Педагогический опыт «Ученический проект, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»


Муниципальное автономное образовательное учреждение «Холмогорская средняя школа имени М.В. Ломоносова»
Педагогический опыт
«Ученический проект, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»
Автор работы:
Апичина Ирина Викторовна, учитель начальных классов
с. Холмогоры
2015 г.
Содержание
Теоретическая интерпретация опыта ………………………………. 3
Педагогический опыт………………………....................................... 6
Список использованных источников ……………………………….12
Приложения …………………………………………………………. 13
Теоретическая интерпретация опыта.
«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность».
Бернард Шоу
Актуальность.
Актуальность метода учебных проектов связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике. Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия.
Ценность метода проектов обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. В ФГОС НОО особое место отводится проектной деятельности.Поэтому в базисный учебный план внесены дополнения о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.
Работая над проблемой активизации познавательной деятельности учащихся, развитием их творческих способностей, я убедилась, что особое внимание надо направлять на самостоятельное овладение знаниями учащимися. Метод проектов не что иное, как попытка моделирования жизни, который помогает активизировать учеников. У большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление создать свой проект – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок.
Требования ФГОС и желание работать по – новому определило мою тему по самообразованию «Ученический проект, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников» над которой я работаю четвёртый год.
Цель: создание условий для развития познавательной активности учащихся через проектную деятельность.
Задачи:
-обучающая: формировать умение работать с разными источниками информации, планировать свою работу, делать выводы, прогнозировать результат.
- развивающая: развивать познавательный интерес учащихся, самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении; развиватьинициативу, уверенность в свои силы; развивать умения применять знания на практике.
-воспитательная: воспитывать коммуникативные умения, добросовестное отношение к учёбе, расширение кругозора, коллективного взаимодействия.
Принципы:
- учёт возрастных особенностей учащихся;
- наглядности;
- научности обучения и его доступности;
- систематичности обучения и его связь с практикой;
- коллективного взаимодействия;
- сознательности, активности, творчества.
Работа над проектами постепенно стала складываться в систему, которая предполагает:
- создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;
- создание ситуации успеха для каждого учащегося;
- включение ученика в активную деятельность, коллективные формы работы;
- использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;
- использование проблемных ситуаций.
Использование проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволят каждому ребёнку раскрыть и реализовать творческий потенциал своей личности. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.
На мой взгляд, более важно не столько приобретениеконкретного результата проекта, а формирование умений самостоятельно творчески мыслить и мотивированно использовать изученные технологии на практике. Система обучения стала меняться с начальной школы, ведь именно здесь начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться, познавать мир.
Научность.
За последние годы в мире произошли значительные изменения приоритетов в образовании. Теперь основная задача образования: научить планировать свою работу для решения проблем в различных сферах жизнедеятельности. Одним из вариантов решения этой проблемы становитсяобращение к методу учебных проектов как технологии развития умений учиться в процессе учебной и внеурочной самостоятельной познавательной деятельности.
Учебный проект с точки зрения учителя - это целенаправленная деятельность по нахождению способа решения проблемы.
Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично полученный результат.
Хотя ценным в учебном проекте является не столько результат деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения.
Основатель метода проектов Джон Дьюи (идеи которого были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко) говорил: «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить» как нельзя лучше отражают моё понимание сущности метода проектов, потому что он позволяет найти «золотую середину» между теоретическими знаниями и практическими умениями.
