Технологическая карта урока литературы на тему Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции.


Технологическая карта урока
Предмет: литература
Класс: 6 Дата ___________________
Автор УМК: Коровина В.Я. Класс __________________
Тема урока: Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Этапы урока Ход урока Деятельность
учителя Деятельность учащихся
Задание базового уровня Задание повышенного уровня* Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые действия Формируемые способы д-тиОсуществляемые действия Формируемые способы д-тиОсуществляемые действия Формируемые способы д-ти1. Мотивация 1.Доброжелательное приветствие учителя.
2. Вступительное слово. Установка тематических рамок учебной деятельности. Преобразование Постановка и решения проблем Постановка вопросов Управление поведением Выработка на личностном уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований УД. Планирование необходимых действий
2. Актуализация 1. Согласны ли вы утверждением
Максима Горького: «Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нём стремление к истине… уметь найти хорошее в людях, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать всё для того, чтобы люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты». Организация фиксирования каждым из учащихся индивидуального затруднения в пробном действии. Фиксация возникшего затруднения в выполнении пробного действия и его обоснование. Воспроизведение и фиксирование знания, умения и навыка, достаточного для построения нового способа деятельности. Попытка самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания. Постановка вопроса Актуализация нормы пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»).
Прогнозирование учебной задачи
3. Выявление места и причины затруднения 1. Беседа.
- Кто такой автор?
- Как можно заменить слово ГЕРОЙ произведения?
- Что роднит автора и его героя?
- Что такое композиция произведения? Организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявления места и причины затруднения. Фиксация операции, на которой возникло затруднение.
Активизация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.
Анализ с опорой на знаковую запись и проговаривание вслух того, что и как они делали.
Разрешение конфликтов Соотнесение своих действий на этом шаге с изученными способами и фиксация, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи. Оценка возникающих трудностей.
4. Построение проекта выхода из затруднения Формулировка темы урока, постановка целей.
Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. Предложение и согласование темы урока, которую учитель может уточнить.
Действия постановки и решения проблемы. Формулировка конкретной цели своих будущих УД, устраняющих причину возникшего затруднения. Разрешение конфликта Выбор способа построения нового знания (как?) - метод уточнения или метод дополнения. Выбор средства для построения нового знания.
5. Реализация построенного проекта 1. Викторина. Из каких произведений эти отрывки?
«У сильного всегда бессильный виноват…» («Волк и Ягненок»)
Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы! («Бородино»)
Через день вся Почтовая улица, заросшая гусиной травой, уже знала, что Карл Петрович лечит зайца, обгоревшего на страшном лесном пожаре и спасшего какого-то старика». («Заячьи лапы»). Контроль за построением учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. Выдвижение и обоснование на основе выбранного метода гипотезы.
Использование при построении нового знания предметные действия с моделями, схемами и т.д.
Применение нового способа действий для решения задачи, вызвавшей затруднение.
Управление поведением Фиксирование в обобщенном виде нового способа действий в речи и знаково.
Фиксирование преодоления возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием Работа по дополнительным вопросам. *Инд. зад. Подготовьте связный рассказ о том, как вы выбираете книги для чтения? Контроль за усвоением учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Решение (фронтально, в группах, в парах) нескольких типовых заданий на новый способ действия; проговаривание вслух выполненных шагов и их обоснование. Общеучебные
Совместная деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Умение задавать уточняющие вопросы. Осознание возникающих трудностей, поиск пути преодоления. Осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 1. Было ли у вас когда-нибудь чувство, что вы уже думали и чувствовали то, что пишет автор, но не находили слов, чтобы сказать об этом?
2. При чтении каких произведений у вас возникало это чувство?
3. Составьте библиографию своих любимых произведений.
Контроль за интериоризацией нового способа действия и исполнительской рефлексией (коллективной и индивидуальной) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. Самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
ОбщеучебныеСамопроверка решений по эталону.
Управление поведением
Выявление причин ошибок и их исправление.
Саморегуляция.
8. Включение в систему знаний и повторения 1. Сообщение учителя «Автор и его произведение».
2. Работа по вопросам на понимание темы.
Обучение применению нового знания в системе изученных ранее, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности Осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания. Выявление границ применимости нового знания и его использование его в системе изученных ранее знаний.
Включение нового способа действий в систему знаний. Доведение нового способа действий до уровня автоматизированного навыка.
Саморегуляция.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке 1. Сделать вывод по плану. 2. Д/з:. Прочитать и пересказать стр. 6-11. Ответить на вопросы. *Д/з: Подготовить материал об обрядах и народной культуре своего края. Организация самооценки уч-ся результатов своей УД. Самооценка учениками собственной УД на уроке. Намечаются цели дальнейшей деятельности Управление поведением. Умение выражать свои мысли Соотнесение цели и результатов своей УД. Оценка.