Урок развития речи по русскому языку во 2 классе Рисуем словом зиму


Урок развития речи
по русскому языку
«Рисуем словом зиму»
учителя начальных классов
Нестеренко Н.Н.
Тема. Развитие речи. Рисуем словом зиму.
Цель: продолжить работу над формированием у учащихся умения составлять различные виды текстов на заданную тему; развивать образное мышление, умение эмоционально, выразительно, последовательно излагать свои мысли; способствовать развитию эстетического вкуса детей, воспитывать интерес к самостоятельной словесно-творческой деятельности.
Оборудование: рисунки к составлению словесной картины «Рисуем словом зиму», иллюстрации зимней природы, рисунки мягкой и суровой зимы, короны для диалога (зайчик и белочка, снегирь и синичка), фонограмма.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Организация класса
Сосредоточились. Начинаем урок.
На наших уроках развития речи мы учимся не только правильно и красиво
говорить, но и слушать собеседника.
Поэтому, сегодня я предлагаю вам к нашему предыдущему эпиграфу уро-
ка, давайте вспомним его (дети читают хором )« Сначала думаем, потом говорим»
добавить следующий. Давайте его все вместе прочитаем
« Умей внимательно слушать другого, и ты сможешь узнать много нового»
Я надеюсь, ребята, что эти слова помогут вам успешней и внимательней
работать на уроке.
Проверка домашнего задания
На прошлом уроке мы говорили с вами о поэзии, о красоте поэтическогослова, его богатстве и разнообразии, эмоциональности и интонационной
выразительности.
Меня радует, что вам нравится поэзия и вы с удовольствием читаете
стихотворения, учите их наизусть и даже пытаетесь сами писать стихи, поэтому к сегодняшнему уроку, я просила вас попробовать сочинить свои собственные стихи на тему «Зима»
Кто хочет представить их нашему вниманию и заполнить своими
работами «литературную страничку»?
Сообщение темы и цели урока
Дети, мне бы очень хотелось, чтобы ваша речь была правильной,
выразительной
богатой,
и образной.
Это очень многогранные понятия, но мы шаг за шагом, ступенька за ступенькой движемся к этой цели.
Сегодня мы продолжим словесно — творческую деятельность и займемся с вами рисованием. Нет, я не оговорилась, именно рисованием. Но рисовать
мы будем не кистью и красками, а словами. А вот что мы будем рисовать, вы
узнаете , когда отгадаете загадку
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
Конечно, мы продолжаем говорить о волшебнице зиме.
Актуализация опорных знаний
1. Творческая разминка.
а) Игра «Кто знает больше зимних слов»
Слов множество, их тысячи, но для того, чтобы словами нарисовать
картину, нужно не только знать эти слова, но и уметь выбрать в каждом
случае самое точное, подходящее к тексту, самое выразительное слово.
Сейчас мы поиграем в игру. Я вам предлагаю слово, а вы должны
подобрать к нему разные значения, сравнения, эпитеты, синонимы. Но это слово вы тоже должны угадать.
Главная примета зимы — это когда лежит … (снег)
Снег (какой?) пушистый
Подберите слова, легкийхарактеризующие снег. серебристый
хрустящим
белый
мокрый
холодный
мягкий

Снег (что делает?) кружится
падает
ложится
сверкает
искрится
блестит
колется
скрипит
Снег (как...)
Сравнения
Подберем сравнение
С чем можно сравнить снег?
А теперь подберем синонимы к слову
Ветер со снегом метель
(или снежная пыль) вьюга
пурга
буран
поземка
завируха
Молодцы! А теперь я прошу вас вспомнить какое настроение можетвызвать снег. Вспомните свои ощущения, когда мы ходили с вами наэкскурсию в зимний сквер.
Итак, настроение удивление
радость
веселье
восхищение
разочарование
восторг
грусть
Разное настроение можно передать при помощи интонации голоса.
Проведем тренинг. Фразу снег пошел произнесите с разной интонацией.
9501418672300 Спрашиваете, удивляясь?!
949960121285009499601212850950141121648Снег пошел Восхищаетесь, радуетесь!
Огорчаетесь смене погоды. ..
Грустите, потому что не полюбите зимний холод.
