Открытое занятие по развитию речи в первой младшей группе Лесной теремок

.Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Радуга»
села Донского Ставропольского края

















Занятие по развитию речи
в первой младшей группе «Колобок»

Тема: «Лесной теремок»






















Воспитатель Шункова ТВ
23.04.2009
Задачи:
Закрепление правильного звукопроизношения; развитие речевого слуха и речевой активности.
Учить согласовывать существительные с глаголами, изменять их по лицам, использовать предлоги с пространственным значением: «в», «на», «около», «под», «перед» (беседа «Кто в теремочке живет»).
Способствовать развитию умения понимать задаваемые вопросы, отвечать на них (игра «Да-да-да, Нет-нет-нет»)
Формировать умение пользоваться силой голоса по подражанию (игра «Туки-тук»).
Оборудование и материалы: Большие и маленькие куклы. Петух, кошка, уточка, собачка, медведь, лягушка, зайка, мышка, лиса (всего игрушек-зверюшек по количеству детей). Макет дерева с замаскированными окнами. Туча двусторонняя (одна сторона – дневное небо, другая – ночное небо). Туча должна быть закреплена над теремком таким образом, чтобы ее можно было перевернуть другой стороной. Металлофон, мелодия «Спят усталые игрушки» (в записи). Два светильника на батарейках в виде мерцающей разного цвета травки.
Методы и приемы:
Использование пальчиковых игр, динамических пауз, художественное слово, действие от имени игрушки,
Музыкальное сопровождение: металлофон, аудиозапись колыбельной.
Атрибуты – хамелеоны: туча, меняющая свой облик; дерево, превращающееся в теремок.
Использование спецэффектов: светящиеся «салютики» (мерцающие светильники на батарейках в виде травки)
Словарная работа.
«Входите, пожалуйста», «Садитесь, пожалуйста», «Угощайтесь, пожалуйста», «Спокойной ночи».
Предварительная работа.
Разучивание пальчиковых игр «Варись, варись кашка» (автор стихов А.Рождественская), «Туки-тук»; хороводная игра «Теремок». Игра -имитация «Кто как ходит».
Выучить стихи с Дашей К. «Варись, каша», с Дианой А. «В гости кукол приглашаем», с Ниной Б. «Сказка про песенку» И. Мориц.







Ход занятия.
Перед детьми на столе дерево из кубических картонных коробок разных размеров, длинные картонные трубки изображают ветки, рядом и внутри дерева находятся игрушки-животные: лиса, волк, медведь, заяц, лягушка. Над теремком нависает туча.
Воспитатель:
- Любите, дети, сказки?
Вижу, заблестели глазки!
Сядьте тихо, посидите,
Мою сказку не спугните.
В темном лесу звери жили.
Очень звери те дружили.
И решили строить дом,
Чтобы поселиться в нем.
Поможем зверям
Пальчиковая игра «Туки-тук»
Воспитатель:
Туки-туки, туки-тук!
Раздается громкий стук!
Строим дом, строим дом
Чтобы звери жили в нем.
Туки-туки, туки-тук
Колотушки колочу, заколачиваю, приколачиваю
Ап!
Сжать кулаки и постукивать ими.
Текст произносить громким голосом.

Выставить указательные пальцы

Туки-туки, туки-тук
Колотушки колочу, заколачиваю, приколачиваю
Ап!
Постукивать указательными пальцами, текст проговаривать нормальным голосом,
Выставить мизинцы.

Туки-туки-туки-тук
Колотушки колочу, заколачиваю, приколачиваю
Дзынь!
Постукивать мизинцами,
Текст произносить тихо, почти шепотом,
нажать на кончик носа.


Полюбуйтесь: вот какой построили домок,
Расписной красивый теремок.
Воспитатель открывает окна в «дереве», появляются расписные ставни, домик становится похож на теремок, в окна выглядывают игрушки – животные (звучит металлофон).
- Даже солнышко выглянуло из-за тучи, (воспитатель вынимает солнце, и оно повисает над теремком)
Беседа «Кто в теремочке живет»
Воспитатель надевает на руку игрушку – мышку, обыгрывает сценку:
- Вот по полю мышка бежит, у детей остановилась, спрашивает: «Кто в теремочке живет? Кто в невысоком живет?
Дети отвечают мышке:
- Лягушка выглядывает из окна, зайчик живет в норке, лисичка сидит рядом с деревом, мишка стоит около лисы, за домом спрятался волк
Воспитатель, подводя итог:
- В теремке живет лягушка,
Бурый мишка, мышь-норушка,
Храбрый заяц, волк, лиса.
Вот какие чудеса
Игра «Да-да-да, Нет-нет-нет»
- Зайчик маленький? (Дети хлопают в ладоши: «да-да-да»)
- мышка большая? (Дети грозят пальцем: «Нет-нет-нет, мышка маленькая»)
- Кто большой? Медведь, волк.
- Лиса рыжая? (Дети хлопают в ладоши: «да-да-да»)
- Заяц зеленый? (Дети грозят пальцем: «Нет-нет-нет, он белый»)
- Кто зеленый? Лягушка зеленая.
- Мышка пищит? (Дети хлопают в ладоши: «да-да-да»)
- Медведь лает? (Дети грозят пальцем: «Нет-нет-нет, он рычит)
- А кто лает? Собака лает.
- Волк бегает? (Дети хлопают в ладоши: «да-да-да»)
- лягушка летает? (Дети грозят пальцем: «Нет-нет-нет, она плавает, прыгает)
- Кто летает? Птица летает.
А вот еще жильцы идут!

