Урок литературного чтения Провожаем осень, встречаем зиму


Технологическая карта урока литературного чтения
Тема: Урок литературного чтения “ Провожаем осень –встречаем зиму» (Н.Некрасов « Славная осень»., И Бунин «Первый снег»)
Мотивация(учитель читает вместе с детьми)
Осень загостила- зиму мы все ждём
И от сильных ливней сыро всё кругом
Мы сегодня вместе зиму позовём
Может отзовётся и придёт в наш дом….

- Урок литературного чтения, пусть он принесёт нам всем радость общения.
(30 сек)
Актуализация знаний.
- Как вы думаете, с какого жанра литературы мы начали сегодняшний урок?
(стихотворение)
- А какие вы еще знаете литературные жанры?
(рассказы, сказки, пословицы, поговорки, романы…..)
- К какому жанру литературы относится домашнее задание?
(стихотворение)
- Правильно – это тоже стихотворение, которое сегодня поможет нам открыть для себя что-то новое и очень интересное.
Домашним заданием для вас было выразительное чтение отрывок из стихотворения Н. Некрасова « Славная Осень», но у нас есть ученики, которые выучили это стихотворение наизусть……, внимательно их послушаем.
( читают дети у доски, 3 человека+ видеоряд)
- Спасибо, очень хорошо! Давайте оценим чтение уч-ся.
(Оценивание ребят)
Я с вами согласна.
Самоопределение деятельности.
- Ребята, что общего между стихотворением «Осень» и стихотворением, с которого мы начали сегодняшний урок? А в чём различия?
(Ответы уч-ся)
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке литературного чтения? (вывешивается на доску «Провожаем осень –встречаем зиму»)
- А зачем нам об этом говорить?
(Ответы уч-ся)
- Правильно. Мы должны повторить признаки осени и зимы
- Увидеть признаки осени и зимы в описании писателей?
- какими средствами автор показывает выразительность оттенков?
Ярослав
- Но прежде, чем мы ответим на эти вопросы, скажите, а как вы думаете, всё ли знаете о этих временах года?
(Ответы уч-ся)
- Хорошо, давайте каждый оценит себя при помощи листика:
-Если вы считаете, что вы считаете, что вы всё знаете – то зелёный листик.
- Если вы считаете, что есть и тайны природы, но можно быть и более внимательным к временам года – то красный листик.
(дети поднимают листочки)
- Хорошо, я всех увидела, посмотрим, что изменится в конце урока.
Работа по теме урока
- С чем у вас ассоциируется осень? (Ответы уч-ся)
-У меня к вам вопрос, кто мне скажет признаки осени?
(Ответы уч-ся)
- Посмотрите на доску – это признаки осени
(слайд) читает уч-ся
- Совпадают ли эти признаки осени с нашим стихотворением?
- Давайте с вами подумаем какое настроение создаёт это стихотворение?
- Нравится ли осень поэту?
- Из каких слов это видно?
- Какие средства выразительности языка использованы в стихотворении?
- А зачем восклицательное предложение «Сланая осень!» повторяется в стихотворении дважды?
Опишите картину, которая возникла в вашем воображении……….(слайд)

А можно ли к этому стихотворению подобрать музыку? А какая она здесь будет?
Читая стихи, мы радуемся и переживаем вместе с поэтами.
В одних стихотворениях строки звучат плавно, напевно, как красивая музыка. В других ритм резкий, напряженный.
Часто стихи и музыка соединяются……, как это мы слышали в стихах С.Есенина.
А известный композитор П.И.Чайковский написал целый цикл музыкальных произведений о временах года, охватив каждый месяц.
А у нас сегодня есть своё музыкальное произведение в исполнении Пехтерева Василия. (слайд)
Послушайте и подумайте, а подходит ли оно к нашему стихотворению?
(ответы уч-ся)
О каждом времени года сложено много стихов поговорок, загадок и, конечно, пословиц, и я предлагаю вам поработать в группах, но прежде вспомним правила работы в группе?
(Ответы уч-ся)

- На желтых листочках написана пословица, вы должны её правильно собрать и объяснить смысл.
(работа в группе)
Проверка на доске
Но за красавицей зимой приходит лютая, холодная и некрасивое время года – зима. Все со мной согласны?
- А почему?
А ответ содержится в весёлой доброй песенке
ФизминуткаПрименение полученных знаний.
_ Да вот она какая оказывается зима……
Весёлая, красивая и пусть даже немного холодная, а подтверждением моих слов будет стихотворение И. Бунина « Первый снег»
Рассказывает учитель уч-ся
Слайд
Ива́н Алексе́евич Бу́нин (  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/22_%D0%BE%D0%BA%D1%82%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F" \o "22 октября" [22] октября 1870 года, русскийписатель и поэт, первый лауреат Нобелевской премии по литературе из России.  Родился в старинной дворянской семье.  До 11 лет Иван воспитывался дома, в 1881 году поступил в Елецкую уездную гимназию, а в 1886 году возвратился домой и продолжал образование под руководством старшего брата. Оба были особенно увлечены литературой. Бунин прожил долгую жизнь, написав много различных сборников и стихов, с которыми мы ещё не раз будем знакомиться..А сегодняшнее стихотворение И. Бунина называется «Первый снег»
( читает учитель)
Слайд
- А сейчас давайте, каждый прочитает его самостоятельно, и подумает как преображает картину первый снег?
Какие слова показались непонятными? ( пурпуром)
Что это за слово? Где мы можем найти определение этого слова?

Работа в словаре
Ребята, давайте вспомним как называлась тема нашего урока?
- Молодцы. Вы все очень хорошо поработали, но меня очень волнует один очень важный вопрос, который в начале урока задал нам Ярослав?
(ответы уч-ся)
Маша
- Правильно ребята, обязательно видеть красоту временем года в произведениях наших писателей, обращать внимание какими красками разрисовано любое произведение
И я тоже предлагаю вам сегодня проявить свою фантазию и творчество и одним группах составить осеннюю композицию из предложенного материала, а другим нарисовать встречу с зимой по пройденному стихотворению И.Бунина «Первый снег»
Рефлексия
- А теперь давайте вспомним, как вы оценивали себя в начале урока.
Подумайте и покажите, (красный- зеленый листок.)
-Мне очень приятно видеть вашу оценку…
Как вы думаете, какое будет домашнее задание?
Оценивание детей.