Методическая разработка на тему: Новые информационные технологии в обучении биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся 6-7 классов


Муниципальный этап Всероссийского конкурса
«Учитель года России»











«Новые информационные технологии в обучении биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся 6-7 классов»



Методическая разработка






Кузнецова Наталья Михайловна
учитель биологии
МОУ Первомайская средняя
общеобразовательная школа
с. Кукобой Первомайского МР
Ярославской области









с. Кукобой, 2014






СОДЕРЖАНИЕ


Стр.


ВВЕДЕНИЕ. Актуальность темы. Цели и задачи.


3

ГЛАВА 1. Теоретические подходы к активизации познавательной деятельности на основе новых информационных технологий.


1.1. Информационные технологии в образовании

4

1.2. Пути активизации познавательной деятельности: способы, методы, приемы.
6

ГЛАВА 2. Методические условия использования новых информационных технологий с целью активизации познавательной деятельности в процессе обучения биологии.
8


2.1. Активизация познавательной деятельности до применения ИКТ.
8

2.2. Направления работы по использованию ИКТ для активизации познавательной деятельности учащихся.
11

Реализация ИКТ на уроках биологии в 6-7 классах.


Применение ИКТ во внеурочной и внеучебной деятельности.


Подготовка к аттестации (ЕГЭ).



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

18


























 « К детям надо относиться бережно, и больше всего следить за методикой своей работы. Следует искать лучших способов, возбуждать внимание в детях и поддерживать их любознательность, пытливость ума, дерзание творчества».
(К.Э. Циолковский)

Введение.
Актуальность темы. Цели и задачи.
Наталья Михайловна, где мы сегодня занимаемся, у себя или в компьютерном? А сегодня мы будем работать на компьютере? А инфузорию посмотрим? А тесты будут? – эти и подобные вопросы с утра звучат вокруг меня, и это не может не радовать. Значит, дети ждут мои уроки, значит им интересно
Для меня одна из важнейших задач – развитие у учащихся глубокого интереса к теоретическим и практическим знаниям по биологии, обладать которыми, несомненно, должен каждый человек. В связи с этим особое значение приобретает проблема активизации познавательной деятельности учащихся.
Активная познавательная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности – это не только решение вопроса о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от этого зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активными для достояния школьников. Многочисленными исследованиями доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что «учение, все взятое принуждением и силой воли», едва ли будет способствовать созданию развитых умов. Развивающим и воспитывающим современное обучение может быть только при максимальной активизации познавательной деятельности учащихся. Поэтому большое значение имеет умение учителя активизировать, побуждать, стимулировать, направлять своих учеников.
С древних времен педагоги задаются вопросами: каким образом активизировать деятельность учащихся на уроке? какие методы и технологии обучения применять, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников? Важная роль в решении этой проблемы, на мой взгляд, отводится новым информационным технологиям.

Цель методической разработки: дать теоретическое и практическое обоснование актуальности применения информационно-коммуникационных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся в изучении школьного курса биологии.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
изучить методическую литературу по данной теме;
раскрыть сущность информационно-коммуникационных технологий;
рассмотреть теоретические аспекты активизации познавательной деятельности;
обобщить собственный опыт применения информационно-коммуникационных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся;
разработать методические материалы для работы по формированию познавательной активности у учащихся через применение средств ИКТ.
Методы исследования: изучение литературы по данному вопросу, опрос и анкетирование учащихся, анализ результатов диагностического обследования, наблюдения в ходе уроков, анализ результатов образовательно-воспитательного процесса.







ГЛАВА 1. Теоретические подходы к активизации познавательной деятельности на основе новых информационных технологий.

1.1. Информационные технологии в школьном образовании.
В научной и научно-методической литературе, посвященной проблемам образования часто встречаются такие выражения как «новые информационные технологии», «технологии компьютерного обучения», «информационные компьютерные технологии», «образовательные информационные технологии» и др Приход в школы новых аппаратных, программных, коммуникационных средств постепенно привел к вытеснению термина «компьютерные технологии» понятием «информационные технологии». [1]
Информация – все те сведения, которые уменьшают степень неопределенности нашего знания о конкретном объекте.
Информационная технология – совокупность методов, производственных и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения надежности и оперативности.
Под информационными технологиями понимаются процессы накопления, обработки, предоставления и использования информации с помощью электронных средств. Они характеризуется средой, в которой осуществляются, и компонентами, которые она содержит:
техническая среда (вид используемой техники для решения основных задач);
программная среда (набор программных средств для реализации ИТО);
предметная среда (содержание конкретной предметной области науки, техники, знания);
методическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности и др.).
Основу современных ИТ составляют:
компьютерная обработка  информации по заданным алгоритмам;
хранение больших объемов информации на машинных носителях;
передача информации на любое расстояние в ограниченное время.
Согласно классификации педагогических технологий, информационные технологии относятся к классу технологий по ориентации на личностные структуры, целью которых является формирование знаний, умений и навыков учащихся через личностно-ориентированный подход в обучении, позволяющий качественно повысить уровень познавательного интереса у школьников (по Селевко Г.К.). [9]
Влияние ИКТ на образовательные процессы
Сегодня выделяют два основных направления влияния ИКТ на образовательные процессы:
1.    Внедрение дистанционного обучения, которое базируется на новых методах организации процесса обучения.
2.    Применение ИКТ для повышения качества анализа, проектирования при построении традиционных форм обучения.
Педагогические цели использования информационных технологий:
1. Развитие личности
формирование информационной культуры (так называемой «компьютерной грамотности»)
развитие умений экспериментально-исследовательской деятельности
общая информационная подготовка пользователя
подготовка специалиста в определенной области
2. Интенсификация учебно-воспитательного процесса
активизация познавательной активности учащихся
повышение эффективности и качества обучения
углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки.

