Совместная работа с родителями при формировании гендерной принадлежности у детей через русский народный фольклор. (старшая группа).


МКДОУ «Детский сад О.В. п. Рассвет» Томского района.
Совместная работа с родителями при формировании гендерной принадлежности у детей через русский народный фольклор.
(старшая группа).
Богатыри и красны девицы.
Воспитатель: Самсонова Маргарита Александровна.
Томск – 2012г.
Задачи:
Способствовать формированию основ толерантного отношения детей к представителям своего и противоположного пола.
Обогащать знания о проявлениях феменных и мускульных качеств.
Развивать интерес к гендерным различиям.
Воспитывать чувство гендерной самодостаточности.
Предварительная работа:
Работа с детьми: чтение русских народных сказок, былин, пословиц; рассматривание репродукции картин известных художников, таких как, Васнецова «Богатыри», «Не равный брак» и т.д. Рисование иллюстраций к былинам Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Разучивание русских народных песен, игр.
Работа с родителями: Подготовка репродукций картин известных художников. Чтение дома с детьми русских народных сказок; подготовка кукол к занятию; разучивание с детьми дома поговорок и толкование их смысла. Участие родителей в занятии.
Ход занятия.
Дети входят в зал, где их встречает Хозяйка.
Хозяйка: Здравствуйте гости дорогие! Проходите, присаживайтесь. Сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлое наших (прабабушек и прадедушек) оно будет очень интересным и долгим. Вы готовы, отправится со мной в путешествие? А, я смотрю, вы уже догадались, куда мы отправимся? Одежду я на вас вижу народную в которой ходили наши предки.
А чтобы отправиться в наше путешествие, я приготовила волшебный платок. Закрывайте глазки и слушайте.
Волшебный платок,
Лети в прошлые века,
Доставь нас
В желаемые времена.
Посмотрите ребята, вот изба, в которой жили наши прабабушки и прадедушки их утварь которой они пользовались, одежда в которой они ходили.
Ребята вот скажите мне, как сейчас мы проводим свободное время?
Ответы детей (смотрим телевизор, играем в компьютер и т.д.)
Хозяйка: Правильно, а вот раньше когда жили наши прабабушки и прадедушки, не было ни телевизоров, ни компьютеров и чтобы занять свое свободное время чем-нибудь интересным они сочиняли сказки и передавали их из уст в уста, от поколения в поколение.
Ребята, а вот скажите мне, сказки вы любите? Каким событием, какой фразой заканчиваются многие сказки?
Дети: Стали жить - поживать да добра наживать. И я там бал, мед пиво пил, по усам текло, да в рот не попало. Они жили долго и счастливо. Свадьбой.
Хозяйка: Правильно, свадьбой. В осенние и зимние месяца начинались деревенские свадьбы, не зря эти месяца еще называли свадебник. «Бел снег землю покрывает, не меня ли молоду замуж снаряжают?» - говорили девушки. Первый чистый снег, выпавший в октябре, был символом свадебного покрывала, которым закрывали невесту перед венцом.
Дети осматривают выставку со свадебными фотографиями, где невесты в белой фате.
Хозяйка: А к роли невесты готовились с раннего детства. Собиратели фольклора не раз записывали полную свадебную игру деревенских девочек 7-10 лет. В игре девочки выбирали невесту, наряжали, сватались, устраивали посиделки, пиршества. Положив куклу на колени, девочка невеста расплетала ей косу и голосила, как взрослые, а подружки ей вторили.
Хозяйка: Ребята, вот прежде чем взять девушку в жены молодые парни приходили к ним свататься. А вы хотите узнать, как раньше проходил этот ритуал?
Тогда вставайте, поиграем с вами в игру «Бояре».
Княгини, а мы к вам пришли,
Молодые, а мы к вам пришли!
Бояре, а зачем пришли,
Молодые, а зачем пришли.
Княгини, мы невесту выбирать,
Молодые, мы невесту выбирать.
Бояре, вам которая мила,
Молодые, вам которая мила.
Княгини, нам вот эта мила,
Молодые, нам вот эта мила.
6. В нашем полку убыло 2 раза.
7. В нашем полку прибыло 2 раза.
Хозяйка: О семейной жизни сложено много пословиц и поговорок. Вы знаете их?
Дети: Всякая невеста ждет своего места. Семейный горшок всегда кипит. На что и клад, коли в семье лад. Месяц ненастья – начало семейного счастья. Вся семья вместе, так и душа на месте.
Хозяйка: Невесту раньше выбирали на посиделках, во время игр. А что еще на посиделках делали? Только ли играли?
Дети: Пряли, вязали, ткали, вышивали и др.
