Внеклассное мероприятие на тему Птицы — наши друзья (4 класс)



МКОУ «Становская средняя общеобразовательная школа»

Внеклассное мероприятие на тему:











Цель мероприятия:

- обобщать и расширять знания детей о необычных, удивительных птицах;

- воспитывать любовь, бережное отношение к птицам.

Оборудование: выставка рисунков на тему «Необычные птицы", компьютер, проектор, презентация, карточки с заданиями.

Ведущая 1:
Здравствуйте, ребята! Сегодня необычный праздник. Мы с вами собрались отметить приход весны и прилет птиц из теплых краев. Уже более века орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России день птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов. В сороковые годы эта добрая традиция была прервана, а в 1996 году возобновлена. Международному дню птиц и посвящена наша встреча. Сегодня мы выясним, что мы знаем о наших пернатых собратьях, выявим знатоков птичьего мира.


Ведущая 2:
Весной всё вокруг оживает, возрождается. Солнце ярче и веселее светит, нежно ласкает ветерок, изумрудом налилась молодая травка, набухли почки на деревьях. Перелётные птицы возвращаются в родные края.


Ведущая 1:
По-весеннему пахнет воздух. Отбрасывая на снег лиловые тени, недвижно стоят в лесу деревья... Чуткое ухо ловит первые знакомые звуки весны. Вот почти над самой головой послышалась звонкая барабанная трель... Это, выбрав сухое звонкое дерево, по-весеннему барабанит лесной музыкант пёстрый дятел. Если прислушаться хорошенько, непременно услышишь: там и там в лесу, ближе и дальше, как бы перекликаясь, торжественно звучат барабаны. Так барабанщики-дятлы приветствуют приход весны. Вот, прогретая лучами мартовского солнца, сама собой свалилась с макушки дерева, рассыпалась снежною пылью тяжёлая белая шапка... Тихими осторожными шагами ступает весна.

Ведущая 2:
Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей чудесной Родины. Нужно охранять их. Охранять и преумножать богатства всей природы, чтобы вся наша планета была красивым, огромным садом.

Ведущий 1:
Сегодня мы говорим птицам спасибо, и наш праздник в их честь.

На сцену приглашаются команды лучших птицеведов и птицелюбов 1 команда «Синицы» и 2 команда «Ласточки». Приветствуем их!

Ведущий 2:
Оценивать их знания и находчивость будет жюри в составе




Ведущий 1.

Для начала 1-ый конкурс – «Разминка». За две минуты необходимо ответить на максимальное количество вопросов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 жетон.

Вопросы для команды №1.


У какой птицы самый длинный язык? (у дятла)

У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (у пингвина)

Чем вскармливает птенцов дрозд-рябинник? (насекомыми)

Самая маленькая птичка нашей страны? (королёк)

Кого называют «водяной воробей»?

Зачем птицы заглатывают камешки? (перетирают твёрдую пищу)

Где синица вьёт гнездо? (в дупле дерева)

Почему гусь выходит сухим из воды? (перья птицы смазаны жиром)

Какую птицу в народе называют воровкой? (сороку)

У кого не жазнь, а малина? (у малиновки)


Ведущий 2
Вопросы для команды №2.


Что общего у птицы и корабля? (киль)

Какая птица не может летать хвостом вперед? (колибри)

Самая большая птица в мире? (африканский страус)

Вьют ли наши птицы на юге гнёзда? (нет)

Какая птица выводит птенцов в дождь? (скворец)

Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (скворец)

Какие птицы роют норы для гнезда? (ласточки)

Как называется домик для птиц, сделанный человеком? (скворечник)

Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? (вороний глаз)

Назовите птицу – символ России? (орёл)

Ведущий 1

2-й конкурс: « Почтовый ящик».
За правильный ответ получаете 1 жетон.

На адрес нашей школы пришло три письма. Угадайте, кто их написал.

Читаю письмо – описание для каждой команды.
« У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья, хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескромицу, ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я?» Ответ: синица.

Ведущий 2
«Меня называют смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?
Ответ: полозень.

Ведущий 1
«Я необыкновенно нарядная птица. В моей окраске присутствуют цвета: красный, черный, коричневый, желтый, белый. Чаще всего меня можно увидеть на кустиках репейника и чертополоха, где я кормлюсь. Я изумительно пою. Мои звонкие трели преображают лес. Кто же я?»
Ответ: щегол.


Ведущий 2
Конкурс 3
Ребята, отгадайте загадки.

(Один верный ответ на загадку оценивается в 1 жетон.)

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперёд по пашне вскачь.

А зовётся птица (грач).