Методические задачи, решаемые средствами информационных технологий:
Визуализация знаний
Моделирование объектов, процессов и явлений
Создание и использование информационных баз данных
Доступ к большому объему информации, представленному в занимательной форме, благодаря использованию средств мультимедиа
Формирование умений обрабатывать информацию при работе с компьютерными каталогами и справочниками
Осуществление тренировки и самоподготовки
Усиление мотивации обучения (игры, средства мультимедиа)
Развитие определенного вида мышления (например, наглядно-образного)
Формирование культуры учебной деятельности
Высвобождение учебного времени
Без использования ИКТ в учебном процессе трудно представить современные уроки. Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися, а самое главное – развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся.

1.2. Пути активизации познавательной деятельности учащихся: способы, методы, формы.
Учебно-познавательная деятельность учащихся в школе - необходимый этап подготовки молодого поколения к жизни. Это деятельность особого склада, хотя структурно и выражает единство с любой другой деятельностью. Учебно-познавательная деятельность – это направленность учебной деятельности на познавательный интерес. [23]
В своей учебно-познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельности, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе межсубъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании - главная задача всего учебного процесса.
Сущность активной учебно-познавательной деятельности определяется компонентами: интерес к учению; инициативность; познавательная деятельность.
Обучение. Познавательная деятельность. Познавательная активность.
Обучение как «система организации способов передачи индивиду общественно-исторического опыта, выработанного в процессе социальной практики: знаний, умений, способностей, видов и способов деятельности в нормативных для конкретно-исторических условий показателях» есть самый важный и надежный способ получения систематического образования. [20]
Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.).
Отношение учащихся к учению обычно характеризуется познавательной активностью.
Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. [21]
В структуре активности выделяются следующие компоненты:
готовность выполнять учебные задания;
стремление к самостоятельной деятельности;
сознательность выполнения заданий;
систематичность обучения;
стремление повысить свой личный уровень и другие.

В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает умение учителя активно руководить их познавательной активностью. С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся. Это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности. Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе.
Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся. Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны: отстаивать свое мнение; принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; ставить вопросы своим товарищам и преподавателям; рецензировать ответы товарищей; оценивать ответы и письменные работы товарищей; заниматься обучением отстающих; объяснять более слабым учащимся непонятные места; самостоятельно выбирать посильное задание; находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы); создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий; решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью.
Принципы активизации познавательной деятельности учащихся
Принцип мотивации
Принцип проблемности
Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач
Принцип индивидуализации
Принцип исследования изучаемых проблем
Принцип взаимообучения
Принцип самообучения
Способы активизации познавательной деятельности
Опора на интересы учащихся и одновременно формирование мотивов учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы, профессиональные склонности;
Включение учеников в решение проблемных ситуаций, а проблемное обучение, в процессе поиска и решения научного и практических проблем;
Использование дидактических игр и дискуссий;
Использование таких методов обучения, как беседа, пример, наглядный показ;
Стимулирование коллективных форм работы, взаимодействияе учеников в учении.
В активизации познавательной деятельности учащихся большую роль играет умение учителя побуждать своих учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных положений. В средних и старших классах этот прием является действенным стимулом познавательной активности учащихся.


Методы активизации познавательной деятельности учащихся.
Наиболее эффективны для активизации познавательной деятельности учащихся:
Метод проблемного обучения
Метод алгоритмизированного обучения.
Метод эвристического обучения.
Метод исследовательского обучения.
Методы опережающих домашних заданий.
Метод глассирования.
Метод Дельфи.

Приемы активизации познавательней деятельности
Наглядность и иллюстративность
Самостоятельная работа учащихся на уроках
Проблемная ситуация
Эвристическая беседа
Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера. Например: программированные задания, тесты. [3]
Активация учения учащихся должна рассматриваться учителем не как усиление деятельности, а как мобилизация с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учеников на достижение конкретных целей обучения и воспитания.
При выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего, стремится к продуктивному результату. При этом от учащихся требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося. Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельность учащегося не может сводится только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У учащегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения и, конечно же, пополняется профессиональный багаж. Вот почему активизация учебно-познавательной деятельности в учебном процессе имеет столь важное значение.
















