Открытое занятие по теме: «Формирование гендерной принадлежности у детей старшего возраста через театрализованную деятельность».


МБДОУ «Детский сад О.В. п. Рассвет» Томского района.
Открытое занятие по теме: «Формирование гендерной принадлежности у детей старшего возраста через театрализованную деятельность».
(Подготовительная к школе группа)
«Сказание о нижегородском ополчении».
Воспитатель: Самсонова Маргарита Александровна.
Томск – 2013г.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Социализация», «Художественное творчество».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы, продуктивная.Цель: Формирование гендерной принадлежности у детей старшего возраста через театрализованную деятельность.
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Задачи:
Продолжать воспитывать желание познать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества, театрализацию).
Продолжать развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу.
Продолжать обогащать словарь формулами словарной вежливости.
Формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками.
Продолжать воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; помогать им. Воспитывать любовь к малой Родине, учить гордиться достижениями своей страны.
Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность, коллективизм.
Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.
Развивать волевые качества: умение ограничить свои желания, подчиняться требованиям взрослых и выполнять нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
Способность менять свое поведение в зависимости от новых социальных условий.
Предварительная работа: просмотр фильма «Александр Невский», беседа по его содержанию; просмотр репродукции картин русской природы знаменитых художников ( Левитан, Васнецов, Репин и др.); знакомство с портретами и историей великих полководцев ( Александр Невский, Дмитрий Донской, Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин); разучивание песен про Родину, колыбельную, боевую; словарная работа, знакомство со святыми местами России и их служителями.
Ожидаемый результат: Умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками; проявлять заботливое отношение к малышам, пожилым людям; помогать им; любовь к малой Родине, гордость за достижения своей страны; умение сочувствовать; отзывчивость, справедливость, скромность, коллективизм; умение спокойно отстаивать свое мнение; умение ограничить свои желания, подчиняться требованиям взрослых и выполнять нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру; умение применять вежливые слова; понимание качеств, свойственных своему полу; иметь представление о культуре своего народа; уметь менять свое поведение в зависимости от новых социальных условий.
Материалы и оборудование: атрибуты русской избы, русские народные костюмы, кольчуги, презентация с видами русской природы, видами Борисо – Глебского монастыря, музыкальное оснащение, сопровождение.
Действующие лица:
Ведущий.
Дети – чтицы.
Крестьянка – мать
Мальчик – крестьянский сын.
Илья – молодец
Злой человек
Три всадника
Пожарский
Минин
(Выходят дети рассказчики)
1-й ребенок – чтец:
Здравствуй, Русь: седые дали
Плуг и меч, копье и серп.
Край надежды и печали,
Стон дубов и слезы верб…
Все твои озера святы,
Все твои ручьи чисты.
Вкус полыни, запах мяты,
И – кресты, кресты, кресты…
2-й ребенок – чтец:
Все тут мило: от березы
До высоких облаков.
То ли росы. То ли слезы
На стогах твоих веков.
Край родной: твои дубравы,
Нивы, села, города –
Память подвигов и славы,
Войн, молитв, любви, труда.
1-й ребенок – чтец:
Сколько бед прошло над Русью,
Подсчитать я не берусь.
Только низко поклонюсь я
И промолвлю: «Здравствуй, Русь!»
(Е. Санин)
Дети исполняют песню на стихи Ф. Савинова «Родина».
На экране проецируются слайды с видами рисской природы.
Родина.
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля.
Это русское раздолье,
Это русская земля!
Вижу горы – исполыни,
Вижу реки и моря.
Это русские картины,
Это Родина моя!
Слышу пенье жаворонка,
Слышу трели соловья.
Это русская сторонка,
Это Родина моя! (Ф. Савинов)
Ведущий: 4 ноября наша страна отмечает праздник – День народного единства. Почти 400 лет назад, в 1612 году в этот день всероссийское ополчение под предводительством князя Дмитрия Пожарского и мещанина Кузьмы Минина освободило Москву от польских захватчиков. Наше сказание о том, как собиралось это ополчение.
1 рассказчик: Неспешно, бесшумно несет свои тяжелые воды русская река Волга – матушка до теплых морей. Исстари племена славянские облюбовали крутые берега и равнины левобережные, где Ока в Волгу вливается. Здесь, в устье Оки и был заложен град Новгород Нижний.
