Использование современных педагогических технологий на уроках географии.




Информация об использовании современных и педагогических технологий на уроках географии.
Учитель: Никитина Олеся Александровна.

%
пп
Название технологии
Цель использования
Результаты

1.
Здоровьесберегающие
технологии.
Здоровьесберегающие технологии - совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье.  Педагог подает пример своим образом жизни и своим здоровьем.
 Цель здоровьесбере-гающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, сформировать у него необходимые компетенции, которые
помогут ему в повседневной жизни.                                           
Обеспечение максимально комфортной обстановки
на уроке для учеников,
т.е. минимизация стрессовых ситуаций за счет проведения игр (особенно в 5-7 кл. во время проведения обобщающих уроков),
небольших физических пауз (разминка для глаз,
кистей и пальцев рук, стопы, приседания, повороты тела на месте,
глубокое дыхание, 3-4 мин.).
-Гигиена рабочего места
(правильное освещение, наличие сменной обуви, высота парт, перемещение рабочего места по триместрам и т.д).
- Возможность поработать стоя во время урока, с целью поддержания ОДА.
-Употребления чистой питьевой воды (бутилизированной или из кулера в классах) с целью поддержания работы головного мозга и пищеварительной системы.
-Создание слайдов и презентаций
учениками: «Самые спортивные страны мира, Самая здоровая нация в 7,11 кл., продолжительность жизни, особенности быта народов России в 8,9 кл., самые «спортивные регионы России» в 9 кл.
-Создание тематических карт.
- Проведение рубрики
«Наука и медицина 21 века по странам мира»
-Регулярное проведение небольших бесед – напоминаний в рамках обычного урока.
«Как сохранить здоровье».
-Участие в районном конкурсе «Спорт вместо наркотиков», в ходе которого были созданы плакаты и листовки «Внимание! Опасно для жизни!»,презентации:
«Отношение к курению в разных странах мира.
Отношение к курению в разные исторические периоды в России.
Отношение к алкоголю в разных странах мира.
Алкоголь и народы Севера.
Спорт в разных странах мира.
Как сохранить здоровье и быть счастливым.
Вирусные заболевания: СПИД, гепатиты В, С. Пути передачи, тяжесть заболевания. Распространение вируса по материкам и регионам мира»,
программа антинаркотического воспитания по географии.
-Организация и проведение творческого конкурса «Одиссея Разума», с целью пропаганды здорового образа жизни, развития креативных способностей, творческих идей, умственных способностей, памяти.
-Создание буклетов для родителей и учеников «Несколько советов для развития творческих способностей».
-Участие на педагогических советах
«Как избежать стресса и сохранить здоровье».
-Ежегодное участие в школьных спартакиадах (эстафета среди учителей и учеников), с целью личной пропаганды здорового образа жизни
- Ежегодное участие в школьных Днях здоровья, с целью личной пропаганды здорового образа жизни.
-Совместное посещение с учениками оздоровительных центров, с целью личной пропаганды здорового образа жизни.
-Оказание помощи в оформлении стендов в столовой, с целью пропаганды здорового питания.
-Являюсь председателем школьного совете по профилактике девиантного
поведения подростков.
- На протяжении 10 лет являюсь
солистом в хоре учителей, с целью
формирование нравственного и эстетического воспитания среди учеников, а также
пользы пения для дыхательной системы организма и мозгового кровообращения.
-На протяжении 8 лет являюсь организатором летней трудовой практики по озеленению пришкольного участка.



2.
Интерактивные методы обучения:
Формирование взаимосвязи между педагогом и обучающимися в форме своего рода игр, гарантирующих более эффективное познавательное обучение. В результате создается условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности, формирование мотивационной, интеллектуальной сфер.








-Ролевые игры



Методы должны быть построены на постоянном взаимодействии с техническими средствами обучения.
Наиболее часто используются в 5-7 кл. Особенно интересны игры, где роль учителя выполняет ученик или играет роль студента.Такие формы можно применять практически на всех этапах урока.
Для старшего звена приемлема
более сложная форма работы, например, подготовка материала по географии «к печати», где все ученики играют важную роль: авторов – оформителей, группу экспертного совета, группу представителей издательства и т.д.