ГЛАВА 2. Методические условия использования новых информационных (компьютерных) технологий с целью активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии.
2.1. Активизация познавательной деятельности школьников до применения ИКТ.
Традиционная система обучения существует почти 400 лет. Именно ее основатель – Я.А. Коменский разработал систему обучения, которая способствовала формированию у учащихся качеств необходимых в условиях жизни того времени. К поколениям XX века практически предъявлялись те же требования, они так же имели возможность заниматься в течение всей жизни одной профессией.
Но именно в XX веке произошли глобальные изменения в науке и общественной жизни; резко возрос поток информации, человек стал жить в совершенно других скоростях. Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принимать решения в постоянно меняющейся ситуации.
Понимая все это, в школе у учащихся мы наблюдаем снижение познавательной деятельности, интереса к учению и, как следствие, снижение результатов обучения.
Проблема не нова. В 1998 году я провела опрос учащихся 6-9 классов, попросив ответить всего на один вопрос: «Что, по вашему мнению, является главной причиной снижения интереса к учению у современных школьников?» Приложение 1.
21% учащихся ответили – много задают на дом; трудно; большой объем материала;
12% – не нравится предмет;
17% – плохо понимаю; ничего не понимаю (чаще это были дети, пропустившие тему, а самостоятельно изучить не смогли);
50% ответили – не интересно; скучно на уроке.
Не скажу, что ответы меня шокировали, но заставили о многом задуматься, искать ответы на вечные вопросы: «Как заинтересовать детей своим предметом, сделать урок интересным, изучаемый материал доступным, объем изучаемого материала оптимальным, и притом сохранить научную глубину предмета?».
С проблемой низкой познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться, сталкивается каждый учитель.
Проанализировав ситуацию, пришла к выводу, что одной из причин снижения интереса к занятиям является однообразие уроков. Отсутствие повседневного поиска приводит к шаблону в преподавании, а это «убивает» интерес и ученика, и самого учителя.
Конечно, и раньше я старалась построить урок так, чтобы он был интересен для детей, но делала это спонтанно, не было четкой системы в преподавании (а теперь думаю и опыта), с этого момента стала работать целенаправленно. И в первую очередь существенно пересмотрела программы по предмету, формы, методы, приемы активизации познавательной деятельности.
Выбор программ в то время, да и сейчас достаточен. Я остановила свой выбор на программе авторского коллектива Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, Т.Е. Захаровой. Программа построена на новой содержательной основе – биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей и многомерности разнообразия уровней организации жизни, особенностей разных сред жизни на основе понимания биологии как науки и как явления культуры, представлен перечень лабораторно-практических работ, которые нацеливают на активное, деятельное изучение программного материала. В учебниках авторской программы Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, Т.Е. Захаровой значительная роль отводится методическому аппарату, который рассматривается как средство осуществления деятельностного характера процесса обучения. Каждая учебная тема заканчивается рубрикой «Проверь себя», в которой учащимся предлагается проверить свои знания и умения, ставятся проблемные вопросы на обсуждение и размышление, на обобщение, на поиск неточностей и высказанных положений, на выработку общеучебных и предметных умений. Все это, на мой взгляд, помогает ученикам развивать мышление и самостоятельность в суждениях по изучаемому материалу, активизирует познавательную деятельность учащегося на уроках и при подготовке домашнего задания.
Параллельно знакомилась с новыми образовательными технологиями, отрабатывала методы и приемы активной учебной деятельности.
Для повышения интереса к предмету и процессу обучения, использовала нетрадиционные формы уроков: КВН, игры-путешествия, «Счастливый случай», «Поле чудес», викторины. Они стали популярными среди учащихся, т. к. удовлетворяли естественную тягу детей к играм и разнообразным видам деятельности, пробуждали, поддерживали и развивали интерес к процессу обучения, к учебному предмету. Кроме того, они служили хорошим средством разрядки, снятия умственного напряжения и усталости, удачным способом переключения с одного вида деятельности на другой. Приложение 2
Стимулировало активную учебную деятельность использование на уроках учебной, научной и научно-популярной литературы. Приносила на уроки книги, делилась с ребятами своими впечатлениями о том, что прочитала сама, использовала отдельные отрывки из литературы во время урока. Дети живо откликались, у них появлялось желание самим прочитать и узнать что-то новое, интересное. Часто дети сами приносили свои, заинтересовавшие их книги, использовали их при подготовке сообщений, докладов, рефератов.
Часто использовала на уроках технологию КСО (коллективные средства обучения), техники РКМЧП, Дидактические и ролевые игры, Групповое обучение, Проектное обучение и др. Приложение 3
Проводила внеклассные мероприятия по предмету. Приложение 4
Интерес к предмету заметно вырос, что привело к росту образовательных результатов. Ежегодно учащиеся старших классов становились победителями и призерами районных олимпиад по биологии, успешно участвовали в областных олимпиадах и предметных конкурсах. Экзамен по биологии за курс основной школы выбирали 50-60% выпускников.
Но, со временем результаты обучения пошли на спад, особенно обострилась эта проблема в среднем звене.
И в 2003 году я вновь предложила свой вопрос учащимся 6-9 классов. Приложение1
И что же я увидела?
Из 63 учащихся:
18% – не интересно, скучно на уроке;
12% – не нравится предмет;
42% – много задают на дом; большой объем материала;
28% – плохо понимаю; трудно.
Несложный анализ анкеты показал, что мне удалось заинтересовать учащихся предметом, но все возрастающий объем изучаемого материала, сокращение учебных часов на изучение биологии сказались результатах обучения. Возникла острая необходимость поиска новых путей решения проблемы.
Т. И. Шамова в своей работе «Активизация учения школьников» пишет, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе. [21] Я пришла к глубокому убеждению в том, что каждый урок должен стать для ребят маленьким открытием, а процесс овладения знаниями должен осуществляться в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, совместного творчества учителя и учащихся. Здесь приемлемы различные формы, методы и средства обучения. Но, значит, методов, которые я использовала не достаточно для того, чтобы решить поставленную мною задачу. И я решила продолжить поиск современных методов активизации познавательной деятельности учащихся.
В 2004-2005 годах в нашу школу «пришли» первые компьютеры, заговорили об их всемогущей роли в активизации учебной деятельности, о новом воспитании и образовании. Как человек, стремящийся ко всему новому, задумалась о возможности использования ИКТ для решения проблемы снижения результатов обучения и с целью активизации познавательной деятельности учащихся. Большое влияние на меня оказало знакомство с программой «Intel» в 2004г., на которых мы – взрослые люди, постигали азы компьютерной грамотности.
В ГОУ ЯО «Институт развития образования» прошла курсы «Профильное обучение в старшей школе», КПК «Информационно-коммуникационные технологии в преподавании школьных курсов естественно-научных дисциплин». С этого момента идея использовать компьютерные технологии в образовательном процессе прочно утвердилась в моем сознании.
Чтобы начать действовать, нужно вновь изучать ситуацию. В чем же кроются причины снижения результатов обучения?
Не секрет, что академическая успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, то есть мотивацией.
Вот я и попыталась выяснить каковы мотивы учебно-познавательной деятельности школьников. В октябре 2007 года мною была проведена диагностика учащихся 6 класса «Определение мотивов учебно-познавательной деятельности школьников», тест Т.А. Мехрабяна в модификации М.Ш. Магомед-Эминова. Приложение 5
В ходе изучения удалось установить, что из 12 человек, у 79% учащихся преобладали социальные мотивы (мотивы благополучия, избегания неприятностей), а вот мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, оказались не такими значимыми. Показатель мотивации учебно-познавательной деятельностью низкий, всего 21%.
Выявляя наличие у учащихся интереса к познанию (модифицированный опросник «направленности личности» по В. Смекалу и М. Кучере), предложила им 5 уровней самооценки познавательной деятельности, для каждого из которых определен описательный ориентир (критерий). Приложение 6
Результаты исследования приведены в таблице:
Уровень самооценки
% учащихся