2 рассказчик: После того, как сбросила Русь вековое иго Золотой Орды, Нижний Новгород, как и вся держава Российская укреплялся и процветал.
Только обрушилось на землю русскую новая беда.
1 рассказчик: После убийства малолетнего царевича Дмитрия и кончины царя Федора Иоановича закончилась династия Рюриковичей. Наступило смутное время.
2 рассказчик: Страну разделили на части: Москву захватили поляки, Новгород – шведы, с востока одолели грабители ногайские.
1 рассказчик: Тысяча людей угоняли в полон. Народ голодал, стонала земля Русская. Из голодных мест люди переселялись туда, где было хоть чуть – чуть поспокойнее и посытнее.
2 рассказчик: В те времена проживал в Нижнем Новгороде мать да сын – малолетка. Жили они на горе Ильиной, по близости от Кремля, на самом откосе.
Картина первая.
Крестьянская изба. Качая люльку, сидит мать поет колыбельную песню.
Колыбельная. (муз. М. Кузнецова, сл. М Жуковой)Мать:
Лунный свет прозрачно – белый
Ночь на землю льет,
Светит мне из колыбели
Личико твое.
Лунный свет плывет над нами
Тихо, как в раю…
Слышишь, там под небесами
Ангелы поют, ангелы поют.
Поскорей, дитя, расти ты,
И когда – нибудь Свете Святый, Свете тихийОзарит твой путь,
Вот тогда, как в отчем доме,
Ты в чужом краю
Лишь закрой глаза и вспомни
Песенку мою, песенку мою.
А исчезнешь вдруг в доли ты,
Буду ждать, любя.
Пусть от бед моя молитва
Сохранит тебя.
И когда оставим здесь мы
Свой земной приют,
Нам с тобою эту песню
Ангелы споют.
Ведущая: Жили мать с сыном, не тужили, нищим и обездоленным помогали, странников да беженцев принимали.
И поселилась у них семья из земли Ростовской. Был в той семье молодец – удалец Илья – статный, красивый, добрый. Привязался к нему всем сердцем паренек – сынок крестьянский.
Обучал Илья мальчика грамоте, а пуще всего – любви к отечеству.
Подросший мальчик сидит за столом и пишет гусиным пером под диктовку Ильи – молодца.
Илья – молодец:
О светло светлая
И украсноукрашеннаяЗемля русская!
Многими красотами
Удивлена еси:
…Городами великими,
Селами дивными,
Садами монастырскими,
Домами церковными…
Князьями грозными,
Боярами честными…
Всего есиисполненаЗемля Русская.
О, православная вера
Христианская!
Мальчик: А что, Илья – молодец, коли враг лютый на землю нашу нападет, начнет стрелы метать, да поля топтать, как нам тогда быть?
Илья – молодец: Будет вскоре такое время лютое: Москва врагами разорена будет, все царство Российское – пожжено и пленено. Но народ стрел да меча вражьего не убоится, на смерть встанет за землю Русскую.
Илья и мальчик уходят со сцены.
Ведущий: Прошло два года, уехал Илья с семьей на родину в Ростов Великий. Там удалился в Борисо – Глебский монастырь, дни и ночи проводил в посте и молитве. И получил Илья от Господа Бога дар прозорливости.
Проекция слайдов монастыря.
Ведущий: Подрастал наш мальчик – сын крестьянский, крепчал телом и духом, богатырем прослыл среди народа нижегородского. Больно было видеть ему, как хозяйничают чужеземцы на земле Русской.
Мальчик: Душа за Руст – матушку болит. Король – то польский с сыном своим задумали страну Российскую захватить. Церкви Божии разорить, православных христиан в латинскую перевести и погубить. Как же Русь от погибели спасти?...Отправлюсь – ка я в землю Ростовскую, в Борисо – Глебский монастырь испросить совета у наставника и друга Ильи.
Мальчик проходить по сцене, из – за кулис к нему выходит Илья.
Мальчик: Друг – наставник Илья, дай совет, как мне Руси – матушке послужить, от врагов лютых ее защитить, да помолись обо мне.
Илья – молодец: Ступай, чадо, в столицу нижегородскую помогать князю Дмитрию Пожарскому и нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину народное ополчение собирать против грабителей – супостатов.
Дерзай, Бог тебе поможет!
Разговор Ильи с отроком подслушивал злой человек.