Молодцы! А теперь вспомним какие звуки может издавать снег:
трещит
хрустит
скрипит поет
визжит
(звук снега зависит от силы мороза)
6) Игра «Снежный ком».
Молодцы, вы знаете много зимних слов. Сейчас мы играем в игру
«Снежный ком».
Я произнесу фразу из двух слов, каждый последующий участник игры
должен к предыдущей фразе добавлять по одному слову. Названные слова
терять нельзя и, конечно же, составленное предложение должно иметь смысл..Какой? 1 Выпал снег
Какой и какой ? 2.Выпал мягкий снег
Куда? 3.Выпал мягкий и пушистый снег
На какую? 4.На землю выпал мягкий и пушистый снегКогда? 5.На мерзлую землю выпал мягкий и пушистый снег
6.Сегодня на мерзлую землю выпал мягкий и
пушистый снег.
Работа над новым материалом
Составление повествовательного текста с опорными словами.
А сейчас пришло время заняться словесным рисованием. Посмотрите, сколько различных зимних слов мы подобрали для своей картины. Используя весь этот материал, давайте составим текст повествовательного характера. Я предлагаю вам несколько опорных слов. Вы же используйте свои мысли, воображение и фантазию.
ЗИМА. СНЕГ. ПОЛЯ. ЛЕСНЫЕ ПОЛЯНКИ. ЕЛИ ДЕРЕВЬЯ. СОЛНЫШКО. ЛЕС.
Пришла долгожданная зима. На землю выпал пушистый снег. Мягким белым ковром укрыл он поля, лесные полянки и тропинки. Ели оделись в сказочные шубки и шапки. Деревья накинули снежные шали. Вдруг вышло солнышко и все сразу заискрилось, засверкало серебром. Великолепен вид зимней природы. Красив лес в снегу!
Ребята вы составили очень красивый текст. А сейчас посмотрите, какую чудесную зимнюю вы нарисовали при помощи слов.
(демонстрация иллюстрации зимней природы)
2. Физкультминутка. (Звучит фонограмма)
Ребята, вы слышите эту музыку. Это легкие снежинки весело закружились в воздухе. Давайте все встанем и представим, что мы и есть эти снежинки.
Повторяйте за мной,
Снежинки спускаются с неба
Все ниже, все ниже
Сугробы пушистого снега
Все выше, все выше.
Шаги уходящего года
Все тише, все тише
А сказочка нашей снежинки
Все ближе, все ближе.
А сейчас все медленно и тихо садимся за парты. Плавно опускаем голову на руки, закрываем глазки и слушаем сказку снежинок, этих кружевных
парашютиков зимы. Попробуйте представить себя снежинкой.
( Звучит фонограмма, учитель читает сказку)
Жили — были снежинки. Родились они в снежном облаке. С каждым часом снежинки делались все прекраснее и прекраснее. Одна была, как звездочка, с шестью лучиками. Другая напоминала волшебный цветок с лепестками. Третья сверкала, как дорогой алмаз. Выросли снежинки и полетели к земле белой стаей.
3. Составление текста от первого лица.
Поднимайте глазки и расскажите нам о том, что вы представили. Рассказ
ведите от первого лица. Озаглавим его так:
«Я — снежинка»
(приложение 1)
От чьего имени можно еще составить такие рассказы? Не забываем, что
мы говорим о зиме. Итак, я .. (метель, мороз, сосулька, зимние сапожки).
4. Составление диалога. Работа в парах.
Пришло время вернуться к нашей картине. Зима укутала лес пышным белым покрывалом. Но жизнь в лесу продолжается.
- Вспомните, каких животных мы можем увидеть в зимнем лесу?
- Давайте остановимся на зайчике И белочке. что характерного
с их шерсткой? чем они зимой питаются?
-А каких птиц мы можем встретить в лесу зимой?
Выберем синичку и снегиря. Какая главная беда подстерегает птиц в зимнее время?
А сейчас поработаем в парах. Составьте диалог между зайчиком и белочкой,
синичкой и снегирем.
Подумайте, о чем они могут разговаривать Используйте тот материал,
который мы только что обсудили.
