Консультация для педагогов: Использование элементов дыхательной гимнастики на занятиях по физическому воспитанию

Использование элементов дыхательной гимнастики на занятиях по физическому воспитанию

Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, политические факторы. К сожалению, во многих дошкольных учреждениях ее либо незаслуженно предали забвению, либо не признают ее потенциала в оздоровлении дошкольников и используют лишь с целью постепенного перехода детей ото сна к бодрствованию (что, конечно, тоже немаловажно). В условиях дефицита свободного времени в режиме дня современного дошкольника, посещающего детский сад, чрезвычайно важно придать гимнастике после дневного сна   именно     оздоровительную   направленность. Обычно в детском саду после дневного сна проводятся закаливающие процедуры, однако,  на практике осуществить эффективное закаливание детей с учетом предъявляемых требований сложно. Группу посещают 20-30 детей, поэтому об индивидуальном подходе при проведении закаливания речь идти не может. К примеру, один ребенок систематически посещает детский сад, другой часто болеет, третий перешел из другого детского сада, где не проводились  закаливания,   четвертый   вышел  ослабленным  после перенесенного  заболевания.  Если  не  учитывать  индивидуальных особенностей, нарушаются принципы систематичности, последовательности по отношению к каждому ребенку. Поэтому,  в гимнастику после сна у нас в детском саду включаем  щадящие элементы закаливания, для детей, не имеющих противопоказаний или ограничений.   Мы сочетатаем их  с другими оздоровительными процедурами: дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушений осанки, плоскостопия, упражнениями  для  глаз,  пальчиковой  гимнастикой,  самомассажем,  аутотренингом.        Примерная схема проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна  выглядит так: гимнастика в постели, упражнения,  направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки, дыхательная гимнастика, индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа, водные процедуры.     Методика проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна.              Пока дети спят, педагог готовит условия для контрастного закаливания детей: готовит холодную комнату, температура в ней снижается с помощью проветривания. Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки,  громкость которой медленно нарастает. Гимнастика в постели может включать  такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз.  Главное правило - исключить резкие движения, которые могут вызвать    Растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение.   Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут. Затем дети переходят в  холодную комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют ходьбу (на  носках, пятках, с высоким поднятием колен, в полуприсяде, в полном присяде, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим  дорожкам) или комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой и дыханием детей. Длительность этой части гимнастики 2-3 минуты.       Обязательно должны быть включены упражнения на развитие дыхания. Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна  составлять   12-15  минут  (для  старших  дошкольников). Таким образом, такая форма двигательной активности помогает ребенку быстрее войти в активное состояние, вызывает у него положительные эмоции, укрепляет мышечный тонус. Проводится такая гимнастика приоткрытых фрамугах.  В течение года используются разные варианты гимнастики. Разминка в постели и самомассаж.      Под мелодичную, тихую музыку дети просыпаются и выполняют упражнения в  постели, повторяя каждое 3-4 раза. В таких упражнениях не должно быть резких движений. Это разные повороты, поглаживание рук, ног, разведение рук в стороны, сжимание и разжимание кистей рук, сгибание ног в коленях. Все упражнения должны выполнять поочередно  «с головы до ног». После выполнения упражнений дети встают на массажный коврик и выполняют различные действия на нем. Заканчивается гимнастика дыхательными упражнениями. Приведу пример одного из вариантов  гимнастики после сна. Гимнастика после дневного сна 1. «Потянулись». И. п.: лежа на спине; правую руку вытянуть за головой, левую – вдоль туловища. Вдох тянуть правую руку вверх, выдох расслабиться. Вдох - расслабиться, выдох тянуть руку вверх. Пауза - расслабиться, (4 раза) 2. «Растишка». И.п.: лежа на спине, обе руки вытянуть за головой. Вдох - максимально тянуть руки и ноги, выдох - расслабиться. Вдох - расслабиться, выдох максимально тянуть руки и ноги.  (4 раза) 3. «Паучок». И.п.: лежа на спине, руки и ноги разведены в стороны. Вдох - напрячь и тянуть руки и ноги в стороны, выдох - расслабиться. (4 раза) 4. «Колобок». И.п.: лежа на спине, руки развести в стороны. На счет 1-2 - 3 - группировка  (подтянуть колени к груди, обхватить их руками), на счет 4 - вернуться в и.п. (4 раза) 5. «Рыбка». И.п.: лежа на животе руки под подбородком. На счет /-3 приподнять голову, руки и ноги тянуть вверх, на счет 4 свернуться в и.п. (4 раза)