1 уровень «обладаю» - испытываю интерес к учебно-познавательной деятельности, моральное удовлетворение от самого процесса получения знаний

17

2 уровень «скорее обладаю, чем не обладаю» - испытываю интерес к учебно-познавательной деятельности, но зачастую не испытываю морального удовлетворения от самого процесса получения знаний.

17


3 уровень «скорее не обладаю, чем обладаю» - не всегда испытываю интерес к процессу получения знаний, чаще привлекает конечный результат – получение хорошей оценки.

41

4 уровень «не обладаю» - плохо представляю, есть ли у меня интерес к познанию, т.к. редко выполняю умственную работу с удовольствием.

8

5 уровень «затрудняюсь ответить» - у меня нет интереса к учебно-познавательной, я учусь, потому, что заставляют родители (боюсь отрицательного отношения к себе учителей, родителей, нет другого выхода и др.)

17


Таким образом, интерес к познавательной деятельности испытывали лишь 34% учащихся, испытывали моральное удовлетворение от самого процесса получения знаний – 17%. У 66% опрошенных интерес к познавательной деятельности низкий, что и явилось, на мой взгляд, основной причиной снижения образовательных результатов учащихся.
Исходя из анализа, пришла к выводу, что если не основными, то важными факторами повышения интереса к учебно-познавательной деятельности является создание ситуации новизны на уроках, актуальности и практической направленности изучаемого материала. В этом случае ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и от того относятся к ним с большим интересом, что позволяет  не только сформировать у учащихся определенный набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей.
Важную роль в решении этой задачи я отвела новым информационным технологиям. Сначала эпизодически, а затем все более системно, стала использовать их во внеурочной деятельности, а в последствии и на уроках.
2.2. Направления работы по использованию ИКТ для активизации познавательной деятельности.
Применение ИКТ в образовательно-воспитательном процессе на данный момент осуществляю в сведующих направлениях:
Учебная деятельность
Подготовка к ЕГЭ
Внеучебная и внеурочная деятельность