Хозяйка: Да, женихи, прежде всего, обращали внимание на то, какая девушка рукодельница, не только певунья и плясунья. А что это я слышу – причитания какие – то!
Появляется кукла – царь.
Царь: Охо – хонюшки! Как октябрь – свадебник наступил, совсем мне покоя не стало! Мужики – то своих дочек замуж отдают, а я не могу своей Машеньке младшенькой жениха сыскать!
Хозяйка: А ты, царь – батюшка, с ребятами посоветуйся. Ты ведь сказочный, а они у нас много сказок знают, может что и присоветуют.
Царь: Ой, может, и вправду подскажут?
Хозяйка: Ребята, вспомните, как в русских сказках женихов подыскивали?
Дети: Объявляли конкурс для женихов: невеста загадывала загадки, давала трудные задания. Кто выполнит – тот ее и замуж возьмет.
Царь: Все уже испробовали, ничего не помогает.
Хозяйка: Не волнуйся, не сердись! Лучше расскажи про свою дочь, что она умеет делать?
Царь: Все умеет. Кушает хорошо, спит много. Играть очень любит.
Хозяйка: А какая она у тебя мастерица и рукодельница?
Царь: Не умеет она ничего. Зачем ей это? Няньки есть, они все сделают.
Хозяйка: Вот оно как! Ребята, как вы думаете, какая должна быть будущая жена?
Дети отвечают.
Все верно вы, ребята, говорите.
Царь: Спасибо тебе, хозяюшка, и вам, ребята. Теперь я все понял. Постараюсь воспитать свою дочь трудолюбивой, рукодельницей, как и вы.(царь прощается с детьми)
Хозяйка: Молодцы, ребята. Я очень рада, что вы смогли помочь царю.
Ребята, вот мы с вами поговорили про то, какими должны быть девушки, интересно, а какими же достоинствами отличались раньше мужчины.
Хозяйка: Дорогие дети! В веках осталось и по сей день живет добрая слава о русском воине, как о самом бесстрашном, честном, преданном Родине и верном в дружбе. Нет в мире солдата честнее и сильнее, чем солдат России. Об этом немало книг написано и песен спето. Любит народ своего воина. А вы знаете, конечно, кто герои русских народных былин?
Дети. Богатыри!
Под музыку выходят три богатыря и кланяются.
Илья Муромец. Я из города из Мурома. Из села Карачарова. И зовут меня Илья Муромец. Я стоял за Русь много лет и зим, не жалея сил и времени. Чтобы Русь навсегда, на все времена оставалась свободную. А кто, помнит имена моих друзей?
Дети. Добрыня Никитич, Алеша Попович.
Илья Муромец: Молодцы!
Хозяйка: А пословицы о русских воинах знаете?
Дети отвечают.
Хозяйка: Ребята, скажите мне, какими были богатыри?
Дети отвечают.
Проводится игра «Перетягивание на руках» Илья Муромец ходит с палкой, приглашает детей на соревнование.
Дети. (поют)
Вьюнец – молодец,
пора вставать:
Пришли играть.
Встань, проснись,
Да гостю поклонись,
Да с гостем поборись.
Хозяйка. Вырастал юноша – становился защитником родной земли. В старину солдатская служба была долгой и трудной. Благословляли его в дорогу мать и отец, провожать выходила вся деревня. Далек солдатский путь, суров солдатский быт. Помогали воинам бравые песни.
Песня солдат: «Солдатушки, бравы ребятушки».
1.Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши деды?
- Наши деды – славные победы,
Вот где наши деды!
2. Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши матки?
- Наши матки – белые палатки,
Вот где наши матки!
3. Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши жены?
- Наши жены – ружья заряжены,
Вот где наши жены!
4. Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши сестры?
- Наши сестры – штыки, сабли остры,
Вот где наши сестры!
5. Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши детки?
- Наши детки – пули наши метки,
Вот где наши детки!
Правильно! Настоящий защитник, будь то богатырь, солдат или обычный мужчина, никогда не совершит плохой поступок. Мужчины – это наша опора и защита.
А как вы думаете , какие добрые дела могут делать в наше время мальчики?
Дети отвечают.
Хозяйка: Ребята, наше путешествие в прошлое наших прабабушек и прадедушек подходит к концу, а мы вспомнили о том, какими должны быть настоящие мужчины и женщины, какие поступки они должны совершать, а какие нет.
О преданьях старины
Забывать мы не должны.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
Ну, а теперь закрывайте глазки, я возьму наш волшебный платок и мы возвращаемся.
Волшебный платок,
Лети в прошлые века,
Доставь нас
В желаемые времена.
Ребята, открывайте глазки, мы уже вернулись в наш детский сад. А понравились ли вам наше путешествие? Я много чего еще знаю и могу вам рассказать.
До свиданья, до следующих встреч!