Программа муниципальной опытно-экспериментальной площадки


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ИНТА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5»
«5 №- а ШÖР ШКОЛА» МУНИЦИПАЛЬНÖЙ ВЕЛÖДАН СЬÖМКУД УЧРЕЖДЕНИЕ
(МБОУ «СОШ № 5»)
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Председатель ГЭС Директор МБОУ «СОШ № 5»
______________ Березина М.Н. _____________Л.В. КрукПротокол № __ от «__»______20____г. «___»_________20____г.
Программа
муниципальной опытно-экспериментальной площадки
«Система оценки освоения образовательной программы основного общего образования»
Содержание
Паспорт программы
Актуальность темы
Теоретические положения программы
Гипотеза эксперимента
Направления реализации программы
Этапы реализации программы
Ресурсное обеспечение программы
Участники эксперимента
План работы опытно-экспериментальной площадки
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование
программы Система оценки освоения образовательной программы основного общего образования
Сроки реализации 24.11.2014 – 31.12.2016
Основной разработчик Рабочая группа МБОУ «СОШ № 5» г. Инты
Нормативно-правовая основа
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 01.02.2011 № 19644)
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа (Составитель - Е. С. Савинов. - М.: Просвещение, Стандарты второго поколения, 2011)Устав МБОУ «СОШ № 5»
Объект исследования Контрольно-оценочная деятельность педагога
Цели и задачи
программы Цель программы: разработать систему оценки личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся основного общего образования.
Задачи программы:
Проанализировать систему оценки освоения образовательной программы основного общего образования, реализуемую в МБОУ «СОШ № 5».
Уточнить педагогический инструментарий формирования и диагностики метапредметных результатов.
Апробировать новый диагностический инструментарий метапредметных результатов ФГОС, позволяющий количественно и качественно выражать достигнутые уровни универсальных учебных действий и их динамику.
4. Получить объективную информацию об уровне и качестве освоения образовательной программы основного общего образования.
5. Повысить результативность образовательного процесса и уровень профессиональной компетентности педагогов МБОУ «СОШ № 5».
Ожидаемые результаты реализации программы
1. Создание системы внутренней оценки образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных).
2. Корректировка (разработка) локальных актов МБОУ «СОШ № 5».
3. Корректировка программы «Система оценки достижений планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования».
4. Создание модели системы оценки результатов освоения образовательной программы основного общего образования.
5. Формирование и диагностика метапредметных результатов ФГОС основного общего образования.
6. Разработка контрольно-измерительных материалов для диагностирования образовательных результатов на промежуточном и итоговом уровне с учётом:
условий формирования УУД, заявленных в ФГОС основного общего образования;
уровневых характеристик метапредметных результатов;
подбора заданий средствами УМК по учебному предмету.
7. Разработка рекомендаций по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся (портфеля образовательных достижений).
8. Систематизация проведения в МБОУ «СОШ № 5» контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования.
Актуальность темы
Управление системой образования – это сложный процесс. В случае, когда принятие решения базируется на реальных фактах, важно иметь достоверную информацию о результатах обучения. Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования. Измерение учебных достижений учащихся необходимо не только в целях мониторинга, но и для повышения качества образования. Данные о достижениях учащихся могут быть использованы для подготовки широкого круга образовательных стратегий – от разработки и внедрения программ повышения эффективности преподавания и обучения в МБОУ «СОШ № 5», выявления тех учащихся, которым необходима помощь, для оказания организационно–методической поддержки не вполне эффективно работающим учителям, для обеспечения равных возможностей обучения всем учащимся.
Актуальность качества школьного образования определяется избранным в Российской Федерации подходом к нормированию образовательного процесса с помощью государственных образовательных стандартов. Оценка результатов освоения образовательных программ является необходимым условием реализации системы требований государственных образовательных стандартов. Материалы системы оценки конкретизируют как сами требования, так и ожидаемые результаты, выражая их на языке, понятном и доступном не только профессионалам (педагогам, администраторам образования), но и основным категориям непрофессиональных участников образовательных отношений - учащимся и родителям (законным представителям).