Реализация ИКТ на уроках биологии в 6-7 классах
При подготовке и проведении уроков стараюсь использовать разные компьютерные программы, с целью сделать урок познавательным, ярким, информативным и запоминающимся. Пакет Microsoft Office, обладающий широким спектром инструментов для передачи, сохранения и обработки информации, дает возможность развития коммуникативных умений учащихся. Если в 5, 6 классе используются текстовый редактор Word, графический растровый редактор Paint и Калькулятор, то в 7 и более старших классах используются и другие программы: Excel, PowerPoint, Publisher.
При планировании уроков учитываю специфику технологических условий в которых будет проходить урок, то есть будет только один компьютер или это будет целый компьютерный класс. От этого будет зависеть организация формы урока: либо это будет демонстрация для всего класса, либо – групповая или индивидуальная работа с тестирующим комплексом, лабораторной работой и прочее. Стараюсь организовывать обучение таким образом, чтобы все учащиеся были включены в активную творческую деятельность.
На своих уроках я применяю средства ИКТ на разных этапах:
При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал. Компьютер дает возможность демонстрировать организмы, их строение, жизнедеятельность и взаимоотношения с другими организмами. Использовать это можно на всех этапах урока, и при объяснении нового материала, и при закреплении, и для контроля знаний. Причем, на каждом этапе урока предоставляется возможность огромного выбора материала.
На этапе подготовки к уроку изучаю информационные и электронные ресурсы, оформляю их на носителях (электронных или бумажных).
На этапе изучения материала использую интерактивные модели, предметные коллекции, динамические схемы и таблицы, Интернет-ресурсы.
На этапе обобщения, закрепления знаний предлагаю учащимся для самостоятельного решения задачи, правильность которых они тут же могут проверить на компьютере.
Стимулом, повышающим творческую активность учащихся, может быть и форма проверки домашнего задания. Контроль знаний реализую в форме тестирования образовательных результатов, либо на компьютере, либо на бумажных носителях, также тестирование можно применять и на этапе повторения изученного материала, что значительно сокращает время, отведённое для повторения на уроке, способствует подготовке к внутришкольному мониторингу, олимпиадам по предмету, аттестации выпускников.
Формы организации уроков с использованием ИКТ.
Урок – объяснение нового материала.
На таких уроках я показываю фрагменты видеофильмов, анимационные модели, электронные фотографии, рисунки, схемы, графики, объекты живой природы и прочее. Видеофильмы, интерактивные модели позволяют показать объекты в развитии, изменении. Использование их делает возможным показать процессы и явления, которые недоступны непосредственному наблюдению, но очень нужны для более глубокого рассмотрения и усвоения материала. Это и процессы жизнедеятельности организмов, особенности их строения. Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок и позволяют организовать новые виды учебной деятельности. Например: урок в 7 классе по теме ВИРУСЫ Приложение 7
Урок – лабораторная работа. Очень большие горизонты открываются при использовании информационных технологий для проведения лабораторных работ. Ведь не всегда есть возможность изучить живые объекты; оставляет желать лучшего и материальное обеспечение кабинета, иногда нет элементарных реактивов для практической деятельности, да и просто из этических соображений. Для проведения таких уроков теперь часто использую материал дисков, и мы можем детально рассмотреть и изучить строение и особенности жизнедеятельности различных организмов. Так с помощью диска «Биология 6 класс. Живой организм» (мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина) провожу лабораторные работы «Действие слюны на крахмал» и «Действие желудочного сока на белки». Раньше эту работу я проводила практически, и она очень нравилась ребятам. В новом «исполнении» на проведение работы уходит меньше времени, и результат всегда очевиден, и ребятам нравится не меньше.
У учащихся 6 – 7 классов уже сложились определённые компетенции работы на компьютере. Учащиеся могут, следуя инструкции, выполнять работу, самостоятельно делать выводы. С помощью презентации «Плоды» учащиеся выполняют лабораторную работу «Плоды сухие и сочные», где знакомятся с особенностями строения плодов растений. Приложение 8
Урок обобщения и систематизации знаний. Для проведения данных уроков готовлю задания исследовательского характера, в форме самостоятельной творческой работы. Я предлагаю провести небольшое исследование, используя компьютерную модель, которая позволяет провести работу за короткое время. Эти уроки особенно эффективны, так как учащиеся получают знания в процессе самостоятельного исследования. Например, на уроке «Происхождение и многообразие пресмыкающихся» ученики ищут информацию о причинах вымирания динозавров и готовят сообщение о причинах вымирания Приложение 9
Урок контроля знаний. Использую активные формы уроков: урок-игра, семинар и др. Учащиеся готовят сообщения, доклады, мини-презентации, мультемидийные проекты, я выступаю в роли помощника в творческом процессе. В ходе уроков идет живая дискуссия, ребята анализируют, высказывают свои предположения при объяснении каких-то фактов, приводят доказательства, делают выводы. Приложение 10
Хороший эффект для закрепления и контроля знаний имеет самостоятельное решение задач в классе или дома при наличии компьютера, правильность которых учащиеся могут проверить поставив компьютерные эксперименты. Например, 6 класс «Строение клеток живых организмов» диск Биология 6 класс Живой организм Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина.
Контроль знаний также осуществляю и в тестовой форме:
на компьютере, результат оценивается автоматически (подготовка к ЕГЭ);
электронный или печатный вариант текста; оценивает учитель с
комментариями, работой над ошибками. Приложение 11
Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.
На своих уроках применяю следующие методические приемы использования мультимедиа.
1. Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс, остановить кадр и предложить продолжить дальнейшее протекание процесса, попросить объяснить процесс.
2. Использование компьютера учениками: при изучении текстового материала можно заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос.
3. Контроль знаний: тесты с самопроверкой.
4. Выступление школьников с мультимедийной презентацией развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.
Для организации занятий использую сетевые версии компьютерных программ, но часто готовлю свои презентации, а теперь и флипчарты к урокам. Работы, выполненные в данных программах - «произведение», сделанное собственными руками. Слайды можно назвать кирпичиками, из которых строится здание урока. На слайдах размещаются текстовые и/или информационные объекты: рисунки, фотографии, видеофрагменты, аудиозаписи, анимированные схемы, интерактивные элементы и др. Уроки становятся наглядными, информативными, интересными и запоминающимся. Его можно повторить с любого места, вернуться в наиболее сложную часть урока. Возможно вставить в урок видеофрагменты, анимацию, музыку, фотографии, схемы, графики и пр., по необходимости что-то менять, редактировать, совершенствовать. Презентация позволяет мне не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее, высказывать предположения, анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы.
В курсе биологии есть темы, которым не просто подобрать наглядность, которая должна не только иллюстрировать материал, но служить средством для лучшего его усвоения. Компьютер дает возможность демонстрировать организмы, их строение, жизнедеятельность и взаимоотношения с другими организмами, использовать их можно на любом уроке и на любом этапе урока. Современные средства мультимедиа дают нам богатый выбор для творческой работы. Уроки с использованием ИКТ позволяют усвоить сложный материал даже «слабым» учащимся.
Исходя из опыта работы, я пришла к выводу, что при обучении биологии использование компьютера наиболее эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического практикума.
Обзор информационных ресурсов
Сейчас создана серия образовательных программ, представляющих собой электронные учебные пособия по отдельным темам биологии. Они могут использоваться при изучении предметных курсов по любому из действующих школьных учебников. Применяю в 6-7 классах учебные диски УМК авторов Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, Т.Е. Захаровой. Диски серии предлагают альтернативную форму подачи материала, выполнения упражнений и контроля знаний. Программы этой серии являются незаменимыми помощниками для учителя. На уроках и элективах по биологии и во внеурочное время использую ЭОР по биологии, электронные энциклопедии Кирилла и Мефодия, «Уроки биологии 10-11», «Зоология» и «Ботаника», «Открытая биология» Физикон и др.
Предлагаю список изученных и используемых мной дисков с краткой аннотацией. Приложение 12
За последние 3-4 года значительно увеличилось число информационных ресурсов по всем школьным предметам. На серверах известных фирм производителей CD-дисков представлены проспекты новых программных продуктов для поддержки преподавания биологии. Некоторые из электронных учебников можно скопировать на сетевой диск и использовать в своей работе, либо сделать диск доступным для всех пользователей школьной сети. Это позволяет работать с учебными материалами одновременно нескольким учащимся, причём на каждом рабочем месте в своём темпе.
 Прекрасный материал для уроков размещен на сайтах: Единое окно доступа к образовательным ресурсам - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , Электронные ресурсы по биологии [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , Образовательные ресурсы в интернете [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и пр.

