Планирование по физиике «Особенности подготовки к ЕНТ по физике»


«Никогда путь к доброму знанию не пролегает
по шелковой мураве, усеянной лилиями;
всегда человеку приходиться взбираться по голым скалам».
Джон Рёскин Подготовка к ЕНТ это серьезная работа не только для выпускника, но и для педагога. Привести весь изучаемый материал по предмету в единую систему, которая поможет ученику восстановить знания с самых азов, показать способы максимально быстрого решения, разработать методы работы с однотипными заданиями, и т.д…
Одной из главных сложностей ЕНТ является то, что надо быстро переключать внимание с одного предмета на другой, с гуманитарного направления на техническое направление и, наоборот. И здесь на помощь приходит логика, то есть «искусство рассуждения». Ведь нельзя знать всё, достаточно понять суть и любую напасть одолеет находчивость…
Задача учителя, независимо от предмета, научить ребенка рассуждать и делать выводы. Ведь как показывает практика «отличники» редко в жизни добиваются успеха. Жизнь не дает однозначных ответов и дважды два не всегда четыре.
Данные рекомендации помогут учителю физики правильно скоординировать свою работу по подготовке учащихся к ЕНТ и понять основные направления работы и мониторинга.
«Верьте в свой успех. Верьте в него твёрдо, и тогда вы сделаете то, что необходимо для достижения успеха».Дейл Карнеги
В процессе обучения и при сдаче экзаменов большую роль играет:
- во-первых, знание или, точнее, понимание того, что надо делать;
- во-вторых, умение это делать.
Поэтому, учителям следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения уже с 8 класса. Ведь не зря говорят, что нельзя научиться плавать, стоя на берегу. Такие тренировки по выполнению тестовых заданий позволят учащимся реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик во время экзамена практически не будет тратить время на выполнение инструкций. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.
Примерный календарно – тематический план
работы по подготовке к ЕНТ по физике

урока тема дата литература задание
1 Механика
Равномерное движение Справочники
конспекты Тесты
2 Неравномерное движение Справочники
конспекты Тесты
3 Криволинейное движение Справочники
конспекты Тесты
4 Относительность движения
(формулы без вывода) Справочники
конспекты Тесты
5 Движение тела под углом к горизонту Справочники
конспекты Тесты
6 Динамика
Силы в природе
Законы Ньютона Справочники
конспекты Тесты
7 Вес тела. Закон Всемирного тяготения Справочники
конспекты Тесты
8 Сила Архимеда Справочники
конспекты Тесты
9 Давление
(формулы без вывода) Справочники
конспекты Тесты
10 Закон сохранения импульса Справочники
конспекты Тест
11 Закон сохранения энергии Справочники
конспекты Тесты
12 Работа. Мощность Справочники
конспекты Тесты
13 Молекулярная физика
Основное уравнение МКТ Справочники
Конспекты Тесты
14 Уравнение состояния идеального газа.
Газовые законы Справочники
Конспекты Тесты
15 Термодинамика
Способы изменения внутренней энергии Справочники
Конспекты Тесты
16 Первый закон термодинамики Справочники
Конспекты
Тесты
17 КПД
(формулы без вывода) Справочники
конспекты Тесты
18 Колебания
(механические , электромагнитные) Справочники
конспекты Тесты
19 Волны Справочники
конспекты Тесты
20 Электризация. Закон Кулона. Напряженность. Электроемкость.Работа и энергия электрического поля Справочники
конспекты Тесты
21 Законы постоянного тока Справочники
конспекты Тесты
22 Соединение проводников
(индивидуальная отработка) Справочники
конспекты Тесты
23 Магнитные явления
(силы Ампера и Лоренца,
радиус – кривизны) Справочники
конспекты Тесты
24 Магнитный поток
Закон электромагнитной индукции Справочники
конспекты Тесты
25 Оптика
Законы распространения света Справочники
конспекты Тесты
26 Линзы Справочники
конспекты Тесты
27 Теория относительности
(отработка математических навыков) Справочники
конспекты Тесты
28 Атомная физика Справочники
конспекты Тесты
29 Ядерная физика Справочники
конспекты Тесты
30 Отработка математических навыков Справочники
конспекты Тесты
31 Отработка задач на уравнения Справочники
конспекты Тесты
32 Отработка преобразования формул Справочники
конспекты Тесты
33 Комбинированные задачи Справочники
конспекты Тесты
34 Контрольное тестирование Справочники
конспекты Тесты
Формы мониторинга
Анализ теста №__________________
Предмет_____________________________________________________
Преподаватель _______________________________________________
Дата проведения _____________________________________________
Класс ______________________________________________________
Количество _________________________________________________
% успеваемости ______________________________________________
% качества знаний ____________________________________________
Средний балл ________________________________________________
Средний балл (оценка) ________________________________________
Типичные ошибки:
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
Рекомендации по дальнейшей работе над неусвоенными темами:
Провести анализ типичных ошибок на соответствующем уроке.