Разработка нового инструментария для оценки освоения планируемых результатов основного общего образования может стать основой для разработки новой системы оценки образовательных достижений учащихся, дополнить их новыми динамическими характеристиками в предметных и межпредметных областях, области личностного развития учащихся, а также позволит объективно оценивать эффективность деятельности МБОУ «СОШ № 5», создаст информационно-аналитический потенциал управления образовательным процессом. Поэтому актуальность темы «Система оценки освоения образовательной программы основного общего образования» для исследования в МБОУ «СОШ № 5» очевидна, так как управление новым качеством образовательных результатов требует применения новых методик и технологий управления образовательными системами, в том числе технологий оценивания образовательных результатов в условиях реализации ФГОС основного общего образования.
  Теоретические положения программы
В современной педагогической теории и практике сложилась ситуация, которая характеризуется следующим противоречием между высокими современными требованиями ФГОС к качеству образовательных (в том числе метапредметных) результатов и отсутствием эффективной системы оценки качества образовательных (в том числе, метапредметных) результатов основного общего образования в образовательной организации.
Данное противоречие обусловило актуальность исследования, проблема которого заключается в поиске ответа на вопрос, какой должна быть система управления качеством образовательных результатов учащихся уровня основного общего образования, чтобы процесс обучения не только способствовал формированию суммы знаний, но и готовил учащегося к жизни, его дальнейшей социализации в мировом сообществе.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в настоящее время в науке исследуются идеи, которые могут быть положены в основу теоретического осмысления проблемы формирования и развития метапредметных компетенций у учащихся.
Разработка системы оценки планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования опирается, прежде всего, на представление о структуре и составе результатов общего образования, а также на конкретизацию понятия образовательных результатов, отраженную в Фундаментальном ядре содержания общего образования и Программе развития универсальных учебных действий.
Теоретические основы инновационной деятельности в образовании раскрыты Амендом А.Ф., Боголюбовым В.И., Гостевым А.Г., Слободчиковым В.И.
Теоретическое осмысление компетентностного подхода как приоритетной парадигмы образования находит отражение в трудах Веселовского Н.С., Зеера А.Э., Зимней И.А., Переломовой Н.А., Хуторского А.В.
Общетеоретические аспекты изучения проблемы метапредметных (надпредметных) компетенций представлены в исследованиях Квитовой Л.Ф., Колесиной К.Ю., Леонтьевой М.Р., Асмолова А.Г., Воронцова А.Б., Заславского В.М.
Таким образом, актуальность темы связана с необходимостью более детального изучения теории управления и создания системы оценки качества образовательных результатов для оптимизации внутриучрежденческого управления качеством образовательных результатов (в том числе метапредметных).

Гипотеза эксперимента
Если в ходе эксперимента будут уточнены и апробированы:
новый диагностический инструментарий формирования и диагностики метапредметных результатов ФГОС основного общего образования;
средства диагностики метапредметных, личностных, предметных результатов ФГОС основного общего образования;
контрольно-измерительные материалы для диагностирования образовательных результатов;
система методической работы в образовательной организации;
система работы с родителями (законными представителями) на этапе перехода к реализации ФГОС основного общего образования;
то это позволит:
сформировать у учащихся планируемые результаты образования, заданные ФГОС основного общего образования;
повысить результативность образовательного процесса;
создать условия для сохранения и поддержки здоровья детей, развития их личностных качеств и познавательных мотивов деятельности;
повысить профессиональный уровень педагогических работников - участников эксперимента;
создать условия для построения партнерских отношений между родителями (законными представителями) и МБОУ «СОШ № 5» при реализации ФГОС основного общего образования.