Инновационность.
Обучение можно качественно изменить и сделать доступным для всех, если сделать поворот от запоминания и количественного набора знаний к организации мыслительной деятельности учащихся над знаниями для их понимания. Обучение в русле мыслительной деятельности позволят в несколько раз увеличить использование ресурсов и адекватно увеличить качество образования всех учеников. Новое знание должно объединяться, разъединяться, ассоциироваться с предыдущими и последующими знаниями. Каждый ученик, исходя из своей конструкции понимания, конструирует предложенные ему знания для себя в своём понимании. Повышается степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательная мотивированность. Развиваются социальные навыки школьников в процессе групповых взаимодействий. Приобретается детьми практический опыт исследовательско – творческой деятельности.
Метод проектирования позволяет развиваться мне, как педагогу эффективно решать важные задачи развития творческих способностей обучающихся. Скучное (обыденное) планирование работы можно превратить в творческий процесс, а каждую встречу с детьми сделать яркой и незабываемой.
В творчестве затрагиваются одновременно и интеллект, и чувства человека. Соединение двух аспектов – педагогического и психологического, дающие толчок быстрому накоплению социального опыта, и явилось определяющим в моём выборе направления работы.
Основной принцип проектного метода гласит, что исходным пунктом обучения должны служить детские интересы сегодняшнего дня.
Педагогический опыт.
Результативность.
Первым шагом в проектной деятельности стало написание педагогического проекта на тему «Реализация здоровьесберегающих технологий в режиме учебного дня». Следующим шагом стало выступление на районной педагогической конференции «Педагогическая надежда 2012» на тему «Красота, здоровье, гармония» (Приложение 1).
В процессе создания этих проектов я приобрела необходимый опыт и навыки: выявление проблемы, постановка цели и задач, актуальность темы, отбор информации, планирование работы, прогнозирование результатов, подведение выводов. Познакомилась с видами (типами) проектов.
По доминирующей (содержанию) в проектной деятельности выделяют: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие проекты:
- по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
-по месту проведения: урочные, внеурочные;
-по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения); все возможные темы можно условно распределить на три группы: фантастические, экспериментальные, теоретические.)
- по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные.
Полученные знания мне помогли в проверке ученических проектов в качестве рецензента. Такой опыт позволил мне начать проектную деятельность с учащимися моего класса.
Работу над проектами организую в трёх направлениях:
1. Работа с обучающимися на уроках.
2. Работа с обучающимися во внеурочной деятельности.
3. Работа с родителями.
Так как проектная деятельность дело для подавляющего большинства детей начальной школы новое, то работу я начала со знакомства с её структурой. Для этого использовала время урока, родительские собрания. Моя задача привлечь родителей к проектной деятельности детей. Это обусловлено несколькими причинами: во-первых, в силу своих возрастных особенностей учащиеся далеко не сразу обнаруживают способность быть абсолютно самостоятельными на всех этапах выполнения проектов, многие испытывают трудности в организационных, оформительских и технических вопросах. Во-вторых, объединение в совместном творческом процессе не только детей и педагога, но также и родителей особенно важно в ситуации широко распространённого сейчас дефицита внутрисемейного общения. В-третьих, существует разновидность семейных проектов, обладающих огромным развивающим потенциалом, и для их осуществления участие родителей просто необходимо.