Дыхательная и звуковая гимнастики 
Цель  «Дыхательной и звуковой гимнастики»  научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.
      Дыхательная гимнастика способствует укреплению здоровья и взрослых, и детей. Она особенно полезна после физических упражнений, утренней зарядки, игр.
      Дыхательная и звуковая гимнастики – это профилактика простудных заболеваний.        
Виды дыхательных упражнений:
1. Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице вдох.  Вдох левой ноздрей, правая ноздря закрыта, выдох правой  (при этом закрыта левая). На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.
2. Сделать 810 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.
3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки  «м м м м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.
4. Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г м м м», на выдохе то же самоё, закрыть левую ноздрю.
5. Энергично произносить «п. б». Произношение этих звуков укрепляет мышцы губ.
6. Энергично произносить «т д». Упражнение служит для укрепления мышц языка.
7. Высунуть язык, энергично произносить «к г», «н г». Укрепляются      мышцы полости глотки.
8. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только
гортанно-легочный аппарат, но, и деятельность головного мозга, а так же снимает стрессовое состояние.
9. «Покорители космоса». Дети сидят «по-турецки», расслабляются готовятся к полету:
10. «Полет на Луну» на выдохе дети тянут звук «а», медленно поднимая левую руку вверх, достигая Луны, и медленно ее опускают.
11. «Полет на Солнце» также на выдохе, но звук громче и длиннее. Достигаем Солнца и возвращаемся.
12. «Полет к инопланетянам» на выдохе дети произносят звук «а», который нарастает по высоте и громкости. Громкость доходит до предела словно выплеск. Появляется ощущение радости и легкости. На выдохе достигается длительная задержка дыхания, укрепляются голосовые связки. Во время крика происходит выброс «грязной» энергии.
13. «Гудок парохода».
Через нос с шумом дети набирают воздух; задержав дыхание на 12 секун ды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком  «у» (выдох удлинен). Упражнение учит дышать в темпе 36. Вдох короче, задержка дыхания, выдох длинный.
14. «Полет самолета».Дети-самолеты «летают» со звуком «у». При выполнении пилотажа взлет - звук направляется к голове, при посадке звук направляется к туловищу Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в за данном темпе по представлению.
15. «Упрямый ослик».
Педагог выбирает из детей «осликов» и «погонщиков». «Ослики» весело бегут, но вдруг останавливаются, не хотят идти. «Погонщики» уговаривают «осликов», но те начинают кричать «И-а».
Что же ты хочешь, мой милый «И-а»? Сена, лепешек иль молока?
«Ослик» прекращает кричать, получив желаемое.
     Дети меняются местами. Звуки «и-а» укрепляют связки; люди, страдающие   храпом излечиваются.
 16. «Плакса». Ребенок плачет со звуком «ы».
Что ты плачешь «ы» да «ы»? Будем мы с тобой играть, слезы поскорей утри. Песни петь и танцевать.
«Плакса» перестает плакать, все дети пляшут. Звук «ы» снимает усталость головного мозга.
17. «Кто знает больше добрых слов».
Выбирается ребенок, и о нем высказываются все положительные качества: милый, добрый, хороший, родной, ласковый, нежный, чудесный, прекрасный, очаровательный, замечательный, ненаглядный и т., Цель упражнения обогатить словарный запас детей, уметь видеть в окружающих  доброе и самое лучшее.
        Наиболее пригодным для больных бронхиальной астмой является произнесение при выдохе согласных звуков - р, ж, ш, щ ,з, с и гласных звуков - у, о, а, е, и. Для облегчения воспроизведения целесообразно соединять выговаривание указанных гласных звуков с согласными: бр, ж, к, х, причем последние произносятся быстро, а затем следует длительное звучание выбранной гласной. Например: бр - у-у-у-у...; бр-о-о-о-о-о...; бр-и-и-и-и-и...; ж-у-у-у-у-у..; ж-о-о-о-о-о...; ж-и-и-и-и-и. При воспроизведении упражнений с согласными звуками р, ж выдох в самом конце целесообразно заканчивать произношением слога "ох". Например: ж-ж-ж-ох, р-р-р-р-ох.
        В начале тренировки можно произносить звуки в течение очень непродолжительного времени - 5-7 секунд, но в дальнейшем время выговаривания постепенно увеличивается и доводится до 30-40 секунд, поскольку в процессе тренировки постепенно возрастает жизненная емкость легких и улучшается функционирование диафрагмы.
        В занятия дыхательной гимнастикой необходимо также включать самые простые, легко выполняемые гимнастические упражнения в виде сгибаний, разгибаний, отведений, приведений, вращений конечностями, упражнения на разгибание туловища, наклоны вперед, в стороны. Упражнения же со значительной нагрузкой, вызывающие учащение дыхания, а также связанные с усилием и задержкой дыхания, непригодны.









13PAGE 15


13PAGE 14115