Направления реализации программы
Направление Содержание деятельности
1 2
Нормативно-правовое Издание приказов по ведению опытно-экспериментальной деятельности
Разработка и утверждение локальных актов по ведению опытно-экспериментальной деятельности
Организационное Создание рабочей группы по опытно-экспериментальной деятельности
Ознакомление педагогических работников о целях, задачах опытно-экспериментальной деятельности
Организация работы с родителями (законными представителями)
Создание необходимых баз данных по МБОУ «СОШ № 5»
Научно-методическое Разработка аналитического обоснования и плана работы опытно-экспериментальной деятельности
Методическое сопровождение опытно-экспериментальной деятельности (семинары, круглые столы, тренинги)
Изучение методической литературы по теме опытно-экспериментальной деятельности
Подбор диагностического инструментария для измерения уровня сформированности личностных, метапредметных и предметных результатов ФГОС основного общего образования
Ведение мониторинга, проблемного анализа и своевременной корректировки опытно-экспериментальной деятельности
Практическое Разработка диагностического инструментария формирования и диагностики метапредметных результатов ФГОС основного общего образования
Разработка контрольно-измерительных материалов для диагностирования образовательных результатов
Создание модели системы оценки освоения образовательной программы основного общего образовОбновление материально-технической базы МБОУ «СОШ № 5» за счёт бюджетных, внебюджетных средств, спонсорской помощи
Диагностическое Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий в урочной деятельности
Диагностика уровня мотивации и роста профессиональных компетенций педагогических работников
Информационно-мотивационное Обмен опытом участников эксперимента (открытый урок, круглый стол)
Ознакомление педагогических работников с ходом и результатами опытно-экспериментальной деятельности
Ознакомление педагогической общественности с ходом и результатами эксперимента (открытые уроки, мастер-классы, доклады, участие в конференциях, публикации)
Этапы реализации программы
Этапы эксперимента Задачи Содержание деятельности Сроки исполнения Ответственный
1 2 3 4 5
Подготовительный
Подготовительный
Организационные
Определить участников разработки и реализации эксперимента Разработать механизм реализации эксперимента; распределить функциональные обязанности между участниками эксперимента; определить базу экспери-мента; определить формы и периодичность отчетов. 24.11.2014 –
01.02.2015
Руководитель опытно-экспериментальнойплощадки
Кадровые
Осуществить подготов-ку участников к реали-зации эксперимента Ознакомить кадровый состав с целями проводимого эксперимента и концептуальными подходами к реализации; ознакомить с программой осуществления эксперимента. Директор
Мотивационные
Выявить и проанализи-ровать сопротивления, риски, неопределен-ность Разработать систему мер преодоления сопротивления, снятия неопределенности и компенсаторных мер по преодолению рисков. Провести работу со всеми объектами образовательных отношений по ознакомлению с основными ценностями и целевыми установками, составляющими основу эксперимента. Директор
Содержательные
Разработать содержание эксперимента в соответствии с выбранной темой, целями и задачами Разработать программу опытно-экспериментальной площадки; разработать план реализации программы на 2014-2016 годы. Руководитель опытно-экспериментальнойплощадки
Информационные
Обеспечить информационную поддержку на всех уровнях проведения эксперимента Регулярно знакомить участников образовательных отно-шений с целями и задачами эксперимента, результатами деятельности. Руководитель опытно-экспериментальнойплощадки
Практический Апробировать новый диагностический инструментарий мета-предметных результатов ФГОС, позволяющий количественно и качест-венно выражать достиг-нутые уровни универ-сальных учебных действий и их динамику Осуществлять деятельность площадки в соответствии с планом; проанализировать результаты деятельности; спланировать дальнейшие действия по результатам; создать банк диагностического инструментария;
создать систему внутренней оценки образовательных результатов; создать модель системы оценки освоения образовательной программы основного общего образования; организовать проведение семинаров, педсоветов, совещаний. 01.02.2015-01.06.2016 Руководитель опытно-экспериментальнойплощадки
Обобщающий Обобщить опыт педагогических работников на республиканском и муниципальном уровнях Провести проблемный анализ результатов реализации программы и плана опытно-экспериментальной площадки; определить перспективы развития МБОУ «СОШ № 5» в этом направлении; разработать методические рекомендации по организации внутренней системы оценки образовательных результатов; систематизировать проведение мониторинговых и контрольно-оценочных процедур. 01.06.2016-31.12.2016 Руководитель опытно-экспериментальнойплощадки
Ресурсное обеспечение программы
Наличие кадров, готовых к участию в опытно-экспериментальной деятельности.
2. Использование инновационных технологий обучения в педагогической деятельности.
3. Наличие кабинетов, оснащённых компьютерным оборудованием.

