Решение задач и примеров изученных видов

Конспект урока
по математике
в 4 «А» классе

Тема: Решение задач и примеров изученных видов.

Цель:

Пробудить у учащихся интерес к математике как к предмету, способствующему развитию жизненно важных навыков; к количественным изменениям предметных множеств и чисел, изменению
величин.

Задачи:

образовательные:
- закрепить умение решать задачи и примеры изученных видов;
- формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
коррекционно-развивающие:
- совершенствовать навыков счёта через устный счёт, решение задачи, примеров;
- развивать мелкую моторику при работе с циркулем и ножницами;
- развивать зрительно-пространственную ориентировку при работе с пазлами.
воспитательные:
- воспитывать настойчивость, усидчивость при работе с геометрическим материалом.


Предварительная работа:

- раскрашивание моделей автомобилей;
- игра «Магазин»;
- повторение правил дорожного движения.

Материалы и оборудование:

На столах: циркуль, линейка, карандаши, карточки с таблицей Пифагора, пронумерованный
русский алфавит, ножницы.
Раздаточный материал: лист А-4 с заданием на каждого ребёнка; конверты с пазлами.
Выставка рисунков детей,
Стенд с машинами (модели).
Призы для детей (серия «Транспорт») из фанеры (3Д-объёмные модели).

Ход урока.
1. Организационный момент.
Дети с учителем стоят у двери и читают вывеску, на которой написано: « Автомобильный салон «Школьник-авто», часы работы: 10:20 – 11:00.
Вопрос: «Ребята, сколько времени будет работать автосалон? (40 минут). Но раз у нас урок
математики, то давайте в класс заходить по-особенному. Шаг делает тот, кто сможет присчитывать по 3, начиная с 6. Присчитывая, дети доходят до своих парт. Садятся.
Сюрпризный момент. Выезжает радиоуправляемый автомобиль. На крышке багажника конверт с заданием:
Внимание! Внимание! Внимание! Специальное предложение для учеников 4 «А» класса!
Действует сегодня и только сейчас! Ребята, кто правильно решит данные в конверте задания, тот получит приз автомобильного салона «Школьник-авто".
Дополнительный бонус:
Кто выполнит задание быстрее всех, тот первым выбирает приз.

Раздаю детям именные задания-конверты. ( Влад, Сергей – индивидуальная программа)

В конверте – задача.
Работа над задачей:
1. Читаю сама.
2. Читаю с детьми.
Текст задачи:
Автозавод испытывал новую модель машины. До заправки автомобиль проехал 9 километров, а после заправки в 5 раз больше. Сколько всего километров проехал автомобиль при испытаниях?
Вопросы к детям:
О ком или о чём задача?
Что произошло с машиной?
Чтобы решить задачу что необходимо сделать? (условие записать)
Что мы знаем? Сколько проехал автомобиль до заправки. Как запись будет выглядеть? До заправки – 9 км.
Что мы ещё знаем? – Что после заправки автомобиль тоже ехал. Сколько проехал автомобиль? Знаем? – Нет. Как сделать запись? После заправки - ? км, в 5 раз больше, чем до заправки.
Как графически изобразить вопрос задачи? – Фигурной скобкой.
А теперь прочитаем ещё раз краткое условие:
До заправки – 9 км ---------------------------------|
После заправки - ? км, в 5 раз больше, чем ---| }? км

Далее решаем.
- Можем сразу узнать, сколько км проехал автомобиль? – Нет.
- Что нужно для этого знать? – Узнать сколько км проехал автомобиль после заправки.
- Какие главные слова в записи? – «в» и «больше».
- А это значит, с каким знаком мы встретимся, будем решать? – со знаком х (умножение).
Предлагаю желающим продиктовать запись.
9км х 5раз = 45км
- Мы узнали сколько проехал автомобиль после заправки. Знаем, сколько автомобиль проехал до заправки. Сможем узнать, сколько всего километров проехал автомобиль при испытаниях? Какой знак поможет нам в этом? – Плюс (+)
- Продиктуйте решение!
9км + 45км = 54км
Правильно решили, молодцы!
Как закончить решение задачи?
- Ответом.
- Сформулируйте его.
Ответ: 54 километра проехал автомобиль при испытаниях.
После решения задачи предлагаю отдохнуть, подвигаться по классу. Дети изображают автомобили.

Физминутка

- На улице нашей машины, машины. Машины – малютки, машины большие. Спешат грузовые, фырчат легковые. Торопятся, мчатся, как будто живые. Но, устали машины, отправим домой.

Дети садятся за парты и приступают к решению примеров и отгадыванию названия модели автомобиля (помощь оказываю, если она необходима).
После того, как дети решили примеры, то берут на столе учителя папку с новым ( геометрическим) заданием. Им необходимо начертить окружность радиусом 2 см и вырезать её. Потом собрать пазл (машина) и «примерить» летнюю резину. Задание – план – руководство в индивидуальной папке. Сложность и объём задания зависит от возможностей учащихся.
Кто первый выполнил задание – получает право выбирать себе приз от автосалона. (Все дети получают подарки).
Если осталось время, предлагаю сделать покупку автомобиля. Ребята выбирают себе машину на специально оформленном стенде, отсчитывают денежные купюры и монеты, делают покупку.
Поздравляю всех с покупками.
Подводим итоги урока – игры.
1. Что мы сегодня делали на уроке – игре?
- присчитывали по 3, начиная с 6;
- решали задачу;
- собирали пазл;
- чертили и вырезали;
2. Как вы думаете, эти задания пригодятся в жизни? Где?
- в магазине;
- на работе;


Благодарю детей за активную работу. Автосалон «Школьник – авто» закрывает свою работу.


Один из образцов примеров, данных для одного из учеников:
4 х 2 + 12 = т
42: 7 + 10 = о
0 : 5 + 11 = й
6 х 3 – 2 = о
7 х 7 – 29 = т
2 х 10 – 19 = а



Геометрический материал в индивидуальной папке:


Сложи бумагу по линии сгиба.
Начерти окружность радиусом 2 см. Это будут колёса для твоей машины.
Вырежи их.
Собери автомобиль из пазлов.
Приложи колёса, которые ты вырезал.
Ответь на вопрос: походят ли вырезанные тобой колёса для автомобиля?






Образец пронумерованного алфавита:

А- 1 Й – 11 У – 21 Э – 31
Б – 2 К – 12 Ф – 22 Ю – 32
В – 3 Л – 13 Х – 23 Я – 33
Г – 4 М – 14 Ц – 24
Д – 5 Н – 15 Ч – 25
Е – 6 О – 16 Ш – 26
Ё – 7 П – 17 Щ – 27
Ж – 8 Р – 18 Ъ – 28
З – 9 С – 19 Ы – 29
И – 10 Т – 20 Ь - 30

15