Применение ИКТ во внеурочной и внеучебной деятельности
Залог успеха - тесная связь учебной деятельности с внеурочной работой школьников. В моей деятельности, как учителя биологии, внеурочная работа занимает важное место.
Содержание внеурочной работы значительно выходит за рамки учебной программы и определяется интересами учащихся, что позволяет  значительно расширить и углубить знания, применять их в жизненных ситуациях. Для более эффективной работы я использую ИКТ:
для проведения занятий кружков;
для проведения элективных курсов по выбору;
для организации самостоятельной работы учащихся: выполнение самостоятельных домашних заданий (что способствует индивидуализации процесса обучения);
при подготовке учащимися творческих и исследовательских работ;
при подготовке детей для участия в интеллектуальных играх, олимпиадах;
в ходе дистанционного обучения (учащиеся с большим желанием принимают участие в заочных Интернет-конкурсах, викторинах, олимпиадах).
С 2003 года в школе действует кружок «Юные друзья природы». Мы проводим мониторинг окружающей среды, участвуем в акциях по облагораживанию территории школьного двора и дошкольных групп, очистке сельского парка, берегов реки, улиц села от мусора, выявляем несанкционированные свалки. Вместе с экологической комиссией при администрации села организуем рейды, во время которых проверяем состояние дворов, делаем фотографии. По итогам работы комиссии ежегодно присуждаются призы в номинациях: «Лучшее подворье», «Самая чистая улица села», которые вручаются на празднике села. Для учащихся школы организуем экологические игры, вечера – “День Земли”, “Сохрани природы красоту”. В последнее время популярной стала компьютерная игра «Угадай животное». Приложение 13
Интересными и познавательными для учащихся школы стали презентации проектов по природоохранной деятельности, такие как «Лес и человек», разработанный в рамках Всероссийского эколого-просветительского марафона «Зелёная планета» Приложение 14
На базе кружка сформирован экологический отряд «Истоки». Ребята – победители и призеры районного и областного конкурсов «Я выбираю жизнь» в номинации: рассказ «Мое увлечение», к которому оформляли компьютерные презентации. Приложение15 Традиционно кружковцы принимают участие во Всероссийском экологическом Форуме «Зеленая планета» и отмечены дипломами лауреатов II и III степени. Приложение15 Проекты «Школе зеленый наряд» и «Райский сад» учащихся 11 и 9 классов стали призерами смотра-конкурса на лучшее озеленение и благоустройство школьных территорий «Наш любимый школьный двор» в 2007 и 2011 году и отмечены дипломами Департамента образования и Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области. На X областном экологическом фестивале ребята представляли проект «Райский сад», а в 2011, 2012 году в номинации «Фоторепортаж» стали победителями конкурса, дипломами II и III степени отмечены агитплакаты по охране природы в 2012 и 2014 гг. В 2011 году во Всероссийском интернет-конкурсе «Школа Бельчонка Тима» - диплом III-й степени. Дипломами I и II степени награждены 10 участников IV Всероссийской предметной олимпиады по биологии. Приложение 16   Также мои воспитанники являются победителями районных конкурсов экологических агитбригад (с 2005 по 2014 гг.), призерами Областного детского экологического Фестиваля Приложение 17
Большой интерес вызывают у учащихся дистанционные конкурсы и интернет-олимпиады по биологии и экологии. С каждым годом растет количество участников среди учащихся 6-11 классов, что свидетельствует о наличии стойкого интереса к новой форме обучения, в 2006-2007 учебном году участие приняли 7% учащихся, в 2013-2014 году – 28%. На данный момент две группы учащихся школы активно участвуют в дистанционной эколого-биологической викторине, которую проводит Ярославский центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании. Приложение 18
Использование ИКТ открывает широкие возможности для организации внеучебной деятельности. Мероприятия становятся более зрелищными, интересными, привлекают большее число участников и зрителей. Ребята 7 класса подготовили школьный вечер «Зеленый уголок», где представили проект «Экология и фитодизайн классных комнат». Если бы это было обычное мероприятия, то вряд ли собрались зрители, а тут пришли учащиеся с 5 по 9 класс и даже родители некоторых учащихся. Мы попытались создать идеальную модель классной комнаты, ребята вынесли решение в конце года при подведении итогов определить самый лучший по оформлению и озеленению класс с вручением переходящего вымпела «Самый чистый класс» Приложение 19
В школе создан волонтерский отряд по профилактике употребления ПАВ «Корабль надежды». Волонтеры проводят конкурсы, викторины, КВН, классные часы, Вечера вопросов и ответов среди учащихся, распространяют профилактические листовки, буклеты. Но и сами активно учатся и развиваются. В областном лагере волонтеров по профилактике ПАВ в г. Ярославль в 2009 г. мои воспитанники стали победителями конкурса проектов «Символы и ритуалы волонтерского отряда». Призеры регионального Фестиваля волонтерских отрядов с фильмом «А что выбираешь ты?» в 2010г., в сентябре 2012 г. вновь победители областной Олимпиады волонтеров. Приложение 20
Ежегодно я провожу конкурс буклетов на тему «Здоровый образ жизни» Приложение 21 и районный Фестиваль волонтерских отрядов «Дорогою добра», вместе с воспитанниками мы разрабатываем проекты поведения мероприятия, готовим конкурсы, агитационный материал Приложение22.
В сентябре 2008 года мы создали школьное издательство, периодически выходит в свет газета Совета Старшеклассников «Школьный бум».
Вместе с детьми участвую конкурсах проектов «А вокруг меня Ярославия» «Формула счастья», Интернет-проекте «Учитель нашей новой школы» и пр. Работа проходит в атмосфере сотворчества учителя и учащихся, складываются доверительные отношения.
Такая организация работы имеет большое значение, прежде всего, для учащихся – непосредственных участников мероприятий, так как у них формируются такие умения и навыки, как излагать мысли в письменном виде, представлять информацию в виде графика, схемы, чертежа, написать конспект, доклад, отформатировать правильно текст электронного документа, вызвать интерес слушателей, читать внятно, быстро, осмысленно. Учащиеся получают навыки публичных выступлений, участия в дискуссиях, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и работать в команде, что предполагает учет различных точек зрения, умение анализировать их основания. А это невозможно без активной познавательной деятельности.