Слайд


На шесте - дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его(скворец)

Слайд


Грачи прилетают одними из первых. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строительство гнёзд. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но не оставляют гнездо без присмотра, иначе его займёт другая пара.

А вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают самцы, а за ними, через несколько дней, самки. К их прилету самцы подыскивают скворечник, нередко выселив из домиков воробьёв. Устроившись, скворушка с увлечением громко поет, поджидая подружку.
Слайд

Ведущий 1
Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)
Слайд

Прилетает к нам с теплом,
Прилетают ласточки в середине мая. Её легко узнать по чёрному оперению и белой грудке. И пьют и едят ласточки на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мухи и комары.


Ведущий 2
Самый лучший наш певец.

Дни и ночи напролёт

Он поёт. (соловей)

Прилетел к нам, наконец,
Особенно хорошо поют соловьи, когда цветёт сирень. Наиболее активно соловьи поют до появления птенцов. Потом отцу семейства будет не до пения - надо помогать самке кормить птенцов.

Слайд

Ведущий 1
Он живёт на крыше дома.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
(аист)

Слайд

Это старый наш знакомый:
В народе считается, что аист приносит мир и счастье в дом, на крыше которого поселился. Недавно учёные сделали удивительное открытие: оказывается, аисты могут спать на лету

Ведущий 2
Конкурс 4. «Птичьи разговоры».

Команды получают карточки, с помощью стрелок показать, кто как разговаривает. Получает 5 жетонов та команда, которая первой даст верные ответы.

Гуси крякают
Соловьи кричат
Журавли гогочут
Утки свистят
Вороны ухают
Ласточки воркуют
Голуби каркают
Синицы щебечут
Совы пищат


Ведущий 1
Конкурс 5
«Птичьи профессии»

Команды получают карточки и с помощью стрелок соединяют признаки и названия птиц. Этот конкурс оценивается 1 жетон за правильный ответ.

Птица-рыболов соловей

Птица-плотник ласточка

Лесная кошка поползень

Птица-строитель баклан

Птица-акробат иволга

Пернатый солист кукушка

Ночной хищник дятел

Легкомысленная мамаша сова

Ответы:

Птица-рыболов – баклан. Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 метров и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700-800г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на нее вблизи берегов и в море.

Птица-плотник дятел. Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».

Лесная кошка иволга. Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке самого высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.

Птица-строитель ласточка. Самым искусным строителем считают ласточку. Гнезда ласточек-саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп.

Птица-акробат поползень. Поползень лазает по деревьям вниз головой.

Пернатый солист соловей. Об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная и самая звонкая».

Ночной хищник сова. Совы глотают мышей целиком.

Легкомысленная мамаша кукушка.

Ведущий 1
Конкурс 6
«Восемь птиц»

В тексте затаилось восемь птиц. Отыщите их названия. Время на выполнение задания – 5 минут. Оценивается за правильный ответ 1 жетон.

Команды получают карточки с текстом.

Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вышла, убрала в углу мусор. Оказалось, тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать.

Ведущий 2

Конкурс 7
Восстановить полный текст загадки.


Команда №1.

«без топорёнка»

«Спереди шильце»

«во дворе певец»

«а со шпорами»

«за пахарем ходит»


Команда №2.

«сухим остался»

«Не дровосек»

«В болоте плачет»

«ночью летает»

«пеньем заменит»

Полный текст загадок.
Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо).

Спереди шильце, сзади рыльце, на груди белое полотенце. (Ласточка).

На шесте – дворец, во дворе – певец. (Скворец.)

Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. (Петух.)

Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (Грач.)



В воде купался – сухим остался. (Гусь.)

Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел.)

В болоте плачет, а из болота не идёт. (Кулик.)

Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова.)

Он серенький на вид, но пеньем знаменит. (Соловей.)


Подведение итогов и награждение победителей.

Ведущий 1
Ребята, запомните, птицы – часть родной природы, и мы должны их оберегать, им помогать, не разорять птичьих гнезд, не трогать птенцов.


Ведущий 2
Давайте с птицами дружить и этой дружбой дорожить!

ЛИТЕРАТУРА:
Авилова К.А. Позвоночные животные, изучение их в школе. М.,1983.
Бианки В. Лесная газета. М.,1986.
Дмитриев Ю. Большая книга леса. М., 1974.
Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии. М.,1962.
Строков В. « Пернатые друзья лесов»: Пособие для учащихся. – М. Просвещение, 1975 г.
Флинт В. «Птицы наших лугов и полей». М.: Дет. лит., 1978 г.
Шпястный К. «Певчие птицы». М., 1980 г.
Энциклопедия для детей «Я познаю мир».
Интернет - ресурсы












13PAGE 15


13PAGE 141015




Птицы -
наши друзья.15