Конспект родительского собрания в средней группе на тему Сохранение психологического благополучия ребенка в семье»


Родительское собрание на тему «Сохранение психологического благополучия ребенка в семье»
Автор: Колпакова Татьяна Викторовна, педагог-психолог, МБДОУ детский сад №6 «Улыбка».
Участники: родители детей санаторной группы.Цель: Изучение факторов, влияющих на психическое здоровье ребенка, побуждение родителей проявлять заботу о психическом здоровье ребенка.Задачи:1. Активизировать работу родителей во время консультации на обсуждение темы встречи, выявить их знания по данному, вопросу.2. Акцентировать внимание родителей на факторе «обстановка в семье», как непосредственно влияющем на психическое здоровье ребенка.3. Помочь родителям определить пути по созданию благоприятной семейной атмосферы.
Приветствие: Здравствуйте уважаемые родители, тема, которую я хотела бы сегодня осветить это «Сохранение психологического благополучия ребенка в семье».
Психическое здоровье ребенка формируется под воздействием внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся личностные особенности ребенка, его темперамент, характер, привычки, интересы, способности и также к внутренним факторам относится Состояние его центральной нервной системы. К внешним факторам относят взаимоотношения со сверстниками и обстановка в семье. Вот именно об обстановке в семье, как факторе влияющем на психическое здоровье ребенка я хочу остановиться подробнее. Семья для ребенка может способствовать как нормальному его психосоциальному развитию, так и быть источником формирования у ребёнка невротизации и нарушений психического здоровья.
Период дошкольного детства является самым важным в психическом развитии ребёнка, в это время активно формируются системы психических функций: речь, мышление, память.
Для того, чтобы во время формирования этих важных для дальнейшего развития ребенка психических функций ребенок был психологически благополучен необходимо со стороны родителей уделять внимание:
-к внутреннему миру ребёнка: его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, его отношению к людям, окружающему миру;
-обеспечение психологического комфорта для здоровья развивающейся личности.
 Семья - первые, очень значимые жизненные университеты малыша. Здесь он учится мыслить, чувствовать, жить среди людей.
    Атмосфера каждой семьи с её жизненным укладом, традициями, интересами и потребностями сразу же начинает  воздействовать на ребенка. И очень важно, какая это семья. Весёлая, дружная, жизнерадостная, где царят бодрость и оптимизм, нежность и любовь. Или же семья со строгим укладом жизни, со скупыми проявлениями эмоций, семья, где прочно пустили корни уныние и скука, а порой и мелочные раздоры. Дефицит эмоционального положительного воздействия оказывает своё ущербное влияние на  базисное развитие ребенка, лишённый тепла родительской ласки, ребенок растёт замкнутым, насторожённым, неуверенным в себе.     Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье.
Именно семья оказывает наибольшее влияние на психофизическое здоровье ребенка, поэтому каждому родителю необходимо знать о факторах, влияющих на него. В настоящее время можно выделить три основные группы факторов, влияющих на психологическое благополучие  ребенка в семье.
Социально-психологический фактор - это гармония супружеских взаимоотношений, семейного воспитания,  детско-родительские отношения. Дети-дошкольники имеют очень тесную эмоциональную связь с родителями (особенно с матерью). Это не значит потребность в зависимости от родителей, а значит потребность в любви, уважении, признании. В этом возрасте у ребенка нет опыта эмоционального межличностного общения, он не понимает причины конфликтов между родителями, не может выразить собственные чувства. Ссоры родителей воспринимаются как сигналы опасности, ребенок чувствует себя виноватым. Частые конфликты между близкими взрослыми вызывают у ребенка чувство неуверенности, беспокойства, эмоциональное напряжение, которые могут выливаться в компенсаторное поведение, капризы, истерики, негативизм и т.д.
Стиль воспитания. На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей.        Подобно тому, как неповторима личность каждого человека, индивидуальны отношения между супругами, столь же сложны и отношения родителей к своему ребенку, неоднозначны стили семейного воспитания.
Учеными выделяются 3 типа детей, характер которых соответствовал определенным методам воспитательной деятельности их родителей.
         Авторитетные родители — инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь, лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева. Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче дается усвоение социально приемлемых и поощряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошие отношения со сверстниками.
Авторитарные родители — раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле. Не случайно эти родители в своей воспитательной практике, стремясь выработать у ребенка дисциплинированность, как правило, не оставляют ему возможность для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Авторитарные родители чаще всего не дают себе труда хоть как-то обосновывать свои требования. Жесткий контроль над поведением ребенка — основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко — физических наказаний. Наиболее часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия — запугивание, угрозы. Такие родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности. Однако жесткий контроль редко дает положительный результат. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развиваются чувства вины или страха перед наказанием и, как правило, слишком слабый самоконтроль, если он вообще появляется. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности, и даже враждебности к окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого — несчастны.
Снисходительные родители — импульсивные, агрессивные дети. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности. У детей же чаще всего проблемы с дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым. Обычно родители приходят в отчаяние и реагируют очень остро — грубо и резко высмеивают ребенка, а в порывах гнева могут применять физическое наказание. Они лишают детей родительской любви, внимания и сочувствия.
         Социально-культурный фактор обусловлен ускорением темпа жизни, дефицитом времени, загруженностью родителей, их невротизацией. Причем родители чаще всего не готовы решать свои собственные проблемы с помощью специалистов, в данном случае психолога. Проблемы нарастают, как снежный ком, в который погружается и ребенок.
Социально-экономический фактор. На эмоциональную атмосферу в семье, а, следовательно, и на психофизическое благополучие ребенка, оказывают влияние и социально-экономические факторы, такие как неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу, определение ребенка в ясли или обращение к услугам няни, ранняя разлука с матерью. Если они частые и длительные, нарастает потребность ребенка в материнской привязанности, что может привести к невротическим реакциям, и даже к задержке психофизического развития малыша.

Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы
Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда Вы его будите.
Если у Вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте ее. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.
Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?», лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в садике?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?» и т. п.
Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы о событиях в его жизни.
Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.
Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения Список литературы:
Хухлаева О.В., Хухлаева О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольника.3е изд. М.: Генезис, 2010.– 175с.
Метенова Н.М. Родительские собрания. Часть1. Методика проведения. 2011. 64с.
Метенова Н.М. Родителям о детях. Методические рекомендации.– Ярославль. Издательско-полиграфический комплекс «Индиго». 2010, 64 с.