Мною была разработана памятка для родителей по работе над проектом. Проведено родительское собрание на тему «Проектная деятельность в начальной школе», на котором я познакомила родителей с целями и задачами проектной деятельности, каждому выдала памятку «Роль родителей на этапах выполнения проекта» (Приложение 2). Совместная работа родителей и детей помогает им сблизиться, возникают доверительные отношения, и родители начинают осознавать важность исследований в развитии познавательной деятельности ребенка, а для многих из них поиск информации, выявление проблемы становится интересным и захватывающим делом. В семье совместно подбирают фотографии, выполняют несложные исследования, наблюдения, отбирают и систематизируют информацию для теоретического обоснования проектов (про цифры и вычислительные машины, исследуют, как возникли загадки), помогают ребенку готовить защиту своей работы. Многие проекты получаются интересными, так как это плодотворный совместный труд учителя - ребёнка - родителя.
Разрабатывая каждый проект, я выбираю один из обобщённых мною вариантов планирования, будь то внеклассная работа или урок. Сколько этапов будет включать тот или иной проект зависит от учебного предмета, темы и цели.
При использовании метода проектов в корне меняются отношения учитель-ученик. Занимаясь с детьми младшего школьного возраста, я на практике убедилась, насколько важно не упустить возможность использования ребёнком новых форм взаимодействия с педагогом и со сверстниками. В своей работе активно использую индивидуальные, парные и групповые формы работы. Групповые виды интеллектуальной работы стимулируют развитие мышления и, в частности, помогают генерировать идеи. Во взаимодействии создаётся атмосфера, стимулирующая совместную продуктивную деятельность. В группе поощряется высказывание любой идеи, какой бы странной на первый взгляд она не казалась. Ребёнок проявляет здесь себя и самоутверждается. Взаимодействие в группе даёт прибавку в скорости принятия решения. Групповую работу чередую с индивидуальной. В группе все думают вместе, а индивидуально размышляют в отдельности. Маленький конкретный проект младшего школьника может выступать именно тем «стёклышком калейдоскопа», из которых складывается общая картина – процесс экономического и экологического воспитания, процесс обоснованного и грамотного взаимодействия ребёнка с окружающей средой.
В учебниках, разработанных по новому государственному стандарту, предусматривается проектно-исследовательская работа после каждой изученной темы. Поэтому защита проектов входит в структуру урока, давая ребятам возможность активно участвовать в овладении новыми знаниями. От класса к классу количество проектов увеличивается, темы становятся сложнее. Учащиеся составляют проекты практически по всем учебным дисциплинам.
Работа по проектной деятельности началась в 1 классе и имела подготовительный этап. Совместно отрабатывали постановку цели и задач, составляли план работы над проектом. Самостоятельная работа учащихся заключалась в подборе информации по теме и в представлении её классу. Проекты, которые мы создавали в 1 классе – предметные, по форме индивидуальные и групповые, по продолжительности краткосрочные, по содержанию информационные, комбинированные. Ученики готовили информационное сообщение, сопровождали его иллюстрациями и собственными рисунками, поделками из разного материала. Мне было важно создать положительный мотивационный настрой у учащихся. Самым интересным для детей в этом возрасте считается то, что касается их самих. (то что им близко и понятно). Это их семья, класс, школа, дом, село, где они живут. Поэтому первыми стали проекты: «Моя малая Родина», «Моя семья» (Приложение 3), «Числа вокруг нас», «Дикие животные», «Осенний урожай» и другие. Результатом работы на этом этапе стало умение отобрать информацию по теме. Развивалась монологическая речь. Дети получили первый опыт работы в группе и первоначальные навыки защиты проекта (отвечать на вопросы одноклассников и учителя).
Во 2 классе целью проектной деятельности стало развитие умений у учащихся самостоятельно ставить цель и задачи по теме проекта, составлять план. Продолжилась работа, начатая в первом классе. Формами и способами в работе над проектами в урочной деятельности стали: учебная дискуссия, наблюдение по плану с элементами исследования, сообщения, экскурсии. Самыми интересными и увлекательными проектами для моих учащихся были «Оригами», «Математика вокруг нас. Узоры на посуде», «Красная книга», «Праздничный стол» (Приложение 4), «Рифма», «Города России». Результатом работы во втором классе стало умение обучающихся планировать свою деятельность, оценивать свою работу и работу одноклассников, формулировать цель и задачи. Формирование первых навыков самостоятельной работы с источниками позволило расширить их кругозор и как результат - 2 место в школьном конкурсе «Моя родословная» в номинации «Генеалогическое древо» (Приложение 5).