-Учебные экскурсии


Наиболее активно используются в 5 и 6 классах во время фенологических наблюдений, составлении планов местности, возможно с использованием картографических редакторов, спутниковых систем, графических редакторов. Например, при описании погодных условий: температурный режим, давление, атмосферные осадки, форма облаков, среднее значение температур за последние десятки лет, влажность воздуха и т.д.


Работа в малых группах.
Организация работы
всех учащихся, даже
стеснительных, практика навыков сотрудничества, выработка своей стратегии, разрешение возникающих разногласий.
Применяется во всех классах, с четко разработанной заранее инструкцией, которая записывается на доске или создается для каждой группы отдельно. Например, изучение природных районов в 8 кл..
экономических районов в 9 кл., когда группа работает над своим заданием по изучению: географического положения, особенностей геологического строения, рельефа, наличия и особенностей размещения полезных ископаемых, особенностей климата,
водных ресурсов, исторических особенностей, населения, территориальной структуры хозяйства. Формирование групп возможно по характеру деятельности, способностям учеников, по принципу размещения. Посадке в классе (по рядам).


Кейс - метод
Создание проблемно поискового анализа, позволяющего обучающимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный взгляд на проблему. Проблему необходимо представить в скрытом виде, не имеющую однозначного решения.
Данный метод нашел применение в старших классах, где ученики обладают определенными навыками работы. Например, при изучении темы: « Энергоресурсы мира» 10кл, где каждая команда обучающихся нацелена на предложение собственного взгляда на проблему. Заранее подготавливаются материалы для поиска необходимых версий: альтернативные источники энергии, формула абсолютного топлива, получение биотоплива нетрадиционным топливом, преимущества и недостатки альтернативных станций, воздух топливо будущего, водород и вода -
альтернативные виды топлива, газогидраты топливо будущего, необычные месторождения газа, получение биотоплива пеллеты.


Синквейн
Анализ, обобщение, формулирование своих мыслей, выделение главного. Размышление на заданную тему.
Особенно популярна данная технология у ребят 5-7 классов. Например, при изучении тем:
«Виды географических карт. Великие русские мореплаватели (5 кл.), Страны и достопримечательности мира (7кл.).
Природно ресурсный потенциал России (8кл.).
Национальный состав России (9кл).
Россия на мировом рынке (10-11 кл.)и т.д».



Мозговой штурм
Предложение идей по решению поставленной задачи.
Желательно участие разных учеников: (учеников, склонных к абстрагированию, с бурной фантазией, учеников с аналитическим, критическим складом ума). Любая критика запрещена. Данную технологию возможно использовать уроках, особенно, где есть проблема. Например, при прохождении темы: «Изучение Вселенной (5кл.),
Движение земной коры (6кл.),
Как люди открывали мир (7кл.),
Развитие форм рельефа (8кл.),
Россия в современной экономике. Перспективы развития (9кл.),
и т.д.


Кластер
Предложение идей, ассоциаций по
ключевому слову.
Данную технологию и ее элементы возможно использовать на любых темах уроков, особенно при изучении нового материала. Например, при изучении темы:
«Мир, в котором мы живем (5кл.),
Земля планета Солнечной системы (6кл.),
Природные комплексы составные
части географической оболочки (7кл.),
Почвенные ресурсы (8кл.),
Агропромышленный комплекс России (9кл.) и т.д.


Системно – деятельностный подход
Развитие ученика в процессе его собственной деятельности.
Использование подхода возможно на многих уроках. Например, при изучении темы: «Природные зоны материков, природных районной» (7-8кл.).
При составлении характеристики материков, стран мира (7,11 кл.).


Исследовательская
деятельность
Развитие ученика в процессе его собственной деятельности, применение полученных знаний на практике, способность понять, где и как пригодятся полученные умения в жизни.

См. внеурочная деятельность.



Информационно – коммуникативные технологии
Усиление обучающего эффекта.
Создание презентаций учениками с 5-11 кл. для формирования мотивационных процессов, с целью улучшения качества обучения. Используется как наглядность на уроке, отработки практических навыков, обобщения знаний, поиска необходимых объектов в интернете, подготовки к экзаменам, использование интерактивных карт,



15