Участники эксперимента
Ф.И.О. учителя Должность Имеющаяся квалификационная категория
1 2 3
Руководитель рабочей группы
Вороцянка
Любовь Васильевна Заместитель директора
по учебной работе Высшая квалификационная категория
Члены рабочей группы
Васильева
Ирина Борисовна Учитель математики Высшая квалификационная категория
Старовойтова
Светлана Васильевна Учитель русского языка и литературы I квалификационная
категория
Артеменко Светлана Иосифовна Учитель русского языка и литературы I квалификационная
категория
Гершун
Ирина Петровна Учитель английского языка Высшая квалификационная категория
Цветкова
Ирина Петровна Учитель иностранных языков Высшая квалификационная категория
СереденкоГалина Григорьевна Учитель истории Высшая квалификационная категория
Баскакова
Ольга Юрьевна Учитель биологии Высшая квалификационная категория
ЕрмушинаИрина Анатольевна Учитель географии I квалификационная
категория
МуртазинРинат МинтальгатовичУчитель физической культуры I квалификационная
категория
Зыкова
Людмила Ивановна Учитель изобразительного искусства I квалификационная
категория
Канев
Игорь Константинович Учитель технологии II квалификационная
категория
Гладун
Елена Николаевна Педагог-психолог I квалификационная
категория
План работы опытно-экспериментальной площадки
Направления реализации программы/Содержание деятельности Сроки Ответственный
1 2 3
Нормативно-правовое направление
Издание приказов по организации опытно-экспериментальной деятельности Декабрь
2014 Крук Л.В.
Разработка и утверждение локальных актов по ведению опытно-экспериментальной деятельности По мере необхо-
димостиКрук Л.В., Вороцянка Л.В.
Формирование банка нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального и школьного уровней По мере издания
Вороцянка Л.В.
Организационное направление
Инструктивно-методическое совещание «Организация деятельности введения ФГОС основного общего образования» 1 раз в квартал Вороцянка Л.В.
Анализ кадрового состава МБОУ «СОШ № 5» Декабрь
2014 Вороцянка Л.В.
Анализ состояния компетентности педагогов к участию в эксперименте Декабрь
2014 Вороцянка Л.В.
Создание рабочей группы по опытно-экспериментальной деятельности Декабрь
2014 Крук Л.В.
Распределение функциональных обязанностей между всеми участниками опытно-экспериментальной площадки Декабрь
2014 Крук Л.В.
Ознакомление педагогических работников о целях, задачах опытно-экспериментальной деятельности Декабрь
2014 Вороцянка Л.В.
Анкетирование педагогов «Формирование оценочной системы планируемых результатов в рамках ФГОС» Декабрь
2014 Вороцянка Л.В.
Организация научно-методического сопровождения участников эксперимента Посто-янноВороцянка Л.В.
Организация работы с родителями (законными представителями) Посто-янноВороцянка Л.В.
Анкетирование родителей «Портфолио ученика как способ оценки планируемых результатов»
Март
2015 Классные руководители
Научно-методическое направление
Анализ научно-методического и материально-технического обеспечения Декабрь
2014 Вороцянка Л.В.
Подбор методической литературы по теме Декабрь
2014 Вороцянка Л.В.
Работа с методической литературой по теме эксперимента, обсуждение, обмен мнениями Декабрь
2014 Вороцянка Л.В.
Разработка программы опытно-экспериментальной площадки Декабрь
2014 Вороцянка Л.В.
Разработка плана работы опытно-экспериментальной площадки на 2014-2016 годы Декабрь
2014 Вороцянка Л.В.
Внесение изменений в план работы методической службы МБОУ «СОШ № 5» на 2014/2015 учебный год Декабрь
2014 Вороцянка Л.В.
Внесение изменений в план методической работы (внутришкольного повышения квалификации) с ориентацией
на проблемы введения ФГОС основного общего образования на 2014/2015 учебный год Декабрь
2014 Вороцянка Л.В.
Внесение изменений в план работы школьных методических объединений учителей Декабрь
2014 Руководители ШМО
Изучение мотивационного фона Декабрь
2014 Гладун Е.Н.
Участие в республиканской научно-практической конференции «Реализация ФГОС как механизм инновационного развития образовательной организации и профессионального развития педагога» в качестве демонстрационной площадки Декабрь
2014 Вороцянка Л.В.
Проблемный семинар «Новая роль процедуры оценивания в ФГОС общего образования» Январь
2015 Вороцянка Л.В.
Теоретический семинар «Использование ИКТ при оценивании знаний учащихся» Январь
2015 Агурова М.Г.
Методическая неделя «Контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся – эффективное средство повышения качества образовательного процесса» Февраль
2015 Вороцянка Л.В.
Педсовет «Контрольно-оценочная деятельность в условиях введения ФГОС» Февраль
2015 Вороцянка Л.В.