Ведущий: Разговор тот подслушал завистливый и злой человек. Водил он дружбу с ляхами, скапливал добро да сплетни собирал. Поговаривали, что продал он веру православную, променял советы отцов на златые червонцы, и даже молился по – латинянски.
Злой человек: Поскачу я с доносом к королю польскому да расскажу скорей ему, что собирается против него ополчение в столице нижегородской, хотят люди русские землю свою спасти, а его – короля польского прогнать.
Злой человек убегает. Мальчик же кланяется старцу и отправляется в обратный путь.
Король польский: Получил польский король донос, разгневался, немедленно велел послать своих лучших наемных солдат на быстроногих скакунах схватить и привести к нему отрока – сына крестьянского.
Ведущий: Дорога до монастыря до Нижнего Новгорода была одна, по ней и пошел наш герой на помощь народу нижегородскому, не ведая, не гадая, что черной тучей несутся по его следам ляхские войны.
Вдруг сзади послышался топот конских копыт. Не успел оглянуться отрок – крестьянский сын, как был окружен вражескими всадниками.
Звучит тревожная музыка. На сцене появляются трое всадников, размахивая саблями и копьями, накидываются на отрока – богатыря. Отрок борется с ними и побеждает. Всадники в страхе бегут.
Ведущий: В считанные секунды одолел вражьих всадников русский богатырь: ведь не робкого десятка он был, а силушки – удалушки было ему не занимать.
Без труда добрался отрок – богатырь до Нижнего Новгорода, а в городе уже собирался народ на защиту Отечества.
Народ нижегородский, смоляне, вяземцы, дорогобужцы – все, кому было дорого спасение Москвы и всего государства: татары, мордва, чуваши, марийцы и другие народы Поволжья и Севера стали объединяться в небольшие отряды - «сотни» и вливаться в ополчение.
На сцене появляется князь Пожарский с Косьмой Мининым и начинают собирать войско Нижегородского ополчения.
На сцену выходят дети, представлявшие ополчение.
Пожарский (выкликивает):
Казаки и стрельцы!
Нижегородцы – братья!
Смоляне, доргобужцы, вяземцы, рязанцы!
Минин:
Гляди, коломенцы идут!
А вот и войско с Украины!
Мордва, чуваши и татары! Марийцы с ними!
Пожарский (поворачивается лицом к зрителям):
Братья! Все мы за одно!
Минин:
Поклон и слово доброе нижегородцам:
С их помощью казна у нас сложилась,
Последние отдали сбереженья,
И провиант войску принесли!
Рассказчик: Тогда без страха рать пошла к Москве. А остановку сделали в Ростове, откуда князь Пожарский и Кузьма отправились в Борисо – Глебский монастырь. Чтоб получить благословение старца.
Илья:
Илья благословил их на поход к Москве и дал свой крест им в помощь.
Ведущий: К октябрю 1612 года разбили отряды ополчения большую часть интервентов. Предстояла решающая битва за Москву.
Три дня постились русские войны, на кануне, штурма польского лагеря в центре Москвы и молили о помощи Богородицу перед Ее чудотворной иконой. Молились за ополченцев их жены и матери, вся исстрадавшаяся и надеющаяся на своих сынов Россия.
Дети – «ополченцы» читают стихи.
У Казанской Божией Матери
Тихо теплятся огни
Жены, дочери и матери
К ней приходят в эти дни.
И цветы к ее подножию
Ставят с жаркою мольбой:
«Матерь – Дева, с силой Божию
Сохрани ушедших в бой.
Над врагом победу правую
Дай защитникам Руси,
Дай победу им со славой
И от смерти их спаси
На Кресте Твой Сын единственный
За любовь Свою страдал
И Его глагол таинственный
К этим битвам Русь позвал.
С кем враждует Русь лучистая –
Враг и Сына твоего.
Дай же Дево, дай Пречистая,
Нашей силе торжество!»
У Казанской Божией Матери
Давно светел вечный взгляд,
Жены, дочери и матери
Перед ней с мольбой стоят. (С. Городецкий.)
Ведущий: 22 октября, после победы ополченцев в решающем сражении, поляки подняли белый флаг в Московском кремле и открыли кремлевские ворота.
С чудотворным образом Казанской Божией Матери во главе освободители вошли в Кремль.
И была по всей Руси радость великая, что спасена усилием общим земля Русская от нашествия врага лютого.
Звучит «Славься ты, славься, Русь моя! »
Все участники выходят на сцену и кланяются.