(приложение 2)
Посмотрите, как преображается наша картина. ( Прикрепляемотдельные рисунки зайчика и белочки, снегиря и синички, елочки, деревьев )‚
5. Составление сравнительной характеристики зимы ( Зима мягкая и
зима суровая )
- Дети, посмотрите на эти рисунки. И на одном и на другом изображена зима. Но, тем не менее, они отличаются. Как вы думаете, в чем их различие?
- Правильно, одна из них добрая, мы назовем ее мягкая (мягкая зима).
Другая — злая, мы назовем ее суровая ( суровая зима ).
(приложение 3)
а) ассоциативный куст
- А сейчас давайте составим ассоциативный куст к каждой из этих зим.
Какие ассоциации возникают у вас, когда я произношу
праздник пушистая дети мягкая зима снежная веселье
искристая санки снежинки белое кружево сверкает солнышко
птицы скрип снега суровая зима мороз грусть
вьюга холод сугробы метель
б) сравнительная характеристика
- Дети, используя эти рисунки, слова из ассоциативного куста, составьте
небольшие рассказы об этих зимах. Я прошу вас в своих рассказах показать
не только факты, характеризующие мягкую или суровую зиму, но и свои
мысли, чувства, впечатления.
Итог урока.
Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали Посмотрите, какая чудесная
картина у нас получилась. А нарисовали мы ее при помощи слов.
И подводя итог нашей работе, я предлагаю вам составить сенкан(пятистрочье) С нашим ключевым словом зима.
Сенкан1 . Зима
2. Снежная, пушистая, холодная, белая.‚.
3. Метет, сверкает, морозит...
4. Радуемся, мерзнем, веселимся...
5. Время года.
Домашнее задание
_К следующему уроку я прошу вас составить текст о зиме.
Можете выбрать текст повествовательного характера,
-текст от первого лица о любимом зимнем явлении,
-можете описать зимнее дерево.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
«Я -снежинка »
Я снежинка. Я люблю кружиться в воздухе, медленно опускаясь на землю
Я умею кружиться в танце, как балерина.
Одета я, как и мои подружки — снежинки, в пышное, белое, серебристое
платье, а на голове у меня корона из драгоценных камней, поэтому я вся
сверкаю. Я вся будто кружевная, с тонкими лучиками и лепестками. Меня
все любят: и зверюшки и детишки. Когда я со своими подружками
опускаюсь на землю, начинается снегопад.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
* * * * *
- Здравствуй, белочка!
- Здравствуй, зайка!
- Белочка, где ты пропадала, я тебя давно не видела.
-Я делала запасы себе на зиму, собирала грибы, орешки
-А я не делаю зимних запасов. Я грызу кору молоденьких деревьев. Бегаю в поле, ищу ‚ что осталось.
-Зайчик, ты стал весь беленький. Теперь тебя лиса не заметит.
- Да, но ты тоже поменяла шерстку. Твою серенькую шубку
теперь трудно отличить от коры деревьев.
- Зайка, мне очень нравится с тобой разговаривать. Давай каждый день встречаться около этой елочки.
— Давай.
--Прощай, зайка.
— До завтра, белочка.
* * * * *
- Привет, синичка. Рад тебя снова увидеть.
— Здравствуй, снегирь. Я тоже тебе рада. Давно не виделись
— Да я недавно прилетел к вам,
— А я вот некуда не улетаю. Живу в этом лесу. Только зимой перебираюсь
ближе к жилью людей.
- Да, красиво в этом лесу. Только вот плохо с едой.
- Ничего, снегирь, полетели со мной. Я знаю, где дети повесили кормушку
Там каждое утро свежие крошки хлеба, зернышки и вкусные семечки.
— Спасибо тебе, синичка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
«Мягкая зима»
Настала зимушка - зима. Весело кружились в небе снежинки. На землю падал
мягкий и пушистый снег. Стоит чудесный зимний денек. Ярко светит
солнышко. Все вокруг перемешивается. Ребятишки радостно выбежали водвор. Мальчики лепят снеговика, а девочки катаются на санках. Весело
ребятам. Дети очень рады зиме.
«Суровая зима»
Пришла суровая зима. Дуют резкие ветры. Завыли вьюги. Трещат лютые
морозы. Резко скрипит снег под ногами. Холод сковал всю землю. Метели
намели большие сугробы снега, Трудно в это время года животным и птицам.
Но как бы пи Пугача старуха — зима, скоро все равно прилет красавица -весна.