История одного преступления Урок по Капитанской дочке А.С. Пушкина

История одного преступления
(по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка)


Цели урока:

Воспитание нравственных качеств в учащихся.
Обучение анализу эпизода.
Обучение умению давать характеристику героям произведения.
Подвигнуть к размышлению о нравственном и безнравственном поступке.


Эпиграфы к уроку:
Чему учит дворянство? Независимости,
храбрости, благородству (чести вообще).
Не суть ли сии качества природные?
Так: но образ жизни может их развить,
усилить или задушить.
А.С. Пушкин

Честь.- Внутреннее нравственное
достоинство человека, доблесть,
благородство души и чистая совесть.
В.И. Даль


Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы с вами продолжим разговор о последней повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Это произведение не того искрометного и блистательного поэта, которого мы все любим. Это произведение зрелого таланта. Пушкин уже не молод. Он стал мудрее, у него семья, дети, и, поэтому его не могут не волновать нравственные проблемы, которые ставит перед нами жизнь, их решение; и, конечно воспитание человека достойного, воспитание в молодых людях тех качеств, которые делали иделают человека человеком.
Итак, «Капитанская дочка». О чем же этот роман? О чести и предательстве, благородстве и низости, о любви и страсти О том, как одного человека эта любовь может возвысить, а другого привести к нравственному падению, преступлению.
Сегодня мы пойдем от противного, начнем не положительного героя, а с отрицательного, и попытаемся разобраться, какие качества человека ведут к преступлению. Мы будем говорить о преступлении Швабрина.

Что в вашем понимании значит слово «преступление»? Кого мы называем преступником?
(Обычно убийцу, вора, мошенника)
Но это в нашем понимании. Я думаю, это слово имеет более широкое значение. Обратимся к словарю Ожегова.
Преступление – 1. см. преступить, 2. Действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности.
Вроде мы правы. Но не все так просто. Не даром словарь отправляет нас к слову «преступить». Вглядимся в это слово и попытаемся понять его исконное значение.
Преступить, выделим корень ( сейчас преступ, но когда-то можно было выделить приставку пре- и корень ступ), а пре- = пере-. А что значит ступить – шагать.
Как же мы определим значение?
(Преступить – значит перешагнуть через что-то.
Как же толкует это слово словарь?
- Преступить – самовольно нарушить, отступить от чего-нибудь.
Заметьте в слове «отступить» опять мы видим «ступ» т.е. шаг.
Тот же корень у слова «ступень».
Если жизнь человека мы представим в виде лестницы, по которой люди либо поднимаются (возвышаются) нравственно, либо совершают нравственное падение и иногда только шаг отделяет человека от преступления.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Какими же качествами должен обладать истинно благородный и нравственный человек?
А теперь подберем к ним синонимы. Именно эти качества приводят человека к преступлению.
-По какой лесенке идет Гринев?
- А Швабрин?
В разговоре маши Мироновой Екатерина 11 говорит: «Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй».
К кому относятся эти слова? Соответствуют ли они характеристике Гринева? Почему?
- А к кому она подходит идеально?
Да, действительно, они окажутся весьма точны, если мы их приложим к другому герою – Алексею Ивановичу Швабрину. Именно «не из невежества и легковерия» он переметнулся к Пугачеву, а «как безнравственный и вредный негодяй».
- Что же толкает его к этому? Где та ступенька, которая поведет его все ниже и ниже по нравственной лестнице? Разберемся в мотивах его поступков.
- Кто такой Швабрин? Как он попал в Белгородскую крепость? Найдем его портрет, прочитаем. Понравился ли он Гриневу?(Он умен. Много читает, образован.)
- Как к нему относятся люди, окружающие его?
Значит в нем была уже какая-то чревоточинка, которую не могли не почувствовать люди, живущие рядом.
-Что же привело его к преступлению? (Любовь к Маше Мироновой)
А это то самое чувство. Которое возвысило Гринева, ради нее он совершает благородные поступки, он готов на все, но не отступает от того, что в нем заложено с детства, и нравственно растет.
- А Швабрин? Он спускается все ниже и ниже.
- Какие же поступки совершает Швабрин на своем пути нравственного падения?
Построим еще одну лесенку. (Обсуждаем поступки Швабрина, постепенно заполняя лесенку).

















