Развитие личности ребенка через трудовую деятельность при сотрудничестве с воспитательным центром учреждения


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ТУЛУНА «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «КРИСТАЛЛ»
Выступление по теме:
«Развитие личности ребенка через трудовую деятельность при сотрудничестве с воспитательным центром МАУ ДО «Кристалл»
подготовила:
Мерикина Е. С.
педагог-организатор
Тулун - 2017
Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет учащегося в творческом объединение.
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия. (СЛАЙД)
Готовность к труду достигается системой воспитательных дел. В системе работы ВЦ нашего учреждения можно условно выделить четыре направления:
- выставочная деятельность;
- концертная деятельность;
- участие в акциях;
- участие в конкурсах. (СЛАЙД)
Каждое из направлений имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения направления требуют высокой педагогической квалификации. Применяются они системно, иногда в комплексе друг с другом, например, для участия в акции необходимо изготовить сувениры или подготовить концерт.
Выставочная деятельность в нашем учреждении организована на нескольких уровнях. Это общие выставки по учреждению, индивидуальные выставки ТОД и участие в выставках на уровне города( района, области).
В 2014-2015 уч. году в общей сложности было проведено 22 выставки, в которой приняли участие 382 учащихся.
В 2015-2016 уч. году было проведено 20 выставок с общим количеством учащихся – 437 человек. (СЛАЙД)
учебный год кол-во выставок/ кол-во участников выставок
уровень ТОД
уровень Центра на уровне города (района, области) всего
2014-2015 17/189 чел 4/187 1/6 22/382 чел
2015-2016 9/96 10/243 1/98 20/437 чел
Как видно из таблицы, общее количество выставок уменьшилось, но количество участников увеличилось. Такое увеличение произошло за счет увеличения общих выставок в Центре, т.к., естественно, в них принимают участие больше количество учащихся, чем в выставках ТОД.
Концертную деятельность также условно можно разделить на несколько уровней. Это концертные номера на уровне мероприятий Центра, на уровне мероприятий города (района, области) и участие в мероприятиях других ОУ города.
В 2014-2015 уч. году в общей сложности было проведено (принято участие) 47 мероприятий, в которых приняли участие 967 учащихся.
В 2015-2016 уч. году было проведено 34 мероприятия с общим количеством учащихся – 832 человека. (СЛАЙД)
учебный год кол-во выступлений/ кол-во участников в выступлениях
уровень Центра на уровне города на уровне других ОУ города всего
2014-2015 21/584 15/202 11/181 47/967
2015-2016 20/592 7/138 7/102 34/832
Общее количество выступлений снизилось, что произошло за счет снижения кол-ва выступлений на мероприятиях города (района, области) и на мероприятиях других ОУ города, т.е. за счет того показателя, который мы контролировать не можем. По показателю выступлений на уровне Центра видно, что и кол-во мероприятий и кол-во участников в мероприятиях Центра стабильно.
Участие в акциях.
Вследствие коллективности труда, например участие в акциях, дети получают навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
ВЦ учреждения создаются условия для получения подобных навыков.
В 2014-2015 уч. году было проведено 7 акций, количество участников составило – 263 учащегося.
В 2015-2016 уч. году было также проведено 7 акций, но количество участников составило 159 участников. (СЛАЙД)
Из чего можно сделать вывод, что несмотря на то, что условия для такой работы создаются - к сожалению, педагоги не придают должного значения социально-значимой воспитательной работе с детьми. Акции же на уровне ТОД не проводятся вообще, т.е. такую форму воспитательной работы педагоги не используют.
Участие в конкурсах.
Ребята МАУ ДО «Кристалл» с педагогами участвуют в конкурсах на различных уровнях. Это и местные, и городские, и областные, и всероссийские, и международные. Я скажу о конкурсах, организованных ВЦ МАУ ДО «Кристалл».
Наш центр организует конкурсы на уровне Центра и на городском уровне.
В 2014-2015 уч. году ВЦ в общей сложности было проведено 12 конкурсов, в которых приняли участие 436 учащихся.
В 2015-2016 уч. году ВЦ было проведено 13 конкурсов, в которых приняли участие 495 учащихся. (СЛАЙД)
учебный год кол-во конкурсов/ кол-во участников
уровень Центра на уровне города всего
2014-2015 8/181 4/255 12/436
2015-2016 5/120 8/375 13/495
Как видно из таблицы, педагоги с ребятами более активно принимают участие в конкурсах на уровне города.
Также необходимо отметить, что для формирования добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование учащихся. (СЛАЙД)
Значительную роль в формировании положительного отношения учащихся к труду играет общественное признание. Это поднимает настроение учащихся, выявляет у них сознательное отношение к необходимости трудиться на общую пользу.
Подводя итоги анализа развития личности ребенка через трудовую деятельность при сотрудничестве с воспитательным центром МАУ ДО «Кристалл», можно сделать выводы, что ВЦ учреждения создаются все условия для трудовой деятельности учащихся ТОД; в трудовой деятельности принимают активное участие практически все ТОД эстетического и художественного направлений. Мало активны ТОД естественно-научного и технического направлений. (СЛАЙД)Итак, задача воспитания трудолюбия – одна из важнейших в системе формирования личности. Именно в этом заключается воспитательная сила труда, его нравственная сущность, что всегда подчеркивали К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.