В 3 классе характер проектной деятельности перешел на другой уровень. Обучающиеся самостоятельно выбирали форму работы над проектом (индивидуально, в парах, в группах). Распределяли обязанности в группе, подбирали информацию по теме проекта, делали попытки формулировать выводы и подводили итоги своей работы. Наиболее содержательными и интересными проектами для обучающихся третьего класса стали: «Тайна имени», «Имена прилагательные в загадках», «Кто нас защищает», «Школа кулинаров» (Приложение 6), «Детская площадка». Проведены классные конкурсы «Лучший предметный проект». Победители конкурсов соревновались между собой, чтобы представлять наш класс на ученических Ломоносовских чтениях в 2015г. Результатом работы стало умение обучающихся самостоятельно организовывать свою работу, распределять обязанности, формулировать выводы и работать над долгосрочными проектами. Повысился интерес к изучению школьных дисциплин. Дети более активно стали принимать участие в предметных олимпиадах различного уровня: «Чемпионат по русскому языку и языкознанию», «Чемпионат по математике», «Кенгуру, «Человек и природа», «ЯэнциклопедиЯ».
В четвёртом классе проектная деятельность перешла на новый этап развития. Идет дальнейшее накопление представлений и опыта проектной деятельности. Проектная деятельность в основном носит исследовательский характер, происходит осознание логики исследования и развитие исследовательских умений детей. Учащиеся самостоятельно ставят цель и задачи, намечают план действий и сроки, выбирают формы и способы работы и определяют источники информации. Решают, как будет оформлен сам проект и что будет являться его продуктом. На данной ступени обучения младшим школьникам предлагается широкий выбор тем исследований, среди которых они выбирают наиболее интересную и значимую для них. В ходе работы над проектом обучающиеся проводят анализ теоретических данных, сравнивают различные точки зрения, формулируют выводы и оформляют результаты своего исследования в виде буклетов, плакатов, макетов, слайд-шоу, готовятся к презентации (защите) своего проекта. У моих учеников формируется ряд коммуникативных умений (высказывают свою точку зрения, учатся слушать и слышать других, договариваются друг с другом, уважительно относятся к позиции другого). В четвёртом классе мы выполнили проекты «Похвальное слово знакам препинания», «Числа вокруг нас», «Всемирное наследие». (Приложение 7). Последняя работа оказалась самой интересной для ребят.
Проектная деятельность помогает мне организовывать и внеурочную деятельность с учащимися. Умение спланировать работу, распределить обязанности, достичь цели помогает моим ученикам в подготовке и проведении классных и школьных мероприятий: создавали коллективные проекты к конкурсу снежных фигур «Снежная фантазия» и конкурсу «Лучший классный уголок» (Приложение 8). Важным результатом всей работы стало участие моей ученицы Гаврись Александры в школьных ученических Ломоносовских чтениях в ноябре 2015г., где она представила свой проект «Знаки препинания» и заняла 2 место (Приложение 9).
Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому ученику, что его работа важна для группы, в которой он работал, и для всего класса, для учителя и родителей. Моим учащимся нравятся проекты, которые носят комплексный характер, так как дают возможность выбрать деятельность по своим личным интересам. Проектная деятельность формирует у учащихся коммуникативные умения. Групповая работа позволяет не бояться ошибаться, создает условия для более широких контактов, положительно влияет на микроклимат в классе. Дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. Я смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, олимпиадах. Никто не остался равнодушным. Об этом говорят наши результаты:
Мероприятие Фамилия, имя ученика Результат
Международный математический конкурс «Кенгуру» Кочкина Вероника 2 место в школе
Конкурс«Человек и природа» Гаврись Александра 1 место в школе
Всероссийский молодежный чемпионат по русскому языку и языкознанию Кочкина Вероника 2 место в школе
Всероссийский молодежный чемпионат по математике Кочкина Вероника 2 место в школе
Международный конкурс по основным школьным предметам «Я - энциклопедиЯ» Грицкевич Алёна
Рашев Антон Диплом 1 степени
Диплом 3 степени
Московская онлайн олимпиада по математике «Олимпиада +». Пятнова КаринаДиплом победителя
Для меня выстроился четкий план работы над проектом. Его можно представить в виде схемы.
Этапы проектной деятельности