-В какой ситуации Гринев впервые понимает, что Швабрин способен на подлость?
1. Когда он подло говорит о Маше. Прочитаем этот эпизод.
Для чего он это делает? Какую цель преследует? Что понимает Гринев?
Что можно сказать о человеке, который может вот так в разговоре с посторонним оскорбить любимую девушку?
- Подлец!
2. Второй из подлых поступков Швабрина – это предательский удар на дуэли. Найдем это место в тексте. Зачитайте.
Люди честные и благородные никогда бы так не поступили. Но Швабрину надо было любой ценой устранить противника. Поэтому он так легко идет на низость. Хотя потом он изъявил глубокое сожаление, и добрый сердцем Гринев искренне простил его. В клевете на Машу он увидел «досаду оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви», но мы, читатели, уже не верим ему и правы.
Следующей ступенью падения Швабрина становится донос о дуэли старшему Гриневу.
- Почему он так поступает? Зачем ему это надо?
(Он видит, как после ранения все стремительнее развиваются отношения между Машей и Гриневым. У него остался один шанс расстроить это. И Швабрин его не упускает, совершая еще один мерзкий поступок и опускаясь все ниже).
Следующая ступень: переход на сторону Пугачева, предательство своих товарищей, измена присяге.
– Но он ведь умный человек? Неужели Швабрин всерьез полагал, что самозванцу удастся сесть на российский престол?
(Наверное нет! Но ему нужна была Маша. Он точно знал, что ждет офицеров крепости. Он чужими руками убирает нежелательных людей.
Пытается заставить Машу выйти за него замуж, тираня ее и угрожая ей.
- Зачем? Думает ли он о ней, о ее чувствах?
(Нет, он пытается добиться ее любой ценой. Заметьте, опять приходится употреблять это выражение. Любой ценой. Какой? Унижением любимой, издевательством над ней).
Затем он совершает то, что вообще, казалось бы, не должен делать любящий человек – выдает Машу Пугачеву, переступая через совесть, любовь, жалость и т.д. Понимает ли Швабрин, чем ей это грозит? Почему он так поступает?
-Почему он так поступает?
(Ему невыносимо отдавать ее сопернику. Если она не будет его женой -пусть лучше умрет).
( Опять он это делает, думая о себе. Себялюбие и эгоизм заставляют его так поступить).

Следующий эпизод: Швабрин принимает Пугачева (глава Х!!).
- Каким его видит Гринев?
- Как он разговаривает с Пугачевым?
- В какой момент мы видим истинное лицо Швабрина?
- Что особенно мерзко в нем? (Читаем отрывок).
(Трусость, боязнь уже за собственную Жизнь, хотя он только что не пощадил чужой).
И последняя ступень: он доносит на Гринева в следственную комиссию, зная, что тот не будет называть истинных причин встреч с Пугачевым. И опять же не дать ему соединиться с Марией Ивановной
Итак, вслед за Пушкиным мы прошли все ступени падения Швабрина.
-Что же он за человек? Дайте ему характеристику.

Переступив все нравственные законы, он становится преступником во всех смыслах этого слова. Наказание, которое он понес за свое злодейство, весьма значительно. А он еще теряет Машу, которая для него составляет смысл и цель существования.
- Но раскаивается ли он в содеянном?
(Нет, он, наверняка, сожалеет о неудаче (и этим совершает очередной шаг навстречу нравственной гибели).

Пушкин в одной из статей, размышляя о дворянстве писал: «Чему учит дворянство? Независимости, храбрости, благородству (чести вообще). Не суть ли сии качества природные? Так: но образ жизни может их развить, усилить или задушить»
В Швабрине образ жизни задушил все доброе, благородное в душе, превратив его в законченного негодяя.



Т