Подготовка к итоговой аттестации (ЕГЭ)
Еще одно направление применения ИКТ в моей работе – подготовка к ЕГЭ.
Начинаю подготовку не в 11-м, а с самых первых уроков биологии в 6 классе. За один год подготовки высоких результатов добиться невозможно. В структуру урока ввожу тестовый материал, который поможет сформировать у учащихся вышеперечисленные умения. Текущий контроль провожу в форме мини-контрольных работ в тестовой форме, проверяющих как знание так текущего материала, так и пройденного ранее.
В настоящее время разработано достаточно большое количество средств ИКТ, нацеленных на выявление уровня подготовленности учащихся. Я считаю, что наиболее эффективного использования компьютерных технологий в процессе выявления уровня знаний и умений можно достичь при построении целостной системы компьютерного контроля. В своей работе, я обращаю внимание на то, чтобы средства ИКТ, входящие в состав такой системы включали:
Охват всех периодов обучения;
Содержание различных форм, приёмов и способов;
Контроль за степенью достижения каждым тестируемым целевого уровня подготовки;
Поддержка всех этапов обучения: от целеполагания до оценочно-результативного этапа.
Работа по подготовке к ЕГЭ ведется и во внеурочное время.
Итоговая аттестация в форме ЕГЭ в школах области проводится с 2006 г. Средний балл по ЕГЭ за 2008-2012 гг. – 52 балла. Приложение23
Многие выпускники выбирают биологию в качестве профилирующего предмета для дальнейшего обучения в ВУЗах и СУЗах. На данный момент обучаются 5 человек.
Такая «ранняя» подготовка имеет и дополнительные положительные результаты. С 2008 г. в муниципальном туре олимпиады по биологии очень успешно участвуют обучающиеся 7-8 классов. Кроме того с каждым годом увеличивается количество участников предметных олимпиад по биологии и экологии школьного и районного уровней, большинство становятся победителями и призерами. Приложение24
На протяжении ряда лет  прослеживается положительная динамика результативности обучения.
Учебный год
Успешность обучения %
Уровень обученности %

2010-2011
69%
100%

2011-2012
67%
100%

2012-2013
69%
100%

2013-2014
71%
100%


Результаты стабильно высокие, а как обстоят дела с мотивацией учения,
В декабре 2008 г. я провела повторную диагностику учащихся 7 класса.
Диагностика мотивов учебно-познавательной деятельности школьников дала следующие результаты: из 12 учащихся, мотивированы учебно-познавательной деятельностью – 50%. Приложение 5
Уровень мотивации учебно-познавательной деятельностью у учащихся повысился, что свидетельствует о росте познавательной активности, активизации познавательной деятельности.
По результатам самооценки на наличие у учащихся интереса к познанию получили следующие результаты:
Уровень самооценки
% учащихся

1 уровень «обладаю» - испытываю интерес к учебно-познавательной деятельности, моральное удовлетворение от самого процесса получения знаний

33

2 уровень «скорее обладаю, чем не обладаю» - испытываю интерес к учебно-познавательной деятельности, но зачастую не испытываю морального удовлетворения от самого процесса получения знаний.

33


3 уровень «скорее не обладаю, чем обладаю» - не всегда испытываю интерес к процессу получения знаний, чаще привлекает конечный результат – получение хорошей оценки.

