Разработка урока по истории на тему Русская культура второй половины XIX века. Передвижники. Урок-экскурсия в Третьяковскую галерею. (10 класс)


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
Русская культура второй
половины XIX века. Передвижники.
Урок-экскурсия в Третьяковскую галерею.
10 класс.
Урок подготовили:
Концевич Татьяна Александровна,
учитель МХК;
Белоброва Клавдия Михайловна,
учитель истории.
Мариинск, 2016Цель урока:
Познавательная: раскрыть факторы, которые оказали влияние на формирование русской культуры XIX века, познакомиться с важнейшими достижениями изобразительного искусства данного периода, показать своеобразие творчества великих художников этой эпохи, отметить характерные черты в творчестве передвижников, а также историческую и художественную ценность картин великих мастеров второй половины XIXв.;
Воспитательная: воспитание патриотизма, гуманизма, активной гражданской позиции на примере деятельности передвижников;
Развивающая: развитие навыков устной и письменной речи, умения анализировать, обобщать, делать сравнения, выводы.
Методы: метод интегрированного обучения, исследовательский метод, метод проектного обучения, икт.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, тетради.
Ход урока:
Вступление.
Учитель истории:
История нашего народа героическая и трагическая. Она нашла свое отражение и в произведениях русской культуры. Вспомним оперу Б. Мусоргского «Хованщина»(звучит музыка) Рассвет. Утро на Москве-реке. Лирические светлые нотки, а потом нарастают тревожные звуки, предвещая что-то трагическое. Наша история и величественная. Удивительный памятник создал Этьен Фальконе «Медный всадник», на котором надпись: «Peter prima Ekaterina sekunda».
Петр I на вздыбленном коне, удерживает его над пропастью. Конь символизирует Россию. Если поразмышлять над сюжетом, что надо сделать, чтобы не попасть в пропасть? Надо сделать рывок вперед. И Россия сделала этот рывок в XIX веке. Русская культура в XIX веке впервые в истории нашего государства получает мировое признание. XIX век вошел в русскую культуру как золотой век. А русское изобразительное искусство сделает такой рывок во II половине XIXв. – это передвижники. Не до того, не после передвижников такого взлета в живописи уже не будет. Почему? Какие факторы определили данный период? В чем своеобразные черты живописи передвижников?
На эти вопросы постараемся ответить в конце урока.
Учитель МХК: мы приглашаем на экскурсию в Третьяковскую галерею. (представление участников экскурсии). С информацией о Третьяковской галерее выступит Янов Иван.
(сообщение обучающегося)
Учитель МХК: В 1863 году произошел скандал в Академии художеств, ее выпускники отказались выполнять дипломные работы на мифологические сюжеты скандинавских стран, мотивируя тем, что в России есть достойные темы для творчества художников. Академия отказалась удовлетворять требования своих выпускников, они покинули Академию, создали в 1870 году Товарищество передвижных выставок.
Справка о передвижниках. ( с информацией выступает обучающийся)
Учитель МХК: Руководителем Товарищества передвижников являлся И.Н. Крамской.
И.Н. Крамской (мини-проект обучающегося)
Учитель истории: В 1861 году произошел публичный скандал по поводу картины В.Г. Перова «Сельский крестный ход на Пасхе»
В.Г. Перов (мини-проект обучающегося)
Учитель истории: А сейчас я вам предлагаю перейти в Репинский зал. Репин является вершиной искусства передвижников.
И.Е. Репин (мини-проект обучающегося)
Учитель истории: Наиболее ярко русская история предстает перед нами в полотнах картин В.И. Сурикова.
В.И. Суриков (мини-проект обучающегося)
Учитель МХК: Певцом леса называли Шишкина И.И.
И.И. Шишкин (мини-проект обучающегося)
Учитель МХК: Никто лучше Исаака Левитана не воспел красоту средней полосы России.
И.А.Левитан (мини-проект обучающегося)
Учитель истории: Все мы с детства знакомы с творчество В.М. Васнецова по иллюстрациям к сказкам: «Богатыри», «Витязь не перепутье» и др.
В.М. Васнецов (мини-проект обучающегося)
Учитель истории: Поворотным моментом, изменившим отношение публики к работам художников передвижников, явилась картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели».
А.К Саврасов (мини-проект обучающегося)
Учитель МХК: Известным художником-портретистом был Валентин Серов. Его портреты отличаются душевность, особым лиризмом.
В. А. Серов (мини-проект обучающегося)
Учитель МХК: В. Верещагин – художник баталист. В его картинах мы видим не только сцены сражений, но и философское осмысление происходящих событий.
В. Верещагин (мини-проект обучающегося)
Учитель истории: Настало время, когда мы сможем ответить на вопросы, поставленные в начале урока.
Что отличает творчество передвижников?
Ответы учащихся:
Любовь к Родине;
Любовь к родной природе;
Близость к народу;
Гуманизм;
Ненависть к войне, насилию.
Какие факторы оказали влияние на формирование культуры II половины XIX в.?
Победа в войне 1812 способствовала росту национального сознания;
Общественное движение 60-70-х годов. Народничество. Отражение идей народников мы видим в картинах художников;
Тяжелое положение народа вызывало сочувствие у художников;
Контраст между нищетой народных масс и роскошной жизнью обитателей дворцов, вызывал протест в рядах интеллигенции;
Реформы 60-х годов XIXв. всколыхнули русское общество. Передвижники также хотели выразить свое отношение к происходящему.
Учитель МХК: А теперь закрепим полученные знания, заполнив данную таблицу. Установите соответствие:
Имя художника Картины
А. И. Крамской 1. «Грачи прилетели»
Б. В. Верещагин 2. «Утро стрелецкой казни»
В. В. Васнецов 3. «Владимирка»
Г. И. Левитан 4. «Незнакомка»
Д. И. Репин 5. «Арест пропагандиста»
Е. В. Серов 6. «Девочка с персиками»
Ж. В. Перов 7. «Корабельная роща»
З. И. Шишкин 8. «Тройка»
И. В. Суриков 9. «Богатыри»
К. А. Саврасов 10. «На Шипке»
Учитель МХК: сверим полученные результаты.
А-4 Е-6
Б-10 Ж-8
В-9 З-7
Г-3И-2
Д-5К-1
Учитель истории: Оценка деятельности обучающихся.
Учитель МХК: Подведение итогов урока.
Домашнее задание: Коллективное творческое задание: подготовить один вопрос к викторине «Творчество передвижников». Рекомендуемая литература. О Туберовская «В гостях у картин», альбом «100 великих русских художников», М-2008, интернет-ресурс.