Семинар-практикум «Портфолио - современная эффективная форма оценивания, средство для решения ряда важных педагогических задач» Март
2015 Вороцянка Л.В.
Заседание ШМО учителей русского языка и литературы «Система оценивания уровня овладения учащимися УУД» Март
2015 Тамилина Л.Н.
Муниципальный семинар «Реализация ФГОС основного общего образования: проблемы, пути преодоления» Апрель
2015 Вороцянка Л.В.
Обсуждение и корректировка программы «Система оценки достижений планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 5» Апрель
2015 Вороцянка Л.В.
Самообразование педагогов В т/года Руководители ШМО
Совещание участников эксперимента «Перспективы и план работы муниципальной опытно-экспериментальной площадки на 2015/2016 учебный год» Май
2015 Вороцянка Л.В.
Совещание педагогического коллектива «Промежуточные результаты и перспективы опытно-экспериментальной деятельности» Май
2015 Вороцянка Л.В.
Заседание школьных методических оббхединений учителей «Оценка личностных и метапредметных УУД» Сентябрь
2015 Руководители ШМО
Проблемный семинар «Родители как субъекты контрольно-оценочной деятельности» Октябрь
2015 Вороцянка Л.В.
Семинар-практикум «Система формирования личностных результатов учащихся уровня основного общего образования» Ноябрь
2015 Вороцянка Л.В.
Семинар-практикум «Проектирование и проведение урока с активной оценкой» Декабрь
2015 Вороцянка Л.В.
Анализ деятельности опытно-экспериментальной площадки за I полугодие 2015/2016 учебного года Январь
2016 Вороцянка Л.В.
Совещание «Конторольно-оценочная деятельность педагога – условие успешной итоговой аттестации» Январь
2016 Вороцянка Л.В.
Методическая неделя «ИКТ в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся» Февраль
2016 Вороцянка Л.В.
Педсовет «Дидактические средства организации контрольно-оценочной деятельности» Февраль
2016 Вороцянка Л.В.
Участие в муниципальном Фестивале педагогических идей Март
2016 Руководители ШМО
Обобщение опыта педагогов на российском, республиканском и муниципальном уровнях через участие в конкурсах, фестивалях, конференциях В течение года Руководители ШМО
Анализ деятельности опытно-экспериментальной площадки за 2015/2016 учебный год Май
2016 Вороцянка Л.В.
Совещание «Реализация системы оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы» Октябрь
2016 Вороцянка Л.В.
Разработка методических рекомендаций по организации внутренней системы оценки образовательных результатов Декабрь
2016 Вороцянка Л.В.
Анализ деятельности опытно-экспериментальной площадки за I полугодие 2016/2017 учебного года Январь
2017 Вороцянка Л.В.
Практическое направление
Разработка диагностического инструментария формирования и диагностики метапредметных результатов ФГОС основного общего образования 2015-2016 Участники эксперимента
Разработка контрольно-измерительных материалов для диагностирования образовательных результатов 2015-2016 Участники эксперимента
Создание модели системы оценки освоения образовательной программы основного общего образованияОктябрь
2016 Вороцянка Л.В.
Создание системы внутренней оценки образовательных результатов Ноябрь
2016 Вороцянка Л.В.
Создание банка диагностического инструментария Декабрь 2016 Вороцянка Л.В.
Отслеживание результатов эксперимента через систему наблюдений, тестирование 2015-2016 Вороцянка Л.В.
Диагностическое направление
Выявление и фиксация динамики целостного личностного развития каждого ученика через анализ когнитивной, монивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер Посто-янноГладун Е.Н.
Подбор инструментария для диагностики уровня сформированости универсальных учебных действий у учащихся 5 класса (6, 7 классов) 2015-2016 Участники эксперимента
Работа по отбору инструментария формирования и диагностики метапредмтеных результатов ФГОС ООО 2015-2016 Участники эксперимента
Диагностика уровня удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством формирования универсальных учебных действий в школе Апрель 2015,
2016 Степаненко Н.О.
Информационно-мотивационное направление
Информирование родителей (законных представителей) о ходе экспериментальной деятельности Посто-янноВороцянка Л.В.
Публикация опыта деятельности площадки на официальном сайте МБОУ «СОШ № 5» 2015-2016 Администратор сайта