуры в современной России, разделять и характеризовать понятия – добро и зло, понимать значимость образования в условиях информационного общества, давать характеристику основным элементам системы образования в Российской Федерации. Давать общую характеристику Религиозным организациям и объединениям, понимать их роль в жизни современного общества.

Социальная сфера – 5 часов

Характеризовать Социальную структуру общества давать определение понятиям социальная мобильность, большие и малые социальные группы, формальные и неформальные группы, социальный конфликт, пути его разрешения. Характеризовать социальный статус и социальную роль. Понимать многообразие социальных ролей личности.
Выявлять проблемы в отношениях между поколениями.
Давать определения понятиям этнические группы, межнациональные отношения. Высказывать отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Понимать значение термина отклоняющееся поведение. знать опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.

Экономика – 13 часов

понимать и правильно использовать основные экономические термины;
распознавать на основе привёденных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;
объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики;
характеризовать функции денег в экономике;
анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.

Повторение – 1 час

Систематизация, повторение знаний по курсу, защита проектов.

9 класс (34 ч, 1 ч – резервное время)

Введение – 1 час

Вспомнить, повторить материал, изученный в 8 классе

Политика - 9 часов

характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;
правильно определять инстанцию (государственный орган), в которую следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;
сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;
описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности;
характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя;
различать факты и мнения в потоке информации.

Право – 18 часов

выбирать на основе полученных знаний о правовых нормах в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров;
анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних;
находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Повторение – 6 часов

Систематизация, повторение знаний по курсу, защита проектов.



Приложение 2
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Обозначение необходимого количества:
Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
У - полный комплект (для каждого ученика класса);
Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);
П - комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5-6 человек)


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Необходимое количество
Примечания

1
2
3
4

1.
Библиотечный фонд

1.1
Стандарт
Д


1.2
Программа
Д


1.3
Учебник
У, П


2
Печатные пособия

2.1
Таблицы, плакаты
Ф, П


2.2
Раздаточный дидактический материал
Ф, П


2.3
Памятки для работы по смысловому чтению
Ф, П


3
Информационно-коммуникационные средства

3.1
Мультимедийные моделирующие и обучающие программы, электронные учебники
Д


3.2
Интернет-ресурсы
Д


4
Экранно-звуковые пособия

4.1
Видеофильмы по разделам программы
25


5
Технические средства обучения

5.1
Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор
Д


5.2
Сканер, принтер, цифровой аппарат, тестирующая система, документ-камера и т.д.
-


6
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

6.1
Оборудование, инструменты используемые для проведения уроков
Ф, П



15