Нетрадиционные формы урока как способы активизации познавательной деятельности учащихся


ЛАГОШИНА С. Н., учитель начальных классов.
МКОУ СОШ № 8 с. Благодатное
ВЫСТУПЛЕНИЕ по теме: «Нетрадиционные формы урока как способы активизации познавательной деятельности учащихся. Применение на уроках структур Сингапурской методики». Обмен опытом.
Данная работа осуществляется на основе внедрения программы профессионального развития «Преобразование обучения для XXI века» и направлена на выявление наиболее эффективных методик и образовательных технологий. Программа разработана Сингапурской компанией «EducareInternationalConsultancy»
Преподавание по этой методике сводится к своеобразной игре, в которой принимают участие все ученики и где наряду с закреплением изученного материала и повторением пройденного, в процессе чего активно развивается устная речь, воспитывается еще и чувство уважения друг к другу. То есть, лидеров нет, все равны. Такой метод нравится и самим ребятам, а учителям он помогает правильно распределить время и в ходе одного занятия проверить знания всех учащихся. . После ознакомления с новой системой преподавания сразу же стала применять некоторые ее элементы на практике: рассаживаю учеников по четыре человека, делю их на группы.
Таким образом, ребята работают в команде, при ответах на вопросы – устные или письменные – высказывают свои мысли, и, что немаловажно, помогают слабым.
Но самое главное, на мой взгляд, заключается в том, что учитель вместе с учениками должен теперь посмотреть на образовательный процесс по-иному: преподавателю следует практиковаться в использовании новых структур, а самим учащимся – учиться самостоятельно думать, отвечать на поставленные вопросы, дополняя друг друга, обмениваться мнениями. Замечу: данная методика не требует изменения хода всего урока, она предусматривает применение лишь одного-двух элементов методики, которые вправе выбирать сам учитель. Причем их можно использовать и на классных часах, и на внеклассных мероприятиях, и даже на различных праздниках, вечерах.
– Могу с уверенностью сказать, что уроки с использованием предложенных нам структур довольно интересные и познавательные. Работа в группе по четыре человека, в паре с партнером «по плечу», «по лицу» прослеживается в большинстве используемых учителями структур. Их можно применять на различных этапах урока, особенно когда идет повторение домашнего задания и закрепление темы: при общении со своими партнерами учащийся вынужден несколько раз повторить материал, что способствует его отработке и усвоению.
На уроках математики я считаю, что многие обучающие структуры вводимой методики подходят для объяснения нового материала, а также при повторении и обобщении тем на уроках математики.
– При этом, хорошо развивается математическая речь, логическое мышление.
– Использование обучающих структур сингапурской методики на различных этапах урока считаю приемлемым. Детям интересно. С большим удовольствием готовят они вопросы для своих одноклассников, общаются. Да и перемещение по классу во время урока, поиск партнера для сотрудничества оказывают положительное влияние на весь ход обучения.
На своих уроках использую структуры ХАЙ-ФАЙ (сигнал тишины),СИНГЛ РАУНД РОБИН( обсуждение в команде возможные варианты решения,1раз по кругу каждый участник предлагает пути решения заданий в течение 2-х минут.Начинает участник №4,потом №3,№2,№1 У каждогоиз вас есть по 30 секунд времени.(Ставлю таймер).Начали, время пошло.СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЕЙБЛ (работа с карточками по кругу), КУИЗ КУИЗ ТРЭЙД (Опроси, опроси, поменяйся карточкой) и СТЕ ЗЕ КЛАСС (Собери как можно больше мнений учащихся класса),КЛОК БАДДИС(друзья по часам),МИКС ФРИЗ ГРУППпод музыку передвигаются по классу, дети замирают и слушают вопрос. Ответ на вопрос будет, какое-то число),РЕЛЛИ РОБИН(2 участника предлагают свои варианты, говорят по очереди,КОНЭРС(углы).
В своей работе использую видеоролики, слайды, печатный материал.
В практике преподавания похожие элементы использовались нами и ранее: это работа в парах, подготовка вопросов по тексту, опрос товарищей и т.д. Теперь они представлены в новой форме и имеют новые термины.