Конспект занятия по математике для старших дошкольников Приключения в городе Математических Наук

Конспект занятия в кружке по развитию математических представлений
«Приключения в городе Математических наук»

Цель:  Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия.

Задачи: 1. Упражнять в счете двойками до 20.
2. Закреплять состав числа 10.
3. Упражнять в выполнении действий сложения (+1) и вычитания (-1) в пределах 20.
4. Формировать представления о понятиях «удвоить», «разделить».
5. Закрепить представления о сравнении по величине с использованием знаков >, <, =.
6. Развивать пространственные представления, умение ориентироваться на плоскости.
7. Воспитывать способность к сопереживанию, желание прийти на помощь.

Материалы: презентация, компьютер, проектор, 2 замка из картона с камешками, папки Воскобовича с распечатанными заданиями, фломастеры для белой доски, «бревно», веревка, нарисованные кувшины.

Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня я хотела рассказать вам удивительную историю, которая случилась с мальчиком Павликом и его сестрой Юлей. Павлику было уже 7 лет и он ходил в 1 класс школы. Юля была на 2 года младше Павлика. (слайд №1)
- Сколько было лет Юле? (5 лет) Она ходила в детский сад. У Павлика и Юли был друг – пушистый, белый, с рыжими пятнышками.
- Как вы думаете, кто это? (щенок по имени Шарик) (слайд №2)
Когда ребята возвращались вечером домой, щенок с радостным лаем встречал их у порога. Но однажды, подходя к дому, дети не услышали знакомого лая, никто не встречал их. Дети осмотрели весь дом, двор, побежали в парк. Но и здесь не было щенка. Вдруг они увидели старичка, (слайд №3) сидящего на скамейке, который рассказал ребятам о том, что Шарика увела Двойка, которая поселилась в дневнике у Павлика. Увела она Шарика в город Математических загадок. И освободить его может только тот, кто дружит с математикой. Старик рассказал ребятам и о том, как попасть в этот город.
Предложить детям отправиться в путешествие вместе с Юлей и Павликом.
Отправимся и мы на помощь Шарику вместе с Юлей и Павликом. Сначала дети шли по знакомым местам, потом тропинка привела их к темному лесу. Долго бродили они по лесной чаще. Наконец, оказались у горы, подняться на которую можно по ступенькам (слайд №4)

Задание №1. Предложить детям подняться по ступенькам, чтобы попасть в город Математических загадок (счет двойками до 20).
Поднявшись по ступенькам, оказались они возле высоких, красивых ворот, запертых на 2 больших замка, а рядом стояла стража. (слайд №5)
Задание №2. Чтобы открыть эти ворота, сказал один из стражников, вы должны опустить в каждый из этих замков несколько камешков. Секрет заключается в том, что они откроются толь тогда, когда камешков в обоих замках будет ровно 10.
Сколько камешков нужно опустить в каждый из этих замков? (Разбирают различные варианты, выбираем один из них). А если опустить 4 и 5 камешков – ворота откроются? 6 и 3? Почему?
Дальше вам нужно пойти по улице Плюсов. Жители этой улицы все время прибавляют одни числа к другим. Они заняты этим весь день.
Давайте проверим, правильно ли они выполняют эти действия?
12+1=13 14+1=16 18+1=19 19+1=18 11+1=12 13+1=15
Задание №3.
Один день в году на этой улице происходят чудеса. Тогда все, что есть в карманах, сумках, удваивается, увеличивается вдвое.
Если была одна конфета, станет сколько?
Было 2 пряника, станет сколько?
Было пол- яблока, станет сколько?
Задание №4.
- А улица минусов у вас есть? – спросил Павлик. Ему хотелось, чтобы его научили правильно вычитать.
- Эта улица очень далеко, вам не по пути – ответил стражник – лучше потренируйся сам.
- Поможем Павлику правильно разложить монетки в копилки. (Индивидуальная работа на листах с изображением монет и копилок)
Задание №5. Выполнив задание, дети отправляются дальше. По пути им встретились медвежата, которые тащили тяжелое бревно, чтобы построить качели. Но сначала это бревно нужно разделить на 2 равные части.
- Как можно разделить бревно на две равные части? (Выслушать разные варианты, предложенные детьми, напомнить, что у них есть веревка).
Медвежата бурые
Не ходите хмурые!
Догадались бы давно
Да измерили бревно.
Задание №6.
На одной из улиц Павлик и Юля повстречал Серого Волка, который поведал свою печальную историю: «Иван – царевич послал меня за живой и мертвой водой к старому Ворону. Дал мне Ворон воду, но забыл я в каком кувшине мертвая вода, а в котором живая. Помню только, что старый Ворон сказал, что живой воды больше, чем мертвой, но кувшины – то непрозрачные. Как узнать в каком кувшине вода живая, а в каком мертвая, если известно, что в одном кувшине 12 стаканов мертвой воды, а в другом – 16 живой? В благодарность за помощь, Волк подарил им план, на котором был изображен путь до Круглой площади, от которой начинается улица Двоек. (лабиринт)
Но вернуть Шарика оказалось не так – то просто. Вредная Двойка, которая увела Шарика, заявила, что она отдаст его Павлику и Юле, если они выполнят Задание №7.:
Разложи счетные палочки на столе как показано на рисунке. Сколько здесь квадратов?
Какое число пропущено?
16+1+1=
Назовите первое слагаемое, второе слагаемое, третье слагаемое. Чему равна сумма?
Двойка вернула Шарика. Пока дети ласкали щенка, улица двоек растаяла и дети очутились у порога своего дома.
15