Динамическая пауза «Гости»
Туки, туки, тук-тук-тук

У ворот и смех и стук
То стучится петушок,
Золотистый гребешок
Дети ритмично стучат кулачком одной туки по ладони другой
Попеременно топают ногами
Ходьба с высоким подниманием коленей, руки («крылья») в стороны
Выставить петушка к теремку

Туки, туки, тук-тук-тук

У ворот и смех и стук
Приходила утка,
Заиграла в дудку
Дети ритмично стучат кулачком одной туки по ладони другой
Попеременно топают ногами
Ходьба в глубоком приседе, руки на коленях
Выставить уточку к теремку

Туки, туки, тук-тук-тук

У ворот и смех и стук
Мы собачку выйти просим,
Приходи, собачка в гости
Дети ритмично стучат кулачком одной туки по ладони другой
Попеременно топают ногами
Ползание на четвереньках
Выставить собачку к теремку

Туки, туки, тук-тук-тук

У ворот и смех и стук
Серый котик прибежал
Хвостиком своим махал
Дети ритмично стучат кулачком одной туки по ладони другой
Попеременно топают ногами
Ходьба. Делаем плавные движения руками, выставляя вперед то одну, то другую руку.
Выставить кошку к теремку

- Дружно животные в теремочке живут,
Вместе пляшут, песни поют.
Любят наши зверюшки гостей
Приглашайте их поскорей
Кого пригласим? Кукол!
Диана А.
- В гости кукол приглашаем,
Сладким чаем угощаем.
Приходите все игрушки,
Будет каша вам и плюшки.
Предложить детям рассадить кукол на стулья. Активизировать слова «Входите, пожалуйста», «Садитесь, пожалуйста»
Воспитатель:
- А чем так вкусно пахнет? Вы знаете? Нет. А Даша знает.
Даша К:
- Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну-ли,
Не ворчите вы, кастрюли.
Не ворчите, не шумите,
Кашу сладкую варите,
Кашу сладкую варите,
Наших кукол накормите.
Пальчиковая игра «Варись, варись кашка»
Варись, варись кашка
В голубенькой чашке
Варись поскорее,
Булькай веселее –
Дети водят указательным пальчиком по ладошке второй руки («варят кашку»)

Буль! Буль! Буль!
Сжимают и разжимают пальчики и произносят: «Буль! Буль!»

Варись, кашка сладка
Из густого молока
Из густого молока
Да из мелкой крупки
Дети водят указательным пальчиком по ладошке второй руки («варят кашку»)

У того, кто кашу съест
Вырастут все зубки!
Грозят пальчиком,
Щелкают зубами.

- Угощайтесь, пожалуйста! (воображаемые действия).

Нина Б.:
- Все телятки любят петь,
Все козлятки любят петь,
Все кудряшки на барашках любят песенки свистеть (И.Мориц)

«Песня-песенка»
Дети берут игрушки-животные и показывают куклам сценку.
Взрослый рассказывает, а дети произносят звукосочетания:
- Мы играем, мы поем,
Куклам мы концерт даем.
Запела девочка песенку:
«Ля-ля-ля» (образец), пела, пела и допела
-Теперь ты, петушок, пой!
Ребенок:
- Ку-ка-ре-ку! – пропел петушок - Ты спой, мурка!
- Мяу, мяу – спела кошка.
- Твоя очередь, уточка!
- Кря-кря-кря! – затянула уточка.
- А ты, мишка?
- Ряв-ряв-ряв – зарычал медведь.
- Ты, лягушка, спой!
- Квак-квак-квак! – проквакала лягушка.
- А вы, куклы, что поете?
Все дети:
- Ма-ма, Ма-ма!
Складная песенка!
- Понравился куклам концерт? Да! Куклы приготовили сюрприз для наших жильцов.
Дети возвращают животных к теремку. Воспитатель от имени кукол вставляет фонтанчики в вазочки, одновременно включая их. Дети видят красивое свечение. Любуются некоторое время.
- Вот такая красивая травка будет украшать лесной теремок.
(отключить салюты)
- Кашу ели, песни пели, пора и честь знать.
Ай да дети, молодцы!
На помощь куколкам пришли.
Их до дому проводили и на место усадили.
Дети рассаживают кукол на свои места и подходят к теремку. Воспитатель переворачивает тучу над домиком. Появляется ночное небо с луной и со звездами. Включить светильники - травки на легкое свечение. Звучит мелодия «Спят усталые игрушки».
- Вышла полная луна,
В небе звезды. Тишина.
А теперь теремок на замок.
Будет спать до утра теремок.
Спрятать зверюшек внутрь дома. Дети:
- Спокойной ночи!