Целеполагание: моя помощь ребёнку в выборе наиболее актуальной и посильной для него задачи на определенный отрезок времени.


План деятельности по достижению цели (задачи):


Консультации педагога (родителей) для детей;


Работа с источниками информации;

Использование технических средств, оборудования и другие;

Практическая часть.


Подведение итогов. Защита проекта.


Практическое применение продукта проекта в жизни (по возможности).


В результате работы я поняла, что суть проектной деятельности состоит из поиска решения разнообразных учебных и практических задач, самостоятельным овладением знаниями.Я научилась организации и планированию своей работы, совмещению инновационных педагогических технологий.
Анализируя работу по учебному проектированию за 3 года, я пришла к выводу, что проектная деятельность важна и для детей.Она активизирует их познавательную деятельность, способствует формированию творческих способностей, готовит к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир, способствует формированию активной жизненной позиции.
Я согласна с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому «проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим «видам прямого или косвенного обучения»». Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.
«Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог это обязан делать» А.С. Макаренко.
Список использованных источников:
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9
Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, №1, 2000.
Шлинке Т. Н.Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся. Начальная школа. 2008.
Приложения.
Приложение 1.
Результат участия на районной педагогической конференции «Педагогическая надежда 2012».

Приложение 2.
Памятка для родителей:
«Роль родителей на этапах выполнения проекта».
Этапы проектной деятельности Возможные действия родителей
Выдвигаются первоначальные идеи. Помогите ребенку выдвинуть как можно больше идей, записывайте их на лист бумаги. Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей - тем больше выбор.
Выбирается и формулируется тема проектной работы. Помогите выбрать лучшую идею и обосновать выбор.
Формулируется задача проекта. Может потребоваться помощь в правильной формулировке.
Разрабатывается план выполнения проекта. Помогите спланировать работу с учётом занятости вашего ребенка.
Обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта. Обдумайте с ребенком возможные результаты.
Определяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения. Разбейте объём работ на небольшие части и определите срок выполнения каждой.
Распределяются обязанности между участниками проектной группы. Может потребоваться разъяснение обязанностей.
Изучаются источники и литература по теме проекта. Посодействуйте в посещении библиотеки.
Собирается и обрабатывается информация по проблеме. Помогите ребенку в нахождении разнообразных источников информации.
Готовятся выводы, которые сопоставляются с задачами проектной деятельности. Может потребоваться помощь в подготовке выводов, грамматический и стилистический контроль.
Оформляются результаты работы, и готовится отчет. Подскажите основные правила оформления документов.
Проект готовится к презентации. Помогите прорепетировать выступление.
Публичная презентация проектной работы. Присутствуйте на защите. Поддерживайте ребёнка, у вас есть повод гордиться им.
Анализируется работа, проделанная в течение проектного периода. Обсудите вашу совместную работу, подумайте, что можно было сделать по-другому.
Помогая ребёнку, помните: главное действующее лицо – ваш ребенок! Вы являетесь только помощником, консультантом, техническим секретарём проекта!
Приложение 3.
Проект «Моя семья» (индивидуальный, средней продолжительности).
Обучающие представили свой проект в виде презентации, где рассказали о всех членах своей семьи. Так как ребята еще не имеют навыков работы на компьютере, презентацию составляли родители и дети совместно.


Приложение 4.
Проект «Праздничный стол» (групповой, краткосрочный).
Ребята разделились по группам с помощью цветовых табличек. Придумали название своей группе. Выбрали ответственных. Внутри каждой группы шло обсуждение композиции. Ответственный распределил обязанности в группе. Ребята применили своё творчество и навыки работы с пластилином и стали изготовлять изделия. Ответственный соединил все изделия группы в общую композиции праздничного стола. Результатом проекта «Праздничный стол» стали композиции, изготовленные каждой группой.


Приложение 5.
Результат участия в школьном конкурсе «Моя родословная» в номинации «Генеалогическое древо».

Приложение 6.
Проект «Школа кулинаров» (парный, краткосрочный).
Учащиеся приносили рецепты любимых блюд, рассказывали о них. На уроке попробовали самостоятельно приготовить блюдо. Работа была организована в парах. Любимым блюдом оказался салат.


Приложение 7.
Проект «Всемирное наследие» (индивидуальный, средней продолжительности).
На уроке окружающего мира в разделе «Земля и человечество» учащиеся ознакомились с темой «Сокровища Земли под охраной человечества». Узнали о том, что на Земле есть огромное количество исторических объектов, которые необходимо сохранять. Кратко ознакомились с некоторыми из них. Ребят очень заинтересовала эта тема и они решили выполнить проект. Каждый выбрал наиболее интересную для него тему. У моих ребят получили очень интересные и значимые проекты.


Приложение 8.
Результат участия в конкурсе снежных фигур «Снежная фантазия» и конкурсе «Лучший классный уголок».



Приложение 9.
Результат участия моей ученицы Гаврись Александры в школьных ученических Ломоносовских чтениях в ноябре 2015г. с проектом «Знаки препинания».