Для самостоятельной теоретической работы рекомендовать следующие параграфы из учебника __________________________________________________________________________________________________________________
Методические рекомендации учителю физики по подготовке к ЕНТ
При подготовке учащихся к ЕНТ следует уделить внимание следующим аспектам:
максимально экономить время записи решения;
уметь определять главное слово в задаче, которое подскажет, по какой теме можно решить данную задачу;
уметь использовать математические методы, максимально упрощающие ход решения (например: пропорции);
максимально экономить время при переводе единиц в систему СИ;
уметь подбирать готовую формулу по величинам данным в задаче.
Планирование работы по подготовке к ЕНТ:
1 занятие: Объяснить правила работы с переводными приставками.
Т тера 1012 д деци 10-1
Г гига 109 с санти 10-2
М мега 106 м милли 10-3
к кило 103 мк микро 10-6
г гекто 102 н нано 10-9
д дека 101 п пико 10-12
12 см2 = 0,0012м2
13,6 мм3 = 0,0000000136 м3 12см2 = 12 х (10-2)2 м2 = 12х10-4 м2
13,6 мм3 = 13,6 х (10-3)3 м3 = 13,6х10-9 м3
Из таблицы видно, что использование приставок экономит время перевода единиц и уменьшает запись.
2 занятие:
1) Помочь ребятам выписать на корочку тетради по подготовке к ЕНТ
величины, наиболее часто встречающиеся в тестах, для лучшего
запоминания.
Пример: км/ч х10 = м/с 18 км/ч = 5м/с 72 км/ч = 20 м/с
36 км/ч = 10 м/с 90 км/ч = 25 м/с 54 км/ч = 15 м/с 108 км/ч = 30 м/с
π = 3,14 рад π2 = 9,8 рад2 (~ 10)
Выписать на корочку тетради все постоянные величины и наиболее часто встречающиеся табличные значения.
g = 9,8 Н/кг; м/с2 - ускорение свободного падения
G = 6,67*10-11 Н*м2 /кг2 - гравитационная постоянная
Мз = 6*1024 кг - масса Земли
Rз = 64*105 м - радиус Земли
R = 8,31 Дж/моль*К – газовая постоянная
k = 1, 38*10-23 Дж/кг - постоянная Больцмана
Na = 6,022*1023 моль-1 – постоянная Авогадро
k = 9*109 Н*м2/Кл2 – коэффициент пропорциональности в законе Кулона
q = 1,6*10-19 Кл - элементарный заряд
εо = 8,85*10-12 Кл2 /Н*м2 – электрическая постоянная
me = 9,1*10-31 кг - масса электрона
mp = mn = 1,67*10-27 кг - масса протона и нейтрона
h = 6,63*10-34 Дж*с – постоянная Планка
с = 3*108 м/с - скорость света в вакууме
mp = 1,00728 а.е.м.
mn = 1,00866 а.е.м.
me = 0,00055 а.е.м.
υзв = 340 м/с – скорость звука в воздухе
υ = 30 км/с – скорость вращения Земли вокруг Солнца
n = 1,33 – показатель преломления воды
n = 1,6 – показатель преломления стекла
ρ = 1000 кг/м3 – плотность воды
Начиная с третьего занятия, целесообразно проводить тематические уроки. На каждом занятии рассматривать один раздел или несколько величин объединенных общими законами. После краткого конспекта по теме предложить учащимся задания из тестов предыдущих лет. Из первых 15 вариантов учитель выбирает задания по данной теме и прорабатывает их с ребятами. Остальные 10 вариантов отдаются на самостоятельную работу учащихся, с целью научить их правильно выбирать задания, относящиеся к данной теме.
После тематических заданий целесообразно проводить задания следующего плана:
Прочитай задания и переведи все единицы в систему СИ
Прочитай задание и назови тему, по которой решается данная задача;
Выбери задания по закону…
Выполните задания по всем видам графиков
Выполните задания по всем видам уравнений
Выпиши все формулы, позволяющие рассчитать ….
(пример: F = mg = -kx = -μmg = μN = ma = mυ2 /2S = m(υ-υo)/t = mυ2/R= Gm1m2/R2 = kq1q2/R2 = Eq = A/S = N/υ … )