17

4 уровень «не обладаю» - плохо представляю, есть ли у меня интерес к познанию, т.к. редко выполняю умственную работу с удовольствием.

17

5 уровень «затрудняюсь ответить» - у меня нет интереса к учебно-познавательной, я учусь, потому, что заставляют родители (боюсь отрицательного отношения к себе учителей, родителей, нет другого выхода и др.)

0

Интерес к учебно-познавательной деятельности значительно повысился, 66% учащихся отмечают, что испытывают интерес, 33% из них испытывают моральное удовлетворение от самого процесса получения знаний. Нет ребят, отрицающих интерес к познавательной деятельности, произошел переход учащихся с низких уровней интереса на более высокие.
Сравнительная диагностика на ноябрь 2014 года в 6-7 классе (8 человек)
Уровень самооценки
% учащихся

1 уровень «обладаю» - испытываю интерес к учебно-познавательной деятельности, моральное удовлетворение от самого процесса получения знаний

50

2 уровень «скорее обладаю, чем не обладаю» - испытываю интерес к учебно-познавательной деятельности, но зачастую не испытываю морального удовлетворения от самого процесса получения знаний.

37,5


3 уровень «скорее не обладаю, чем обладаю» - не всегда испытываю интерес к процессу получения знаний, чаще привлекает конечный результат – получение хорошей оценки.

12,5

4 уровень «не обладаю» - плохо представляю, есть ли у меня интерес к познанию, т.к. редко выполняю умственную работу с удовольствием.

0

5 уровень «затрудняюсь ответить» - у меня нет интереса к учебно-познавательной, я учусь, потому, что заставляют родители (боюсь отрицательного отношения к себе учителей, родителей, нет другого выхода и др.)

0


На данный момент по данным диагностики в 5 классе на октябрь 2014 г. результат стабилен.
Все результаты исследований, а также повышение результатов учебной и внеучебной деятельности позволяют сделать вывод, что мне удалось создать атмосферу интереса к знаниям, сформировать у учащихся стремление искать, исследовать, творить. Важным компонентом является ярко выраженная мотивация к процессу приобретения знаний, что создает атмосферу творчества, комфортности и способствует проявлению индивидуальности каждого ученика.



Заключение
Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.
ИКТ позволяют интенсифицировать деятельность учителя и учащегося; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися и т.д. И, самое главное, значительно поднять уровень обученности при низкой мотивации учащихся.
Применение ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности способствует созданию обстановки психологического комфорта, позволяет обеспечить для большинства учеников переход от пассивного усвоения учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями, дает возможность реализовать принцип «учение с увлечением».
Учащиеся легче и быстрее усваивают материал, испытывая при этом моральный подъем, проявляют готовность и стремление к совершенствованию. Исключается необходимость жесткого контроля процесса и результатов учебного труда. Успешная учебно-познавательная деятельность укрепляет чувство собственного достоинства, повышает самооценку и статус школьника в коллективе. Информационные технологии замечательное дидактическое средство, позволяющее воспитывать личность в соответствии с требованиями современной жизни.


























Список использованной литературы:
Ваграменко Я.А. О направлениях информатизации российского образования // Системы и средства информатики: Информационные технологии в образовании: От компьютерной грамотности - к информационной культуре общества /Отв. ред. И.А. Мизин. Вып. 8. - М.: Наука, Физматлит, 1996., с. 27-38.
Вединеева Н.А. Развитие научно-исследовательской деятельности учителя и учащегося в школьной практике // Оренбург.- 2004.- №3.С.6-7.
Водзинский Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков. М., Просвещение, 1963. С. 5 – 138.
Возрастная и педагогическая психология. // Под ред. А.В. Петровского. М.. Просвещение, 1979. С. 101 – 215.
Выготский Л.С. Проблема обучения и творческого развития в школьном возрасте // Избран, психол. исследования. М., 1982. Т.1.- С.24
Гузеев В. В. Современные образовательные технологии. М. , 1989.
Дёмин И.С. Использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности/ И.С. Дёмин // Шк. Технологии. – 2001. - №6. – С.174 –177
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Изд.центр «Академия», 2003
Информатика. Базовый курс/Симонович С.В. и др. - СПб: Издательство ”Питер”, 2000.-640 с.
Калмыкова З.И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении // Сов. педагогика. 1959. № 7.
Лебедев О. Е. Формирование потребности в знаниях у учащихся. Л., Знание, 1973. С. 17 – 32.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., Просвещение, 1983. С. 5 – 79.
Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., Знание, 1979. С. 5 –46.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000
Пасхин Е.Н. Философско-методологические аспекты информатизации образования // Системы и средства информатики: Информационные технологии в образовании: От компьютерной грамотности - к информационной культуре общества /Отв. ред. И.А. Мизин. Вып. 8. - М.: Наука, Физматлит, 1996, с. 84-90.
Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. - М.: Педагогика, 1989. - 220 с.
Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М., 1980.
Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994 - 204 с.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – Москва, НИИ школьных технологий, - 2005
Фридман Л.М., Кулагин И.Ю. Психологический справочник учителя. М., Просвещение,1991.С.28–219.
Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М., 1982.
Шолохович В.Ф. Информационные технологии обучения// Информатика и образование. 1998, № 2, с. 5-13.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение, С. 95 – 126.
Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М., 1984.
Энциклопедия психологических тестов. Темперамент, характер, познавательные процессы. М., ООО «Издательство АСТ», 1997.








13PAGE 15


13PAGE 141615













15